Совместно с компанией АСКОН Университет ИТМО постепенно преобразует учебное производство в умную фабрику. Ремонт учебных помещений почти закончен, идет подготовка к обновлению производственных. Оборудование частично установлено, и на ближайшее время перед студентами и магистрантами "промышленных" учебных программ поставлена задача внедрения специализированного софта для управления производством и объединения всех компонент в общую цифровую среду. Созданная таким образом лаборатория поможет не только обучать новые кадры, но и разрабатывать новые подходы к совершенствованию производственных процессов.
Своеобразным символом и материализованной целью проекта стал макет учебного производства, представленный компанией АСКОН на выставке Иннопром 2023.
Рассказ об учебно-научно-производственном центре “Цифровые промышленные технологии” начнем издалека: с задач самой отрасли, о которых мы поговорили с Михаилом Пономаренко, аспирантом ИТМО и руководителем направления производственных решений компании АСКОН и Юрием Андреевым, руководителем центра "Цифровые промышленные технологии" ИТМО и магистерской программы "Цифровые технологии в производстве".
Когда и почему производство становится умным
Промышленное производство развивается по пути постепенной оптимизации.
Как оптимизация выглядела на практике раньше? Специалисты предприятия видели узкое место в производственном процессе, анализировали ситуацию и принимали решение о дозакупке, например, трех новых станков, расширяющих возможности линии.
Сейчас этот путь по ряду причин недоступен. С одной стороны, из-за последних событий закупка оборудования происходит сложнее и дольше. Некоторое оборудование купить в принципе невозможно, другое же доступно только по схемам серого и параллельного импорта, а это растягивает сроки обновления. С другой стороны, конкуренция и требования к качеству поднимают вопрос эффективности производства в целом. А здесь уже простым расширением парка станков не обойтись. Необходимо оптимизировать процессы ― думать о том, как заставить существующее оборудование приносить больше пользы.
Чтобы решить эту задачу, требуется собирать больше информации о производственном процессе, нежели просто объем поступающего сырья и итоговое количество продукции. Необходимо в режиме реального времени получать и анализировать данные по всему процессу, от момента подачи требований и проектирования изделий до их отгрузки заказчику. Всю эту аналитику предоставляет специализированное ПО для управления производством.
Проблема в том, что наработанных методик внедрения управления производством, которые были бы универсальны для всех существующих заводов, не существует. Автоматизация каждого завода ― отдельный длительный проект со своими ограничениями и подводными камнями. Для его реализации нужны не только ресурсы, но и специалисты, которые понимают суть подобных решений (а иногда могут их дорабатывать).
К сожалению, сейчас в России таких специалистов очень мало. На эту роль не подходят люди, просто научившиеся писать код. Для успешного решения производственных задач необходимо глубокое понимание процессов и технологий, а вместе с тем и основ промышленного планирования.
Почему внедряя цифровое управление, нельзя идти "в лоб"
Автоматизация реально работающего производства ― задача непростая. По этому пути идет все больше предприятий, но все они сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Очевидная сложность заключается в том, что на многих заводах десятилетиями работает старое оборудование, которое нельзя просто так подключить в информационную систему к ПО для управления заводом. Более свежее оборудование ― это набор разнообразных технологий и стандартов, которые нужно еще как-то подружить между собой, а заодно и с внедряемым программным обеспечением. Но это все частные и в общем-то решаемые задачи. Самая главная сложность ― нет единой методики внедрения комплексных средств автоматизации, используя которые можно было бы провести преобразования за понятное предсказуемое время. Как нет и учебно-методических материалов, которые позволили бы быстро переобучить персонал предприятия новым подходам к организации работы.
Как правило, внедрение средств автоматизации разбивается на этапы. Причем, впереди проекта обычно конструкторы, технологи и логистика, поскольку в этих областях решаются конкретные частные (и очень понятные) задачи, да и преимущества от внедрения автоматизации достигаются сравнительно легко. Производство чаще всего автоматизируется в самом конце ― самый сложный и неочевидный этап, который требует массу времени на внедрение. В подобных проектах обычно огромное количество неизвестных, а двигаться вперед приходится маленькими шагами, на которые уходят годы.
Чтобы разработать более быстрые методики и подходы к автоматизации именно производства, нужны эксперименты. Но их почти невозможно проводить на работающих предприятиях. Нельзя остановить производственную линию, чтобы проверить ту или иную гипотезу, поскольку часы простоя ― это колоссальные потери. Прежде чем идти на такие затраты, гипотезы логично проверять в искусственных условиях ― в лаборатории или на учебном предприятии, где уровень финансовых рисков гораздо ниже.
Одно из таких учебных производств есть и в ИТМО на базе учебно-научно-производственного центра “Цифровые промышленные технологии”, а студенты и магистранты университета, получив глубокие знания по производственным процессам, готовы экспериментировать, предлагать новые идеи и разрабатывать подходы к автоматизации промышленности. С этой начальной точки и стартовала идея партнерства компании АСКОН как производителя софта и интегратора систем автоматизации производства и Университета ИТМО, подготавливающего кадры для реализации подобных проектов.
Партнерство АСКОН и ИТМО в деталях
АСКОН со своей стороны предоставляет софт ― компания создала собственное математическое ядро C3D и производит не только известный всем КОМПАС-3D, но и другие программные продукты, которые могут стать основой полного цикла производства на умной фабрике ― MES-система планирования и управления производством "Гольфстрим", система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия "Лоцман:PLM", система управления нормативно-справочной информацией предприятия "Полином:MDM" и система проектирования технологический процессов “Вертикаль”. Фактически программное обеспечение позволяет выстроить тот самый сквозной процесс производства от конструктора и постановки требований (создание моделей, расчеты) через этап технологической подготовки производства (проектирование технологии изготовление, программы для станков с ЧПУ) к самому производству, где можно планировать и управлять процессами. В итоге можно перейти к созданию цифрового двойника посредством визуализации этих процессов и связи с оборудованием и станками.
ИТМО предоставляет помещения и станки, а самое главное ― студентов, магистрантов и аспирантов, которые уже погрузились в тему производственных процессов и готовы разрабатывать те самые методики внедрения. А заодно и подходы к обучению персонала предприятий новым принципам работы. Первый комплект таких учебно-методических материалов уже разработан, но предстоящий объем работ еще огромен.
На данный момент проект еще на начальной стадии реализации. До конца лета в корпусе университета на переулке Гривцова будет идти ремонт, но уже с сентября цех включится в учебный процесс.
Часть оборудования уже закуплена и установлена. Здесь есть термопластавтомат, который позволяет отливать детали из полимерных материалов, в том числе для оптических применений, токарно-фрезерная группа: токарные, фрезерные и ленточнопильный станки, а также трехкоординатный электроэрозионный проволочный станок. Кроме того, есть контрольно-измерительное оборудование, климатическая камера и установка для виброиспытаний. В ближайшей перспективе появится дополнительное оборудование.
С сентября стартует внедрение программных продуктов АСКОН. В ИТМО уже используется КОМПАС-3D, ЛОЦМАН:PLM и другие продукты компании, но необходимо внедрить систему управления производством, которая позволит планировать, выдавать задания, управлять технологической подготовкой и в целом связывать уже используемое ПО и железо в единую структуру.
В перспективе это будет полностью автоматизированное производство, построенное на продуктах АСКОН. Конструкторы будут работать в КОМПАС-3D, технологи ― писать управляющие программы для станков в САМ системе внутри КОМПАС-3D (ADEM CAM). При необходимости программные модули позволят сразу же считать прочность или гидро- и газодинамику изделий. После этого задание будет отправляться через MES-систему "Гольфстрим" на станок для производства объекта. При этом система автоматизации производства будет в реальном времени отображать данные со станков, полученные через систему интернета вещей WINNUM ― работают ли станки, в каком режиме, как обрабатывается текущая управляющая программа.
Умное производство должно будет работать над реальными задачами в рамках реализуемых НИР и ОКР университетом, а также выполнять внешние заказы на изготовления деталей и изделий. Здесь доступно изготовление прецизионных деталей, сборка и покраска изделий, проведение испытаний в климатической камере и на вибростенде. В перспективе будут доступны термообработка и сварка.
Производство на Гривцова должно стать не только учебной площадкой, но и лабораторией, где можно будет демонстрировать, как автоматизация работает на практике, а заодно проверять гипотезы относительно оптимизации промышленных процессов, не затрагивая реальных заказчиков. К примеру, здесь можно будет экспериментировать с тем, насколько перспективно использовать в процессе планирования производства методы искусственного интеллекта.
Знания, полученные в ходе подобных экспериментов, позволяют эффективнее проводить автоматизацию реальных производств и дополнить учебный процесс, подкрепить теорию практикой.
Учебно-научно-производственный центр доступен всем факультетам ИТМО, однако перечисленные технологии в реальных производственных условиях рассматриваются на учебных программах. Учебное производство доступно магистрантам и аспирантам факультета систем управления и робототехники на программах "Цифровые технологии в производстве" и "Цифровые системы управления". В рамках этих программ обучение переходит с простых вещей, вроде написания циклограмм для робототехнических комплексов, к более сложным задачам ― созданию цифровых двойников работающих производственных участков.
Помимо учебного производства, студенты этих программ посещают площадки технологических партнеров ― компаний "Диаконт", "Техприбор", "НТЦ "Эталон", "Би Питрон", "Северсталь". На таких занятиях уже во время обучения магистранты могут решать реальные задачи. Например, на заводе Schneider Electric студенты, магистранты и аспиранты ИТМО помогли разработать алгоритм для выявления проблем с подачей проволоки у одного из сварочных роботов. С помощью этого алгоритма проблема фиксировалась прямо во время производства, не допуская брака. А в "НТЦ "Эталон" студенты и аспиранты участвуют в разработке современных средств неразрушающего контроля высокотехнологичной продукции аэрокосмической отрасли.
Имея возможность познакомиться с реальными производственными задачами, уже на первых курсах магистратуры обучающиеся получают приглашение на работу в организации-партнеры ― в отделы, занимающиеся автоматизацией производства. Им предстоит решать сложные задачи на стыке промышленности и ИТ, а знания, полученные в ИТМО, этому помогают. Таких специалистов ждут и в штате производителей программного обеспечения (не только АСКОН). Сейчас их услуги особенно востребованы, поскольку зарубежные производители ПО для автоматизации промышленности ушли из страны.
Программы "Цифровые технологии в производстве" и "Цифровые системы управления" принимают документы до 4 августа.
Ознакомиться с программами можно на сайте "Поступление 2023": https://abit.itmo.ru/program/master/digital_tech и https://abit.itmo.ru/program/master/control_systems
Интерактивный макет как отображение концепции
Презентационной моделью идеи стал демонстрационный макет учебного производства. Фактически, это точное отображение того, где с первого сентября начнется реализация учебного процесса.
Изначально макет создавался, чтобы демонстрировать на начальном уровне студентам, как работает учебное производство в целом: какое здесь установлено оборудование, каковы возможности предприятия, где и что расположено. Кстати, макет отрисован в КОМПАС-3D и полностью повторяет даже топологию помещений.
В макете предусмотрен интерактив ― рассказывая о деталях производственного процесса, нужные элементы можно подсвечивать (это реализовано на базе Rasbery Pi). Естественно, использовать его предполагается только в рамках вводных лекций. Далее в рамках учебного процесса знания будут углубляться через курсы, посвященные конкретным программным продуктам (своих для технологов, конструкторов).
Интерактивный макет компания АСКОН показала на коллективном стенде инновационных промышленных проектов Минпромторга России в рамках выставки Иннопром 2023, проходившей в Екатеринбурге. Стенд посетил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В рамках выставки макет демонстрировал саму идею сквозного производственного процесса ― от проектирования до отгрузки с учетом различных технологий. Идея получила очень хороший отклик и в ближайшее время будет представлена на других промышленных выставках.
Созданный макет, да и производство, которое он отображает ― это лишь один из первых шагов в развитие отрасли цифровых двойников и умного производства. Концепция, о которой только начали говорить около года назад, обрела физическое воплощение и будет развиваться дальше. А учебно-методическими комплектами, уже разработанными в рамках сотрудничества АСКОН и ИТМО, заинтересовались другие вузы страны, которые готовят кадры для промышленности, ― они также включаются сейчас в подготовку кадров для автоматизации производства.
Zheka1237
Молодцы мужики! Вот за кем будущее современное производство! Лишь бы удалось довести всё до конца, а не получилось как всегда - распиарили, а потом потихому всё свернулось :(