Зачем

Вдохновившись статьёй моего друга про печальность интерфейсов в промышленном секторе (АРМ), я решил сделать свою версию того же самого, но с немного другим уклоном.

В том посте были комментарии из серии «всё везде регламентировано, раз так сделано — значит умные люди подумали», но если в условном Газпроме за АРМ наблюдает инженер или техник, который отличает на схеме трехходовой клапан от обратного, то в гражданских системах часто за этим следят те же диспетчера, что следят за пожаркой, диспетчеризацией лифтов и прочих систем, диспетчера часто меняются, новые могут не знать чего то, а для того же ТЦ быстрота фиксации и ликвидации аварии могут спасти много денег.

Этим я хотел показать, что удобно и красиво вовсе не значит анимации на каждый переход + тени и градиенты. Ну Хабр тому доказательство, как бы.

Процесс

ТЗ от воображаемого заказчика:

  1. Переделать мнемосхему, чтобы она была понятнее

  2. Не менять аварии и кнопки - будем считать, что на АРМе можно будет заменить иконку лампочки с одной на другую

  3. Все названия должны остаться, сокращений и переименований не должно быть.

  4. Разрешение экрана остается как на картинке

  5. Процент занимаемого мнемосхемой места также нельзя уменьшать

Я возьму рандомную мнемосхему из интернета и пошагово покажу, как минимальными усилиями можно привести в порядок интерфейс, чтобы он стал приятнее для глаз и удобнее для эксплуатации.

Я не ставлю задачу переработать интерфейс и сделать его "идеальным", тем более это невозможно, у каждого свои вкусы, свое виденье и вообще все фломастеры разные. А вот убрать очевидные косяки и причесать можно.

Иду по тому же пути, беру ту же схему и пробую уложиться в 2 часа времени.

Схема ЦТП из интернета
Схема ЦТП из интернета

Это не то, чтобы самая ужасная схема, тут как минимум все понятно, так еще и достаточно читаемо, так что её можно спасти

Первым делом делю схемы на зоны по смыслам и каждую зону кропаю в отдельные картинки, чтобы их можно было двигать

Зоны в исходном варианте
Зоны в исходном варианте

Переставляю ОЧЕНЬ ГРУБО то что было на картинке, собираю в блоки связанные по смыслу, нужно понять влезет ли (а то может зря я так начал)

Пересортировано. Аварии с авариями, уставки с управлением + сама схема
Пересортировано. Аварии с авариями, уставки с управлением + сама схема

Итого 3 блока: Аварии, Управление, Мнемосхема.

Беру уже чистый frame и его разбиваю на 3 части

3 блока: Аварии, Управление, Мнемосхема
3 блока: Аварии, Управление, Мнемосхема

Далее иду перерисовывать саму мнемосхему ЦТП, т. к. у неё в правой нижней части скученность, а в левой части много пустоты. Перерисовываю.

Ремарка: это - не принципиальная схема ЦТП, где должны быть отображены все задвижки и вся арматура, это - визуализация для оператора, которая не обязана быть калькой с ФСА(схема где датчики указаны).

Оригинал, поверх которого линиями восстановлены трубы
Оригинал, поверх которого линиями восстановлены трубы

Немного перемещаю элементы, выделяю контуры визуально, делая их похожими, убираю скученность справа.

Промежуточный результат
Промежуточный результат

Добавляю насосы и датчики, в целом мнемосхема сама готова, остался этап полировки, но прошло уже 1ч 23мин и я срочно убегаю делать остальное, чтобы хоть как то уложиться.

Мнемосхема версия один ноль
Мнемосхема версия один ноль

В начале я разделил разбросанные блоки с кнопками на 4 группы: Управление, Температура ЦО, Температура ГВС и Панель управления, где я не знаю что находится, потому оставил как было.

Нижнюю панель разбиваю на 4 маленьких панельки и переношу туда все кнопки, используя уже свои размеры (они не меньше оригинальных, я проверил специально)

Нижняя панелька с панельками
Нижняя панелька с панельками

Рассчитываю сколько мне нужно строк для Панели аварий и предупреждений справа, начинаю её собирать, но время уже выходит. Всё.

Но воображаемый заказчик - это лучший заказчик, то он входит в мое положение и дает мне ещё полчаса.

Трачу еще 15 минут на доделку блока с авариями.

Это индикаторы аварии, которые загораются ярким и должны быть заметны сходу
Это индикаторы аварии, которые загораются ярким и должны быть заметны сходу

Ещё 15 минут - на полировку того, что ну совсем не стоит так оставлять: Опечатки в названиях датчиков и пропущенную кнопку Подтвердить аварию.

Так выглядят 2.5ч неясно чего, неясно зачем
Так выглядят 2.5ч неясно чего, неясно зачем

Выводы

  1. Я не успел за 2 часа

  2. Я не использовал никаких сложных элементов, вроде теней, градиентов, даже жирный шрифт

  3. Получилось, конечно на мой вкус, куда чище, аварии считываются легче, кнопки понятно что делают и к тому же, оставлено место для возможного дооснащения

P.S.

Через пару дней вернулся, и решил всё же добавить рюшечек дисигнера.

версия два точка ноль
версия два точка ноль
версия два точка один
версия два точка один
версия два точка два _ фин
версия два точка два _ фин

Вроде приятно получилось.

Комментарии (21)


  1. aakumykov
    22.08.2023 20:55
    +1

    Потрясающе красиво и функционально.


  1. NooneAtAll3
    22.08.2023 20:55

    Я не разбираюсь, поэтому вопрос идиота


    "Клапан Открыт 0%", но у клапана 3 соединения
    0% это в нижний отвод в другую трубу? или наоборот 0% дальше по трубе, все в "слив"


    1. Yukr
      22.08.2023 20:55

      Хорошая статья!

      @ NooneAtAll3. Это похоже на клапан регулировки давления: если 0% - с давлением всё ОК, поток идёт "слева" "направо", если надо понизить давление в системе - открываем клапан на Х%, давление сбрасывается, поток идёт частично "вниз".


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      Открыт 100% - это когда закрывается отвод вниз и идет поступление подающего теплоносителя на 100%, Открыт 0% - закрывается левый отвод и циркуляция идет по малому контуру - из обратки сразу в подачу без смешивания с горячей водой из котельной.

      "Открыт 0%" звучит странно, потому на версиях, которые уже не в формате "2 часа", а побольше у меня там просто процент стоит и подписано, что это клапан


    1. Gustychg
      22.08.2023 20:55

      Клапан трехходовой, в данном случае смесительный. При 0% в данном случае работает циркуляция, подмес горячей воды слева не происходит. При 100 открытии не будет циркуляции, на насосы будет поступать только горячая вода слева. В промежуточных я думаю все понятно, регулируется процент подмеса.


  1. Siemargl
    22.08.2023 20:55

    1. Очень мелко, а оператору может быть и 60 лет и некогда приглядываться. Кроме того что панелька отображения может быть промышленной и размером 7-10"

    2. Панель аварий нужна только при авариях, потому лучше отдельным экраном. На основной схеме достаточно подсветки аварийного агрегата и 1-2 строки сообщений


    1. unclemike
      22.08.2023 20:55
      +1

      1. Речь, как я понимаю, идёт об АРМ (верхний уровень), а не о панели управления на месте.

      2. Тут дело, скорее всего, в самом "заказе" — переделать быстро, получить красоту: изначально всё было на одном "листе", поэтому структура и не изменилась.


      1. FriedCoconut Автор
        22.08.2023 20:55

        Именно, я в ТЗ изначально прописал, что я не собираюсь переделать "как надо", я беру конкретный пример со всеми его ограничениями, и просто причесываю в течение пары часов. Панели аварий не было на исходной - я её и не делал.


  1. Vorchun
    22.08.2023 20:55
    +3

    Раунд!

    Такие штуки надо смотреть на реальном экране. От этого много зависит. Также не понятно как может меняться количество элементов со временем. Если все зафиксировано - это одна, если нажно "немного на вырост" - это другое.

    В целом, нравятся такие батлы на Хабре )


  1. hooperer
    22.08.2023 20:55
    +1

    а вот лайк. мне понравилось.


  1. dzmitry_li
    22.08.2023 20:55
    +2

    Хотел покритиковать, но сделано вполне неплохо.

    Из моих наблюдений - в промышленности (и в подобных диспетчерских) надо делать две версии мнемосхем!:
    * первую с яркими цветами, анимацией, и прочей вырвиглазностью - для картинки всяким проверяющих и для СМИ, показать что, дескать, не фигнёй на работе маются!
    * вторую версию для аппаратчиков, диспетчеров, работников - которые всегда работают с оборудованием - с неконтрастными ёмкостями, трубопроводами, надписями, и чётко читаемыми показаниями и состояниями приборов, что бы беглый взгляд сразу же увидел ненормальное состояние процесса.

    Увы, но чаще встречается только первый вариант.

    Итоговая картинка - чуть не дотягивает до идеала, но намного лучше встречающегося.


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      Спасибо, интересная мысль насчет контрастности, почему то я не думал в таком ракурсе, иногда делал светлую/темную для удобства, но специфика софта не всегда позволяет нормально менять цвет текста и прочих встроенных штук


  1. DanilaX
    22.08.2023 20:55

    А какая CКАДА использовалась , или это самописное по . Просто обычно скада система обладает ограниченным числом библиотечных элементов что накладывает свой отпечаток на красоты визуализации


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      те скады, которые мне известны позволяют делать индикаторы в виде картинок, а кнопки прозрачными - большего чаще всего мне и не нужно. Вот с панелями да, там проблем хватает


  1. suprunchuk
    22.08.2023 20:55
    +1

    Круто!! Спасибо за идею! Теперь я себе тоже что-то похожее сделал.


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      Пожалуйста)


    1. 9982th
      22.08.2023 20:55

      Если это конечный результат, то вы сделали что-то совершенно непохожее. В статье, и до, и после переделки — мнемосхемы, а у вас — сложенные в кучки наборы индикаторов. Это, разумеется, проще нарисовать, но работа с подобны интерфейсом — заметно большая фоновая когнитивная нагрузка, чем мнемосхема.
      Стоило бы взять из документации максимально упрощенную схему агрегата и расположить все эти индикаторы и концевики там, где они должны находиться на машине, опционально приправив символами верхнего/нижнего или открытого/закрытого положения. Если какой-то элемент красиво не нарисовать — оставить как есть кружки с подписью, но обязательно в правильном месте.


      Посмотрите, как выглядит визуализация датчиков положения какого-то крана. Имея полноценный цветной дисплей высокого разрешения вы можете добиться гораздо лучшего результата.
      image


  1. magiccigam
    22.08.2023 20:55
    +1

    Мы используем при разработке мнемосхем подходы ситуационного восприятия (situation awareness). У Rockwell есть даже библиотека элементов с подробным описанием принципов.

    Комментарии:
    1. По нашему опыту и отзывам пользователей цвет динамических значений лучше сделать цветом, который отличается от цвета основного текста и но не бросается в глаза (у нас темно-синий).
    2. Помимо этого мы не используем яркие цвета, в вашем случае потоки (красный, синий) сильно отвлекают их можно следать не такими жирными и яркими.
    3. В случае аварии и предупреждения используется красный и желтый цвета, зеленый не используется впринципе.
    4. Подложку делаем не контрастную - серый цвет.
    5. Признаки вкл-выкл светло-серый / темно-серый. Если это нормально, то цвета не должны отвлекать оператора.

    Изначально производство сильно сопротивлялось, но теперь поняли все плюсы и поддерживают такой подход. Основной плюс, оператор за доли секунды видит где проблема, т.к. в нормальном состоянии его ничего не отвлекает, а в случае аварии цвет сразу бросается в глаза.


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      1. вроде и в исходной контрастность значений хорошая

      2. да, еще снизил яркость, с горящей аварией читалось не так как хотелось бы

      3. Не вижу зазорным использовать неяркий зеленый для обозначения того же ДПД

      4. Можно и с серой, но тогда весь серый текст придется делать темнее и контрастность чуть сместится

      5. Признаки вкл/выкл оборудования думаю зеленым обводку делать, ну что-то такое, или анимацией


  1. dcs_pls
    22.08.2023 20:55

    Стало значительно лучше, появилась системность. По своему опыту могу дать несколько бесполезных советов:

    1. Согласен с коллегой что если фон мнемосхемы светлый то лучше серый.

    2. Не понятно почему у труб некоторые прямые углы скругленные, а некоторые нет.

    3. Обычно слева мнемосхемы входной поток, справа выходной.

    Подскажите, а мнемосимволы (насосы, задвижки, аналоги) анимируются? Например задвижка открыта, закрыта, в проме, авария и т.д.


    1. FriedCoconut Автор
      22.08.2023 20:55

      Спасибо, тк это проект чисто для демонстрации, то варианты анимации я не прорабатывал, но в обычных проекта работающий насос конечно анимирован, остальное - зависит желания выпендриться, тк функционально не имеет смысла: можно сделать в задвижке несколько кадров визуализации её штока, но смысл если проценты написаны. Где были задвижки с заполняющимся кругом, как прогресс бар.

      скругленные трубы просто проморгал, тут еще есть что править:
      там два Т11 трубопровода)
      Аварии насосов надо в отдельную подгруппу либо вообще лучше разделить аварии по контурам

      это всё надо прорабатывать, макетировать и очень много времени занимает разработка типовых элементов так, чтобы планируемое количество уместилось и не превратилось в кашу