Это прямо рубрика «программисты шутят». Может ли брокер обещать вам в тарифах одну комиссию, а по факту списать с вас сумму в 10 раз больше? Как выяснилось, да: именно это произошло с целым рядом клиентов Тинькофф, которые приобрели на внебиржевых торгах замороженные фонды FinEx.
Разморозка санкционочки (вспоминаем предысторию)
Как вы, наверное, знаете, с начала сентября Тинькофф начал потихоньку позволять своим клиентам покупать друг у друга на внебиржевом рынке фонды FinEx, заблокированные после февраля 2022 года. Продавать их можно всем (если фонды были у вас на счету в Тинькофф Инвестициях на 21.11.2022), а покупать – только квалифицированным инвесторам.
На текущий момент для таких операций доступно уже 9 фондов из 22. Теперь можно воочию наблюдать, каким образом рыночек оценивает реальную стоимость этих ETF в условиях крайне туманных перспектив разблокировки. Сделок там не супер-много – но те, которые есть, проходят по ценам в диапазоне 30–40% от расчетной «справедливой» стоимости содержимого фондов.
Некоторые тролли даже специально выставляют заявки на покупку по смешным ценам в надежде на то, что кто-то попытается продать свои бумаги «не глядя». И иногда это срабатывает – какой-то бедолага уже умудрился сбросить по 6 копеек за штуку свои паи FXIP со справедливой стоимостью 67,5 рублей. Скидка в 99,9% – вот это от души!
Казнить нельзя помиловать: программисты Тинькофф познают важность постановки запятой
Но веселее другое: у нас в чате ребята сообщают, что с желающих приобрести фонды с такой внушительной «скидкой» Тинькофф Инвестиции рубят аж 15% с каждой сделки! И это при том, что в тарифах размер комиссии однозначно указан в десять раз меньше – всего 1,5% от суммы сделки:
Причем, после обращения в техподдержку на тему «но у вас же... в тарифах всего 1,5% комиссия» – она отвечает в стиле «сорян, мы тут с запятой напутали – щас всё поправим!»
Мне это напомнило чудесную историю от Мэтта Левина про то, как западные частные банки обувают богатых буратин: например, при обработке заявки на конвертацию доллар-евро по курсу 1,0123 по факту проводят ее по 1,0213. Если клиент замечает неладное, то они ему говорят «сорри, сэр, у нас криворукий интерн когда печатал – две циферки на клавиатуре местами перепутал, конечно же, мы сейчас всё быстро поправим!».
А если клиент ничего не заметил, то... ну, банк просто кладет в карман почти 1% «дополнительной» прибыли за смекалистость. Учитывая, что речь в частных банках часто идет о транзакциях на десяток миллионов баксов – навар от таких фокусов выходит неплохой (условные ~$100,000 в нашем примере).
В народе на эту тему ходит отличный анекдот:
В ресторане официант приносит счет. Клиент в него смотрит и спрашивает:
— Извините, а что это за строка в счете «Прокатило: 500 рублей»?
Официант со вздохом отвечает:
— Не прокатило. Вычеркиваем.
Мораль тут простая: обязательно проверяйте, что с вас банки и брокеры по факту удерживают (и не стесняйтесь им неудобные вопросы задавать)!
UPD: Официальный ответ от Тинькофф в ветке на VC.
UPD2: Ок, это очень смешно, но тем не менее. На VC у Тинькоффцев спросили «вы бабки всем вернете, или только тем, кто в техподдержку пожаловался?» – а те ответили «хз, мы еще не решили». =)
UPD3: Пишут, что всем всё вернули (правда, мой подписчик написал, что в приложении пока всё еще отображается неправильная информация – но, думаю, в понедельник должно пофикситься). Также, см. заметку от РБК.
Больше финансовых новостей и авторской аналитики у меня в Телеграм-канале RationalAnswer.
Комментарии (37)
Popadanec
23.09.2023 13:53+5Интрига то осталась. Вернут ли деньги тем, кто 15% комиссии заплатил?
RationalAnswer Автор
23.09.2023 13:53+4Судя по ответу поддержки - да. Ну, по крайней мере, тем, кто возмутился. =)
RationalAnswer Автор
23.09.2023 13:53+3Update: Нет, как ни странно, Тинькофф сам не уверен, вернут ли они деньги всем.))
См. UPD2 в статье выше.
Batalmv
23.09.2023 13:53+1Обычно поддержка кроме выданных скриптов сама ничего не знает
Из личного опыта, в других организациях, надо банально время + плюс перепроверить
aeromouse
23.09.2023 13:53+3Дл меня это самый нестабильный банк по условиям обслуживания, после того как его продал Олег.
Foggy4
23.09.2023 13:53+12Я на радостях после разблокировки, в январе этого года продал акции Draft Kings на небольшую сумму, вроде тыщ 25 рублей. Акции эти были в добровольно-принудительном порядке ранее переведены с VTB Брокер. Так с меня "Тинькоф" списал 13% налога от всей суммы (а должен был списать 13% от прибыли, при этом прибыль была отрицательная на тот момент). Написал в поддержку, прислали подписать какую-то форму, подписал - обещали вернуть деньги через год (!). Я уже не знаю, может это меня так завуалированно в пешее эротическое отправили? Похоже скорее на спецоперацию по отъему наших денег.
konst90
23.09.2023 13:53+4Миром, как известно, правит не тайная ложа, а явная лажа. Но автор всеми силами намекает, что это не ошибка, а хитрый план.
Полтора года назад у них при обмене валют по кругу можно было в плюс выйти. Тоже хитрый план был, да?
RationalAnswer Автор
23.09.2023 13:53+1Я по большей части стебусь над Тинькофф здесь. Но! Описанные в конце статьи игры с курсами в западных банках - это реальность. Я лично в прайват-банках тоже сталкивался с немаленькими "ошибочками в комиссиях", которые исправляли, только если на них ткнуть пальцем. Так что никакие варианты полностью исключать не стоит.
GoodGod
23.09.2023 13:53А не может быть такого, что они "ой недотестировали", потому что они "плохо старались"?
konst90
23.09.2023 13:53Может. У всех бывает.
Я помню случай, как в одной онлайн-игре вместо +5000 опыта за завершение серии квестов написали *5000. При том, что за бой обычно выходит 50-200 опыта - сумма получилась внушительная.
Areso
23.09.2023 13:53+4За что они а) сначала забрали деньги у своих клиентов б) подали на них в суд.
Так что там была явная "явная лажа", за которую они решили содрать денег со своих клиентов.Когда ошибается банк в свою пользу - это "ошибка" банка.
Когда ошибается банк в пользу клиента - это "мошенничество" клиента.
Смотрите не перепутайте.И мало разницы, владеет банком условный Олег или условный Норникель.
konst90
23.09.2023 13:53Разве? Мне казалось, что они списали деньги, а в суд подал клиент.
Напомню, кстати, что в том деле банк мало того что не получил ничего от клиента, но ещё и штраф в половину суммы выплатил. Так что он сам себе злобным Буратино оказался.
Popadanec
23.09.2023 13:53+1Только потому что об этой ситуации чуть ли не весь рунет узнал, а может и за границей. Сначала то Олег надеялся на: "Когда ошибается банк в пользу клиента — это "мошенничество" клиента".
А потом государство заметило эту ситуацию и решило выполнить свои функции.
cujos
23.09.2023 13:53-2недавно Finex разблокировали, теперь их можно продать за 15% от стоимости
цифра популярная, видимо придется заплатить комиссию 15% от полной стоимости, прям как со свифтом)SergeyMax
23.09.2023 13:53+2Их не "разблокировали", а только лишь разрешили торги на внебиржевом рынке, то есть без участия маркетмейкера.
Hlad
23.09.2023 13:53+3Респект за статью на Блумберге. Особенно понравилось про микрокредит на 850 миллионов долларов...
Leetc0deMonkey
23.09.2023 13:53-3Времена роста прошли. Наступили времена когда у всех всё есть и взаимовыгодно предложить больше нечего. Наступили времена когда заработать можно только на общипывании невнимательных, заумных в свою пользу условиях обслуживания и т.п. Я впервые за 20 лет наблюдал картинку как банк ВТБ автопролонгировал депозит по ставке 0,01%.
И я ещё удивляюсь что вышеуказанные товарищи не предложили пойти в суд. Суд-то они проиграют, но сколько народу туда пойдёт? У нас по такой схеме застройщик хорошо наварился, сэкономив на материалах и честно выплатив компенсации горстке сутяжников.
Popadanec
23.09.2023 13:53+1Почему обязательно проиграют? Он же не против государства, а частного бизнеса.
Да и с этим не в суд надо идти, а жалобы подавать в центральный банк, Роспотребнадзор и ФАС, за незаконное удержание денег.Leetc0deMonkey
23.09.2023 13:53+1Банк проиграет суд. И чо? Да, пусть и жалобы строчат. И чо? Какой % это сделает, а какой плюнет и не станет заморачиваться?
Popadanec
23.09.2023 13:53+1Банку придётся вернуть всё до копеечки, иначе это ему грозит потерей лицензии.
Stiver
23.09.2023 13:53+2Мне это напомнило чудесную историю от Мэтта Левина [...] при обработке заявки на конвертацию доллар-евро по курсу 1,0123 по факту проводят ее по 1,0213. Если клиент замечает неладное, то они ему говорят «сорри, сэр, у нас криворукий интерн когда печатал – две циферки на клавиатуре местами перепутал
А можно процитировать, где в статье по ссылке это написано? Я там вижу несколько другое: банк выбирает (и сообщает клиенту) максимальный курс обмена в течение дня. То есть если банку самому удалось купить по более низкому курсу, то он тем самым увеличивает свою комиссию. Не совсем честно конечно, но плохо представляю, как это технически сделать по-другому — если что, в крупных банках никто не сидит и не закупает валюту на каждое отдельное поручение, это все идет из одного большого котла.
Ну а подменять цифры в поручении по типу "интерн перепутал" не будет ни один банк. Потому что по таким вещам стандартный срок исковой давности и клиент может запросто придти через 3-5 лет и потребовать возмещения с набежавшими процентами. Для банка это (помимо всего прочего) дикий риск на ровном месте.
RationalAnswer Автор
23.09.2023 13:53А можно процитировать, где в статье по ссылке это написано?
For some customers, FX sales specialists also used what they internally called the "big figure trick" or the "transposition error game" to increase the FX sales margin and their profits. To carry out this scheme, the FX specialist would intentionally transpose the digits in the price of the transactions in a way that would result in the customers paying Wells Fargo a higher spread or sales margin.
For example, hypothetically, if the actual correct price to purchase a Euro was 1.0123 dollars, an FX sales specialist would use the big figure trick to switch the price to 1.0213 dollars, thus taking more spread (in this example, an additional 89 basis points) from the customer.
If the customer actually caught the error, the FX sales specialist would falsely claim that it was simply a mistake.
One FX sales specialist explained in an internal communication with colleagues: "You can play the transposition error game if you get called out." Another FX sales specialist noted to a colleague regarding a previous transaction that a customer "didn't flinch at the big fig the other day. Want to take a bit more?"
Ну а подменять цифры в поручении по типу "интерн перепутал" не будет ни один банк.
Напишите опровержение в Блумберг. =)
Mitya78
23.09.2023 13:53+3Тинькофф был конечно удобным банком, но точно не на стороне клиента.
Может не так как Альфа, те просто всегда караулят стоит тебе ошибиться. Но близко.
С Тинькофф я закончил после того как они мне нагло врали целую неделю насчёт возможности перевода валюты в зарубежный банк, в итоге сказали что вообще никуда не можем, только в Сбер, персональный менеджер ошибся...
Потерял деньги и время, а главное нервы. Просто ненавижу уродов.
А лучшим в плане ориентации на клиента для меня был Сити.
tinkoff_bank
23.09.2023 13:53-4Здравствуйте.
Мы ошибочно сообщили, что средства можно будет перевести в Райфайзенбанк, что повлекло за собой покупку валюты. Простите за ошибку.
Тем не менее, при продаже валюты вы не понесли финансовые потери, а даже оказались в плюсе на конвертации.
На условия покупки валюты в стороннем банке мы повлиять не можем.
Mitya78
23.09.2023 13:53+4Простите, я год назад наслушался уже вашего вранья. Не хочу больше.
Т.е. я заплатил сперва вам комиссии за покупку валюты, за продажу валюты.
Потом в другом банке за покупку валюты.
В итоге я потерял кучу денег, но в арифметике Тинькофф я приобрёл.
Логика.
Mitya78
23.09.2023 13:53+6Мы ошибочно сообщили, что средства можно будет перевести в Райфайзенбанк
А вообще за такое регулятор не должен наказывать, что вы тут мои операции публично раскрываете?
Gar02b
Потанин-банк ведёт себя нечестно. Какая неожиданность!
gxcreator
Можно подумать до Потанина Тинькофф банк вёл себя честно и без ошибок, лол.
evoq
да, багов куча было. лично у меня стоп на продажу шорта закрыли 2х, то есть закрыли и купили еще столько же. И это на падающем тренде. Но компенсировали. А потом через год-полтора стоп у них не отработал для восходящего на продажу, потому что видите ли у них не было покупки по любой рыночной цене, а только по указанной в стопе. это уже не компенсировали , уроды. потому что клиентов стало много и сарафанное радио как круто Тиньков брокер похоже уже не требовалось, а нужна была монетизация