Как справиться с ситуацией, когда в команде (продуктовой и не только) нет дизайнера, копирайтера, UX-райтера, исследователя, разработчика или менеджера, а фичу двигать надо? Рассказываю на личных кейсах и даю инструменты в помощь.
Привет! Меня зовут Ярослав Трегубов, последний год я тимлид B2B-команды дизайнеров в СберМаркете. А в целом у меня около 15 лет опыта: был собственником бизнеса и лид-дизайнером рекрутингового сервиса HeadHunter, преподавал, работал в нескольких агентствах — и там постоянно сталкивался с нехваткой специалистов.
В этом материале собрал свой опыт работы в не полностью укомплектованных командах: что делаю, какие инструменты и сервисы использую, когда нет дизайнера, копирайтера, разработчика или кого-то еще ↓
Содержание
Нехватка специалистов — не ваша проблема, а бизнеса, но…
Что делать, если в команде нет дизайнера
Нет копирайтера или UX-райтера
Нет исследователя или аналитика
Некоторые выводы: дизайнер может всё, но еще он может сломаться
И немного контекста: дальше рассказываю на примере дизайна, но подход и инструменты могут быть полезны любым специалистам — менеджерам, редакторам, копирайтерам, разработчикам.
Нехватка специалистов — не ваша проблема, а бизнеса, но…
Итак, представьте ситуацию: вы работаете над проектом. Допустим, делаете форму создания вакансии для рекрутингового сервиса — на эту фичу приходится 90% функциональности, важности и ценности продукта. Делаете, делаете, но в какой-то момент оказывается, что на проекте нет менеджера, аналитика, исследователя, копирайтера. И вы на мгновенье замираете: а как быть дальше?
Я пишу о той истории, когда компании хочется выпустить продукт: сделать сайт, лендинг, приложение, сервис, но по какой-то причине не хватает специалистов. И здесь часть читателей задаст справедливый вопрос: а я тут при чем? Это не моя проблема, а бизнеса. Вот он пусть и думает.
Тоже верно. Но есть причины, по которым именно вам может быть важным сделать продукт ↓
???? Нет желания работать в стол. Всегда можно делать только свою часть работы: дизайнеру — дизайн, разработчику — код, редактору — текст. Но если не будет остального, работу никто не увидит.
???? Хочется карьерного роста: перейти в управленцы, лиды, получать больше денег или добиться более высокой роли в продукте, компании. Самый верный способ сделать это — стать локомотивом, который движет проект вперед.
???? Есть цель повысить свою стоимость на рынке. Дизайнер, который занимается только макетами, и дизайнер, который способен довести проект до финала, — разные специалисты. Второй стоит дороже.
???? Хочется сделать свой продукт или проект. Опять же, чтобы потешить самолюбие или добавить проект в портфолио и усилить свою позицию на рынке.
Какой бы ни была причина, она, увы, не решает вопрос нехватки ресурсов. Окей, я хочу довести проект до финала, но как мне это сделать? Особенно когда своих задач выше крыши. Что теперь — не есть, не спать, сутками не отрываться от стула? В этот момент можно опустить руки: ресурсов нет, ничего не выйдет. А можно вспомнить, что дизайнер — это тот, кто решает проблемы.
Дизайнер — это решатель
Дизайнер — это решатель проблем. Тот, кто может участвовать во всех процессах и волшебным образом (о волшебстве расскажу чуть позже) решить проблему нехватки копирайтера, исследователя, разработчика, менеджера. Дизайнер может всё.
Но важно помнить, что дизайнер — в первую очередь дизайнер, и его собственные задачи в приоритете. Поэтому, прежде чем браться за работу копирайтера или аналитика, нужно:
Поставить в известность руководителя и команду — рассказать, что на проекте не хватает кадров. Часто бывает, что о дефиците специалистов все молчат: да, людей нет, но мы никому об этом не говорили, страдаем молча.
Попросить помощи у коллег. К примеру, к проекту может подключиться кто-то из смежных отделов.
По ходу работы напоминать команде о контексте — у нас есть ограничения, давайте не будем о них забывать.
А теперь посмотрим, что можно сделать, когда в команде не хватает специалистов ↓
Нет дизайнера
Когда в команде нет дизайнера или не хватает ресурсов, например хотим освободить свои руки или делать больше, есть два решения: фриланс/субподряд или стажеры.
1. Фриланс или субподряд. С субподрядом всё плюс-минус понятно: приходите к подрядчику, объясняете задачу, подписываете договор и получаете готовый макет.
→ Кейс с субподрядом. В СберМаркете нам нужно было сделать лендинг для предновогодней акции. Я тогда был один дизайнер в своей команде, поэтому мы пошли в субподряд: получилось быстро и без лишней нагрузки на меня.
Но субподряд — это часто дорого и долго, потому что нужно планировать ресурсы, искать подходящую компанию, согласовывать бюджет, договор и прочее. В этом плане фриланс дешевле и быстрее, но есть нюансы.
Фрилансеры могут отвалиться в любой момент: сегодня он готов брать десять задач, завтра — ноль.
Фрилансеров нужно контролировать: находить, ставить задачи, принимать работу.
Требуется бюджет: фриланс дешевле, чем специалист в штате или субподряд, но платить всё равно нужно.
→ С фрилансом у меня тоже есть история из практики. Я тогда работал в студии, был единственным дизайнером и арт-директором. Уже в первый год работы понял, что не успеваю: мне нужно было и работать, и согласовывать идеи, и защищать их перед агентством и заказчиками. Что я сделал: сказал агентству, а давайте моя зарплата будет зависеть от количества закрытых проектов. Те согласились.
Дальше я пошел к друзьям и ученикам. Говорю: ребята, давайте делать деньги! Вот проекты, надо только работать. И мы стартанули. Я тогда очень много зарабатывал.
Потом пришел к шефу и сказал: «Посмотри, какая у меня большая зарплата! Она может быть меньше, но стабильней, если у меня будет свой штат дизайнеров». Так у меня получилась команда из 10 дизайнеров — не только из тех, с кем работал на фрилансе, но тех, кто изначально шел в штат. Люди понимали, что работать в штате выгоднее в долгосрочной перспективе: в моменте денег может быть и меньше, но есть стабильность и прокачка от меня. В итоге построил дизайн–конвейер — берите на вооружение.
2. Стажеры. Можно вырастить себе подмогу, инвестируя время в обучение стажеров. На рынке огромное количество талантливых ребят без опыта, готовых работать за небольшие деньги.
За свою практику я вырастил довольно много джунов: обучил, а потом продвинул по карьерной лестнице. Это сложно: нужно тратить время, объяснять, быть терпеливым. Но есть шанс получить лояльного мотивированного специалиста, который через полгода-год станет мидлом.
Нет копирайтера или UX-райтера
С отсутствующими копирайтерами вариантов чуть больше. Можно: сделать самим, найти фрилансера или использовать AI.
Я сам. В некоторых случаях дизайнер может сам написать текст, например, для кнопок, экранов онбординга, подсказок. У такого подхода два плюса:
быстрее получаешь финальный вариант дизайна;
можешь тестировать сразу и интерфейс, и текст.
Но есть и ограничение — отсутствие экспертности. Тут могу дать несколько материалов в помощь:
Microcopy. The Complete Guide — книга на английском.
Текст в мобильных приложениях — лекция Алексея Каданера из Яндекса.
Designing like a writer: how language can elevate your work — лекция Эндрю Шмидта из Slack.
Текст в интерфейсе — трехчасовой практикум Райффайзенбанка.
И всё же. Если для кнопки я могу написать текст, то статью не по своей теме уже вряд ли осилю. К примеру, была история: требовалось написать материал о базальной имплантации — естественно, это не мой профиль. И тут остается прибегнуть к фрилансу.
Фриланс. Может выручить с копирайтерами, авторами, но не подойдет для UX — требуется глубокое погружение в интерфейс, задачу. И не всегда фрилансеры справляются со специфическими темами.
→ Опять же пример с базальной имплантацией: мне нужен был текст, я пошел к фрилансерам, они говорят — 500 рублей и неделя. Подозрительно дешево, ну да ладно, беру. В итоге получаю текст, который не проходит ни одну проверку уникальности, да и выглядит как компиляция кусочков текста с других сайтов. Такая себе история. Поэтому при выборе фрилансера важно убедиться, что тот погружен в тему или сможет изучить вопрос, например поговорить с экспертами.
AI-мэджик. Думаю, все уже в курсе, что нейросети способны писать текст приемлемого уровня. Их можно использовать как для UX, так и для статей. Да, придется потратить время на запросы, но выйдет быстрее и проще, чем писать с нуля самому или искать подходящего фрилансера. Вот некоторые полезные сервисы:
Плюсы AI: бесплатно, есть поддержка русского языка. Минусы: нужна валидация — проверка результата. Еще один минус, если говорить о ChatGPT, — это ограничение использования в России. Тут поможет Ютуб: первые три ролика по запросу «Как пользоваться ChatGPT в России» полностью отвечают на вопрос.
Нет исследователя или аналитика
Исследования — часть работы дизайнера. Дизайнеры умеют, должны и могут делать это сами, но и здесь часто хочется разгрузиться. Например, если задач много и уже не успеваешь. Тут на помощь приходят AI, краудсорсинговые платформы, коридорные тесты, фейк-доры и гроу-хакинг.
AI heatmap. Heatmap — тепловая карта, которая показывает, куда кликают пользователи и насколько читаются разные элементы. Сюда можно загнать свой баннер, лендинг и мгновенно получить результат: проверить порядок восприятия информации пользователем, читаемость, заметность элементов.
Загрузили картинку, нажали кнопку, проверили — базовая гигиена любых решений и, пожалуй, самый простой способ.
Тут я использую и могу посоветовать два сервиса:
Visualeyes.design — требуется авторизация;
Zyro.com — бесплатно, но заходить нужно под VPN.
Краудсорсинговые платформы. В частности те, на которых можно просить респондентов сделать что-либо: оценить дизайн, пройти путь пользователя, выбрать один из двух вариантов, к примеру Toloka, TaskPay, Userbrain, Trymata.com. На таких платформах можно провести:
количественный опрос;
проверку side-by-side;
коридорное исследование.
Например, можно загрузить два варианта дизайна и спросить у респондентов, какой лучше; показать экран и спросить пользователя, где он находится, что может делать и что произойдет, если нажать ту или иную кнопку. Или загрузить имитацию интерфейса и попросить выполнить действия: зарегистрироваться в личном кабинете, оформить заказ, найти товар. А затем оценить результаты.
Краудсорсинговые платформы подходят для быстрого сбора 200–300 ответов.
Коридорные тесты — это когда вы, грубо говоря, собираете коллег, которые ничего не знают о продукте, даете им ссылки на макет и задание: оформить заказ, зарегистрироваться, загрузить резюме. А затем смотрите, куда они нажимали, какой путь прошли и с какими проблемами столкнулись.
→ Кейс из практики. Мне нужно было разделить ретейлеров — компании, товары которых мы доставляем, — по признаку возмещения НДС: на полную сумму или на сумму услуги. Сделать это нужно было быстро, потому что мы уже теряли деньги на НДС.
Я собрал несколько вариантов экранов, оценил их по трудозатратам и ценности для бизнеса, выбрал два финальных и сравнил с помощью коридорного теста за один день.
С коридорными тестами помогают такие сервисы:
Useberry — много вариантов использования — опросники, тепловые карты. Есть суперфункция записи экрана респондента во время выполнения задания — как на десктопе, так и в мобильной версии. Но функция работает только при загрузке прототипа через плагин Useberry Figma. И здесь есть нюанс: при загрузке через плагин не все функции прототипа Figma поддерживаются — придется повозиться, чтобы всё отображалось как нужно, но оно того стоит.
UsabilityHub — тестирование прототипов, навигационные тесты, проверка первого впечатления и другие варианты тестов.
Коридорные тесты через сервисы — это немодерируемые исследования: мы не смотрим вживую, как пользователь взаимодействует с интерфейсом, не задаем вопросы лично. Загружаем прототип, описываем задание и получаем результаты. На выходе у нас еще будут видеозаписи всех сессий — для анализа поведения пользователей. Просмотреть 200 видео несложно — на это уйдет половина дня, но будет куча инсайтов.
Респондентов для коридорного теста можно набрать среди коллег, не погруженных в проект, или во внешнем мире, к примеру в телеграм-чатах продактов, дизайнеров:
Так за день можно провалидировать свою работу, и еще останется время выпить чашечку Гринфилд Спринг Мелоди или почитать, что нового в UX.
Фейк-доры — короткий и быстрый эксперимент без дизайна, но с помощью разработчика. Смотрите, как это работает.
Я хочу сделать фичу, к примеру пополнение счета компании.
Прихожу к разработчику и говорю: «Давай сделаем кнопку для пополнения счета, но когда пользователь будет на нее нажимать, пусть ничего не происходит или появляется текст о том, что функция в разработке».
С теми, кто нажал на кнопку, будем пока вручную взаимодействовать — выставлять счета или звонить, чтобы они не чувствовали себя обманутыми.
Дальше измеряем в бою — раскатываем на всех пользователей и смотрим, сколько людей нажали на кнопку.
↑ Вот это называется фейк-дором — проверкой функции, которой пока нет. Таким способом мы можем понять, насколько кнопка будет востребована, и уже с этой информацией решать: брать в работу или нет.
Гроу-хакинг. Суть в том, чтобы быстро запустить фичу с минимальной разработкой и так собрать данные для аналитики: стоит внедрять или нет? Затем убрать фичу с прода, тщательно доработать и запустить официально.
Нет разработчика
Знаю, что дизайнеры в самых разных компаниях часто рисуют то, что никто потом не будет верстать. Огромное количество работы в индустрии делается в стол — это фрустрирует, расстраивает. А что делать, если хочется увидеть все-таки свое творение?
Сверстать самим. Очевидный вариант — сверстать своими силами. Это позволит сэкономить ресурсы компании в моменте и получить измеримый результат. И уже с этим результатом будет проще обосновать наем разработчика в команду или поиск подрядчика. Плюс есть шанс повысить свою ценность для руководителя, а там, может, и карьерный рост замаячит ;-)
Чтобы сверстать макет, необязательно обладать навыками разработки:
Проекты лендингов, MVP можно за вечер собрать на конструкторах вроде Tilda, Readymag или Adalo.
Использовать конструкторы дешевле, чем разрабатывать командой. К тому же можно сразу показать лендинг инвесторам и протестировать идею.
→ Примеры: коллеги из HeadHunter делали сайт для проекта Clickme на Tilda.
А я делал учебный проект с помощью Adalo — это сервис, в котором можно работать с базами данных. То есть он позволяет создавать полноценное, работающее приложение с заказами и оплатой ↓
Фриланс. Найти исполнителя за 5 000–10 000 рублей, который сверстает ваш лендинг. Но и здесь проактивный дизайнер может поучаствовать: найти исполнителя, поставить ему задачу, проконтролировать результат.
→ История из практики. У меня когда-то был стартап, в нем — подчиненная, которую я попросил сделать лендинг. Она мало того что сделала макет, так еще и попросила своего друга, разработчика, всё сверстать с анимацией. Процесс занял пару дней, анимация получилась офигенной. И, конечно, я ее повысил.
Нет менеджера
Итак, мы подошли к самому страшному: в проекте нет менеджера. Все замерли.
Но и тут дизайнер может стать первым пилотом — взять ответственность за проект. Он чаще всего уже во всё погружен и понимает, как работает продукт. Поэтому вполне может стать продакт-заменителем.
Выступить медиатором проекта — собрать ожидания бизнеса и руководства. Так вы и сами сможете лучше понять задачу, и найти максимально эффективное решение. Заодно проникнетесь уважением к нелегкому труду продактов :-)
Понять ограничения: корпоративные, проектные, ресурсные, технические. Например, по бюджету, времени, дате запуска, количеству людей в команде или технологическому стеку. Разобраться с ограничениями нужно на старте, чтобы не сгореть от стыда, когда поймете, что ваш космолет — прогрессивное, но сложное в реализации решение — придется делать пару лет за миллионы тысяч денег. На что, естественно, никто не согласится.
Определиться с целями команды и бизнеса (SMART/OKR). Постановка целей — полезное упражнение. Ведь любое высокоэффективное производство начинается с правильного целеполагания.
Помочь команде самоорганизоваться. Если надо, то говорить, кому и что делать, ставить задачи, контролировать, пусть и через «мягкую силу».
В целом компетенции дизайнера и аналитика наиболее близки к менеджерским: они знают, что происходит в продукте; на какие метрики работает команда и с какими целями; понимают бизнес-логику; могут принимать и ревьювить реализацию. А если каких-то навыков не хватает, их можно развить:
Симулятор управления продуктом на основе данных — курс Go practice.
Программа «Управление цифровым продуктом. Product manager» — курс ВШЭ.
Обучение дорогое — около полумиллиона рублей, что сопоставимо с получением второго образования. Но это хорошая инвестиция в будущее — окупается за пару-тройку зарплат специалиста топ-уровня. А в случае со СберМаркетом эти курсы — стандарт продуктовой и дизайнерской экспертности, и зачастую компания сама их оплачивает.
Если решите взять на себя роль менеджера, помните, что вы не один. У вас есть лид разработки, проджект, коллеги из других отделов — они могут помочь. Нужно лишь попросить об этом.
Некоторые выводы: дизайнер может всё, но еще он может сломаться
Проактивный дизайнер может всё: взять стажеров и обучить их, чтобы вместе делать больше задач; написать текст для кнопки или даже статью; провести коридорные тесты; сверстать лендинг; заменеджерить процессы. Здесь помогают технологии, софт-скилы и фреймворк здравого смысла.
Но еще дизайнер может сломаться от нагрузки и сгореть. И тут нужно задаться вопросом: а мне это надо? Подумать и понять, по какому пути хочется идти: быть проактивным или оставить всё как есть. Оба варианта — окей, здесь нет плохого или хорошего.
Оставить всё как есть |
Быть проактивным |
✅ Делать только то, что требуется по процессам или задаче |
✅ Получить больше контроля над продуктом. Меньше работать в стол |
✅ Наслаждаться балансом жизни и работы |
✅ Легко находить аргументы для повышения зарплаты и в должности |
✅ Не участвовать в организационной работе |
✅ Выбирать, с кем и на каких условиях работать |
⭕ С трудом находить аргументы для повышения зарплаты и в должности |
⭕ Делать всё, что можешь и не можешь |
⭕ Делать, что скажут, и не спорить |
⭕ Нет баланса жизни и работы |
⭕ Есть риск сгореть |
Проактивность гарантирует, что через года полтора-два ваша стоимость на рынке труда вырастет и вас повысят. А еще вы сможете найти другую работу — в крупной компании, где ресурсов больше и проблемы нехватки специалистов нет. Я примерно так и попал в СберМаркет.
Но совершенно необязательно выбирать проактивность: если комфортно делать только свою работу и расти вглубь — это нормально. Никто не вправе требовать от вас большего, только вы сами определяете свой путь.
Продуктовая команда СберМаркета ведет соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следи за нами в Telegram и на YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» от наших it-менеджеров.
Комментарии (4)
DenisPantushev
18.05.2023 12:55Может, грамотных руководителей (а не амбициозных) поискать? Которые умеют наладить производственный процесс, найти исполнителей, распределить адекватно загрузку? Короче, поработать? Директора что делаются в этой конторе?
tvyonix Автор
18.05.2023 12:55+1Мы говорим о дизайнере и его ответственности и желании все же сделать продукт/фичу. С точки зрения бизнеса грамотный руководитель почти всегда залог меньшего объема проблем в компании и выполненных обязательств) Только попробуйте найти такого руководителя. И... самое главное, чтобы он успел быстро войти в компанию, разобраться, настроить... В моей практике таких руководителей единицы, они ценны как золото и большей частью в топах крупных компаний, например таких как СберМаркет.
А что делать малой или средней компании? Стартапа без сильного финансирования? Или группе энтузиастов? До своего бизнеса был в составе небольшого it-стартапа по стоматологии. И там вопрос найма даже просто специалистов стоял остро, чего уж о нормальных управленцах говорить. Сам ходил и упрашивал знакомых менеджеров присоединиться.
От сюда, как вывод: вы в теории правы. На практике в коротком отрезке проще сорганизоваться проактивным сотрудникам.
slavanikolsky
Что стало с бизнесом?
tvyonix Автор
Живее всех живых) У собственника в управлении