image«КамАЗ» остановился, чтобы спасти конкурента

Довольно часто мы сотрудничаем с прямыми конкурентами. Иногда это вызывает вопросы. Например, относительно недавняя ситуация с оплатами с иностранных карт: благодаря своему финансовому прошлому мы одними из первых в РФ нашли практический способ сделать всё в белую без образования зарубежного юрлица и потом поделились им с прямо конкурирующими с нами хостинг-провайдерами.

Казалось бы, зачем? Ведь без карт они потеряют около 15 % оборота, и эти клиенты «размажутся» по рынку, а часть, возможно, перейдёт к нам.

Но нет, это работает не так. В стабильной модели конкуренция должна идти между системами в целом. Кто выстроит более мощный комплекс, который даст клиентам что-то, что будет сложно найти где-то ещё, тот и получит этих клиентов. На других уровнях гораздо выгоднее дружить.

Это довольно очевидно и понятно, но никто так не делает.

▍ Закупки железа


Мы сотрудничаем с операторами связи. Гарс Телеком, МТС, Мегафон — мы вместе закупаем или закупали железо. Да, технически у них есть услуги, плюс-минус аналогичные нашим VDS-хостингам, но при этом, кто бы они ни были, они самые крупные покупатели телеком-оборудования. Если вписываться с ними в одну закупку, то цены получаются ниже. Это выгодно нам, это выгодно им. Что интересно, в одной из последних закупок кое-кто из них приобретал железо как раз для своего облачного провайдера, то есть нашего прямого конкурента. Но, во-первых, они работают в сегменте раза так в два дороже, чем мы (когда-нибудь, возможно, мы дорастём до такого, но пока — нет), а во-вторых, и мы, и они понимаем, что сетевое железо каждый в любом случае достанет. Но если закупать его вместе, то для каждого получится дешевле.

А раз это выгодно обеим сторонам, то это не влияет на конкуренцию: просто мы договорились сократить кое-какие куски формулы. Конкуренция проходит в другом месте, и нет смысла делать поставки железа дороже.

Ну и в новом дивном мире, где вендоры ушли, теперь имеет смысл покупать как раз у операторов связи: они будут возить вайтлейблы и перепродавать их. В итоге наша дружба со всеми пригодилась в условиях нового рынка.

▍ Объединение инфраструктур


Когда у нас были кризисы падения двух лучей из города (со спецэффектами вроде летающей крышки шкафа) и короткий топливный голод, мы объединяли сети питания двух рядом стоящих ЦОДов: у нас дизели были с резервированием, а у них — нет. В итоге объединённой сетью мы смогли нормально поддерживать оба ЦОДа, но без резерва: тогда ночью мы искали, где срочно купить дизель. Могли ли мы не объединяться с соседями? Запросто. Стало ли бы нам от этого хорошо? Вряд ли. Стало бы им плохо? Да. Но мы решили, что стратегически правильнее спасать оба ЦОДа и срочно искать ещё дизель, чем дать просесть нашим друзьям. Опять же мы конкуренты с точки зрения моделей для клиента: в маркетинге, в экономике — но не в кризис. Это очень важно понимать: если наступает жопа, то надо помогать рынку, а не пытаться урвать кусок. Если рядом с вами нет явных кидал, то это выгоднее в долгой перспективе чисто с точки зрения теории игр. Ну а так на практике чем-то помогли мы, когда-нибудь чем-то помогут они. Это не альтруизм, а банальные аспекты реализации того, что можно назвать нормальной бизнес-средой.

▍ Помощь с Хабром


Одному конкуренту мы помогли войти в топ-10 блогов компаний на Хабре. Опять же, казалось бы, мы отточили хорошую механику, это даёт нам клиентов настолько хорошо, что другие давно нас копируют: зачем рождать ещё конкурента в своём же поле? Ну, во-первых, всегда полезно выходить из своей норки и осматриваться в поисках других эффективных стратегий. Пробовать какие-то вещи, про которые мы давно думали, на нашем блоге не стоит. А они согласились, что можно протестировать эти гипотезы: мы получили много эмпирических данных, которых не могли бы получить другим путём.

В целом у нас с ними есть некая торговля поступками: мы помогаем им, они помогают нам в других историях. Например, они помогли нам с одним отраслевым конкурсом: сами не подавались, но голосовали за нас (там могут голосовать только сотрудники ЦОДов).

▍ Помощь с лицензиями


VPS.house первыми пострадали от окончания лицензии MS после первых волн санкций, а им по ряду причин надо было пользоваться лицензионной Виндой. Мы имеем право перепродавать свои лицензии, мы и перепродали. Это начиналось как обычная сделка, но они-то понимали, что мы могли бы так и не делать. И постарались помочь нам в том, в чём мы были слабы, — в технической экспертизе по NVMe. Они нам помогли очень серьёзно продвинуться в исследованиях этой технологии и сразу перейти к системам без рейдов.

▍ Стратегическое партнёрство с Хуавеем


Мы начали работать с Хуавеем не просто как покупатель железа: мы стали стратегическими партнёрами по облачным технологиям. Конкретно это партнёрство заключалось в том, что мы проводили совместные мероприятия. Их возможности были просто огромными! Мы знали про продвижение на российском рынке и помогали им, а они продавали нам железо и иногда передавали клиентов, которые для них самих были небольшими. По сути, мы были для них примером того, как на их железе строится правильный успешный бизнес. Плюс мы имели доступ не к медийным персонам, но звёздам гиков, что позволяло наполнять мероприятия.

Это при том, что они тоже продавали облачные услуги!

В какой-то момент партнёрство стало настолько плотным, что они привели к нам нефтяников из Китая. Да, для них это был не самый крупный клиент, а для нас — как раз) Думаю, что им было бы сложно сделать этим нефтяникам хорошо, а мы смогли их правильно разместить и прикупили ещё железа. Пожалуй, это самый интересный из известных мне примеров, когда два прямых конкурента, отличающихся по размеру, помогают друг другу.

▍ Другие конкуренты


Мы спокойно встаём в ЦОДы, которые сами предоставляют VDS-услуги. Потому что мы про другое, а не про конкуренцию в лоб. Мы спокойно встаём в ЦОДы, где уже есть конкуренты. Обычно это признак того, что там уже есть инфраструктура и связь. Дальше рассудит рынок.

Мы не боимся покупать услуги, которые можем производить сами. Когда-то мы делали контент для Сбера, студия Хабра иногда делает контент для нас и так далее. Мы не боимся покупать такие услуги, чтобы взглянуть с другой стороны.

Конкуренция там, где удобно и приятно, а не там, где можно побороться за лишний рубль. У нас среди клиентов есть крупные компании, которые могут без проблем развернуть пару виртуалок у себя в инфраструктуре. Но они пользуются нами, потому что с нами это сделать проще и удобнее. Кому-то так привычнее, кому-то нужно быстро что-то проверить без сложных согласований и так далее. С другой стороны, вот сейчас, например, мы будем платить за Яндекс.Почту примерно по той же причине: да, мы можем легко развернуть опенсорсную систему. Админы удивлены и спрашивают, почему мы остаёмся. А мы остаёмся потому, что привыкли, и нам это удобно. А вот со Слака мы ушли, когда он стал платным. Перешли на корпоративный Элемент. Он крутой и секьюрный, местами даже настолько секьюрный, что я иногда не могу в него залогиниться. Протокол крутой, клиент слабый. А у Слака было удобно всё, и лучше него корпоративного мессенджера просто нет, если сравнивать по критерию «зато работает».

Были и неудачные кейсы. Например, у нас недружественно пытаются «уводить» авторов. В смысле писать в два блога — это ОК, но делать так, чтобы автор писал в чужой блог и не писал при этом в наш, немного странно. Сразу скажу, что «зеркально» мы таким не занимаемся.

▍ Мораль


Она простая. С конкурентами необязательно воевать, необязательно их бояться. Пока рынок большой — можно взаимодействовать. Мы часто понимаем друг друга лучше, чем другие компании, и от этого могут выиграть оба бизнеса. В любом случае, даже если не помогать, можно хотя бы вести конструктивный диалог. Это иногда работает. И даже чаще, чем принято думать.

Пол-лимона подарков от RUVDS. Отвечай на вопросы и получай призы ????

Комментарии (11)


  1. Buchachalo
    16.05.2023 08:20
    +4

    Пикча и подпись к ней полностью описывает большой и часть среднего бизнеса в России.


    1. Demacr
      16.05.2023 08:20
      +10

      Но на пикче не конкуренты, оба Камазы. Т.е. сокомандники.


    1. Roum15
      16.05.2023 08:20
      +7

      подпись к пикче - полный провал:
      Камаз и многие достаточно богатые команды на ралли-рейдах ставит минимум 3 машины, которые по возможности друг-другу помогают, одна из машин - "боевая техничка", которая должна идти вслед за двумя другими экипажами и прямо должна остановиться и помочь товарищам по команде (это если они не совсем в тотал размолотились, тогда техничка лупит за них на максималках)

      Так что на картинке один экипаж команды помогает другому экипажу этой же команды, а не конкуренту


      1. ntsaplin Автор
        16.05.2023 08:20
        +7

        Мы имели в виду вполне конкретный случай, когда Эдуард Николаев остановился спасти своего основного конкурента в личном зачёте, чтобы в результате выиграла вся команда.

        И мы тоже за то, чтобы выиграла отрасль, нам важно сохранить человеческое лицо и помочь ближнему.


        1. dlinyj
          16.05.2023 08:20
          +3

          Прошу прощения, что уточняю, фотография в заголовке это 2016 года «Дакар-2016».


          В этот же день из-за переворота экипаж Эдуард Николаева скатился со второго на десятое место в общем зачёте, уступив свою позицию Мардееву.


      1. Ivan22
        16.05.2023 08:20
        +2

        Как раз тут все правильно. У нас всегда помагают конкурентам, если конкурент - это ты сам :)))))


  1. Alex_Tech
    16.05.2023 08:20
    +4

    Достойный подход. Не знаю как где, но я с подобным сталкивался очень редко. Куда чаще идеология "падающего толкни".


  1. Areso
    16.05.2023 08:20
    +4

    Ну...

    1) На пикче "Камаз" остановился, чтобы спасти другой "Камаз"
    2) Оба "Камаза" представляют Россию
    3) Оба "Камаза" имеют одинаковых спонсоров.

    Конкуренты они весьма условные... потому что играют за одну команду.


  1. CheKot
    16.05.2023 08:20
    +2

    На фото два камаза. Они точно конкуренты?


    1. ntsaplin Автор
      16.05.2023 08:20

      Уже ответил здесь.


  1. StjarnornasFred
    16.05.2023 08:20
    +2

    Всё правильно. Как говорил Макс Кац (около 3 лет назад, так что никаких отсылок), торговать выгоднее, чем воевать. В сфере высоких технологий это ещё и полезно для человечества в целом.