В наших предыдущих материалах [1, 2] речь шла о том, как устроена технология маячков iBeacon, сейчас пришло время рассказать о примерах ее реализации. В этом материале мы подобрали и перевели статьи о проектах по навигации внутри помещений с TechCrunch: вы узнаете, как и зачем внедрялась эта технология на одном из американских стадионов и в крупной розничной сети.
Target начинает тестирование маячков в пятидесяти магазинах и планирует выйти на мировой рынок уже в следующем году
Компания Target, занимающая почетное второе место в списке самых крупных магазинов розничной торговли в США сообщила, что начинает тестирование технологии Beacon в 50 магазинах страны. С помощью этой технологии компания получит возможность рассылать рекомендации и информацию о выгодных предложениях на смартфоны клиентов (разумеется, если они на это согласны).
Маячки взаимодействуют с пользователями, на смартфонах которых включен Bluetooth, и установлена последняя версия приложения Target для iPhone.
Приложение попросит пользователей «рассказать» о своем местоположении в магазине и разрешить получение оповещений. Компания говорит, что ограничит их количество, чтобы не перегружать телефоны клиентов: за одно посещение магазина вы сможете получить максимум два всплывающих сообщения.
Рекомендации рассылаются в виде оповещений или обновлений для приложения Target, в последнем случае они отображаются на вкладке «Target Run», которая представляет собой список новостей о специальных предложениях (особые цены на продукты, товары, популярные на Pinterest, и многое другое).
Сначала Target проведет тестирование технологии в 50 магазинах, расположенных в Чикаго, Денвере, Миннеаполисе, Нью-Йорке, Питтсбурге, Портленде, Сан-Франциско и Сиэтле – магазины специально были выбраны в городах с высокой конкуренцией. На основании собранных данных и отзывов от пользователей Target планирует улучшить сервис и внедрить технологию в других магазинах до конца 2015 года.
По данным TechCrunch, распространение технологии по магазинам страны произойдет уже к рождеству.
Ведется разработка приложения для Android.
Кое-кто из участников рынка розничной торговли уже начал тестировать маячки, отслеживающие по Bluetooth телефоны покупателей. Например, сеть магазинов Simon прошлой осенью объявила, что собирается оборудовать маячками практически 240 торговых центров.
В сентябре сеть Macy’s выступила с заявлением об установке 4000 маячков. Сеть GameStop начала использовать geo-fencing и установила маячки в 36 магазинах еще во втором квартале этого года. Lord & Taylor используют их уже год.
Маячки позволяют продавцам проводить маркетинг с помощью приложений, установленных на смартфонах клиентов, отправляя им персонализированные сообщения. Потребители весьма тепло приняли технологию, возможно, потому что у них сохранился контроль над ситуацией – они сами решают, раскрывать ли им свое местоположение, и могут отключить или Bluetooth, или сами оповещения.
По данным исследования, проведенного в ноябре 2014 года маркетинговой платформой Swirl, 73% потребителей сказали, что технология Beacon увеличила вероятность совершения покупки.
Target говорит, что технология будет использоваться не только для распространения информации о специальных предложениях (например, от купонного сервиса Cartwheel), но также для предоставления рекомендаций покупателям (оповещения о том, что определенные модели одежды сейчас в тренде на Pinterest).
В будущем Target планирует расширить функционал приложения, например, добавить сортировку списка покупок во время перемещения по магазину – по аналогии с навигаторами, изменяющими маршрут, если вы свернули не туда. Еще одним нововведением станет возможность запросить помощь персонала Target напрямую с телефона.
Target говорит, что мобильное приложение собирает данные о предпочтениях пользователей. Эти данные будут использоваться только в магазине и только чтобы улучшить покупательский опыт.
«Сан-Франциско Форти Найнерс» используют маячки, чтобы помочь вам найти хот-доги и пиво
В ноябре 2014 года корпоративный Wi-Fi-провайдер Aruba Networks официально запустил свою собственную сеть маячков и приложение для смартфона на стадионе Леви в Санта-Кларе, домашнем стадионе «Сан-Франциско Форти Найнерс». Работа над бета-версией комплекса велась на протяжении нескольких месяцев, и теперь, с помощью приложения стадиона Леви, система дает посетителям возможность быстро находить торговые точки, комнаты отдыха и свои места. Вы точно не заблудитесь.
Это одна из первых систем Indoor-навигации (навигации внутри помещений), установленная в таком большом месте – стадион занимает площадь в 172000 кв.м и рассчитан на 68000 сидячих мест. Этот проект показал нам будущее, где системы навигации для помещений будут такими же точными, как GPS.
В обозримом будущем Aruba и их компания-разработчик ПО Meridian планируют добавить поддержку всплывающих сообщений о специальных событиях, появляющихся в зависимости от местоположения пользователя. Разработчики надеются обогатить пользовательский опыт и создать комплекс, который станет обязательным атрибутом всех современных стадионов.
Маячки могут активировать специальные события на пользовательском устройстве. Например, когда вы входите в зону действия одного маячка, вы получаете одно сообщение, а когда входите в зону действия другого – другое. Контент может быть индивидуальным для каждого маячка, что дает возможность настраивать их поведение в разных частях здания.
Вот почему эти маленькие устройства так вскружили голову продавцам. Они могут помочь освежить покупательский опыт в условиях растущей популярности онлайн-торговли, предоставляющей более легкий доступ к товарам. По данным Aruba, потребители предпочитают Bluetooth-системы навигации Wi-Fi-системам из-за их безопасности – приложения для смартфона ищут маячки, но маячки не ищут смартфоны.
Джеффом Хардисоном (Jeff Hardison) из Aruba/Meridian объяснил как работает система: после того как Apple анонсировала, что применяет Wi-Fi-триангуляцию (техника Indoor-навигации, на которую в то время рассчитывали Aruba/Meridian), две компании решили использовать новые стандарты Apple iBeacon и создать свои собственные маячки, чтобы полностью контролировать систему.
Им удалось спроектировать два различных типа маячков, новую Wi-Fi-систему и программное обеспечение для удаленного управления. Один из маячков поставляется со встроенной батареей, рассчитанной на полтора-два года, а другой представляет собой маячок с USB-разъемом.
Система на стадионе Леви выглядит следующим образом:
- По всему стадиону установлено огромное количество маячков Aruba, запитанных от батареек;
- Установлены Wi-Fi-узлы Aruba (покрывающие гораздо большие площади);
- Маленькие USB-маячки вставлены в USB-порты Wi-Fi-узлов. Это позволяет маячкам, питающимся от батарей, напрямую взаимодействовать с Wi-Fi-узлами;
- Wi-Fi-узлы передают данные маячков облачному или местному контроллеру, управляющему всей системой;
- Контроллер отправляет данные удаленной системе управления, где IT-специалист может мониторить состояние маячков: проверять уровень заряда батарей, устанавливать обновления прошивок и так далее.
Важно отметить, что для доступа ко всем возможностям удаленного управления, Aruba Wi-Fi и Wi-Fi-контроллеры должны иметь возможность управлять маячками по физическим каналам или через облако.
Стадион Леви – это одно большое помещение, в котором установлено огромное количество маячков. В этом случае имеет смысл установить контроллер Aruba на месте (для управления маячками и передачи их данных в облако и на консоль управления).
Как родилась консоль?
Компания Aruba самостоятельно и с нуля построила аппаратную часть системы, чего не скажешь о программной. Несколько лет назад TechCrunch писал, что Meridian создала довольно сложную консоль для управления картами Indoor-навигации, идентифицирующую мобильные устройства клиентов после того, как они были триангулизированы Wi-Fi-роутерами Cisco.
Например, потребители могли использовать смартфон в качестве навигатора для перемещения по нескольким казино Лас-Вегаса. В то время для этого использовалась Wi-Fi-триангуляция. Казино могло загружать чертежи и схемы здания в систему Meridian, которая самостоятельно их обрабатывала и создавала карты для приложения, избавляя от большого количества дополнительной работы. На этих картах было видно, где расположены Wi-Fi-роутеры.
Главное отличие системы, установленной на стадионе, заключается в том, что новый комплекс использует Bluetooth вместо Wi-Fi, а это минимальные затраты для владельца здания. Indoor-навигация дает возможность быстрее находить дорогу в уборную и к палаткам с пивом в день игры – это настоящая находка как для фанатов, так и для владельца помещения.
P.S. Желающие подключиться к практической стороне темы могут взглянуть на репозитории и документацию Navigine для iOS и Android вот тут.
Комментарии (5)
levide
24.11.2015 10:12Осталось заставить клиентов установить приложение и включить Bluetooth (7% с включенным bluetooth).
В этом плане Wi-Fi трилатерация дает более полную картину посещений, даже если клиент не устанавливал приложение.
Сейчас уже есть WiFi решения, которые позволяют делать триангуляцию.
В любом случае, BLE пока для ритейла не выгодно использовать… слишком маленький процент охвата.oleg_demidov
24.11.2015 13:27+2Спасибо за комментарий!
Отвечу по пунктам:
1. Да, это главные ограничения.
Однако по последним замерам охват Bluetooth растет и может достигать 20% в России. В США и Европе еще больше.
Мотивация для скачивания приложения во многом лежит на стороне конечного заказчика. Но тут есть ряд онлайн и офлайн каналов, которые можно эффективно использовать
2. Потенциально охват Wi-Fi может в некоторых местах достигать 70-80%. Однако у данного подхода есть технологические риски. Apple планирует ввести динамическую смену MAC-адресов устройств, что приведет к невозможности сбора корректной статистики по числу посетителей.
Плюс к этому Wi-Fi трекинг дает возможность только собирать данные по посетителям. Никакого полезного сервиса для самих посетителей построить нельзя.
3. Здесь есть несколько аспектов:
— позиционирование по Wi-Fi может осуществляться на стороне сервера и передаваться на смартфон пользователя. Однако решение получается очень дорогим, поскольку надо использовать сетевое оборудование CISCO или Aruba.
— сигналы Wi-Fi можно использовать для определения координат на стороне смартфона, однако iOS запрещает это делать. Поэтому охват такой истории также резко уменьшается. Вряд ли ТЦ сможет объяснить почему навигация у них работает только для пользователей Android, а для яблочных смартфонов не работает.
— для точного позиционирования нужна примерно равномерная сеть расставленных роутеров, что в большинстве зданий не так просто обеспечить
4. С учетом кейсов в Штатах, Европе и Азии получается, что ритейлу выгодно использовать BLE-решения уже сейчас.
В России потребности заказчиков развиваются несколько медленнее, но и они уже начинают всерьез интересоваться подобными решениямиlevide
28.11.2015 22:16Крупные торговые сети могут позволить себе дорогостоящие решения. Поэтому оптимальным решением пока остается комбинированный подход WiFi+BLE.
По поводу определения пользователя в Wi-Fi сети, это делается просто, достаточно предоставить бесплатный доступ в сеть, но с условием, что пользователь оставит о себе информацию (номер телефона, соц. сети, установка приложения), и вуаля! мы знаем mac и знаем кому он принадлежит. В следующий раз мы пустим в сеть этого пользователя без какой либо авторизации (это кстати поможет решить проблему с фэйковыми mac адресами от Apple).
А дальше, все, безграничные возможности: аналитика, сценарии в зависимости от местоположения пользователя. Приложение даже не обязательно.oleg_demidov
30.11.2015 00:39Сначала торговые сети нужно убедить, что данные сервисы позволят им заработать) Если говорить именно о навигации в смартфонах посетителей, то чистый BLE — самое экономически эффективное решение.
При подключении к местному Wi-Fi мы можем запросить данные пользователя и сопоставить их с текущим значением MAC-адреса. Однако если в дальнейшем пользователь к Wi-Fi не подключен, то мы можем его идентифицировать только по MAC-адресу. В случае если Apple сменит MAC-адрес, то мы не сможем понять, что это тот же пользователь.
Безграничные аналитические возможности — это хорошо, но опять же большинство заказчиков пока не понимают, как на этом зарабатывать
Jeckus
Про опыт использования биконов на стадинах вот хороший пост про апгрейд мест на стадионе Golden State Warriors.