Патентные ландшафты очень тяжело подготовить, нереально тяжело. Десятки потраченных часов на поиск информации, огромнейший опыт в области ИС, дорогой доступ к многочисленным источникам данных и инструментам, плюс ко всему хорошая техническая и юридическая подготовка. И возникает вопрос: а зачем это вообще нужно? А потом уныние…
После прочтения указанных сложностей, вы наверное на самом деле приуныли. Однако указанные сложности в основном неправильно воспринимаются и не должны в первую очередь влиять на принятие решения по созданию, а потом анализу патентного ландшафта.
Патентный ландшафт – это отчёт о состоянии патентной активности в определённой технологии в данной стране, регионе или в мире. Обычно ПЛ начинается с исследования уровня техники, т.е. с поиска опубликованных в доступных базах данных в мире сведений о средствах того же назначения, что и рассматриваемое решение или технология. Результаты поиска затем анализируются с целью дать ответы на ряд характерных для ПЛ вопросов, например, кто чем занимается, кто где патентуется, или при определении трендов в инновациях, разнообразных решений технической проблемы, поиск совместных разработок и др. Основной отличительной чертой ПЛ является визуализация результатов с целью их лучшего понимания, а также визуализация выводов и рекомендаций, основанных на заключениях поиска и анализа.
Инвестору должна быть понятна сущность вашего технического решения, нужна информация о нем «на ладони». Во что вкладывать деньги. По крайней мере, информации должно быть достаточно, чтобы понимать, какие Вам задать вопросы как экспертам, чтобы найти пути развития, подсказать или помочь улучшить бизнес-модель. Инвестор не всегда имеет высшее техническое образование, а даже если и имеет, то иногда достаточно сложно подробно разобраться в сущности технического решения и оценить его потенциал, работая с технической документацией. Это долго и трудно. Человеку нужна аналитика и графика.
Что интересно, реальность в настоящее время в ИС заключается в том, что пресса разводит много шумихи вокруг патентов и судебных исков, о патентных войнах и троллях. Постоянно пишут о баснословных суммах, но пока никем не подсчитаны реальные расходы из-за «ошибки бездействия», при которой у стартаперов просто отсутствует достаточно хорошая информация для быстрого принятия решения в ИС, выявления возможностей. Обладая нужной информацией проще задать правильные вопросы своевременно, или прогадать рынок, куда он движется.
Целью исследований может быть обсуждение политики компании, стратегического планирования исследований или трансфера технологий.
Что же можно понять и предпринять, проанализировав патентный ландшафт?
1. Выявить ведущие страны, в которых занимаются исследованиями в анализируемой области.
Например, Вы разрабатываете в России экзоскелет. В результате проведенных исследований, собираете множество полезных данных об эффективности использования экзоскелетов в медицинских целях для реабилитации людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нарушениями локомоторных функций, постоянно совершенствуете свое устройство. И Вам хочется понять, а в каких странах сосредоточены разработки? Может быть, в журналах этих стран стоит попробовать опубликоваться или наладить сотрудничество с экспертами, а может быть найти инвесторов.
Рынки найденных стран воспринимаются компаниями как приоритетные. Изобретательская активность в этих странах отражает рыночную стратегию компаний, стремящихся монополизировать свою ИС именно в этих странах. Степень заинтересованности компаний на рынке каждой отдельной страны пропорциональна количеству опубликованных в данной стране документов.
2. Определить компании, имеющие ключевые технологии в интересующей области и их относительные сильные стороны ИС.
Допустим, что Вы разрабатываете биометрические технологии, которые активно применяют в областях, связанных с обеспечением безопасности различных объектов, с доступом к информации и материальным объектам, а также в задачах уникальной идентификации личности. Причем основная сфера деятельности — кооперативные биометрические методы (требующие взаимодействия системы идентификации и человека, например, распознавание по радужной оболочке глаза, по отпечатку пальца и т. д.).
Необходимо иметь в виду, что на данных диаграммах отражены не все патентные источники в данной области и проведен графический анализ по заранее отобранному пулу патентов, который подготавливался по сформированному набору терминов и регулярных выражений в интересующей конкретной области.
Круговая диаграмма на рисунке разбита на сектора разного цвета в зависимости от заявителя/патентообладателя. Размер сектора определяется количеством заявок на получение патентов и патентов, в которых присутствуют указанные заявители/патентообладатели. Данная диаграмма позволяет сделать вывод о том, какие компании или организации интересуются и наиболее интенсивно развивают анализируемую технологию.
3. Выявить изобретателей, которые наиболее активны в направлении.
Представим, что Вы разрабатываете продукт, который представляет собой веб-альтернативу стандартным пакетам приложений для работы с документами без необходимости установки на персональный компьютер. Пользователям предоставляется возможность работы с помощью веб-клиента, а также посредством мобильных приложений для платформ iOS и Android. И Вам хочется узнать изобретателей, которые достаточно продуктивно работают в этой области. Очевидно, что всех найти не получится, но некоторую статистику получить можно. Данная информация берется как из патентных, так и непатентных источников.Кто знает, может среди них окажетесь и Вы.
Диаграмма на рисунке включает горизонтальные столбцы разного цвета в зависимости от изобретателя. Размер столбца определяется количеством заявок на получение патентов, патентов и публикаций, в которых присутствуют указанные изобретатели.
4. Обнаружить белые зоны, не достаточно закрытые патентами, в которых есть возможность развиваться в плане ИС.
Снова представим, что Вы разрабатываете программный продукт, который предназначен для многоточечного дизайна и анализа летательных аппаратов с учетом конструктивных параметров и конструктивных ограничений в широком диапазоне условий полета и геометрический сложности аэродинамических конфигураций, и основанной на нем технологии аэродинамического проектирования.
Карта позволяет увидеть, насколько близко друг к другу расположены патентные документы различных патентообладателей и как они распределены по направлениям развития технологии.
На карте отмечены патентные документы 2-х компаний, занимающих первое и второе место в списке ведущих патентообладателей. Стоит отметить, что компания Airbus развивает наибольшее количество направлений развития технологии.
На самом деле, я показал только маленькую часть возможностей. Также можно найти топ ведущих журналов, индексов МПК, лицензиаров и т.д.
Я надеюсь, что Вы вдохновились и попробуете подготовить ландшафт самостоятельно.
При подготовке данной статьи использовался инструмент Thomson Innovation, который является потрясающим помощником при подготовке ландшафта. Но существует достаточно много инструментов, предлагающих такие же возможности. Правда, у аналогов все работает достаточно криво или аналитика получается не такой красивой и полезной.
Необходимо помнить, что ключевым для создания патентного ландшафта является именно этап подбора данных. Хорошая аналитика получается на основе хороших данных. В этой связи некоторые информационные системы визуализации патентной информации привязаны к конкретным базам данных патентов и патентных заявок, автоматизируя сбор необходимых данных.