Помните Cybertruck? Илон Маск представил этот футуристический электромобиль еще в 2019 году. И обещал, что он поступит в продажу в конце 2021-го. Но всё сразу пошло не так. На презентации Tesla попыталась продемонстрировать «небьющиеся окна» Cybertruck, бросив в них металлический шар. Который сразу разбил стекло. Дважды. Это был неэлегантный дебют, родивший миллион мемов. Но Tesla все равно с энтузиазмом приступила к разработке нового электромобиля.
Потом… что-то пошло не так. Дату старта производства перенесли на конец 2022 года. Потом — на начало 2023 года. А в январе 2022 года все упоминания о дате производства и дате выпуска Cybertruck были удалены с сайта Tesla.
Пару недель назад мы узнали, почему. Утечка документов Tesla, произошедшая в начале июня, выявила, что у Cybertruck оказалось несколько больших конструктивных недостатков. Проблемы были в самых важных категориях: управляемость, торможение, подвеска и шасси. Всё это, вроде бы, решаемо… Но не на столь позднем этапе разработки автомобиля. Даже Tesla, известная своими переносами сроков, никогда не сталкивалась с таким количеством проблем.
Эксперты, прокомментировавшие утечку, говорят, что любой другой производитель просто отменил бы выпуск автомобиля, и начал с нуля. Возможно, так вышло бы даже дешевле. Но проблема в том, что более полутора миллионов людей уже внесли депозит за Tesla Cybertruck, чтобы их занесли в список ожидания. И они хотят именно тот Cybetruck, который показали на презентации в 2019 году — огромный, угловатый и футуристичный.
Линия ожидающих получается длиннее, чем за новым iPhone. Конечно, сумма депозита составляет всего $100. Но даже эти деньги несут под собой ожидания, и не могут оказаться потраченными зря. На кону стоит репутация и, главное, стоимость акций Tesla, которая и без того в последнее время начала сильно страдать.
Всё ли так плохо?
Утечки указывают на проблемы с управляемостью и торможением пикапа, из-за которых транспортное средство и не может перейти на следующий этап. Пока что машина опасна как для водителя, так и для окружающих.
В то же время, документы датируются январем 2022 года. Просто они попали к журналистам только в этом месяце. Но сама Tesla проверяла готовность своего автомобиля уже полтора года назад. С тех пор прошло достаточно времени, и некоторые неисправности наверняка должны были устранить.
Плюс, судя по названиям документов, это была альфа-версия — самый первый прототип. Так что с ней, понятное дело, будет что-то не так. Такие проблемы с альфа-версиями распространены. Но вопрос в том, насколько серьезными были проблемы, и насколько поздно они были обнаружены. Был уже 2022 год, а проблемы оставались структурными. Причем рядом с описанием проблем в колонке в отчете говорилось о возможных решениях. И часто там было написано, что «У нас пока нет решения для этого» или «Мы не уверены, что здесь может помочь». Создавалось ощущение, что никто не хотел говорить, что потребуется изменение конструкции аппарата, и может даже его внешнего вида и характеристик.
Интересно, что этот отчет был датирован 25 января 2022 года. И многое произошло именно в этот день. Например, Маск написал в Твиттере, что он был за рулем этого электромобиля, и что было здорово провести в нем прекрасное время. Кроме того, уже на следующий день Маск выступил на конференции с инвесторами, где обсуждался Cybertruck, и рассказал о том, что он собирается отодвинуть дату выпуска машины, но не из-за проблем с автомобилем, а потому, что это повлияет на скорость производства всех автомобилей для Tesla. И лучше подождать до полноценного запуска Gigafactory в Техасе, которое состоится чуть позже в этом году.
А 31 января 2022 года Илон Маск начал покупать акции Twitter, и переключил свое внимание туда.
Большой список проблем
Некоторые проблемы, описанные в отчете, звучат довольно забавно. Например, одной из причин задержек производства этого прототипа стали сложности с… герметизацией. Их машина выглядит как БТР, и вся построена на образе прочности и непроницаемости (камни в стёкла не в счет). Поэтому им нужна герметизация — чтобы предотвратить проникновение снаружи и шума, и воды.
Поскольку это альфа-версия, и они никогда раньше не делали пикап, герметизация проводилась вручную. Люди запечатывали всё это мастикой и клеем. И даже после того, как они это сделали, оказалось, что в герметике было много отверстий. Буквальные дыры, через которые снаружи проникает шум. Машина большая, и из-за этого гула и свиста с разных сторон получалась очень громкой. На езду в новенькой «Тесле» это было совсем не похоже.
Сделали полную герметизацию — оказалось, что есть проблемы с обработкой движений. В отчете говорится о чрезмерной резкости и рывках на средней скорости. Водителю было очень некомфортно из-за резких рывков головы. Голову часто откидывало назад, причем слишком агрессивно, так что водить машину было очень некомфортно.
Были и еще более тревожные вещи, такие как чрезмерные сотрясения внутренней конструкции и сильные боковые рывки во время маневрирования на низкой скорости. Это делало вождение слишком опасным. Кинематика, податливость и в целом управляемость автомобиля были ниже среднего, а видимость из кабины — низкой. Вероятность повредить окружающие машины оценивалась как очень высокая.
В общем, получался электромобиль, внутри которого не очень приятно находиться. С шумом, тряской, резкими движениями тела. И который к тому же плохо вёл себя на дороге, угрожая всем другим авто.
И это мы ещё не дошли до главного минуса: торможения. Машина очень тяжелая (~3 тонны, в два раза тяжелее обычных кроссоверов, и это без нагрузки). Эффективность торможения оказалась очень низкой. Выпускать такую машину на улицы городов было нельзя.
Ещё одним параметром, доставившим массу проблем, была жесткость кузова на кручение. Это величина, характеризующая прочность кузова авто, его долговечность и пассивную безопасность. Все грузовики, пикапы и легковые автомобили должны иметь возможность скручиваться, но не слишком сильно и не слишком слабо. Нельзя быть слишком жестким, и нельзя быть слишком гибким. Обычно нужная жесткость достигается почти сама по себе, просто потому что всё это в автомобильном мире уже многократно опробовано. Нужную жесткость деталей легко смоделировать, а потом приблизиться к этим целям.
Но Cybertruck устроен из полных листов металла (катаной нержавеющей стали), обладает уникальной конструкцией, и для него шаблонов не существовало. Пришлось с нуля разрабатывать программное обеспечение, которое смогло бы моделировать именно их материал. А для этого — месяцами тестировать образцы разной плотности и толщины, делать из них структуры разных размеров. В итоге чтобы повысить жесткость пришлось добавлять в конструкцию больше металла, что увеличило вес автомобиля и изменило массу других к тому этапу уже, казалось бы, утвержденных параметров.
При этом стоит учитывать, что в утечке есть далеко не все документы. Только данные по шумовой вибрации и жесткости, отчет MVH (Monitoring Violence against Health Care) и структурный отчет. То есть, мы говорим об управляемости, шуме, тряске и тому подобных вещах. Мы не говорим о производительности батареи, программном обеспечении, автопилоте и так далее. Речь идёт только о строительных блоках, о фундаменте этого пикапа. Полтора года назад они все были неудовлетворительными.
Результат такой, что машина, которую собирались вывести на рынок ещё в конце 2021-го, скорее всего не выйдет и в 2024-м, если выйдет вообще. Многие вещи еще не проработаны, и не факт что их одобрят в Комиссии по безопасности дорожного движения.
Не первый приоритет
Несмотря на неожиданно серьезные проблемы, очень маловероятно, что Tesla отменит выпуск Cybertruck. Слишком много денег было вбито в PR, слишком много людей уже внесли депозит. Падение цены акций будет астрономическим. Дешевле всё-таки попробовать его закончить.
Очень маловероятно, что готовый пикап, способный безопасно ездить по дорогам, выпустят в 2024 году, как недавно обещал Илон Маск. Но у Tesla очень хорошие инженеры, очень много денег, и все указанные проблемы не являются фундаментально нерешаемыми. Они просто потребуют ещё больше усилий и времени. А пока что — по дорогам уже потихоньку ездят прототипы, в том числе в камуфляже, периодически застревая в грязи.
Люди, которые анализируют Tesla весь свой рабочий день, говорят, что Cybertruck даже не является большим приоритетом для компании. Да, его внесли в список ожидания 1,5 млн клиентов. Но каждый год компания продает по 4 млн электромашин, в том числе уже и грузовиков. Чистая прибыль с каждого пикапа будет не такой уж высокой, а в разы повысить цену по сравнению с обещанными в 2019 году 40 тысячами долларов — не получится. Сейчас это просто своего рода символ для компании и лично для Маска, потому что это машина, которая выглядит совсем по-другому. Она должна показать, что Tesla ведет всю индустрию вперед.
В общем, видимо, о киберпанковом будущем говорить пока рано. Несмотря на заранее полученные $150 миллионов, массу обещаний и миллиардный рост цены акций, Tesla испытывает удивительное количество проблем с выпуском новой машины. Которая, казалось бы, должна быть намного проще космического корабля Starship, которых с того же 2019 года успели запустить уже девять.
Комментарии (73)
nbkgroup
22.06.2023 09:44+23Утечки указывают на проблемы с управляемостью и торможением пикапа, из-за которых транспортное средство не высвобождается.
Можно эту фразу по-русски? Куда оно "не высвобождается"?
Kragius
22.06.2023 09:44+32"Не релизится" :-) видимо гугл транслейт подглючивает, а автору читать свой "перевод" было не с руки.
diogen4212
22.06.2023 09:44"не управляется"? не реагирует на команды водителя? "зависает"?
sepulkary
22.06.2023 09:44+3По всей видимости, в оригинале было слово "lock", которое в данном контексте означало, что разработка не может перейти на следующие этапы R&D-цикла, но переводчик не смог сформулировать эту мысль по-русски.
Dr_Faksov
22.06.2023 09:44Не плохо бы ещё определится это кроссовер или таки пикап. А то в тексте то так то этак.
bozman
22.06.2023 09:44+2Три тонны, это, считай, как Шевроле Тахо. Вполне себе известная в автомобильном мире масса. Почему вдруг такая проблема?
ssj100
22.06.2023 09:44+1Эффективность торможения оказалась очень низкой. Выпускать такую машину на улицы городов было нельзя.
тем более должна быть хваленая рекуперация
тут больше масса должна влиять негативно на пробег и разгон, а с торможением это как "траванулся огурчиком"
RAtioNAn
22.06.2023 09:44+1Tahoe вроде в районе 2.5 тонн (500 кг это да много) и аэродинамика там получше. Ну и Chevrolet все таки машинами занимается куда больше времени чем Tesla.
radtie
22.06.2023 09:44Здоровыми машинами, я бы добавил. У теслы походу нет нормальной платформы под трак, максиму что у них было, это Model X, на платформе Model S. Возможно пыталиcь растянуть её же под трак, но бесконечного масштабирования не получилось.
Надо под шумок Rivian перелицевать, вроде у тех дела не очень, и кое какое сотрудничество между ними наладилось, Rivian уже хотя бы 15 лет ковыряются с пикапами, всяко опыта побольше.
kisaa
22.06.2023 09:44Ну вон Тойота Тундра - как говорит Википедия (en), до 2.8 тонн. Уже гораздо ближе.
И плохая аэродинамика Кибертрака, в общем случае, будет только позитивно влиять на торможение.
kisaa
22.06.2023 09:44Или вы имеете в виду недостаточную прижимную силу, и соответственно, низкую эффективность торможения? Но здесь скорости все-таки не те, что в Формуле-1...
hyperwolf
22.06.2023 09:44Есть машины сравнимые с кибертраком по весу и больше - ford f350 super duty и выше, dodge ram 3500, chevrolet suburban / ford excursion, и проблем с управляемостью или торможением у них нет.
0xd34df00d
22.06.2023 09:44+1F-150 lightning — примерно те же три тонны.
Silverado EV — за четыре тонны.Сравнивать напичканный батареями электротрак с обычным кроссовером — это либо профнепригодность, либо намеренное вранье.
vindy123
22.06.2023 09:44+60Я сломался на "линия людей" и потом ещё раз на "транспортное средство не высвобождается". Надеюсь, этих трёхкопеечных каловиков из корпоративных блогов с гугл транслейтом наперевес в один прекрасный день все же перебанят на Хабре. Извините, Василий.
zabanen2
22.06.2023 09:44+37Нельзя быть слишком жестким, и нельзя быть слишком гибким.
подбирая для василия слово "каловик" вы приложили больше усилий, чем василий в перевод статьи
cat_chi
22.06.2023 09:44+2Оказывается, кликбейтный заголовок – это ещё не всё. Надо бы ещё над содержимым поработать
darthmaul
22.06.2023 09:44+5Это видимо таки ручная работа - гуглопереводчик так больше не тупит, а нейросеть ГПТ4 - так вообще, хоть стихами переведёт.
vindy123
22.06.2023 09:44+3Если вы правы, то ситуация в разы хуже, и, я бы даже сказал, страшнее. Представить мамину булочку с автопереводчиком, которому всего лишь положить на качество того, что он делает, не так больно, как буквально какого-то старательного рептилоида с нулевым пониманием контекста и чувством языка.
Dynasaur
22.06.2023 09:44+2Маску над просто попросить китайцев сделать этот угловатый грузовичок. Они сделают быстро и дёшево. Ну а он уж продаст своим изголодавшимся покупателям за полную стоимость.
alexyr
22.06.2023 09:44+6И гнуться/скручиваться хорошо будет
Borkau
22.06.2023 09:44+3Ага, а тем временем современные китайские электромобили берут 5 звезд в тестах Euro NCAP, по отделке салонов и электронике уделывают немецкую "Большую тройку", и стоят (правда только у себя в Китае) в полтора раза дешевле. Но мы будет до упора верить, что это все выдумки и Китай делает мусор.
daggert
22.06.2023 09:44+1Слышал такое когда к нам пришли грейтвалы и ссангянги лет 15 назад. Но вот вы знаете... у меня машина 95 года с пробегом 800к - сейчас выглядит по кузовне и пластику лучше, чем то что друзья и знакомые тогда купили. И не то чтоб мне не нравился новый черри или хавал, но я как-то не хочу за свои деньги ставить такие эксперименты.
StjarnornasFred
22.06.2023 09:44Ну во-первых, SY - это вообще не Китай, а Корея.
Во-вторых, китайские автомобили 15-летней давности, действительно, были очень плохими. Здесь и легендарный Amulet, и пикап-сараи Xin Kai и Huanghai, и низенько-низенько летающий Flyer.
А посмотрите, что сейчас. Новые BYD летают не хуже Теслы, новым Chery позавидует весь испанский автопром, ну а Huanghai стал производителем автобусов номер один в мире.
daggert
22.06.2023 09:44Я и смотрю что сейчас, просто вы немного не понимаете мой посыл - мне нравятся китайские авто, но, что будет через лет 10? В тот приход, лет 15 назад, тоже все говорили точно так-же как вы пишите - не хуже бэхи, комплектация богаче чем у "трех Ф" и т.п., но вот я смотрю на те грейтволлы которые стоят у меня под окнами и которые фирма закупила тогда - у них живого места не осталось, ни на металле, ни на молдингах. Такое не проверить за 1-2-3 года никак.
А то что они обвешаны молдингами, магнитолами и фальш-выхлопными, разгоняются как тесла и т.п. - это для меня не столь важно, я не столько зарабатываю чтоб машину менять через 2-3 года, когда кончится расширенная гарантия.
darthmaul
22.06.2023 09:44+5А что нынче не берёт 5 звёзд? Тест устарел, только всяких иранско-индийский металлолом сохраняет интригу. А по отделке - это не китайцы вырасли, это тройка скатилась. Достали уже со своим минимализмом и здоровенным экраном вместо нормальных приборов.
SamaRazor
22.06.2023 09:44Вы в интернете прочитали? Мне хватило 3-х минут пассажиром в такси в каком-то китайце в Москве, чтобы понять насколько отвратительно "китайская" отделка салона. Спору нет, пока она новая, она выглядит лучше, но точно не ощущается таковой. Подозреваю что и электроникой она напичкана всякой. Но если бы я покупал автомобиль в цену нового китайца в РФ, я бы в 100 из 100 случаев взял б/у "немецкую тройку".
format1981
22.06.2023 09:44-1Похоже на вброс дезинформации, чтобы акции подешешвели, чтобы выкупить по нормальной цене.
DukeKan
22.06.2023 09:44+2Сделали полную герметизацию — оказалось, что есть проблемы с обработкой движений. В отчете говорится о чрезмерной резкости и рывках на средней скорости. Водителю было очень некомфортно из-за резких рывков головы. Голову часто откидывало назад, причем слишком агрессивно, так что водить машину было очень некомфортно.
Это что вообще значит? С таким же успехом, можно было просто на английском статью скопировать.
Машина слишком остро реагирует на газ/руль?
ITMan82 Автор
22.06.2023 09:44Оригинальной статьи нет, а «машинные» термины из документов да, сложноваты. Не ясно, что Tesla имела в виду. Жаль, что никто другой на эту тему всё не писал и не писал...
ermouth
22.06.2023 09:44+13Уважаемые @moderator и @Exosphere, внесите плиз вашим разработчикам предложение помечать при загрузке неадекватные по объёму PNG-картинки и предлагать юзеру конвертнуть их в JPG. Чесслово, немного достало на мобиле ждать дозагрузки фоток, сохранённых как png вместо jpg, а такое всё чаще и чаще. Особенно в корпоративных блогах типа этого.
Спасибо.
Exosphere
22.06.2023 09:44+7Добрый день! Работаем над проблемой.
ermouth
22.06.2023 09:44Спасибо. Если что, есть вот https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API/HTMLCanvasElement/toBlob, прямо в браузере работает и очень шустрый (то-есть юзеру в реальном времени можно показывать было/стало). Правда, в progressive jpeg этот метод не умеет, только обычный.
lain8dono
22.06.2023 09:44Так ладно бы только это. Они же со следами шакалов. PNG это хорошо, но для всяких графиков и подобного (более того - необходимо!). Фотки действительно лучше в JPG.
ermouth
22.06.2023 09:44PNG это хорошо, но для всяких графиков и подобного (более того - необходимо!)
Это если график до этого не был в jpg сохранён. Тут не раз наблюдалось – в копроблогах, конечно – что взят график из jpg и пересохранён в png так, что кратно больше файл выходит.
Ну и графики и подобное разные бывают. Тут в материале вот типа векторная иллюстрация на синем фоне – а поди ж ты, 1.4Мб png. Потому что на фон шума подпустили, ага.
Borkau
22.06.2023 09:44+1Машина большая, и из-за этого гула и свиста с разных сторон получалась очень громкой. На езду в новенькой «Тесле» это было совсем не похоже.
Как раз-таки именно это и похоже на езду в Тесле. Похоже, что автор статьи в ней и не сидел никогда.
vladvul
22.06.2023 09:44+6meanwhile, in Russia...
MedicusAmicus
22.06.2023 09:44-1А что это?
Похоже на Тойота Тундра, 2007 года.
Объем: 5663 см3
Цвет: синий
Мощность: 386 л.с
Тип ТС: Грузовые автомобили бортовые© "Если повар нам не врет"
Firsto
22.06.2023 09:44+1Где-то читал историю, как построили это чудо за пару лет и столько же миллионов денег.
irishmann
22.06.2023 09:44Wylsacom с воронежскими ребятами строил, у него на канале можно посмотреть.
ilvar
22.06.2023 09:44+2Основная причина задержки - проблемы с массовым выпуском батарей 4680, под которые этот трак проектировался. Нет смысла вваливать кучу сил и денег в доводку шасси (а учитывая необычные материалы и компоновку, денег надо много), если батарей нет.
ssj100
22.06.2023 09:44Плохому танцору
яйцабатареи мешают. Притом что для Model XY3RS хватаетilvar
22.06.2023 09:44Батареи 4680 используются только для Model Y, и то не для всех. Возможно, ещё для тягача, но там объёмы мизерные. Но в отличие от Model Y, в которую можно поставить и 4680, и 21700, и призматические элементы, трак изначально проектировался исключительно под 4680.
Nansch
22.06.2023 09:44Можно же было взять подходящий кузов, уже разработанный и проверенный временем и внешние панели штампануть угловатыми и плоскими. Внешние панели - это консервная банка, толщина там всего 0.65-0.95мм
ilvar
22.06.2023 09:44+1"Фишка" кибертрака - кузов из нержавейки, она не штампуется, плюс несущий кузов ("экзоскелет") вместо обычной для траков рамы. Можно было бы слепить компромиссную поделку на снадартных компонентах и процессах, но зачем?
dmitryrf
22.06.2023 09:44+2Это очень кривой перевод без указания источника. Либо дайте ссылку, либо переведите нормально.
eton65
22.06.2023 09:44Надо просто строить и разбивать, разбивать и строить — это быстро и недорого (с).
Ilha
22.06.2023 09:44+2Линия людей получается длиннее, чем за новым iPhone
Но Cybertruck устроен из полных листов металла
в герметике было много отверстий
Мало, что выложили машинный перевод с кучей технических косяков, так даже метку перевода не поставили. Ну или вас очень круто нае...обманул автор, которому вы доверяете.
leok
22.06.2023 09:44Очень надеюсь, что cybertruck мы так и не увидим. Потому что танки на дорогах это весело только в пресс релизе.
vassabi
22.06.2023 09:44+1Которая, казалось бы, должна быть намного проще космического корабля Starship, которых с того же 2019 года успели запустить уже девять.
судя по описанию проблем - старшип проще делать, так как у него меньше требований от контролирующих органов
velon
Не то чтобы я вносил дипозит и ждал теслу, - но было интересно.