Ян Чихольд — немецкий типограф, преподаватель и, скромно выражаясь, талантливый революционер от мира графического дизайна ХХ века.

За свою жизнь он написал более пяти десятков книг. Сегодня мы поговорим о той, в которой герр профессор изложил принципы новой типографики. Или даже можно сказать, собрал и упорядочил все существующие знания из этой области и новаторски объяснил, как можно верстать и печатать правильнее. Всё снабдил примерами шрифтов, вёрстки и логотипов. Получился такой учебник-трансформер: то ли конспект о книгопечатании всего мира, то ли единое руководство к работе для типографов на долгие лета.

Сразу отметим, что книга, в первую очередь, будет интересна специалистам в области дизайна и типографики, но мы рекомендуем читать ее всем, кто хочет просто расширить свой кругозор в этой сфере. Ведь так или иначе шрифты везде — от инструкций для лекарств до тупых рекламных объявлений на билбордах. И будем честны сами с собой, то, КАК написаны некоторые вещи нас сильно, ну очень сильно бесит. 

Основной фокус книги — принципы современной типографики. Ян Чихольд описал нормы для книг, журналов, газет, таблиц, бланков деловых писем и почтовой продукции (делайте скидку на год издания книги, если не находите это сверхактуальным), логотипов, наших любимых товарных знаков и даже рекламной продукции. Конечно, автор учитывает, что иногда творчество играет бОльшую роль чем правила, но совершенно удивительным образом резюмирует почему в каждой области типографики должны быть приняты определенные стандарты: «В наше время стремление сделать рекламу приметной за счет необычного формата не имеет смысла, потому что так поступают все. Совсем маленькие, претендующие на изящество форматы теряются среди больших, а огромные форматы раздражают тех, кто вынужден их хранить. Кроме того, разнообразие форматов приводит к тому, что отдельные листы очень быстро рвутся, повреждаются и теряют вид. К сожалению, сегодня на сто рекламных изданий, представленных на выставках или на иных мероприятиях, приходится девяносто пять разных форматов. Если бы именно в этой области была проведена полная стандартизация форматов, это было бы большим прогрессом. Это облегчило бы жизнь получателя рекламной продукции, а производителям дало бы новые возможности для заработка». 

В XXI веке многое изменилось, но даже сейчас мы, опять же, можем согласиться с мнением герра профессора. Какая-то неоспоримая истина есть в стандартах и порядке. Увы, многим дизайнерам до сих пор приятно выбешивать своих заказчиков, объясняя это своей креативностью и уникальным видением. К счастью или к сожалению (решать Вам), иногда свое дизайнерское эго нужно …. куда подальше и сделать так, чтобы и у заказчиков, и у клиентов не вытекали глаза. Очевидные истины, но некоторые креативщики креативят ради креатива, чтобы получит креатив внутри креатива. А нам потом это как-то расхлебывать. 

Еще одна мысль для размышлений от Яна Чихольда, прожившего с 1902 по 1974 год: «Инженер — творец нашего времени». Автор этого материала родился в 1992, но может сказать то же самое. Маховик технического прогресса непрерывно двигает мир вперед, и очевидно «как раньше» уже никогда не будет. 

«Коллектив уже сегодня во многом определяет детали материальной жизни каждого отдельного человека; схожие основные потребности индивидуумов удовлетворяются стандартными изделиями: электрическая лампочка, пластинка, воротнички “Ван Хойзен”, цейсовские книжные полки, молоко “Бюхсер”, телефон, офисная мебель, пишущая машинка, бритва “Жиллет”», — перечисляет артефакты своего времени Ян Чихольд. Интересно, что у каждого из нас наберется такой список и порой он будет очень схож с другими. Это при том что еще тот же «Жиллет» в него тоже может попасть. Любопытно. 

Все главы своей книги Ян Чихольд профессионально дополнил иллюстрациями. На страницах можно встретить примеры газетных разворотов, рекламных объявлений, киноафиш и даже стандарты ДИН. Вся информация подана как в энциклопедии. В буквальном смысле историю и азы типографики по этой книге можно изучить. Или повторить. 

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (2)



  1. PereslavlFoto
    20.10.2023 15:02
    +1

    ОСТОРОЖНО! Чихольд пишет про дорогие книги для богатых читателей.

    Вы не найдёте у Чихольда ни одного слова о том, как сделать книгу на металлических скобах, как сделать книгу с дешёвым рассыпающимся клееным корешком, или как сделать книгу, страницы которой нельзя развернуть на плоскость. Чихольд не расскажет о полях в полсантиметра и не поможет втиснуть на страницу ещё пять строчек. А скорее даже наоборот.

    Чихольд не рассуждает в категориях доступности. В частности, он не знает о том, что не хватает денег на покупку шрифта. Он не работает в случае, когда необходимо быстро сдать проект заказчику, но заказчик не может заплатить и поэтому получает результат без оплаты.

    Чихольд пишет в немецком стиле, поэтому делит решения на правильные и невозможные. Случай, когда надо сделать лишь на 33% правильное решение, а остальные 67% оставить более-менее допустимым, у Чихольда не обсуждается.

    Книга Чихольда рассказывает про замечательный образец, к которому мы все должны стремиться, однако едва ли сможем достичь. Поэтому стремиться — следует, но стремиться — незачем.

    Это не книга инструкций, а книга вдохновения. Она заставляет побольше требовать от себя и поменьше от заказчика.