Привет, меня зовут Никита — я директор по маркетингу в #tceh. 4–6 декабря в #tceh пройдёт Hack’n’Roll на тему туризма. Кто не знает, Hack’n’Roll — трёхдневное мероприятие, где стартаперы вместе с лидером отрасли дают пинка индустрии. В этот раз в качестве лидера — Ростуризм.
Поскольку у меня есть опыт работы в travel-индустрии, в преддверии мероприятия я решил прикинуться аналитиком и немного повизионерствовать: какими будут успешные туристические сервисы в горизонте 5 лет. Прогноз будет на примере нескольких выдуманных сервисов, но сначала немного об истоках этих мыслей.
Экспозиция
Давайте для начала познакомимся с героем повествования — туристическим рынком. Он, этот самый рынок, имеет непростую судьбу: здесь и взлёты, и падения, и высокие риски с бесконечной турбулентностью, и безумная фрагментация. Попробуем-ка разобраться, что у нас есть сегодня.
Рынок можно грубо разделить на производителей услуг (авиакомпания, отель, аренда тачки), поставщиков услуг, агрегаторов предложений поставщиков и мета-поисковиков, переправляющих на сайт агрегаторов. Я намеренно упростил эту схему, ведь ещё Ричард Фейнман говрил: масса не зависит от скорости, пока вы не работаете с околосветовыми скоростями.
Рынок огромный, местами маржинальный, но что-то в нём не то. Мне лично он напоминает рынок мобильных телефонов, до того, как туда пришла Apple. И рынок музыкального контента до того, как туда пришла Apple. И рынок персональных компьютеров… да, до того, как туда пришла Apple. А именно — всё жутко фрагментировано. Вот, что мы получили в онлайне:
1. Разнородный пользовательский опыт. Одних только отельных ОТА (online travel agency) сотни, причём каждый со своим пользовательским сценарием. Приходится каждый раз учиться гениальным задумкам UX-специалистов, стоит открыть новую вкладку.
2. Совершенно непрозрачная система. Я захожу на сайт X, который агрегирует услугу у поставщика Y, который выкупает её у поставщика Z, который покупает её у производителя услуги. Вопрос — кто несёт ответственность в случае косяков?
3. Куча, куча, куча тарифов и дополнительных опций. Все эти скрытые цены, доступные после шаманских танцев, вкупе с тысячами программ лояльности вкалывают в вены пользователей ещё одну дозу усложнения: предложение всяких дополнительных услуг, типа SMS-уведомлений, страховок и предложений купить панамку от солнца.
А вот, что случилось с оффлайном:
1. Отсутствие чужого опыта. Что предложит мне менеджер по продажам в туристическом агентстве: качественный пакет с минимальной маржой, или кривой, но маржинальный? Даже если предположить существование честных сейлзов, я в любом случае покупаю кота в мешке.
2. Сравнительно небольшое количество направлений. В Египет оператор отправил 1000 человек в день, в Исландию — 1 в месяц. Нужно ли работать с Исландией, заниматься контрактами и прочей бюрократией? Не-а. Возможно ли появление мелких компаний, которые будут работать на этого единственного туриста? Не-а.
3. Непрозрачная ценовая политика. Два туристических оператора предлагают один и тот же отель, одни и те же даты, один и тот же тип номера, но цена различается двукратно. Опыт покупок электроники подсказывает, что можно смело брать дешёвый вариант! Опыт общения с туристическими компаниями говорит, что нужно запрашивать полную спецификацию всех услуг, и с лупой изучать происходящее — в итоге выяснится, что в дешёвом варианте ты будешь жить в одном корпусе с гостями съезда любителей полуночного Drum’n’Bass.
И это проблемы глобального характера: без кивков в сторону демпинга, лютого невыполнения обязательств и комедийных ситуаций с особенностями менталитетов.
Боль
Итак, я хочу путешествовать. Это желание — маленький огонёк в голове. Крошечное пламя, как от свечки, толкает меня открыть браузер и купить поездку куда-нибудь.
И тут ШАРАХ! — на огонёк падает бетонная плита с надписью «Выбери авиабилет!». Пройди через чистилище, найди золотой слепок мизинца Ганди, считай там QR-код и на всё у тебя 15 минут. Иначе бронь слетит и всё нужно начинать заново.
БАЦ! — падает вторая бетонная плита «Выбери отель, а потом скомпонуй это с авиабилетами и подумай, может имеет смысл поменять даты…».
Н-НА! — плита «Придумай, что ты там будешь делать» перекрывается плитой «Найти машину в прокат». И сверху всё это посыпается арматурой в виде страховок, планнеров, сотовой связи и навигации.
И вот сижу я, обвешенный сотней вкладок в браузере, и ошалело гляжу в монитор. Тут не то, что огонёк — пламя от бочки напалма сдохнет.
Да, существуют сервисы одной корзины, которые предлагают в одном месте всё это оформить, но они в таком чахлом состоянии, что без слёз на это смотреть нельзя. Можно залезть в мета-поиск и убрать хотя бы первые две плиты, но со всеми этими картами цен и фильтрами процесс напоминает запуск космического корабля. Пристегни ремни, Спок, такого ты ещё не видел!
Будущее
Чтобы как-то разобраться с происходящим, давайте условно разделим пул клиентов на тех, кто хочет контролировать свой выбор и стремится к кастомизации, и на тех, кто желает получить качественное путешествие с минимальным количеством телодвижений и дум. При этом, где-то на стыке этих сущностей есть ещё один сегмент — те, кто не очень хочет заморачиваться с кастомизацией, но при этом желает получить нечто более нестандартное, чем решение «в одной коробке».
Если перевести это в понятную плоскость смартфонов, то первые хотят железо помощнее и свободу выбора приложений, вторые — пользователи Айфонов, а посередине те, кто покупают Андроид с изюминкой — YotaPhone 2, Project Ara, etc.
Да, выглядит так, будто есть три клиентских сегмента. Давайте предложим им что-нибудь взамен существующих сервисов.
1. Контекстуальный поисковик a-la Luka или Magic
Мне очень нравится подход вышеназванных приложений к хотелкам клиента. Да, я верю, что через несколько лет это будет вполне себе стандартный вид взаимодействия с пользователем.
Идеальным решением будет симуляция честного менеджера по продажам с элементами консультанта. Вот, как оно бы выглядело для клиента:
Идея: рациональный подход к выбору
Плюсы: кастомизация
Минусы: берёшь риски на себя
2. Сервис, за которым стоят эмоции, a-la www.Gadventures.com или www.KickCompass.com
Итак, Gadventures отличается от существующих игроков рынка своей направленностью на жанры путешествий и эмоции. Это пакетные предложения, которые избавлены от авиабилетной составляющей. Их ключевое отличие — упор на ценности, которые стоят чуть выше базовых потребностей в пирамиде Маслоу.
KickYourCompass — это поход в ту же сторону, но с большим уходом в приключения. Воспитанный на книгах Жюля Верна хочет в путешествиях те чувства, которые испытывали величайшие покорители земель в середине тысячелетия.
Идея: эмоциональное решение
Плюсы: чувства
Минусы: отсутствие кастомизации
3. Сервис a-la Apple
Вот здесь самое весёлое. Как вы помните, мы сейчас говорим о фантазиях, поэтому я рискну предположить вот такой концепт.
Авиабилеты продаются тремя вариантами: $199, $299 и $499. Отличаются классом обслуживания и регионом. Цены не зависят от даты вылета и прилёта.
Отель предлагается вариантами $199, $299 и $499. Отличия в классе обслуживания. Стоимость фиксирована вне зависимости от длительности проживания. Ну, условно, от 1 ночи до 9 ночей.
Все дополнительные услуги отдаются на откуп поставщикам на манер приложений в App Store. Тематические подборки, вот это всё. Да, для этой затеи неплохо бы выкупить авиакомпанию и сеть отелей вроде Ibis. Скажем так, это моя личная утопия.
Идея: всё в одной коробке
Плюсы: прозрачная и понятная система
Минусы: ординарность
Итог
Я думаю, что фрагментация рынка — это вопрос времени. Совершенно точно появится кто-нибудь, кто обуздает этот бушующий хаос и сядет на трон. Но круто было бы хотя бы увидеть движение в направлении. Не классические маркетплейсы, а новое и живое направление в туризме.
И да, как я говорил, этот материал не учитывает всякие технологические новшества в виде пневматической трубы им. Илона Маска, двигателей на каком-нибудь ультра-дешёвом топливе и прочего. Да и много он чего ещё не учитывает. Так, фантазии.
Приходите на Hack'n'Roll про travel
4–6 декабряТрёхдневное мероприятие от #tceh совместно с Ростуризмом по оживлению туристической отрасли. Будем кодить, рисовать и запускать крутые онлайн-проекты в сфере туризма. Можно с командой, можно без команды. Регистрация здесь
Приходите на отраслевую конференцию по туризму
26 ноябряВ качестве аперитива перед Hack'n'Roll мы проводим конференцию на тему проблем и будущего в сфере туризма. Бывалым будет полезно поговорить друг с другом, а новички получат хороший экскурс в происходящее и смогу лучше подготовиться к большой движухе. Регистрация здесь
Комментарии (12)
immaculate
25.11.2015 23:20+1Рекомендую каждому, кто этого еще не пробовал: купить самостоятельно билет в любую страну и даже не брать/бронировать отель. Когда прилетаешь в незнакомую страну, сам ищешь отель, перемещаешься из города в город (необязательно на машине, хоть пешком или на автобусе) — это настоящее путешествие. Никакие пакеты «билет-отель-все включено» не дадут даже и 5% этого удовольствия.
*Все* пакетные отели во всех странах абсолютно одинаковые. А главное разочарование — люди в них живут тоже более-менее одинаковые, независимо от страны и национальности. И живут разобщенно.
Это как взять красную таблетку в матрице. Непонятно на что идешь, и очень страшно в первый раз, но потом жизнь меняется настолько, что возвращаться не захочется никогда.norlin
26.11.2015 00:18Способ интересный, но надо учесть, что при въезде в некоторые страны требуют бронь отеля (да, это можно обойти, но – если заранее подумать, а не на пограничном контроле).
immaculate
26.11.2015 00:33Эх, да. Некоторые страны и авиакомпании еще и обратные билеты требуют. Но все это пока еще реально обойти. Чем и рекомендую воспользоваться. :)
Турагентства, отели, и т.п. — все это эрзац-отдых. Особенно смешно, когда люди говорят: «я побывал там, я побывал здесь», когда по факту, например, на той же Шри-Ланке он сидел на отдельной территории, где нет ни капли ничего шри-ланкийского, пил сок из пакетов (реально встретил такое, когда из интереса зашел в один из таких пакетных отелей) и заплатил $100, чтобы съездить на экскурсию посмотреть на варанов, тогда как я каждый день у своего дома видел и варанов, и дикобразов, и хамеленов и много чего еще.
Потом эти люди возвращаются и говорят: «Да что там в вашей Шри-Ланке, посмотреть не на что, лететь долго и дорого». И так про любую страну. Сравнивают между собой звезды отелей, а ведь это совсем не главное.
Жаль, что многие за всю жизнь так и не почувствуют, что такое настоящее путешествие, и что такое — настоящая Испания, Португалия, Шри-Ланка, Индия, Турция и т.п.
Никакой туроператор этого не может дать в прниципе, это как ждать высокой кухни от макдачной.Goodkat
26.11.2015 02:51«Ты туризм с эмиграцией не путай»
Настоящую Испанию прочувствовать можно лишь прожив в ней достаточное время.
Я вот люблю США — езжу там на автомобиле без заранее заданного маршрута, ночлег ищу по дороге, ем и гуляю в нетуристических местах (ну и в туристических тоже — куда без них).
Но я люблю США именно как турист — когда можно беззаботно путешествовать, куда душа пожелает, бесцельно бродить по случайным городкам или целенаправленно ехать к следующей достопримечательности, наблюдать за чужой жизнью и т.п.
«Настоящие» США туристом не почувствуешь.
Жить там меня не тянет. По крайней мере без пары миллионов долларов.immaculate
26.11.2015 03:00+1Это безусловно так. Но если приехать куда-то, будь то Испания или США, по турпутевке, то не почувствуешь ничего вообще. Я жил в Испании три месяца, и вряд ли я ее понял. Но я жил в одном доме с испанцами, с которыми периодически случалось ссориться из-за бытовых проблем, типа выноса мусора, и так далее. Я ходил в те же магазины, что и они, готовил и ел ту же еду.
Это не сравнится с опытом тех, кто приезжает в какой-нибудь Lloret Del Mar и целыми днями либо есть-пьет в отеле с кучей соотечественников, либо лежит на пляже с ними же.
Наверное, туроператоры нужны, например, для тех, кто едет с кучей детей, или отправляет престарелых родственников. Но если можешь передвигаться сам, то зачем идти к туроператору, чтобы купить фальшивую иллюзию путешествия?..
servekon
26.11.2015 11:50То, что вы предлагаете это не туризм — это путешествие. Туристам, любящим комфорт и которым не хочется ни о чем беспокоиться, а просто проваляться две недели под солнцем никогда не понять путешественника. Зачем себе самому устраивать лишние проблемы? Зачем рисковать самому, когда можно довериться профессионалам?
immaculate
26.11.2015 11:54Зачем рисковать подкатывать к королеве красоты, когда можно обаять самую некрасивую и неинтересную девушку? Зачем рисковать искать интересную работу, когда можно пойти в соседний магазин грузчиком?
Затем, что это дает гораздо больше опыта и удовлетворения, чем стандартизированный отдых через агентство.
PavlovM
27.11.2015 07:43Полностью согласен с этим комментарием, однако, к чему тогда параграф «Боль» из текста? Именно такие представления у многих «пакетников», и именно они мешают им превратиться в «путешественников». Тогда как на деле проблемы сильно преувеличены — документы даже на относительно «сложную» шенгенскую визу собираются за день-два. Найти билеты и место проживания — это посидеть пару часов в интернете. Ну или потратить выходной на планирование, если хочется сложный маршрут.
Надо просто не бояться :)
pro4pro
А где про виртуальную реальность? Надел шлем — оказался в Арктике.
А почему в Арктике? Тогда уж в Fallout или Skyrim. Если мы можем создать любой мир, то почему бы не сделать его чуточку интереснее? А если по теме, то на мой взгляд это отдельная ветка и смешивать её с классическим туризмом не стоит.
mkovalevich
Я так пока в гугл street view занимаюсь «туризмом».