Привет, Хабр! Меня зовут Глеб Боос, уже много лет работаю в области QA и прошел путь от начинающего тестировщика до руководителя на разных уровнях. За время работы я попробовал себя в различных ролях, включая тим-лида, тест-менеджера, руководителя проектов, ресурсного менеджера, руководителя отдела тестирования и руководителя центра компетенций. Благодаря этому опыту у меня была возможность тесно взаимодействовать со смежными отделами, такими как HR, маркетинг, продажи, закупки и финансы.
В своем стремлении внедрять эффективные процессы и улучшать коммуникацию как внутри команд, так и между проектами/отделами, я всегда активно изучал разнообразные источники информации. Книги PMBOK и P2M, статьи на Habr, видеозаписи конференций на YouTube, практические занятия и тренинги, а также общение с профессионалами помогали мне формировать представление о том, как создать эффективную рабочую среду для проектов и команд. Однако недавно я открыл для себя необычный исходный материал для анализа и обучения — сериал «Тед Лассо» от Джейсона Судейкиса и Билла Лоуренса, создателей известного сериала "Клиника".
# Сразу стоит отметить, что данная статья представляет собой больше творческий анализ в качестве экспериментального подхода, нежели ревью профессиональной литературы или конференции.
Внимание! Далее пойдут спойлеры, которые будут касаться первых двух сезонов сериала.
Давайте немного поговорим вообще о том, о чем этот сериал. Комедия рассказывает историю американского футбольного тренера по имени Тед Лассо, который получает предложение возглавить футбольную команду в Англии, не имея опыта в этой области. В ходе фильма мы наблюдаем за его необычными методами тренировок и подходами к управлению командой. Главный герой демонстрирует позитивный настрой, развитый эмоциональный интеллект и способность находить общий язык с игроками, что помогает ему преодолевать трудности. Помимо футбола, в сериале затрагиваются вопросы личного роста, межличностных отношений и значимость коллективной работы. "Тед Лассо" представляет смешение комедийных и драматических элементов, создавая вдохновляющую и проникновенную историю.
Кто такой Тэд Лассо?
В сериале, созданном Джейсоном Судейкисом и Биллом Лоуренсом, Тед становится не только главным героем, но и примером для подражания. Он привлекает внимание своим неподражаемым стилем и светлым характером. Этот тренер, не имеющий опыта в футболе, принимает вызов возглавить футбольную команду в Англии. Вместе с американским оптимизмом и улыбкой на лице, Тед Лассо принимает каждый день как новое приключение. Он сталкивается с трудностями, но никогда не теряет веры в свою команду и в себя.
Тед Лассо умеет находить общий язык с игроками, создавая дружескую и поддерживающую атмосферу. Он не стремится быть типичным тренером-диктатором, а ставит на первое место взаимоотношения и личностный рост своих игроков.
Качества характера Тэда Лассо, которые говорят о нем, как о хорошем менеджере
Давайте рассмотрим основные менеджерские качества Тэда Лассо и попробуем экстраполировать их на роль менеджера по тестированию.
Позитивный настрой: Тед Лассо всегда поддерживает здоровую атмосферу и вдохновляет свою команду на достижение высоких результатов. В реалиях жизни команды тестирования стресс, вечная гонкка за сроками и попытками уложить регрессионное тестирование в последние полчаса до релиза риск повышения токсичности и раздражительности взлетает до небес. Учитывая вышесказанное, умение QA-менеджера поддерживать позитивный настрой даже в самые непростые и сложные для команды времена ценится превыше всего.
Эмоциональный интеллект: главный герой обладает умением понимать и учитывать эмоции и потребности своих игроков. Он строит доверительные отношения и находит подход к каждому члену команды. В управлении тестированием ПО эмоциональный интеллект позволяет менеджеру понимать потребности и проблемы сотрудников, адаптировать подходы и создавать поддерживающую и продуктивную рабочую среду. У каждого тестировщика в команде может быть свой мотиватор, у каждого свои сильные/слабые стороны, у каждого есть свой талант. При индивидуальной проработке с каждым сотрудником всех этих моментов итоговый результат может получиться вполне себе хорошим.
Коммуникационные навыки: Тед Лассо владеет искусством эффективной коммуникации. Он умеет слушать и проявляет гибкость в общении, а также ясно и понятно выражает свои идеи и ожидания. В менеджменте тестирования ПО хорошие коммуникационные навыки помогают менеджеру эффективно передавать требования, ожидания и инструкции, а также обеспечивать открытое и результативное взаимодействие с командой и со смежными подразделениями. Найти правильный ключик к бизнесу, который часто меняет требования или к команде разработки, которые затягивают сроки своего этапа (а дата дедлайна при этом никудане двигается) — это тот самый скилл, который является жизненно необходимым.
Гибкость и адаптивность: Тед способен быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и принимать нестандартные решения. В менеджменте тестирования ПО гибкость и адаптивность позволяют эффективно реагировать на изменения в проекте, распределять ресурсы и принимать решения, обеспечивая выполнение задач в срок и с высоким качеством.
Толерантность и уважение: Тед Лассо уважительно относится к каждому члену своей команды, создавая атмосферу взаимного доверия и поддержки. В менеджменте тестирования ПО толерантность и уважение позволяют создать команду, где каждый сотрудник чувствует себя ценным и вносит свой вклад в успех проекта. На самом деле тут и добавить больше нечего, так как даже в самых конфликтных ситуациях взаимоуважение всегда ценится больше, чем что либо.
Доверие и делегирование: тренер доверяет своей команде и умеет делегировать ответственность. Он позволяет сотрудникам проявить свои сильные стороны и развиваться, создавая атмосферу самостоятельности и ответственности. В менеджменте тестирования ПО доверие и делегирование помогают менеджеру распределить задачи и ответственность в команде, развивая у сотрудников навыки и повышая эффективность работы. Здесь можно выделить еще два отдельных пункта: умение не вмешиваться там, где ситуация того не требует, а также умение делегировать компетенции и обязанности так, чтобы закрыть свои слабые стороны. В первом случае очень важно не пытаться разрешить (напрямую) абсолютно все конфликты испорные ситуации, которые могут возникнуть в работе, ведь многие из членов команды могут быть вполне самостоятельными, чтобы разрешить эту проблему без участия менеджера. Во втором случае нужно понимать, что чем больше у менеджера становится управленческих задач, то тем сложнее ему держать в тонусе свою техническую квалификацию. Именно для этого необходимо уметь распределять компетенции и не стараться угнаться за всем подряд, ведь рано или поздно это может привести к перегрузке и потере контроля.
Руководство по примеру: Тед является образцом для своей команды и вдохновляет ее не только словами, но и действиями. Он сам активно участвует в работе, демонстрируя высокий профессионализм и преданность своей работе. В менеджменте тестирования ПО это качество может быть применено, когда руководитель сам активно участвует в тестировании, демонстрируя высокий уровень квалификации и мотивируя команду своим примером. Чуть-чуть подробнее, но уже с другой стороны мы еще раскроем этот пункт в следующей части статьи.
Человечность: Тед Лассо не является каким-то особенным, он ровно такой же человек, как и все мы. Порой это особенно важно в осознании того, как правильно вести коммуникации не только по отношению к своим подчиненным, ведь это работает в обе стороны. Если вы работаете в роли менеджера QA, то вспомните моменты, когда на вас может давить руководитель/заказчик/бизнес, когда задачу нужно выкатить на бой уже завтра утром, а тебе передали новый функционал на тестирование вот только что. А какие-нибудь кейсы из разряда того, что кто-то из твоих сотрудников пропустил баг на боевой контур? Или вдруг начинающий стажер снес всю тестовую базу, которую вы так бережно готовили для предстоящего регресса, а вернуть ее в полноценном виде уже не получится. Все это эмоциональным катком может проходить по менеджеру, который вполне может испытывать человеческие чувства/стресс/панику/раздражительность, которые могут повлиять на конечный результат.
Тед Лассо — менеджер мечты?
К сожалению или к счастью, это не совсем так. Стоит делать скидку на то, что сериал не является документальным, а, значит, возведение наивности и абсурдности в абсолют в той или иной ситуации сопровождает фильм на протяжении всех серий. Поэтому те или иные "скиллы" Тэда, которые открыто показывают его некомпетентность, далеко не всегда отражаются на развитии сюжета. Но ведь все мы знаем, что идеальных менеджеров не существует, верно? Давайте попробуем рассмотреть квалификационные провалы Тэда Лассо и аналогичным образом отразить это через призму способностей менеджера по тестированию.
Отсутствие стратегии: Тренер Тед Лассо не придерживается четкой стратегии и плана действий, что приводит к хаотичности и неопределенности. В менеджменте по обеспечению качества ПО отсутствие стратегии может привести к неорганизованности в процессе тестирования, неясности в задачах и сроках выполнения. В самом лучшем случае это может привести к тому, что команда допустит на продуктив Major или Critical баги, а в худшем... Дисбаланс в распределении обязанностей, отсутствие четкого понимания объемов и сроков, некачественный тест-дизайн, отсутствие четкой преоритизации могут привести к катастрофе, выраженной в колоссальных убытках для бизнеса.
Низкая компетентность: Тед Лассо не обладает достаточными знаниями и навыками в тренерской деятельности (по европейскому футболу), что затрудняет его способность эффективно руководить командой. В менеджменте тестирования ПО низкая компетентность менеджера может привести к неправильному планированию ресурсов, неэффективному распределению задач и недостаточной поддержке сотрудников. Однако, стоит учесть, что менеджеру QA не обязательно совмещать свои обязанности с ролью тех-лида команды, эту задачу может решить делегирование обязанностей. Но можете ли вы представить себе менеджера по тестированию, который не имеет представление о том, что такое регрессионное тестирование? Или о том, что такое тест-план? Или не знать основной инструментарий, который может использоваться для тестирования ПО?
Отсутствие вовлеченности: тренер далеко не всегда погружен в те события и взаимоотношения, которые происходят внутри команды. Парадоксально, особенно, с учетом того, что он очень плотно занимается именно взаимоотношениями и личностными качествами игроков, очень часто многие важные события просто проходят мимо него. Для менеджера по тестированию очень важно быть в курсе происходящего. Не обязательно влезать в каждый конфликт и пытаться разрешить его своим видением, порой это только может пойти во вред. Но быть минимально осведомленным о том, что происходит в команде и как это может повлиять наее работу — это жизненная необходимость.
Дисбаланс в развитии команды: и хотя Тед Лассо довольно много времени уделяет моральному и личностному развитию команды, однако, практически не занимается ее техническим развитием. Здесь снова можно сделать отсылку к "делегированию", о котором шла речь раньше, но все же сложно не заметить тот факт, что главный герой не занимается ни своим развитием в "тех.части", ни развитием команды в этом направлении. Перенося это в реалии тестирования, представьте себе такой кейс: для того, чтобы протестировать какой-то новый функционал команде необходимо изучить новый стек технологий/СУБД/архитектуру, а ваш менеджер вместо этого больше концентрируется на том, что вы большой молодец и обязательно справитесь с этой задачей.
Чрезмерная мягкость: Тед Лассо представляет собой очень мягкого и тактичного менеджера, крайне редко раскрывая другую свою человечную сторону, которая способна на какой-то прессинг и агрессию. В условиях сериала это работает успешно, но, к сожалению, в реальной жизни не все вопросы можно решить тактичным подходом. Лично я не являюсь сторонником жестких и тоталитарных подходов, но умение в нужный момент жестко отстоять свою точку зрения и, при необходимости, сбавить свой привычный уровень лояльности порой может привести к более высоким результатам. Излишняя токсичность сотрудника, нежелание им выполнять свои обязанности, отсутствие взаимопонимания со стороны смежных отделов и другие конфликтные ситуации в реальной жизни далеко не всегда можно решить тактичными переговорами.
Какой итог?
Если мы хотим построить красивый и удобный европейский город, мы берем примеры с Амстердама, Барселоны, Парижа, Лондона. Если мы хотим снять хороший фильм, то мы берем пример с культовых Кубрика, Тарковского или Уэса Андесона. Мы стараемся брать лучшее и ориентироваться на это в построении наших проектов, процессов или команд. Ровно также, опираясь на этот анализ, можно сделать вывод, что лучшие качества Теда Лассо являются отличным ориентиром для менеджера, который хочет выстроить эффективные коммуникации, поддерживать высокий уровень мотивации сотрудников, развивать команду и быть источником вдохновения для них. Также стоит обратить внимание на его способность преодолевать трудности, сохранять позитивный настрой и создавать дружескую и поддерживающую атмосферу. Применение этих качеств в работе менеджера по тестированию ПО поможет улучшить командную динамику, повысить качество работы и достичь успешных результатов в проектах.
Важно помнить, что каждый менеджер должен адаптировать и применять эти качества в соответствии с конкретными потребностями и особенностями своей команды и проектов. Ну и, само собой, необходимо делать анализ "мало-профессиональных" качеств персонажа, чтобы брать на вооружение потенциальные проблемы, которые могут всплыть в процессе управления, и находить подходы для их проработки и минимизации.
Эту статью я хочу закончить цитатой одного из главных героев: "Хороший учитель ждёт, что ты пойдёшь вперёд. Отличный — знает, что так и будет."