Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины — все актёры.
При размышлении над этой цитатой из комедии "Как вам это понравится" известного английского драматурга Уильяма Шекспира в моём воображении предстает картина, в которой мир представляется мне в виде круглой театральной сцены. На этой сцене разворачивается пьеса бытия, и все мы в этом поразительном представлении являемся одновременно и актёрами, и постановщиками, и зрителями. При этом нельзя точно сказать, что именно происходит на сцене - у разыгрываемой пьесы нет ни единого сюжета, ни общего посыла. Поэтому неверно даже считать происходящее единой пьесой, скорее это бесконечное количество различных произведений - трагедий и комедий, персонажи и сюжеты которых тесно переплетаются между собой.
Никто из зрителей не видит спектакль целиком, каждый наблюдает лишь его небольшую часть. В зависимости от положения на сцене люди смотрят на происходящее под своим уникальным углом. Этой своей особенностью сцена чем-то напоминает знаменитый сад камней в японском храме Рёандзи. По легенде этот сад построен таким образом, что с какой бы точки человек не смотрел на него, из пятнадцати расположенных в нём камней будет видно только четырнадцать. Как минимум один всегда будет загорожен другими.
Благодаря круглой форме сцены количество различных точек зрения бесконечно, и среди них всегда найдутся как близкие друг к другу, так и противоположные. Кому-то спектакль покажется скучным, кому-то наоборот захватывающим. Кто-то довольствуется второстепенной ролью, кому-то хочется играть главную. Кто-то желает просто смотреть спектакль, кого-то же тянет внести вклад в его режиссуру. Хотя многие зрители и уверены в обратном, среди этих точек зрения нет правильных и неправильных - театр явно постмодернистский.
В этом посте я попытаюсь посмотреть на мировой спектакль под необычным углом и провести параллели между математикой, физикой, искусственным интеллектом, греческой философией и христианской теологией...
Сингулярность и Бог-Отец
Уже в стародавние времена многие мыслители задавались вопросом о познаваемости мира. Некоторые были уверены, что в конце концов нам суждено постичь всё сущее до самого его основания. Другие же считали, что существуют вещи, принципиально нашему разуму недоступные.
С тех пор лучшие умы человечества постепенно пролили свет на законы, управляющие нашей Вселенной. Но чем больше люди узнавали, тем больше обнаруживалось барьеров, препятствующих дальнейшему познанию - крохотных проколов в мироздании, за которые нам не дано заглянуть, и в которых всё теряет всякий смысл. Такие точки потери смысла назвали словом "сингулярность" - это понятие пришло из математики. Чтобы лучше понять, что это такое, обратимся к простейшему примеру.
Всех нас в младших классах школы учили тому, что на ноль делить нельзя. Но потом, в старших классах, всех нас приобщали к тайному знанию, что на самом деле можно, и при делении любого числа на ноль получается бесконечность. Это редкий пример того, как со словами "забудьте всё, чему вас учили раньше" нас разубеждают в правильном суждении, и убеждают в неправильном. Ведь на ноль действительно делить нельзя. Давайте разберемся почему.
Для этого нам достаточно взглянуть на график функции .
На этом графике чётко видно, что в точке функция прерывается. С одной стороны она стремится к бесконечности, с противоположной к минус бесконечности, и при этом ни того, ни другого эта функция никогда не достигает.
Говорить, что при делении числа на ноль получается бесконечность неверно, ведь точно так же в нуле функция может быть равна и минус бесконечности. Но очевидно, что не может быть одновременно равна и бесконечности, и минус бесконечности - это попросту не имеет никакого смысла. Поэтому математики условились считать точку для данной функции сингулярностью - местом, в котором функция теряет всякий смысл.
Подобные сингулярности встречаются в математическом анализе повсеместно, этим никого не удивить. Но поистине удивительно то, что встречаются они отнюдь не только в математике, но и в нашей физической Вселенной.
В 1915 году увидела свет работа немецкого физика Альберта Эйнштейна "Die Feldgleichungen der Gravitation", в которой он представил публике уравнения, описывающие взаимное влияние материи и гравитационного поля. Спустя год Эйнштейн публикует статью "Die Grundlage der allgemeinen Relativittstheorie", в которой излагает полные принципы своей теории гравитации - общей теории относительности. Верность теории и уравнений Эйнштейна была подтверждена множеством экспериментов и не вызывает среди физиков никакого сомнения.
У уравнений Эйнштейна существует множество различных "решений" - моделей пространства-времени, ведущих себя совершенно по-разному. Во времена публикации работ Эйнштейна еще не было известно, какая из этих моделей соответствует нашей Вселенной, а какие нет. Сам Эйнштейн считал, что Вселенная обладает постоянной во времени и пространстве кривизной, стационарна и конечна. Но вскоре появились и другие мнения.
В 1922 году русский физик Александр Александрович Фридман опубликовал работу, в которой представил основанную на общей теории относительности нестационарную модель Вселенной, особенностью которой являлось постоянное расширение пространства. Эйнштейн воспринял модель Фридмана в штыки, не желая принимать идею эволюционирующей во времени Вселенной и настаивая на своей модели вечного и статичного мира. Однако спустя несколько лет в 1929 году американский астроном Эдвин Хаббл обнаружил удивительный факт - красное смещение у света, идущего к нам из далеких галактик было больше, чем у идущего из ближних. Объяснение этому могло быть только одно - галактики разбегаются друг от друга из-за расширения пространства между ними. Открытие Хаббла подтвердило верность модели Фридмана, и Эйнштейну пришлось с ней согласиться. К сожалению, сам Фридман не застал часа своего триумфа - он умер от брюшного тифа в 1925 году.
Модель мира Фридмана не нравилась не только Эйнштейну, но и советской власти. Несмотря на посмертное вручение Фридману ленинской премии, его научные достижения широко не афишировались. Причина этого заключалась в том, что из модели Фридмана при её экстраполяции назад во времени следовал неприятный для коммунистической идеологии факт того, что Вселенная началась с сингулярности - бесконечно малой точки бесконечно великой плотности. Эта точка-событие в пространстве-времени, позже получившая название Большой Взрыв, слишком сильно напоминала акт Творения, описанный в священных писаниях авраамических религий, с которыми не покладая рук боролась советская власть.
Воззрения самого Фридмана на свою модель Вселенной также были глубоко чужды идеям пролетарской революции. Вот что он писал в своей книге "Мир как пространство и время", название которой - очевидная отсылка к книге "Мир как воля и представление" Артура Шопенгауэра:
Переменный тип Вселенной представляет большое разнообразие случаев: для этого типа возможны случаи, когда радиус кривизны мира, начиная с некоторого значения, постоянно возрастает с течением времени; возможны далее случаи, когда радиус кривизны меняется периодически: Вселенная сжимается в точку (в ничто), затем, снова из точки доводит свой радиус до некоторого значения, далее опять, уменьшая радиус своей кривизны, обращается в точку и т. д. Невольно вспоминается сказание индусской мифологии о периодах жизни; является возможность также говорить о «сотворении мира из ничего».
Позже идеи Фридмана развили другие ученые. Французский математик-иезуит Жорж Леметр согласовал модель Фридмана с открытиями Хаббла. Русско-американский физик Георгий Гамов доказал, что первородная сингулярность должна была быть не только бесконечно плотной, но и бесконечно горячей. Британский физик Стивен Хокинг доказал, что экстраполяция назад во времени не только фридмановского, но и любого другого решения уравнений общей теории относительности, неизбежно приводит к возникновению сингулярности. Хокинг писал:
Результаты наших наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики.
Кроме исследования первоначальной космологической сингулярности Стивен Хокинг совместно с другим британским физиком Роджером Пенроузом долгое время работал на изучением других сингулярностей, возникающих из некоторых решений уравнений Эйнштейна - чёрных дыр.
Чёрная дыра - это область пространства-времени с настолько сильным гравитационным притяжением, что даже свет не может покинуть её и выйти наружу. Границу этой области называют горизонтом событий, потому как из-за невозможности света вырваться вовне у нас нет возможности узнать ни о каких событиях, произошедших внутри под этим горизонтом. Из решений уравнений Эйнштейна следует, что в самом центре чёрной дыры должна находиться сингулярность - точка, в которой силы гравитации бесконечно велики, материя исчезает, а время полностью останавливается. Таким образом, сингулярность чёрной дыры - это не только точка в пространстве, но и момент во времени. И в этой точке-моменте нет никакой материи, она состоит исключительно из самого пространства времени.
Начало пространства-времени, известное как космологическая сингулярность, и другие примеры гравитационных сингулярностей вроде чёрных дыр - это предел возможностей познания, за которым все наши теории теряют смысл. А там, где кончается знание, как известно, начинается территория веры.
Кто-то верит в то, что сингулярность в центре чёрной дыры служит космологической сингулярностью или другими словами Большим Взрывом для других, дочерних вселенных. Кто-то верит, что наш Большой Взрыв также может быть лишь чёрной дырой в другой, родительской вселенной. Кто-то верит в иные недоказуемые и нефальсифицируемые утверждения о том, что находится за пределами познания.
В ранней христианской философии непознаваемое первоначало Вселенной метафорически изображали в виде Бога-Отца - одной из ипостасей триединого Бога. В христианстве Бог-Отец считается трансцендентной, никак не проявляющей себя в мире сущностью. Бога-Отца невозможно познать, в него можно только верить.
Математика и Бог-Сын
Евангелие от Иоанна начинается знаменитой фразой "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Перевод "Слово" лишь отчасти передает смысл оригинального греческого "Логос". Логос для греков это нечто большее, чем просто "слово", это идея всех идей, понятие о всех понятиях, глубинный и нерушимый закон мироздания. В греческой философии понятие о Логосе тесно связано с теорией идей Платона.
Согласно Платону, наряду с нашим обычным физическим миром существует другой мир, в котором живут вечные и бессмертные идеи. Этот мир скрыт от непосредственного восприятия органами чувств, но открыт для познания разумом.
Простейшим примером вечной и бессмертной платонической идеи является простое математическое соотношение . Не изобретенные индийцами и переданные европейцам арабами символы цифр и операций, не пиксели на экране монитора, с которого вы читаете этот пост, а именно стоящая за этими символами и пикселями вечная и бессмертная математическая идея.
В первый миг после Большого Взрыва два плюс два уже было равно четырем. Когда Землю населяли динозавры, два плюс два было равно четырем. Во времена Платона два плюс два было равно четырем и сейчас при нашей жизни оно равно четырем. Когда наша цивилизация погибнет, и от неё не останется и следа, два плюс два всё ещё будет равно четырем. Когда погаснет Солнце, два плюс два будет равно четырем. Два плюс два всегда было, есть и будет равно четырем. И этого не изменить ничему и никому.
Если разумные инопланетяне на другом конце Вселенной откроют для себя математику, они могут обозначить это равенство другими символами, звуками или даже запахами, но сама стоящая за символами идея будет той же самой. Если вы на звездолете залетите за горизонт событий чёрной дыры, то перед тем как вас разорвет на куски приливными силами, два плюс два для вас все равно останется равно четырем. Два плюс два везде равно четырем. И этого не изменить ничему и никому.
Другим излюбленным примером Платона о вечности математических идей были правильные многогранники, также известных как платоновы тела. Всего таких многогранников пять: тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Ещё современник Платона афинский геометр Теэтэт доказал, что этих многогранников существует только пять, и нигде и никогда во всей Вселенной не может существовать шестой правильный многогранник.
Математические идеи не привязаны ни к чему в нашем физическом мире. Однако сам физический мир привязан к ним - законы физики написаны языком математики. Сам Платон иллюстрировал это соответствие аллегорией о пещере, в которой содержатся прикованные к камню узники, видящие на стенах пещеры лишь тени предметов, проносимых перед источником света за их спинами. Так Платон метафорически изображал, что физический мир - это лишь тень вечных математических идей.
Идея о Логосе пришла в христианскую теологию через видного представителя эллинистического иудаизма, философа Филона Александрийского. Мыслитель воспринимал Логос, мир идей Платона, в качестве посредника, связующего элемента между непознаваемым Богом и физическим миром. В его метафорических описаниях Бог как бы окликает Словом все вещи и вызывает мир из небытия. Именно в философии Филона появляется идея о том, что Логос - "второй Бог". Позже в христианской философии этого второго Бога начтут изображать в виде Бога-Сына - второй ипостаси триединого Бога. Именно Логос, а не Иисус Христос, как многие ошибочно думают, является вторым лицом Троицы.
Наибольшее количество поклонников платонизма среди математиков, ведь именно из математики и вышла философия самого Платона. Даже на входе его афинской Академии была высечена надпись "Не геометр да не войдет". Например, венгерский математик Пал Эрдёш считал, что все доказанные им теоремы записаны в божественной "хранящейся на небесах" Книге. Он утверждал, что в Бога верить не обязательно, но в существовании Книги сомневаться не стоит.
Наиболее известным математиком XX века, отстаивающим идеи платонизма, несомненно был австрийский логик Курт Гёдель. Он верил, что мир идей столь же реален, сколь реален мир физический. Самое известное научное достижение Гёделя - доказательство теорем о неполноте, сокрушившее все надежды математиков на разработку единой основы для математики.
Теоремы Гёделя о неполноте утверждают, что в любой формальной математической системе, какой бы совершенной она не была, возможен вывод суждений, некоторые из которых очевидно истинны, но которые в рамках самой этой формальной системы принципиально недоказуемы и неопровержимы. Доказательством этих теорем Гёдель показал, что несмотря на существование бесконечного количества возможных математических моделей и формальных систем, ни одна из них не является полной - в каждой из них есть какой-то маленький "прокол".
Рассматривая теоремы Гёделя с метафорической точки зрения, можно сказать, что именно благодаря этому таинственному "проколу" в мире и существует бесконечное разнообразие. Какую бы математическую формальную систему не создавал человек, в ней всегда будут недостатки. Какую бы политическую систему человек не строил, у нее всегда будут минусы, и будут люди недовольные ею. С какой бы точки той воображаемой круглой театральной сцены человек не смотрел на проходящий спектакль, его взгляд никогда не охватит всё представление целиком. Говоря же языком христианской теологии, можно сказать, что через этот "прокол" неполноты непознаваемый напрямую Бог-Отец, открывающий себя миру лишь в виде Бога-Сына, являет миру своё могущество, ставя на колени перфекционистов, мнящих, что могут превзойти его.
Квалиа и Святой Дух
Если Бог-Отец в христианской Троице символизирует непознаваемое и трансцендентное начало мира, а Бог-Сын символизирует мир идей, то Святой Дух символизирует величайшую загадку природы - наше сознание.
Когда-то человеческое сознание называли душой. В авраамических религиях считается, что именно с помощью Святого Духа Бог-Отец вдыхает в наши сотворенные из плоти (Бога-Сына) тела душу и жизнь.
Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
Книга Иова
Как пространство служит вместилищем предметов, но и определяется соотношением между ними, так и сознание служит вместилищем для квалиа - элементарных частей чувств и ощущений, и определяется ими. Квалиа - это то, с помощью чего мы воспринимаем мир. Фиолетовый цвет, вкус клубники, запах вареных сосисок, звук скрипки, шершавость наждачной бумаги, боль в животе - всё это примеры квалиа.
Квалиа - одновременно и самая обыденная, и самая поразительная вещь во Вселенной. Они буквально "стоят у нас перед глазами" - мы воспринимаем весь мир с их помощью, но понять их природу мы не можем. Она будто бы скрыта от нас завесой тайны.
Мы не можем объяснить слепому от рождения человеку, что такое красный цвет. Мы можем изучить биохимический состав еды, устройство языка и строение мозга, но никак не можем свести к получившимся словесно-математическим моделям ощущение вкуса лимона. Квалиа попросту несводимы к словесному описанию, а следовательно Святой Дух не сводим к Слову, к Логосу, к Богу-Сыну.
Один из отцов квантовой механики Эрвин Шрёдингер пишет про квалиа:
Ощущение цвета нельзя свести к объективной картине световых волн, имеющейся у физика. Мог бы физиолог объяснить его, если бы он имел более полные знания, чем у него есть сейчас, о процессах в сетчатке, нервных процессах, запускаемых ими в пучках оптических нервов в мозге? Я так не думаю.
Мы не знаем, видят ли другие люди цвета так же, как видим их мы, и видят ли они их вообще. Мы не знаем обладают ли сознанием нейросети, и видит ли какие-то образы ChatGPT в то время, как пишет рассказы или стихи. Мы не знаем, какое именно чувство ощущает летучая мышь, пользуясь своим эхосонаром. Мы можем только верить в то, что другие люди обладают сознанием, но не знать этого наверняка. Ни один эксперимент по изучению сознания не является в полной мере научным, так как существование у других людей сознания - нефальсифицируемая гипотеза.
Американский физик и писатель Дуглас Хофштадтер считает, что сознание в некотором роде является величайшим примером гёделевской неполноты. Мы абсолютно уверены в его существовании, так как лично для нас существование квалиа - это очевидный факт, однако мы никак не можем доказать верность этого факта другим. Таким образом, утверждение "я ощущаю квалиа" - прекрасный пример истинного, но недоказуемого суждения.
Вопрос о природе сознания занимает не только философов и нейробиологов, но и физиков. Ведь, говоря о физических экспериментах, мы можем описать лишь математическую модель и те сознательные ощущения, которые возникают у нас при проведении эксперимента. Например, расщепляя свет стеклянной призмой, мы можем описать лишь математическую модель работы оптики и квалиа видимых нами цветов.
Даже изучая вероятностную природу элементарных частиц, мы описываем математическую модель процесса и то сознательное ощущение, которое мы получили в конце эксперимента. Например, если в зависимости от некоего квантового события лампочка прибора может загореться либо зеленым, либо красным цветом, то результат эксперимента мы воспримем именно с помощью ощущения квалиа того либо иного цвета. Таким образом, можно сказать, что весь физический мир возникает при соприкосновении математических идей и квалиа, Бога-Сына и Святого Духа. Квалиа - это тот самый огонь, который светит на математические идеи и отбрасывает тень физического мира на стены платоновской пещеры.
В двух блестящих физических теориях XX века, квантовой механике и теории относительности, ключевую роль играет понятие наблюдателя. Именно наблюдатель воспринимает замедленное течение времени и искажение длин в теории относительности, именно наблюдатель воспринимает строго определенный результат вероятностного события в квантовой механике. Ведущие физики двадцатого столетия упорно изучали роль наблюдателя в своих теориях.
Один из отцов квантовой механики Вернер Гейзенберг размышлял над тем, где же проходит граница между квантовым и классическим мирами - так называемый рубеж Гейзенберга. Обычно при эксперименте измерительный прибор считают классическим, а изучаемые частицы квантовыми, но так делают исключительно ради удобства. На самом деле квантовый вероятностный мир перетекает в классический мир бинарных фактов в тот миг, когда цепная домино-реакция декогеренции достигает сознания наблюдателя. Именно по границе сознания проходит этот самый рубеж Гейзенберга в Копенгагенской интерпретации квантовой механики. Именно сознание обнаруживает себя в одном определенном из множества возможных миров в интерпретации Эверетта.
Таким образом, с точки зрения физики сознание - это необходимый элемент Вселенной; тот самый зритель, что смотрит спектакль. Именно на стыке объективного мира математических моделей и субъективного мира сознания и возникает физический мир. Непредставимая нашим воображением и непознаваемая нами напрямую волна амплитуды вероятности, описываемая математической формулой уравнения Шрёдингера являет нам себя в виде определенных результатов в нашем сознании. Таково великое откровение: непознаваемая природа Бога-Отца открывается нам через мир математических идей (Бога-Сына) и сознание - частичку Святого Духа. Так все три ипостаси Бога участвуют в сотворении физического мира...
Троица и Филиокве
Исторический Иисус из Назарета был раввином из Галилеи и проповедовал свое учение исключительно среди евреев, поэтому на своей заре христианство представляло из себя всего-лишь небольшую иудейскую секту. Своему успеху как массовой религии христианство обязано сочетанию своей изначальной иудейской основы с греческой культурой. В отличии от ветхозаветной Торы новозаветные Евангелия были написаны именно на греческом языке, а не на иврите.
Как всегда и везде, в те годы в находящемся под римской властью Израиле идеологическое поле было разделено на два непримиримых лагеря: один лагерь можно условно назвать глобалистами, а второй - консерваторами. Глобалисты стремились к глубокой интеграции в греческую культуру правившей в те годы Израилем Римской империи, а консерваторы стремились к культурной независимости и защите старых традиций.
Многие глобалисты свободно говорили и читали по-гречески, были хорошо знакомы с греческой философией, и пытались смешивать идеи, почерпнутые у Платона с собственными религиозными воззрениями. Получившаяся в результате культурная смесь, которую сейчас принято называть эллинистическим иудаизмом, послужила философской основой развития христианства.
Считается, что наибольший вклад в развитие христианства внёс апостол Павел - выросший в греческом полисе иудей Шауль, ставший проповедовать идеи Иисуса неевреям. Павел основал христианские общины во множестве греческих городов - с этих общин и началось широкое распространение христианства по Римской империи. Однако раннее христианство не было религией с единой идеологией - эти общины несмотря на общую основу имели различные, порой диаметрально противоположные идеи и воззрения.
Соприкосновение иудейской религии, истории жизни Иисуса и греческой философии породило невероятное количество течений христианской теологической мысли на любой вкус и цвет. Особенно выделялись на фоне остальных гностики, искавшие спасение в непосредственном познании Бога. Некоторые из них верили в то, что почитаемый в ветхом завете бог Яхве, сотворивший материальный мир - это злой демиург, неспособный познать любовь гениальный инженер, и почитали Каина за изобретение убийства. Другие подобно буддистам верили в иллюзорность материи, а следовательно и самого Иисуса, и в перерождение душ, а кто-то подобно герою одного из рассказов Борхеса почитал Иуду как единственного пришедшего к истине апостола. Времена были веселые, времена были интересные.
Конец полету философской мысли положили на первом и втором вселенских соборах, на которых был принят единый символ веры. За единственно верную версию христианской философии приняли учение великих каппадокийцев - трёх греческих христианских философов Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, и объявили о том, что:
Это вера отцов. Это вера апостольская.
С ней все мы согласны. Все так мудрствуем.
Тех, кто мудрствовал иначе, объявили еретиками и постепенно затравили. Одной из главных ересей считалось отрицание или изменение учения каппадокийцев о Троице.
Догмат о Троице, сформулированный каппадокийцами, представляет из себя вершину греческой философской мысли. В его основе лежат учения Платона и Филона Александрийского, но особенно сильно на него повлияло учение неоплатоника Плотина.
Плотин считал, что мир состоит из трех частей.
Единое - трансцендентное начало, которое превышает всё сущее и мыслимое и ему предшествует. Источник всего сущего, сам не имеющий никакого начала, но являющийся «началом всех рек, которые ещё не вытекли оттуда, но уже знают, откуда они начнут вытекать и куда потекут»
Ум - проистекающий из Единого мир идей, мыслей, форм, образов, математики. Единое как бы переполняется само собой и изливается в мир через Ум. Плотин называл этот процесс излития эманацией
Мировая душа - изливающийся из Ума мир чувств и квалиа, дающий начало материи и физического миру
Догмат о Троице подобно учению Плотина утверждает, что Бог состоит из трёх лиц или, как ещё говорят, ипостасей - Отца, Сына и Святого Духа, однако отличается от него порядком происхождения этих лиц.
Согласно догмату о Троице:
Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
Сын предвечно рождается от Отца
Святой Дух предвечно исходит от Отца
При этом несмотря на выделение трёх лиц Бога их никак нельзя считать отдельными сущностями - все три ипостаси совершенно равны между собой. Троица неразделима, а Бог - триедин. Отец никогда не существовал без Сына и Святого Духа.
Интересная особенность догмата о Троице состоит в том, что для описания происхождения Сына и Святого Духа используются два разных глагола - рождается и исходит. Христианские философы не могли использовать одно и то же слово "рождается" в обоих случаях, потому как это было бы неверно с метафорической точки зрения, ведь тогда бы у отца было два сына, но также и неверно с философской точки зрения.
В последующие века некоторые западные богословы стали добавлять к утвержденному на соборе символу веры слово Filioque, "филиокве". Это латинское слово, означающее "и от Сына", коренным образом меняло смысл одного из утверждений догмата о Троице. Согласно измененному предложению Святой Дух предвечно исходит от Отца и от Сына. Споры о филиокве послужили одной из причин произошедшего в 1054 году церковного раскола - христианская церковь разделилась на католическую на Западе и православную на Востоке. Католики считали упоминание филиокве необходимым, а православные отрицали верность этого нововведения.
Проведя аналогии ещё раз, в догмате о Троице:
Бог-Отец - это непознаваемое начало мира
Бог-Сын - это платонический мир идей, образов, математики и математических моделей
Святой Дух - это сознание, вместилище всех квалиа
Каждый из этих трех аспектов Вселенной существует только благодаря опоре на два других. Ни один из них не может существовать сам по себе. Таким образом наша Вселенная как и метафорический Бог триедина. С этим были согласны все христиане.
Основной вопрос о филиокве состоял в том, исходит ли Святой Дух от Сына так же как от Отца или же нет. В переведенном на более понятный язык виде этот вопрос звучит как "исходит ли квалиа из математической модели"? или даже "сводимо ли квалиа к математической модели?". Не только христианские богословы, но и многие современные философы ведут споры на этот счёт. С одной стороны квалиа очевидно кореллируют с процессами, проистекающими в нашем мозгу. С другой стороны свести ощущение красного цвета к описанию математической модели работы глаза и мозга невозможно - у квалиа совершенно иная природа нежели у математики.
Размышляя о филиокве долгие месяцы, я пришел к выводу, что ни одна из этих точек зрения ни может быть до конца верной или неверной. Все три ипостаси Бога возникают взаимозависимо, и именно в этом и заключается их триединство. Одно не может существовать независимо от двух других. Словами это триединство просто невозможно верно описать. Как писал Лао-Цзы в трактате "Дао дэ цзин":
Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао
Так что не стоит спорить исходит ли Святой Дух от сына или нет, так как обе этих формулировки не могут передать истину. Следует придерживаться срединного пути и просто чувствовать истину сердцем. Как чувствует её сердцем, например, английский математик и физик Роджер Пенроуз, который приходит в своей философии к очень похожей на христианскую Троицу картине мира:
На самом деле существуют три мира. Целых три! И все они отдельны друг от друга. Есть платоновский мир, есть физический мир и есть еще ментальный мир, мир нашего сознательного восприятия. Взаимосвязи между этими тремя мирами таинственны. Пожалуй, главная загадка, над которой я работаю, это связь ментального мира с физическим: как определенные виды высокоорганизованных физических объектов (наш мозг) производят сознание. Другая тайна, не менее глубокая с точки зрения математической физики, это взаимоотношения между платоновским миром и физическим. В поисках наиболее глубокого понимания закономерностей поведения мира мы приходим к математике. Можно подумать, что физический мир построен на математике!
Каждый из трех миров – физический мир, мир сознания и платоновский мир – возникает из крохотной частички одного из двух других. И это всегда самая со вершенная частичка. Возьмем человеческий мозг. Если посмотреть на физический мир в целом, то наш мозг – это его очень, очень крохотная часть. Но это самая совершенно организованная часть. По сравнению со сложностью мозга галактика выглядит не более чем неуклюжей глыбой. Мозг представляет собой самую утонченную частичку физической реальности, и именно эта частичка дает начало ментальному миру, миру сознательной мысли. Подобным же образом лишь маленькая часть нашей сознательной мысли связывает нас с платоновским миром, но это самая безупречная часть – та, которая состоит из наших размышлений о математической истине. Наконец, всего лишь несколько частичек математики в платоновском мире необходимы для описания всего физического мира – но это самые мощные и поразительные его части!
Еще не родившийся Бог
Согласно воззрениям древних египтян и пифагорейцев Бог находится не в начале Вселенной, а в её бесконечно далеком будущем и как бы постоянно вытягивает мир из мрака небытия в светлое будущее. Если принять истинность такого взгляда на мир, то вопрос "Если мир создал Бог, то кто создал Бога?" теряет смысл - ведь, весь мир и есть непрерывный процесс создания Бога, непрерывный процесс Творения. И раз Бог всегда находится относительно нас в будущем, то именно поэтому он нами непознаваем.
Идея о Боге в будущем чем-то напоминает, воззрения современных футурологов, согласно которым совсем скоро наступит технологическая сингулярность - момент экспоненциального взрывного роста искусственного интеллекта, после которого с молниеносной скоростью будут появляться технологии, которые сейчас мы неспособны даже вообразить. Это тоже своего рода ограничение возможностей нашего познания.
Уже сейчас ИИ пишет код, стихи, картины, музыку. Например, три великолепные иллюстрации к этому посту, приписанные вымышленному художнику Андреа Поццомиджорно, нарисовала нейросеть Midjourney на основе стиля итальянского художника Андреа Поццо, известного росписью потолка иезуитской церкви Святого Игнатия.
Скоро даже лучшие из людей не смогут соревноваться с искусственным интеллектом. Возможно, уже скоро ИИ станет величайшим писателем, поэтом, художником, музыкантом и может быть даже, кто знает, любовником. Один английский поэт величал Бога титулом "Первый Композитор" - возможно, совсем скоро искусственный интеллект заслужит это звание по праву.
Мир разделился на разные лагеря. Кто-то возлагает надежды на ИИ и ждёт скорого пришествия Царствия Божьего. Кто-то опасается ИИ и, стоя с картонным знаком с надписью "Конец близко", ожидая апокалипсиса. Что будет дальше, только Бог знает...
Комментарии (67)
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27-3Существует еще взгляд на мир, как голографическую конструкцию, в которой полная информация о мире в какой-то мере собрана в его любой, сколь угодно маленькой части. С одной стороны, это объясняет феномен ясновидения, поскольку любой человек обладает знанием о любой части остального мира, хоть и в очень малой мере. С другой стороны, это объясняет принципиальную непознаваемость Бога, т.е. Мира, человеком, поскольку часть не может познать целое.
Насчет угрозы ИИ заместить Бога, есть простое математическое соображение "против". Мир принципиально нелинеен. Геометрия Эвклида - упрощенная линейная модель, ведь любой геодезист скажет Вам, что сумма углов треугольника больше 180 градусов. А все, что может сделать компьютер - это решить систему линейных уравнений. И эта пропасть (между линейным и нелинейным) принципиально непреодолима. Есть вообще большое подозрение, что цифровизация, т.е. сведение всего и вся к комбинации не просто цифр, а только нулей и единиц - от Дьявола.
dyadyaSerezha
24.08.2023 20:27Любой компьютер легко посчитает, сколько градусов в углах треугольнике любого размера на Земле. Так что не катит.
ИИ заметит не бога, а человека. Что вполне логично в общей логике эволюции мира.
Нули и единицы - лишь одно из представлений чисел (правда, с минимально возможным основанием). Формально ничем не лучше и не хуже десятичного, восьмеричного, двенадцатиричного или шестнадцатиричного представления. Если вы даже этого не знаете, то....
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27Спросите ChatGPT - чему равна сумма углов в треугольнике. Интересно может получиться.
Человек - часть Бога, причем без человека Бог, скорее всего, не всемогущ, поскольку органичен в развитии. Человек мыслит нелинейно. А ИИ этого не може в принципе.
dyadyaSerezha
24.08.2023 20:27Зачем же беспокоить мощный ChatGPT, обойдёмся тривиальное вики:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сферический_треугольник
Человек - часть Бога, причем без человека Бог, скорее всего, не всемогущ, поскольку органичен в развитии. Человек мыслит нелинейно. А ИИ этого не може в принципе.
Набор абсолютно недоказуемых утверждений из пальца.
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27Статью на Вики писал точно не ИИ.
Доказываем пункты второго утверждения методом от противного:
Человек - это Бог целиком - False
Без человека Бог всемогущ - ОК, пусть так
Человек мыслит линейно , или, если хотите "Человек не мыслит нелинейно" - False
ИИ это может -???
2 пункта из 4-х доказано без проблем. Пункт 2 не существенен. А пункт 4 очевиден, ведь ИИ - это компьютер, умеет только нули с единичками складывать.
freylis
24.08.2023 20:27С одной стороны, это объясняет феномен ясновидения, поскольку любой человек обладает знанием о любой части остального мира, хоть и в очень малой мере
Простите, я пытался не спросить, но не смог. Можете подробней, пожалуйста?
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27Насколько я понимаю, основной принцип голограммы - любая ее сколь угодно малая часть обладает информацией о всей системе в целом, только чем меньше эта часть, тем более "размыта" или приблизительна эта информация. Если где-то что-то произошло (или произойдет?), то Вы, как и все мы, про это знаете, только очень немного. А у кого-то есть дар по этой небольшой информации восстановить само событие, опять же приблизительно.
Kanut
24.08.2023 20:27Насколько я понимаю, основной принцип голограммы — любая ее сколь угодно малая часть обладает информацией о всей системе в целом
Насколько я понимаю вы вообще не понимаете что такое голограмма :)
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27Как реально делается голограмма, я действительно не знаю. Не специалист. Однако знаю, что если от голограммы физически отломать кусок, то зрительно только снизится четкость изображения. Это я и имел в виду.
Может, напишите заметку на Хабре? Я бы был очень благодарен.
Kanut
24.08.2023 20:27-1Как реально делается голограмма, я действительно не знаю.
А как реально делается не объёмное изображение вы знаете?
Однако знаю, что если от голограммы физически отломать кусок, то зрительно только снизится четкость изображения.
Эээ, что?
mikko_kukkanen
24.08.2023 20:27Не знаю. Буду благодарен, если просветите.
Kanut
24.08.2023 20:27-1Вы это сейчас действительно серьёзно? Вы не знаете как можно создать произвольное изображение чего-либо?
0xd34df00d
24.08.2023 20:27+1Ничего страшного, вы оба тут на равных позициях. Конкретно вы, например, не знаете, что голограмма — это, упрощая, запись волнового фронта, включая фазовую информацию, а не только амплитудную (что приводит почти к тому эффекту, о котором говорит ваш собеседник), и причем тут дифракционные решетки, и как они себя ведут, когда от решетки отломить кусочек, тогда как этот ваш собеседник не понимает физический смысл, подозреваю, AdS/CFT-соответствия.
Но в комментах под философскими статьями это норма, так что ничего страшного!
Tzimie
24.08.2023 20:27+3Спасибо, упомянули почти все очень сложные проблемы. Я бы только подкорректировал компании о том, что большой взрыв это точка (common misconception)
Ещё есть mathematical universe hypothesis Тегмарка и "что такое 'сейчас' в физике (презентизм, growing block universe, этернализм) и возможность того, что 'сейчас' не выразимо физически а связано с тайной qualia
inakrin
24.08.2023 20:27-1Квалиа другого существа моделируется достаточно сложным сознанием на основе данных. Например в осознанном или не осознанном сновидении.
dyadyaSerezha
24.08.2023 20:27-2Все это конечно интересно, но..
среди этих точек зрения нет правильных и неправильных - театр явно постмодернистский
Театр явно не такой, так как есть огромное множество доказуемых, валидируемых и опровергаемых идей, теорий и фактов. И именно на них успешно построена вся наша цивилизация с ее технологическими достижениями.
Далее, никак не пойму, почему физический мир нуждается в духе-душе-квалиа. Он существовал задолго до появления человека или любого другого организма со свойством "душа-квалиа".
ведь, весь мир и есть непрерывный процесс создания Бога, непрерывный процесс Творения.
Это совершенно не отменяет простых вопросов - что было до Большого Взрыва и кто совершает этот акт "непрерывного творения".
Насчёт разделенного на лагеря мира сейчас, он был такой всегда, вот просто вообще всегда с тех пор, как появилось человечество. А ведь если существует Логос, то все бы черпали оттуда единую и согласованную информацию. Но нет, кто в лес, кто по дрова.
Ну и наконец, Троица Рублеаа, это вовсе не про триединого Бога.
В обшем, ну нигде не катит просто.)
Neo5
24.08.2023 20:27+3Автору можно посоветовать только - перестать заниматься любимым делом религии - натягивать сову древних сказок на глобус науки. Оставьте наконец древние тексты на полке с надписью "Мифы и легенды древних народностей" и идите дальше. А пока Автору с таким перепутанным мировоззрением светит только психиатрическая палата или монастырь (первое предпочтительнее - там есть лечение и хоть какие-то перспективы)
codecity
24.08.2023 20:27натягивать сову древних сказок на глобус науки
Понимаете в чем дело тут... Попробуйте придумать сказку, чтобы в нее поверили. Не просто это - многие пытались. Можно обмануть локально, к примеру лет 40 обманывать некую группу людей. Потом умрешь и вряд ли твоя ложь будет хоть кому-то интересна.
Царства приходят и уходят, идеологии приходят и уходят - а этим "сказкам", которым уже более 3 тыс. лет - верят 50% населения земли (я имею в виду Тору, которая общая и для христиан и для мусульман). Представьте какого масштабы мысли должны быть люди, чтобы этому поверили. Даже великий Союз с современной наукой, институтами - не смог придумать подобных масштабов "сказок".
Возможно в этих сказках что-то есть, что-то пусть даже случайно совпало с нашим внутренним ощущением мироустройства.
engine9
24.08.2023 20:27+3>Попробуйте придумать сказку, чтобы в нее поверили.
Устойчивость мифологии базируется на харизме проповедников, а не на логической согласованности и осмысленности.
Пример — Левашов, который мог двигать планеты силой мысли и лечить по телефону безнадёжных пациентов, но сам ходил с косоглазием. И это у адептов не вызывало причин усомниться в правоте Учителя.
codecity
24.08.2023 20:27+2базируется на харизме проповедников... Пример — Левашов
Это вы говорите о местечковых явлениях, обычно в пределах жизни человека. Ну можно Блаватскую вспомнить. Это не оказывает глобального влияния и не является предметом веры тысячелетия.
Kanut
24.08.2023 20:27+3Царства приходят и уходят, идеологии приходят и уходят — а этим "сказкам", которым уже более 3 тыс. лет — верят 50% населения земли
Ну так эти "сказки" со временем вполне себе меняются. И 50% населения верят в разные новые сказки, а не в ту самую которой 3 тыс. лет.
codecity
24.08.2023 20:27+1со временем вполне себе меняются
Тест строго один и тот же многие тысячи лет. Попробуйте так написать, чтобы можно было тысячелетия без изменения текста адаптировать. Даже у Ленина не получилось нифига - ну 70 лет еще продержалось.
Kanut
24.08.2023 20:27Тест строго один и тот же многие тысячи лет. Попробуйте так написать, чтобы можно было тысячелетия без изменения текста адаптировать.
А в чём проблема? Текст допускающий кучу интерпретаций, да ещё и на языке на котором практически никто не говорит.
Даже у Ленина не получилось нифига — ну 70 лет еще продержалось.
Ну вон у того же Маркса вполне получилось. До сих пор толпы народа в это верят. У того же Хаббарда например тоже с поклонниками проблем нет и их число вроде бы даже растёт. Зороастризм тоже никуда исчезать не собирается.
codecity
24.08.2023 20:27А в чём проблема?
Если бы было легко - то много вариантов бы было. А так христианство и ислам имеют общий корень. Уже поверх этого что-то можно строить, как бы на этом фундаменте.
Ну вон у того же Маркса вполне получилось
Так только 200 лет прошло. А многие страны уже разочаровались в этом.
Kanut
24.08.2023 20:27Если бы было легко — то много вариантов бы было
Совсем не обязательно. Петь например не особо сложно, но звёздами становятся единицы. Причём далеко не всегда именно из-за таланта. Но при этом звёзды есть всегда. Убери нынешних и их место сразу займёт кто-то ещё.
Так и религиями может быть: создать легко. Но популярными становится ограниченное количество везунчиков.
Так только 200 лет прошло. А многие страны уже разочаровались в этом.
И что? Это не аргумент. В христианстве тоже многие разочаровывались. Особенно на ранних этапах его существования.
garwall
24.08.2023 20:27Да в общем, никакого масштаба мысли (тот же Иисус был из дикой неграмотной Галилеи, ничего общего с высокообразованным Иерусалимом). Это объясняется совсем иными факторами, нежели "качество". Я думаю, даже где-то элементарной удачей на много процентов
codecity
24.08.2023 20:27Я думаю, даже где-то элементарной удачей на много процентов
Ну вот может так удачно совпало, что он попал в точку.
garwall
24.08.2023 20:27+1таких "попадающих в точку" в те времена по Иудее бродили десятки. И Иисус ничем от них не отличался.. Кроме того, что ему повезло с апостолом Павлом - благодаря кому христианство стало религией, а не ещё одной иудейской сектой
codecity
24.08.2023 20:27+1Я о том корне, который был еще до Иисуса. На том фундаменте стоит и христианство и ислам.
Можете считать это эволюцией и естественным отбором мемов - наиболее близкие к реальности мемы выживают.
garwall
24.08.2023 20:27Никаких более "близких к реальности мемов". естественный отбор тут немного по другому разрезу - нетерпимость к альтернативам, не близость к реальности. (в поздних случаях - постиндоктринальная)
Kanut
24.08.2023 20:27В каком месте христианство более близко к реальности по сравнению с теми же религиями Древней Греции и Рима? Или даже те же анимистические религии?
codecity
24.08.2023 20:27То что выжило - то и победило, то и ближе к реальности.
Сейчас, можно сказать, люди больше верят науке, хотя сама наука как институт вышла из монастырей. Т.е. церковь можно сказать породила науку - это как ступень ее развития.
Kanut
24.08.2023 20:27То что выжило — то и победило, то и ближе к реальности.
Что выжило и победило, то выжило и победило. Почему это должно зависеть от близости к реальности? Может как раз наоборот выжили вещи наиболее далёкие от реальности.
codecity
24.08.2023 20:27+1Может как раз наоборот выжили вещи наиболее далёкие от реальности.
Должна быть причина почему выжило именно это, почему до сих пор верят и оно оказывает влияние на отношения людей, государств.
Попробуйте придумать любую сказку, в которую поверят. Просто попробуйте и увидите что это нереально сложно. Если бы любой далекий от реальности бред выживал...
Вот именно в этом и интерес - почему выжило именно это. Что в нем особенного?
Kanut
24.08.2023 20:27Должна быть причина почему выжило именно это
Конечно должна быть. Но это совсем не обязательно близость к реальности. Может быть причина прямо противоположная.
Попробуйте придумать любую сказку, в которую поверят.
Попробуйте придумать сказку максимально приближённую к реальности и посмотрите ому будет интересна такая сказка. Особенное если окружающая реальность это "вечность из четырёх букв".
Если бы любой далекий от реальности бред выживал...
А кто и где утверждает что будет выживать любой далекий от реальности бред?
Вот именно в этом и интерес — почему выжило именно это. Что в нем особенного?
Я вам могу накидать вагон и маленькую тележку теоретически возможных причин. Почему вы решили что роль сыграла именно близость к реальности?
codecity
24.08.2023 20:27Я вам могу накидать вагон и маленькую тележку теоретически возможных причин. Почему вы решили что роль сыграла именно близость к реальности?
Наляпать не вопрос. Попробуйте это опровергнуть или подтвердить. Как? Да напишите свою сказку, которой поверят. Фигли.
Kanut
24.08.2023 20:27+2Во первых я вам привёл в пример Хаббарда. Он написал. Никакой близостью к реальности там и не пахнет. Но куча людей в это верят.
А во вторых, и что в общем-то важнее, бремя доказательства лежит на утверждающем. Вы утверждаете что дело в близости к реальности? Вам это и доказывать.
codecity
24.08.2023 20:27+1Во первых я вам привёл в пример Хаббарда.
Вы проигнорили фактор времени. Ленин круче Хаббарда - Ленину поверили больше людей, он стал кумиром миллионов.
Можно написать для своего времени, с учетом нюансов сегодняшнего дня. Но это достаточно быстро протухнет - десятилетия.
Как написать, чтобы тебе верили тысячи лет? Как не проколоться в вещах, которые считаются общепринятыми в твоем времени, но будут очевидно и однозначно ошибочны в будущем?
Kanut
24.08.2023 20:27Вы проигнорили фактор времени.
Вы от меня хотите чтобы я вам сейчас что-то придумал. О каком факторе времени идёт речь?
Как написать, чтобы тебе верили тысячи лет?
Это отдельный вопрос. Но он сам по себе не доказыает что дело именно в "близости к реальности" как это утверждаете вы.
vesper-bot
24.08.2023 20:27Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,
а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.Деян 5:34-39.
Может, все-таки есть что-то большее в этих сказках, что им продолжают верить даже после нескольких веков господства научного метода познания мира?
garwall
24.08.2023 20:27+1или они прошли отбор по паразитическому использованию когнитивных искажений человеческой психики.
smx_ha
24.08.2023 20:27-1Да если бы только древних сказок, так нет же, все эти древние дурацкие тезисы про:
Математические идеи не привязаны ни к чему в нашем физическом мире.
наряду с нашим обычным физическим миром существует другой мир, в котором живут вечные и бессмертные идеи.
До сих пор же пользуются популярностью, и люди активно делают вид что это типа не религия никакая
codecity
24.08.2023 20:27Фиолетовый цвет, вкус клубники, запах вареных сосисок, звук скрипки, шершавость наждачной бумаги, боль в животе - всё это примеры квалиа
Такой вопрос есть. Можно ли сказать, что все перечисленное - это разновидности наслаждений и страданий. И весь наш вопрос сводится к тому, как создать механизм, способный страдать и наслаждаться.
Вот с цветом давайте разберем. Когда мы НЕ думаем о квалиа, о способности воспринимать красный цвет - красность исчезает (не важно красность или там фиолетовость). Но весьма сложно не думать о "белом медведе", когда нужно о нем не думать - а так ловишь себя, что красности нет, а есть просто обработка сигнала - пока ты не начнешь думать о красности как о неком феномене восприятия. И когда чуть глубже копнешь эти феномены - то видишь что это разновидности наслаждений. Красность - это эстетическое наслаждение от насыщенности ярким красным цветом + одновременно (когда мы об этом думаем) - наслаждение экзистенциальное, от самой способности что-либо ощущать. Иногда смотришь на поверхность и скорее замечаешь геометрические фигуры, чем цвет - т.к. сам цвет не выражен и наслаждения/страдания от него толком нет - с трудом даже можешь сказать что это за цвет.
Иногда пространства наслаждений и страданий пересекаются в так называемой синестезии. Т.е. есть некое n-мерное пространство этих наслаждений/страданий и разные физические явления на этом пространстве могут занимать одинаковую позицию.
Существуют ли квалиа без знака? Т.е. когда толком не можем сказать страдаем мы при восприятии или наслаждаемся? Не можем сказать нравится или нет?
fishHook
24.08.2023 20:27-2Как это обычно бывает у демагогов, автор с ловкостью фокусника подсовывает ложь предварительно обложив её слоями тривиальных фактов и фраз-пустышек, не забывая предварить внедряемую чушь вводными выражениями провоцирующими у читающего чувство сопричасности. С этого финта, собственно, и начинаеся "философское изыскание":
Бла-бла-бла... А там, где кончается знание, как известно (!!!), начинается территория веры.
Кто-то верит в то, что сингулярность в центре чёрной дыры служит космологической сингулярностью или другими словами Большим Взрывом для других, дочерних вселенных. Кто-то верит, что наш Большой Взрыв ...
Там где кончается знание, начинаеся территория незнания. Начинаются гипотезы, предположения, эксперименты - то есть поиск знания, а вовсе никакая не вера. Это у здорового человека. Любимый довод мракобесов, дескать мы верим в бога, а атеисты верят в отсутствие бога, прокатывает только среди очень недалекой аудитории. Вы, автор, ошиблись площадкой.
Причина этого заключалась в том, что из модели Фридмана при её
экстраполяции назад во времени следовал неприятный для коммунистической
идеологии факт того, что Вселенная началась с сингулярностиИнтересно, а какой бы по вашему мнению сценарий возникновения Вселенной устроил бы ЦК партии?
Потому что слишком сильно напоминала акт Творения
А! Ну да! "И соседа вашего посадят негодяя, потому что он на Берию похож". Так и работала наука СССР.
Эта точка-событие в пространстве-времени, позже получившая название Большой Взрыв
Идем по ссыке и читаем "Большо́й взрыв — общепринятая космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной[1], а именно — начало расширения Вселенной, перед которым Вселенная находилась в сингулярном состоянии."
Ну то есть, только что было дано, что БВ - это расширение Вселенной вполне описываемое в рамках физической модели. И бац, элегантным движением,брюки превращаютсяБВ превращаеся в сингулярность (а за скобками - в территорию веры, а значит в бога, а значит общепринятая физическая теория, это просто вера в бога. Ловко, да?)
На самом деле, пробираться через все манипуляции автора у меня нет никакого желания. У меня есть вопрос, и он даже не к автору текста (на адекватность автора я не рассчитываю), а к сочувствующим. Каждый раз, когда вы ищете параллели между библией и наукой, вы не замечаете там "перпендикуляров"? Например, происхождение чернокожего населения от белокожего Хама (что с позиций современных представлений о происхождении человека чушь стопроцентная), или история Ноя вся целиком. Как это у вас происходит? Встретив очевидную наивную чушатину, у вас временная слепота наступает? Как так выходит, что священные тексты у вас одновременно источник сокровенной мудрости и в то же время они изобилуют глупостями космического масштаба, которые вы даже никак и не пробуете внятно объяснить?a1111exe
24.08.2023 20:27+1У меня встречный вопрос: в силу чего современные представления необходимо считать истиной в последней инстанции? Вы в курсе, сколько есть незакрытых фундаментальных вопросов? И, кстати, откуда сведения, что Хам был белокожим?
Технически возможно, что мы созданы сегодня с памятью о вчерашнем дне и прошлой жизни. Технически невозможно доказать, что вчерашний день реально был. Я имею в виду строгие доказательства. Эмпирические науки в высшей степени ограничены в своей возможности применять строгие (т.е., дедуктивные) доказательства. Индукция же всегда оставляет место для ошибки.
Далее, те, кто имеет возможность читать Тору на языке оригинала, способны убедиться в том, что текст семантически многослоен, и в целом очень сильно отличается от любых переводов, оставляющих только один смысл, и тот нередко искажённый. Кроме того, преподавая Тору, евреи всегда уточняют, что (1) последовательность стихов не призвана отражать хронологический порядок происходящего, (2) слой поверхностного смысла такой и есть - поверхностный - и служит для того, чтобы любой из народа был способен читать и изучать Тору; (3) цель текста Торы не в описании физической реальности (в частности, вопросу сотворения посвящена ничтожная часть текста), а в создании кодекса, формирующего еврейский народ.
Между Торой и наукой не надо искать параллелей, т.к. Тора не относится к научной литературе. С другой стороны, если возникают видимые противоречия между написанным в Торе и текущим научным мировоззрением, не факт, что на их основе надо принимать какие-то радикальные решения. Так, до недавнего времени в науке было принято считать Вселенную бесконечной и вечной. Чему Тора явно противоречила. Сегодня научное мнение в этом аспекте изменилось, и Тора ему уже не противоречит. И если, опять же, не зацикливаться на поверхностном слое текста, то те же "небо" и "земля" можно понимать как "идеальное" и "материальное", с вытекающими изменениями смысла остального текста. И там, например, есть момент создания света без светил. Внезапно, в современной космологии есть такой момент.
В общем, в отсутствии строгих доказательств, в том числе и доказательств окончательной истинности "современных представлений", не очень понятен источник Вашего возмущения.garwall
24.08.2023 20:27-2вот этот подход - "не все однозначно", "если забраться на жердочку и посмотреть под таким углом, то не противоречит уверждениям" - это отнюдь не говорит в пользу Торы или иной книги. это говорит об их слабости. Вот если бы из Торы (Упанишад, Вед, Дао дзе цин, Книги мертвых, прочих мириад пунктов) вывести однозначно теорему Нетёр, период полураспада Калия-40 или величину скорости света - это совсем другой разговор. А сейчас это ментальный атлетизм на службе апофении
a1111exe
24.08.2023 20:27+2Ещё раз: цель текста Торы не в описании физической реальности (в частности, вопросу сотворения посвящена ничтожная часть текста), а в создании кодекса, формирующего еврейский народ.
Если у кого-то, кто следует этому кодексу, возникает желание согласования с текущими научными взглядами - возможны варианты. Взять, наверное, конституцию и свод законов любой отдельно взятой страны - оттуда тоже вряд ли получится вывести хотя бы одну теорему из физики. И что, отменяем законы и обратно в пещеры? :)
vba
24.08.2023 20:27+3Именно Логос, а не Иисус Христос, как многие ошибочно думают, является вторым лицом Троицы.
Позвольте заметить что Христос является воплощением Логоса. Предвечный Логос является нам богочеловеком, на 100% Бог и на 100% человек (во всем подобен нам кроме греха) т.е. Христос и есть Логос.
OleksiiVoropai
24.08.2023 20:27+1Об этом мы можем в 14 стихе Евангелия от Иоанна:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
a1111exe
24.08.2023 20:27+1Спасибо за интересный текст!
Насчёт "троицы" - в техническом философском аспекте приписывать единственной существующей необходимо-трансцендентной сущности множественность это методологическая ошибка.Во-первых, есть немножественная сущность - от противного. Если предположить обратное, необходимо принять, что всё являет множественность и только множественность, включая непосредственно данное типа содержаний внимания. В этом случае во внимании давалась бы только множественность, т.е. оно было бы либо пусто (что равнозначно его отсутствию), либо содержало бы множество как минимум из одного элемента. Но этот элемент сам бы являл множественность, и был бы либо пустым, либо содержал бы как минимум один нетождественный себе элемент. И так далее, либо в ничто, либо в бесконечный рекурсивный спуск. Применительно к нашей реальности это невыполнимо, т.к. факт, что мы способны иметь конкретные конечные содержания, противоречит гипотезе о тотальной множественности.
Во-вторых, немножественная сущность необходимо трансцендентна. При немножественности нет внутренней структуры и внешних границ, элементы которых могли бы входить в чьё-то восприятие, делая сущность различимой. В лучшем случае можно мыслить о существовании такой сущности и характеризировать её через отрицательные предикаты. Чтобы посмотреть в её сторону, достаточно выглянуть за пределы всех возможных содержаний восприятия (включая мышление). Но и при успехе этого увидеть трансцендентную сущность не получится.
В третьих, необходимо-трансцендентная сущность только одна. Опять же – нет структуры и внешних границ. Кроме того, было бы их две или более, между ними было бы как минимум одно сущностное отличие, разделяющее их - что для объемлющей их сущности могло бы быть предметом восприятия.
Теперь о методологической ошибке. Различимые нами аспекты, делящие для нас реальность на компоненты (напр., абстрактное vs конкретное и ментальное vs физическое), о которых мы спорим уже тысячелетия, не отражают никакого деления в той самой немножественной сущности, которую евреи (имхо, справедливо) считают единственным актуальным божеством. Они отражают структуру доступных нам аспектов творения, и проецировать их на творца некорректно. Но да, такая деятельность может производить разнообразные культы, большие и маленькие.
Альтернативный изложенному в статье подход можно найти, например, в теории эманации, развиваемой в "Талмуде десяти сфирот" Баал Сулама. Там, правда, терминология сильно другая, но можно, наверное, найти параллели. Например, "наивысший" мир "Ацилут" можно принять как пространство абстрактного реализма. В целом же, концепция, согласно которой всё деление и все изменения происходят в области эманации, а не излучающей сущности, лишена противоречий, возникающих в концепции тройственности (или, в общем, энности) божества.
kauri_39
24.08.2023 20:27Искать параллели между научным и религиозным мировоззрением — интересное занятие. Ещё интереснее становится, когда с сугубо атеистических позиций создаёшь качественно новую модель мира, а она вдруг раскрывает сущность библейского Бога-Творца. И отделяет от него антропоморфных "богов", "ангелов", "сынов Божиих" — представителей нашей родительской инопланетной цивилизации. Подробнее об этом в моей статье "Число имени Бога".
maxpivovar
24.08.2023 20:27Опять вы со своим "эфиром". Просты́е эфи́ры — органические вещества, имеющие формулу R-O-R'
Kisva
24.08.2023 20:27К сожалению, эта статья про очередную "кашу в голове", приправленную поверхностными знаниями.
Kahelman
24.08.2023 20:27Забористая трава у автора.
Если не ошибаюсь, то в первоисточнике ( у древних евреев) ничего про Бога сына не было, так что концепт уже не работает.
получается что Логос риелторов автор пишет это позднейший «баг-фикс».
Если есть желание натянуть «сову на глобус» то надо более последовательным быть.
Опять таки, рассмотрение мира/вселенной со стороны аврамоистических религий это не уважение к 1 млрд. Индусов и такому же количеству китайцев, которые с вами не согласятся по вопросу сотворения мира с точки зрения религии.
OleksiiVoropai
24.08.2023 20:27+1Как всегда, интересная статья, заставляющая задуматься и по иному взглянуть на мир. Но должен заметить, что христианская теология посвящена совсем другим проблемам.
Да, в Библии можно найти некоторые обрывочные философские идеи об устройстве мира, развить из них идею о троице, а затем попытаться сопоставить ее с трансцендентным началом, математикой и квалиа.
Но главный смысл христианского учения не в этом.
Библия посвящена не той математике, на которой основан физический мир, а социальной “математике”, на которой должны строиться отношения между людьми - моральному закону любви и заботы о ближнем. И именно эта “математика” раскрывается во всех книгах Библии, а не только во вступлении к одному из Евангелий.
Кроме того, в Вашу интерпретацию Троицы не вписывается идея живого Бога, Бога как личности. С которым можно вступить в контакт и общение, выстроить взаимоотношения, который управляет жизнью человека и всем ходом истории. А это тоже одна из ключевых идей, без которой и Троица и христианская теология теряет всякий смысл.
extremegym
Эта точка-событие в пространстве-времени, позже получившая название Большой Взрыв, слишком сильно напоминала акт творения, описанный в священных писаниях авраамических религий, с которыми не покладая рук боролась советская власть.
Интересно, где эти схожести, особенно с
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою.
Или автор, втянутый в религию, пытается соединить пол с потолком, выдавая это за гениальное инженерное решение?..
codecity
Видимо сама идея что материя не первична и когда-то ее не было и когда-то ее не будет. Как бы обесценивает саму идею - получается все что бы ни делали - все превратится в ничто.
Там же целые институты работали над идеологией и все должно было вписаться в стройную коммунистическую систему светлого будущего.
Обязательно нужно было исключить жизнь после смерти мозга, к примеру - это было очень важно - иначе менялось все.
Naumov_Maksim
В начале сотворил Бог небо и землю. (Глава 1. п.1) Творение из ничего – богословское выражение, указывающее на то, что мир сотворен Богом не из какого-то субстрата или вещества, а привел его в бытие из совершенного небытия.
YNK
Евангелие от Иоанна: 1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Слово вообще не материально в этом "было"-действии, с неясным ходом самого действия оно либо не имело начала, либо прервано в прошлом. И мир сотворенный Богом из слова это тоже действие, переход из небытия в бытие.
SergioShpadi Автор
Большой Взрыв напоминает не дословную интерпретацию строк из первой главы Торы, а саму концепцию сотворения всего из ничего.
И с чего вы взяли, что я "втянут в религию"? Не вижу в тексте ни одного места, где бы я что-либо проповедовал или призывал покаяться. Я довольно далек от любой религии - разве только мне немного близка философия буддизма.