Послушать подробную версию разговора с Ахмадом Боковым можно на любой подкаст-площадке с темами и тайм-кодами – список площадок на сайте подкаста «Стартап-секреты». Приятного прослушивания !????
Ведущий подкаста
Дмитрий Беговатов
ИТ-обозреватель, основатель площадки для продвижения стартапов Product Radar. Основал и продал мобильное приложение «МойГород».
Гость выпуска
Ахмад Боков
сооснователь компаний «Искусство Автоматизации» (разработка программного обеспечения под ключ) и Botcreators.ru, ИТ-предприниматель, блогер, создатель digital-продуктов
Боты как первый этап запуска стартапа
В 2022 году как обозреватель онлайн-сервисов и упрощающих нашу жизнь приложений, я часто сталкивался с телеграм-ботами, как отдельным направлением в IT-индустрии.
Некоторые считают, что телеграм-боты – это второсортные цифровые продукты, которые не имеют ничего общего с громким словом стартап.
Однако, по моему мнению и сделкам, которые происходят в венчурной индустрии – боты составляют конкуренцию мобильным приложениям и веб-сервисам. Но, конечно, живут, развиваются и продвигаются они по своим собственным законам.
Мне особенно интересна эта тема с точки зрения рассмотрения ботов как некого MVP для тестирования гипотез, как работает услуга при запуске.
При этом у вас есть козыри в рукаве: простота интерфейса, минимум вложений и быстрота запуска. Знаю истории, когда боты после тестирования гипотез превращались в мобильные приложения.
Это, например, телемедицинский сервис, специализирующийся на заболеваниях кожи, когда пациент делает фото своей «болячки» и отправляет доктору, который на наработанном опыте и с помощью нейросети проводит консультацию. Таким же успешным проектом, выросшим из бота в отдельное бизнесовое приложение, в которое потом вложился Mail Ru Group, стал сервис знакомств Vox, где единственным способом общения были голосовые сообщения.
На мой взгляд, тема чат-ботов с бурным развитием нейросетей переживает второе рождение: людям очень удобен формат решения задачи внутри интерфейса чата без перехода на сторонние площадки, без установки каких-то программ для решения определенных задач.
Как боты захватывали цифровой мир
Конечно, виртуальные собеседники (боты) и мобильные приложения – это разные вещи, которые в разных ситуациях сработают на свою аудиторию и решат свои задачи, но Ахмад чаще склоняется к созданию ботов, а не приложений для коммерческих целей организаций.
Его компания Botcreators разрабатывает не простые воронки прогрева, продаж, записи на консультацию и так далее, а сложные проекты в виде кастомных чат-ботов, бэкэндов для мобильных приложений и непосредственно мобильные приложения разного плана.
Ахмад в прошлом разработчик и инженер, в 2018 году заинтересовался чат-ботами благодаря их простейшему интерфейсу и возможностям решать задачи клиента «здесь и сейчас» – простоте их создания и быстрой скорости запуска. Вместе с сооснователем они быстро собрали лендинг, запустили рекламу и получили первые звонки, попав в самый пик интереса к чат-ботам.
Еще в пандемию спрос на ботов разгорелся ярким пламенем, но он продолжает расти и по сей день – все больше компаний задумываются, как автоматизировать свои процессы в бизнесе.
Первый коммерческий проект команды Ахмада – бот-помощник в WhatsApp и Telegram для исполнения hr-функции, который проводил первичный отбор большого количества кандидатов на должность по вопросам анкеты, аккумулировал полученные данные в google-таблицу и высылал отчёт в Exсel на почту рекрутера.
Чем боты отличаются от мобильных приложений
Ахмад видит для себя преимущества чат-бота перед мобильным приложением в следующих моментах:
минимальный продукт в виде приложения создается 1,5-2 месяца при условии опыта подобных запусков, а бот запускается за неделю – можно сразу тестировать первый спрос, что хорошо для начинающих стартапов;
бота не нужно устанавливать, так как вы работаете, внутри Telegram – только жми кнопку “Запустить”, а мобильное приложение потребует ждать установки, а также займет память телефона;
боты изначально кроссплатформенны и работают там, где работает приложение Телеграм – то есть везде и даже в вебе;
регулярно обновлять бота не нужно, а вот не обновленное мобильное приложение может запускаться с ошибками или сбоями;
стоимость разработки бота гораздо ниже, чем приложения;
чат-боты в Telegram, в отличие мобильных приложений, не нуждаются в модерации магазинов приложений;
есть сайты-конструкторы по созданию ботов для неопытных пользователей;
бот устроен проще, а мобильное приложение монументальнее по визуалу.
Но при этом у ботов есть и недостатки:
Формат интерфейса в виде чата уместен не во всех онлайн-сервисах;
ограниченная возможность бота работать с gps-локацией и другими низкоуровневыми API и т.п.;
количество пользователей приложения фиксируется в магазинах приложений и доступно для просмотра пользователям, а количество пользователей ботов никак не проверить;
из-за большого количества чатов, чат с ботом может затеряться в общем потоке;
с точки зрения восприятия в обществе потребления есть стереотип, что мобильное приложение солиднее бота. Если вы приходите с бизнес-идеей, то проект на основе приложения будет принят более тепло со стороны инвестора.
Если у вас сложный интерфейс, вы делаете редактор фотографий или видео, где пользователю нужно детально управлять процессом, то боты точно уступят приложению, будут не лучшим способом проверки гипотезы и в такой ситуации лучше сделать мобильное приложение. Но если основная работа вашего сервиса проводится на бэкэнде (например, обработка фото нейросетью), взять данные пользователя легче в чат-боте, нежели в мобильном приложении.
Зачем Павел Дуров сделал свои WebApp-боты
Когда появилась угроза исключения Telegram из App Store и Google Play, Павел Дуров решил замкнуть всю экосистему на себе.
Он хотел создать внутри Telegram окошко, в котором можно будет строить свой маркетплейс, свои мобильные приложения.
В результате мы увидели абсолютно новое направление внутри Телеграм – WebApp боты, которые позволяют дать пользователю иной уровень визуального опыта и глубже вовлечь его в работу с сервисом. Например, удобнее стало организовывать интернет-магазины с товарами внутри мессенджера.
Также стали возможны функции, ранее доступные только в мобильных приложениях, например, доступ к камере для сканирования QR-кодов.
Но так как функционал появился совсем недавно в нем есть много проблем. Например, невозможность вести переписку с другими пользователями параллельно с работой веб-аппа. Это очень неудобно.
Блокировки мессенджеров
Все мы недавно наблюдали неожиданное появление сториз в Telegram, пробудившее очередной всплеск интереса к этой площадке и огромный приток пользователей. Сториз помогает охватить совершенно другую аудиторию, нежели в соцсетях, без особых усилий, поисков. Бизнес от топовых до небольших компаний перебрался в Telegram глобально. Но все же есть страхи среди предпринимателей, что и этот ресурс может быть запрещен.
Когда запретили Whatsapp, Ахмаду с командой сразу пришлось убрать разработку ботов на этой платформе, так как у крупного бизнеса значительно упал спрос на эту услугу.
С Telegram пока нет проблем – Ахмад смотрит в будущее с надеждами. Он считает, что если Telegram вдруг заблокируют, то альтернатива (план Б) все равно есть – в силу кроссплатформенности веб-приложений Telegram Web Apps можно будет переместиться в другие мессенджеры, либо запуститься отдельным приложением.
Сейчас существует немало крупных корпоративных российских мессенджеров типа Яндекс 360, VK Teams, «Пачка» и проч. Также не стоит сбрасывать со счетов Viber, так как Урал, Сибирь, Дальний Восток активно используют и этот мессенджер.
Продвижение ботов
Ахмад считает App Store и Google Play – отличными источниками продвижения ботов. А вот у Telegram нет такого маркетплейса, где можно было бы из каталога выбрать боты с хорошими рейтингами. Но у этого направления есть будущее.
Самыми работающими на сегодняшний день способами продвижения ботов Ахмад по опыту видит:
контент-маркетинг – размещение в «Трибуне» и участие в «Субботних самопиарах» на VC, а также на других тематических площадках, вроде Habr, Pikabu, Spark и проч;
платное продвижение в телеграм-каналах – советует лучше вложиться в рекламу в одном большом канале;
также можно использовать новую площадку для стартапов Product Radar для продвижения своего бота.
Стандартные каталоги ботов работают плохо на привлечение сторонних пользователей, они не дают ощутимого эффекта.
Конструкторы ботов
Что касается конструкторов, если распаковать историю, надо понимать, какую мы делаем историю – простую или продуктовую. Продуктовая история - это не просто какая-то цепочка прогрева, запись на вебинар входной анкеты, простого квиза активации, промоакции и т.д.
Конструкторы хороши для простых активаций. Но когда нужно сделать подключение комментариев, это уже WebApp, это история продуктовая, где конструктор уже не подходит. С конструктором Ахмад советует быть осторожными: есть риски - при большом количестве пользователей история может «лагать», потому что мы находимся на общем сервисе совместно с другими пользователями, «мы не одни в этом домике».
Когда мы пишем бота своим кодом, мы полностью владеем сервером и знаем, что никто рядом нашу мощность «не съедает».
Другой неочевидный риск больше относится к безопасности: с началом СВО многие зарубежные конструкторы делали рассылки посредством чат-ботов, не уведомив самих пользователей-владельцев, а по закону отвечал потом владелец. Поэтому сейчас компания Ахмада работает очень осторожно, проверяя юрисдикцию, российский ли этот конструктор чат-ботов или иностранный. Ребята советуют выделить простую часть на интервьюирование, входящую анкету, реализовать его на конструкторе как одну гипотезу, но после создать кодом историю продукта. Так безопаснее.
Все скучные работы – для ботов
Ахмад привел несколько примеров созданных самостоятельно ботов, которые он делал не на заказ. Вот парочка самых любопытных.
Чат-бот-триггербот – делает простые уведомления, когда ты что-то записал в чате, забыл, потерял, а он напомнит. Умеет делать навигацию по чатам. Например, пришлет счет на оплату сразу в Телеграм.
Мониторинг работы чат-ботов – чат-бот мониторит другие чат-боты и отсылает уведомления если они не отвечают. Подходящий продукт для разработчиков чат-ботов.
О заработанных деньгах
Ахмад не раскрыл секрет, сколько он зарабатывает на своих ботах, но сказал, что для компании Botcreators чат-бот является стартовым продуктом в линейке их продуктов, что благодаря чат-ботам ребята заходят к крупнейшим игрокам России в бизнесе.
Для них это своеобразная удочка в самом хорошем смысле, на которую клюет клиент. И тут ребята уже стараются - качественно делают продукт, демонстрируют экспертизу, скорость, сроки, а довольный клиент снова приходит после и просит создать уже или мобильное приложение, или сайт-портал интеграции в веб-сервис, или систему документооборота. Таким образом боты для ребят - это плацдарм для разработки более сложных вещей.
О планах роста и мечтах
Боты для компании – одно из направлений бизнеса заказной разработки наряду с созданием мобильных приложений, сайтов, порталов, веб-сервисов, где ребята экспериментируют, тестируют гипотезы, совершенствуются. А следующей стадией видят переход в сторону продукта.
«Я считаю, что за продуктами будущее, а заказная разработка никуда не убежит, это всегда будет в тренде, а вот продукты более динамично развиваются».
Например, скоро у них появится новый интересный продукт. Интрига… Скоро в «Трибуне» на VC будет статья про этот продукт, касающийся когнитивных искажений.
Инсайты
«Если есть идея, ее надо спешить воплощать в жизнь, запускать, а не ждать, когда перегоришь, когда твоя история покроется пылью».
Слабые места
Ахмад считает своими слабыми местами тайм-менеджмент и маркетинг. Особенно много времени сейчас посвящает изучению маркетинга, контент-маркетинга и написанию статей на vc.ru прокачивает личный бренд.
Для прокачки
Ахмад советует изучать раздел по маркетингу на сайте vc или habr, где очень полезными для начинающих бизнесменов оказываются реальные кейсы пользователей, а также подкасты про маркетинг на YouTube. Также можно много интересного найти в телеграм-каналах по контент-маркетингу и партизанскому маркетингу.
Делитесь своим мнением по теме в комментариях, рекомендуйте новых гостей, и, конечно, подписывайтесь на мой блог и подкаст «Стартап-секреты», чтобы узнавать больше об ИТ-бизнесе в России и за ее пределами.
На сайте есть фильтры по темам: «Развитие B2B-продукта», «Инвестиции», «Глобальные рынки» и прочие.
Если у вас есть мнение по теме, буду рад услышать его в комментариях, чтобы обсудить тему досконально.
Комментарии (3)
MAXH0
19.10.2023 06:45Замечательно!
Берем определение стартапа и определяем, что телеграм-бот стартап, если привлечение клиентов дает "хокейную клюшку" (экспоненту) роста популярности и не стартап в любом другом случае.
Я бы не назвал стартап идеальным MVP, хотя бы потому, что подержание чат-бота сложнее поддержания Landing Page. Ну и классика - если Ваш стартап организован не на вашем ресурсе - то у вас нет стартапа...
Т.е. я понимаю истории рассказанные в интервью. Они для меня не бесполезны. НО выводы делаю несколько отличные от автора.
DevlabStudio
Боты - новая реальность
nin-jin
Боты - свидетельство того, что фронтендеры увлеклись звездолётами. Нормальный веб интерфейс можно сделать за считанные часы на правильных технологиях, но вместо этого тратят недели на краине не удобных ботов или месяцы на приложения с тривиальном логикой.