Сегодня стало обычным делом, когда вещи становятся «умными»: умные часы, умные дома, умные машины, умные города. Теперь эта тенденция добралась и до таких простых вещей, как шины. В «умные» шины пока ещё не интегрировали chatGPT и Bluetooth (но в будущем, возможно, мы и не такое увидим), но для их производства стали использовать технологию NASA, предназначенную для будущих миссий марсоходов.

Компания SMART Tire Co. (STC) производит безвоздушные велосипедные шины METL, изготовленные из разработанных NASA сплавов с памятью формы. Недавно она сообщила, что работает над версией для электрических скутеров. Новые шины имеют резиновые протекторы, прикреплённые к металлической катушке, которая составляет основу продукта. SMART — аббревиатура от Smart Memory Alloy Radial Technology.

Шина SMART станет жизнеспособной альтернативой обычным пневматическим резиновым шинам. Эта инновация, первоначально называвшаяся Superelastic Tire, была разработана для будущих миссий на Луну и Марс, но в итоге может стать заменой пневматическим шинам здесь, на Земле, сместив 100-летнюю индустрию с помощью новой технологии и подхода к проектированию и производству шин.

Стартуем!


Пневматические шины (шины, наполненные воздухом) были впервые изобретены и запатентованы ещё в 1847 году шотландским изобретателем Робертом Уильямом Томсоном, но в производство они так и не пошли. В 1888 году британский изобретатель Джон Бойд Данлоп независимо изобрёл ту же конструкцию и сумел представить первую в мире коммерческую пневматическую резиновую шину.

Это изобретение позволило сначала велосипедам, а затем и автомобилям добиться заметного повышения уровня комфорта пассажиров при передвижении по местности любого типа. Сумев воспользоваться своим изобретением, Джон Бойд Данлоп основал «Dunlop Pneumatic Tire Company», компанию по производству шин и различных резиновых изделий, которая оставалась в высшем эшелоне производителей почти 100 лет, прежде чем была продана в 1980-х годах. И за эти 100 лет пневматические шины практически не изменились.


Сегодня во всем мире ежегодно производится более 400 миллионов пневматических шин, а также почти 47 миллионов новых автомобилей, потребляющих их, и количество автомобилей в мире растёт на 1,6% в год. Мировой рынок шин оценивается примерно в 250 миллиардов долларов. Крупные шинные компании не спешат менять старую систему и бизнес-модель, которую они создали (в начале 20-го века) и продолжают получать прибыль сегодня.

Мировая шинная индустрия сильно фрагментирована: три крупнейших производителя (Bridgestone, Michelin, Goodyear), каждая из которых занимает менее 10% рынка. Ни один крупный конкурент не специализируется на безвоздушных шинах и никогда не разрабатывал высокопроизводительные безвоздушные шины.

Материалами современных пневматических шин являются синтетический каучук, натуральный каучук, ткань и проволока, а также технический углерод и другие химические соединения. Шины состоят из протектора и корпуса. Протектор обеспечивает сцепление, а корпус удерживает некоторое количество сжатого воздуха. Из-за того, что шины могут спускаться, они требуют постоянного обслуживания и мониторинга. На долю шин приходится 20% всех ДТП. Проколы и «шишки» на шинах приводят к замене. Только в США ежегодно выбрасывается более 246 миллионов использованных резиновых шин. 75% доходов шинной отрасли приходится на замену шин.

Практически все виды транспорта — от грузовиков, велосипедов, самолётов до космических транспортных средств — могут получить выгоду от использования высокопроизводительных безвоздушных шин, которые никогда не спускаются, экономят бензин и могут работать в самых экстремальных условиях на Земле и за её пределами.


Шины METL от SMART Tire являются первыми в своём роде: они изготовлены из сплавов с памятью формы, являются безвоздушными и высокопроизводительными. Их особые сверхэластичные свойства позволяют им сгибаться и изгибаться, как резиновая шина, но с прочностью и характеристиками титанового сплава, готовые всегда сохранять свою первоначальную форму. Мало того, они никогда не сбиваются, практически не требуют обслуживания, легки и требуют значительно меньше резины, чем традиционные шины.

Их пока можно использовать только для велосипедов. Шины уменьшают сопротивление качению, что облегчает езду на велосипеде, и, хотя они содержат воздух, им не требуется давление воздуха. Без сжатого воздуха внутри шин проколы больше не являются проблемой. В качестве экспериментов шины протыкали кухонным ножом, но это не повлияло на структурную целостность шины.

Используя технологию «сплава с памятью формы» (SMA), каждая шина METL имеет никель-титановую (NiTi) центральную пружину. Согласно сайту компании, умный металл «перестраивает свою молекулярную структуру, когда вы его сгибаете, но мгновенно возвращается к своей первоначальной форме».

Сплавы с памятью формы способны претерпевать фазовые переходы на молекулярном уровне с обратимыми деформациями на порядок больше, чем обычные материалы, прежде чем подвергнуться остаточной деформации. Использование сплава с памятью формы NiTi позволяет получить шину, эластичную, как резина, но прочную, как титан.




Области применения высокопроизводительных безвоздушных шин практически безграничны. Они составляют значительную часть объема шинной промышленности, которая к 2030 году вырастет до 500 миллиардов долларов. Никаких головных болей с проколами и накачкой шин, минимум обслуживания, экономия топлива, электромобили станут легче (с обычными шинами они тяжелее). Увеличивается и стойкость транспорта к бездорожью, а будущие луноходы и марсоходы получат более прочные и надёжные шины.

Устройство шин METL


Шина METL родилась в результате экстремальных испытаний, с которыми НАСА сталкивается на Марсе, где нет дорог, температура их может достигать 100°C, а характеристики шин имеют решающее значение. METL заключены в специальную резиново-полимерную конструкцию (протектор, боковины и т. д.), которая сможет прослужить намного дольше, чем стандартная шина из технического углерода. В отличие от прототипа сетки НАСА на фотографии, в новых шинах STC не будет металла, находящегося в прямом контакте с землей или дорогой.



Superelastic Tire

Сопротивление качению зависит от возвращаемой энергии шины. Возвратная энергия материала в основном зависит от 1) жёсткости материала и 2) восстанавливаемой деформации. Как материал на металлической основе, SMA обладает высокой жёсткостью (модуль упругости ~ 70-90 ГПа) и в сочетании со способностью к восстановлению деформации (8-12%) обладает высоким потенциалом возвратной энергии. Эта возвращаемая энергия приводит к улучшению температурных преимуществ шин, снижению сопротивления качению и ускорению прохождения поворотов. У NiTi обратимая деформация в 30 раз выше, чем у стали. Этот сплав всегда вернётся к своей первоначальной форме, независимо от того, как он растягивается или сгибается. Благодаря этому METL может мягко сжиматься и отскакивать, обеспечивая комфортную езду, аналогичную пневматической шине.



Съёмный протектор и боковины шины изготовлены из полирезины, в которой заключена пружина. Основная шина должна прослужить весь срок службы велосипеда, даже если протектор придётся заменять каждые 5 000–8 000 миль (8 047–12 875 км), в зависимости от рисунка протектора. STC также сообщила, что разрабатывает процесс, который позволит ей восстанавливать велосипедные шины, которые сейчас продаются.


Шины пока доступны исключительно для предварительного заказа через Kickstarter в размере 700x35 мм для шоссейных и гравийных велосипедов, где компания продаёт 500 комплектов шин первого выпуска (две шины в комплекте) по цене 500 долларов за комплект. Дополнительные размеры будут позже.

Стандартные шины являются бескамерными и совместимы со стандартными велосипедными ободами. В спецификации производителя указано, что они будут весить примерно так же, как и средний вес пневматических шин аналогичного размера — около 450 граммов (16 унций) для модели 35c.

В настоящее время объявленные взносы начинаются от 150 долларов за пару колес для электронного скутера и до 2300 долларов за комплект шин MELT с углеродными или алюминиевыми ободами, при этом заказы ориентировочно планируется отгрузить в июне 2024 года. На сайте также указано, что восстановление протектора будет стоить 10 долларов.

Создано для Марса. Готово к Земле


Точно так же, как Tesla изменила индустрию автомобилей, предоставив новый аккумулятор вместо двигателя внутреннего сгорания, шины SMART могут также изменить индустрию электромобилей.

Экономия топлива также является серьёзной проблемой для каждого транспортного средства на дороге и за её пределами. Шины SMART могут стать оптимальным вариантом для электромобилей следующего поколения, где несущая способность, топливная экономичность, стабильная производительность и длительный срок службы имеют первостепенное значение.

Отрасль грузоперевозок может получить выгоду за счёт устранения дорогостоящего обслуживания шин, повышения эффективности использования топлива и устранения необходимости в резервных шинах. Сегодняшний 18-колесный автомобиль на обычных шинах завтра может стать 10-колёсным на шинах METL.

Электромобили перевозят более тяжелые грузы на большие расстояния с меньшим допуском на ошибку. Автономная (беспилотная) езда бесполезна и небезопасна при спущенной шине, и понадобится технология, изначально изобретенная для решения именно этой проблемы. Вместо этого будет использовать 10 усовершенствованных шин SMART.

Предполагается, что к 2030 году шины SMA станут предпочтительными шинами для электрических и автономных транспортных средств, а также войдут в авиационную отрасль, где отказ от чрезвычайно тяжелых систем шасси может стать самым большим успехом из всех.

Исследование космоса никуда не денется. Будь то NASA, SpaceX, ESA или Blue Origin, будущее космоса связано с наземными транспортными средствами, перевозящими всё более и более тяжелые грузы. В 2026 году марсоход, разработанный совместно НАСА и ЕКА (Европейским космическим агентством), отправится на Марс с миссией по возврату образцов, оснащённый шинами SMA. Эта миссия планирует использовать ту же основополагающую технологию, которая коммерчески разрабатывается в STC. Эти шины, созданные в соответствии с требованиями миссии НАСА, изначально были изобретены для того, чтобы выдерживать постоянное использование на Марсе. Это означает, что они должны работать при экстремальных температурах, никогда не выходить из строя, оставаться лёгким и энергоэффективным.



Шинная промышленность невероятно антиэкологична. Ежегодно более миллиарда тонн использованных шин становятся отходами. Большая часть этого потока отходов отправляется на свалки или сжигается на мусорных полигонах. 20-30% всего микропластика в океане приходится на шины.

По данным STC, в шинах METL используется примерно половина резины, чем в обычных пневматических шинах, а благодаря программам восстановления и переработки протектора общий выброс CO2 будет снижен. Шины получили награды за инновации в двух категориях на выставке Consumer Electronics Show 2023 в Лас-Вегасе, включая «Экологичность», «Эко-дизайн» и «Умная энергия».



Комментарии (14)


  1. TimKorDev
    20.09.2023 14:54
    +5

    Страшно сказать, но у меня есть комплект зимних велосипедных колес :). И иногда я езжу по снегу.


    1. DennisP
      20.09.2023 14:54
      +5

      В Швеции шипованные велосипедные колёса не редкость, продаются в любом веломагазине, часто их вижу на дорогах


  1. SergiiDia
    20.09.2023 14:54
    +2

    Только недавно попадалась похожая инновация. И в этой статьей и в переводе, указано что эти шины подойдут для любой ситуации, и для любого вида транспорта, но насколько я помню, несмотря на исзносоустойчивость, на подобных шинах в виду их конструкции не наберешь высокую скорость, и если в условиях Марса, или при использовании велосипеда этот параметр не является ключевым, то применение таких шин в грузовиках (о чем написано в статье) маловероятно.

    Да и вроде есть куда более известные решения, тот же tweel, который на рынке уже несколько лет, и как раз по которому и видны ограничения в эксплуатации безвоздушных решений.


    1. Cheburator2033
      20.09.2023 14:54
      +1

      Интересно на русские аналоги посмотреть. КАМА-шина :)


  1. Borjomy
    20.09.2023 14:54
    +4

    Множество вранья в статье. Например, утверждение про 20% ДТП из-за шин. Ну и про применимость в автомобильной промышленности. Сменные протекторы уже пытались использовать. В результате бросили эту идею, перекрестившись. А без решения крепления сменного протектора к "вечному" колесу вся эта затея теряет смысл. При этом любой способ будет только увеличивать неподрессоренную массу. Ну и прочность армированной стальной проволокой и специальными нитями радиальной шины по определению выше данного предложения. Люди просто выбивают деньги для финансирования стартапа.


  1. VT100
    20.09.2023 14:54
    +2

    Чёт желтушка… Первый слайд на четвёртой картинке показывает нам весьма большую петлю гистерезиса при Shape-memory recovery.


  1. Matshishkapeu
    20.09.2023 14:54
    +2

    а благодаря программам восстановления и переработки протектора общий выброс CO2 будет снижен.

    Я сейчас открою страшную тайну, но нанесение нового протектора на шинах это существующая и практикуемая опция прямо сейчас. Особенно для грузовой строительной техники. У кого душа болит за планету - можете не ждать это чудо на титан-никелевых сплавах (которые берутся сразу в тумбочке, денег не стоят, природу не загрязняют). Просто переходите на восстановленные если не сцыкотно. Впрочем если не ошибаюсь восстановленные нельзя использовать на передней оси.


    1. DMGarikk
      20.09.2023 14:54
      +3

      Я бы сказал что восстановление шин не особенно на строительной технике практикуется, а в основном только там и в грузовиках и практикуется, в легковых авто этого практически нет вообще


      1. DennisP
        20.09.2023 14:54

        Лет 20 назад еще встречалась услуга "наварка протектора", сейчас такого уже нет, конечно


        1. Matshishkapeu
          20.09.2023 14:54

          В Европе есть и продают. Там впрочем (конкретно в Германии) вводят возвратные стеклянные бутылки для молочной продукции, в магазинах продают сетчатые сумки-авоськи а в Инстаграмме рекламируют иппликатор Кузнецова от стопицот перекупов. Так шта в отдельных местах перестроечные товары и услуги вполне себе в ходу.


  1. Sarymian
    20.09.2023 14:54
    +2

    Блин опять давать ссылку...
    https://www.youtube.com/watch?v=5vp4CoEdS1s


    1. Cheburator2033
      20.09.2023 14:54
      +1

      Четко. Спасибо.


  1. ogost
    20.09.2023 14:54
    +3

    Ни один крупный конкурент не специализируется на безвоздушных шинах и никогда не разрабатывал высокопроизводительные безвоздушные шины.

    Наглая ложь и провокация. https://en.wikipedia.org/wiki/Airless_tire по ссылке упоминаются разработки Michelin, Hankook, Bridgestone для автомобильных приложений. Более того, по той же ссылке указывается китайский производитель велосипедов, серийно выпускающий продукцию с безвоздушными шинами.


  1. bbs12
    20.09.2023 14:54
    +1

    Якорец стелющийся, это была долгая битва, но ты проиграл! Неделю назад в очередной раз увидел спущенное колесо и знакомую колючку в покрышке. Не помог даже антипрокол максимального уровня от schwalbe: