В новом выпуске подкаста «Из бэклога» поговорили о том, как культура достигаторства мешает нам слышать себя, насколько понимание своей психики влияет на качество работы и какие практики осознанности помогают избавиться от информационного шума. Гостья выпуска — директор департамента дизайна сервисов VK Саша Ермоленко.


«Из бэклога» — это видеоподкаст, который делает Alfa Digital. Со второго сезона к ним присоединились мы, Роботы. Вместе мы обсуждаем темы, которые всех волнуют и тревожат, но почему-то всегда откладываются на потом. Ведущие — арт-директор red_mad_robot Поля Луз и СРО Growth Hacking Alfa Digital Кирилл Викентьев.

Полный выпуск можно посмотреть в видео, а ниже мы собрали главные мысли из этой беседы.

Тайминг

00:01 — Всем привет!

00:36 — Кто у нас в гостях

00:53 — О чём этот выпуск

02:10 — Почему отдых для всех больная тема

06:25 — Что такое ретрит

13:14 — «Поток» Михая Чиксентмихайи

17:53 — Как среда заставляет человека добиваться того, чего он на самом деле не хочет

19:29 — Нужно ли бороться с культурой достигаторства

21:00 — Почему мы уходим в работу вместо решения актуальных проблем

24:11 — Ошибки — это нормально

29:25 — Синдром отложенной жизни

31:30 — Спланировать пенсию, чтобы переключиться

33:20 — Как перестать отвечать в рабочих чатах 24/7

44:18 — Почему руководителям особенно нужна психотерапия

50:24 — Человек — не функция

53:53 — Коммуникация всегда помогает

59:00 — Плохой и хороший стресс

01:08:00 — Шутка за шуткой и что мы нарисовали

01:15:50 — Пока!

Баланс работы и жизни — это миф

В этом выпуске мы говорили о том, как влияет на работу понимание и чувствование себя и своих потребностей, умение отдыхать и переключаться. А ещё о том, какие навыки саморегуляции можно применять, чтобы сохраняться в эпоху онлайна. Оказалось, что это актуальная и болезненная тема для всех. 

Концепция work-life balance давно перестала существовать в привычном виде. Она была придумана, когда все работали в офисах в понятном режиме. После ковида всё иначе. И эта концепция «Я должен отдыхать больше, даже если меня что-то очень сильно тревожит по работе» вызывает ещё больше стресса. Получается, что ты сначала переживаешь из-за того, что чего-то не сделал на работе, а потом — из-за того, что ты ещё и не отдохнул после этого.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

В этом смысле вынужденная самоизоляция во время пандемии коронавируса повлияла положительно на тех трудоголиков, которые были не способны регулировать этот баланс  самостоятельно. 

Я считаю, что время на себя должно быть интегрировано в ежедневную жизнь. Не из серии «Я поеду на ретрит на восемь недель и после этого стану другим человеком». Человек очень легко возвращается к тем привычкам, которые у него были. Изоляция себя работает, только когда у человека есть понятное место для этой изоляции в быту. А не в том случае, когда он выгорел, ползает по офису без идей,  всё ненавидит и решает: всё, пора уйти и что-нибудь сделать для себя. А после такого отдыха можно по новой себя убить.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

Гостья считает: когда отдых встроен в рутину — это более эффективно. Кирилл включается в беседу с предложением поразмышлять на тему значения слова «ретрит».

В моём понимании есть работа и личная жизнь. И можно ли сказать, что всё время, которое не работа, — это потенциальный ретрит, когда ты занимаешься чем-то, за что ты не получаешь деньги, а получаешь удовольствие, как бы странно это ни звучало.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Саша не согласна: по её мнению, ретрит нельзя назвать просто отдыхом или переключением деятельности — это большая и сложная духовная практика, включающая набор определённых правил. Она считает, что в арсенале у современного человека должно быть больше одного инструмента для переключения, но при этом фокус нужно держать не на практиках, а на самом намерении переключаться регулярно.

За это нужно будет заплатить. Не деньгами, а ресурсами, своим временем, потому что, чтобы переключиться, нужно это время найти. Откуда его взять? Из работы, из общения с друзьями. Вы хотите пойти на классную тусовку или полежать дома, потому что ваш организм говорит, что вы устали. Переключение всегда подразумевает,  что нужно будет чем-то пожертвовать. И это самое сложное.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

Саша рассказывает о книге «Поток» Михая Чиксентмихайи, которая посвящена изучению особых состояний, характеризуемых как счастье или полнота жизни. При этом сами занятия могут быть обыкновенными: приготовление еды, рисование, физические нагрузки. Секрет в том, чтобы найти подходящее для себя.

Есть много занятий, которые переключают внимание, заставляя нас выполнять механическую деятельность и чувствовать себя в ней достаточно счастливыми.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

Ведущие и гостья подкаста обсуждают, можно ли выстроить баланс работы и жизни, не имея при этом опыта выгорания или перегрузки. И приходят к выводу, что нет. 

Это приходит, когда перед человеком встаёт понятный выбор: пойти и убиться ещё раз, как уже делал, а потом наступят последствия для всех сфер жизни — социальной, физической, ментальной. И пока этого опыта не сложилось, человеку очень сложно объяснить, что его ожидает в будущем.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

При этом среда, в которой находится человек, сильно влияет на его отношение к себе и работе. Среда демонстрирует популярные и социально одобряемые модели жизни, некую «общую концепцию успеха», одинаковую для всех. Но эта концепция у каждого своя — и об этом важно помнить. Возникает закономерный вопрос: что можно делать с культурой достигаторства, чтобы не сравнивать себя с кем-то, а просто жить свою жизнь? Саша считает, что это часть экономики. И бороться с ней бессмысленно. 

Экономика говорит нам: «Нужно много работать, чтобы многого добиться, особенно в условиях нестабильности». В целом да. Вопрос в том, какие мы принимаем решения в этом контексте. Мы это делаем, потому что нам хочется? Ведь иногда можно работать над, например, крутым концептом, который нас прёт, — днями и ночами. И это нормально, в этом нет трудоголизма, потому что эта деятельность вдохновляет.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

По мнению Саши, одна из самых популярных причин, почему люди становятся трудоголиками, — нежелание обращать внимание на насущные проблемы, которые либо не хочется решать, либо они не сформулированы. Поля добавляет, что часто причиной может быть сравнение себя с другими людьми. 

Это тоже есть в культуре: смотришь — все что-то делают. Пошёл, попытался сделать так же, поставил себе цель и пытался её достигнуть, и получилась фигня. То есть делал-делал 15 дней, пытался достичь результата, даже достиг его. Но он не отвечает твоим ожиданиям, получилось не то, что хотел, но пока ты работал, — максимально выгорел.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot 

Собеседники соглашаются: если не устанавливать никаких правил, работа никогда не прекратится, потому что увлекающиеся (и тревожные) люди могут продолжать писать в рабочие чаты и вне рабочего времени. И сложнее всего понять, как действовать, если пишут руководители. 

Когда тебе перестают отвечать и говорят открытым текстом, мол, пиши в рабочее время или пиши после, но я не буду тебе отвечать, — это классно модерирует процесс. Это позволяет понять, как я хочу общаться. Хороший шаг к тому, чтобы поработать с привычкой быть всегда на связи.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK

Кирилл добавляет, что принимает решение, отвечать ли на сообщения после окончания рабочего дня, по двум критериям.  

Если задача, в которую я вовлечён, заинтересован в результате и мне интересно это обсуждать, — я готов отвечать и хоть до двух часов ночи переписываться и обсуждать. А вот если мне пишут по теме, которая меня не улыбает, я могу и фотку из бара отправить,  и просто проигнорировать, и на следующий день или через день написать: «Прости, не увидел». Некоторые чаты у меня вообще перманентно на mute. Я там раз в неделю отвечаю.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Собеседники сходятся в том, что сообщения после окончания рабочего дня сеют тревожность, но это можно остановить. Одним из способов проработать её Саша называет психотерапию — особенно полезно это руководителям команд. 

Ну а как понимать других людей, если у тебя собственный компас не настроен? Ты же всё равно бессознательно будешь делать выводы на основании своего опыта. А если опыт заведомо очень сложный, стереотипный и искажённый, то же самое будет происходить с опытом других людей.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK


Саша добавляет, что верит в коммуникацию: даже самую сложную и комфортную на первый взгляд тему можно обсудить — и стоит это делать, чтобы не выгореть в определённый момент.

Это табуированная тема, потому что большинство живёт по кодексу трудоголика, где ты хороший, только если выложился по максимуму: себя не жалел, всё сделал, такой молодец. А потом лежишь горизонтально пять часов после этого и рыдаешь.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK


Пресловутый work-life balance, по мнению Саши, важно соблюдать ещё и для того, чтобы создавать качественный продукт. Это связано напрямую — чтобы развиваться профессионально, нужно личностно расти во всех областях. 

Когда у человека, кроме работы, ничего нет, это делает его офигенно эффективным. То есть он реально крутой специалист в своей области: врубается, понимает, всегда на связи. Но ничего нового он в продукт не принесёт. Если у тебя жизнь состоит из трёх действий, два из которых — прийти на работу и уйти с работы, то откуда возьмётся опыт, который поможет сделать что-то новое?

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK


Или можно быть человеком, который здорово разбирается в какой-то технической области, но при этом не умеет общаться с другими людьми и объяснять им, что он делает. И из-за этого терять карьерные возможности.

А стресс — это не всегда плохо 

Для себя я поняла, что можно в какой-то момент остановиться, перестать плодить стресс в первую очередь от себя к другим. И потом ситуация начнёт разворачиваться в нужном направлении. 

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot 

Кирилл дополняет, что сам по себе стресс — это часть нормальной жизни и работы, как и позитивные эмоции. Как в споре, в стрессе тоже может родиться истина.

Это не мерило того, что ты что-то делаешь не так. Ты всегда будешь стрессовать. Пытаться сделать так, чтобы твоя работа тебя только радовала и дома всегда всё было хорошо, — нереально. Потому что, если со стороны у тебя в семье, дома и на работе всё хорошо, скорее всего, ночами ты рыдаешь в подушку.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Саша добавляет, что есть разные виды стресса. Бывает хороший стресс, который стимулирует решать задачи и вдохновляет, а бывает стресс от слишком большой нагрузки. Часто такой испытывают руководители, только вступившие в должность.

Условно говоря, у тебя есть один когнитивный объём, а работы у тебя на пять таких. И всё это нужно было вчера. И ты не знаешь, что с этим делать. Когда люди только становятся руководителями, у них часто появляется такая проблема: всё свалилось и сразу, все от меня чего-то хотят и что же мне делать. А после этого начинается: я плохой руководитель, зачем я это делаю, кто я, зачем я тут сижу.

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK


Кирилл возражает, что любой стресс можно считать хорошим, если он приводит к качественным улучшениям.  

Если ты переживаешь, что что-то делаешь не так, на основе любого стресса можно проработать шаги, чтобы понять, что делать, чтобы этого больше не было. Из любого стресса, личностного или рабочего, можно извлечь выгоду.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Саша добавляет, что если человек способен справляться с различными нагрузками, в том числе со стрессом, — это один из аспектов психологической зрелости. Потому что есть вещи, которые невозможно контролировать. И стоит это принять.

Вот это круто, потому что этот подход позволяет не фокусироваться на том, что что-то пошло не так, а позволяет понять, что что-то может пойти не так — и ничего страшного в этом нет. Можно снять с себя ответственность за ту часть результата, которую ты не можешь контролировать. 

Саша Ермоленко, директор департамента дизайна сервисов VK


Напоминаем, что выпуск целиком можно посмотреть по ссылке. И подписывайтесь на канал! 

А вы что думаете о балансе работы и жизни? Поделитесь опытом и проверенными практиками в комментариях!

Да пребудет с тобой сила роботов! ????

Комментарии (0)