Привет, Хабр! Поделюсь своим опытом, как стал ментором и без ожидания больших денег увеличил свой доход. Спойлер: через наставничество, но не напрямую. 

Подчеркну сразу, менторство — это про развитие комьюнити в IT и готовность тратить время на других, не ожидая больших денег взамен. Многие, кто приходит в наставничество, гонятся за суммами и воспринимают как хорошую надбавку к зарплате. Потом разочаровываются. Время и усилия, которые ты тратишь на занятия, и выхлоп по деньгам — это несоразмерно. При этом, свои навыки и сеть контактов, которые появляются в процессе менторства, возможно монетизировать. Да так, чтобы было полезно и наставнику, и учащимся. О таком подходе расскажу и поделюсь своим опытом. 

Немного обо мне: Меня зовут Дмитрий Летяго, я системный аналитик с семилетним стажем, три года выступаю наставником. Начинал карьеру в ритейле, потом поработал на промышленном предприятии в блоке IT: автоматизировал производственные процессы. Дальше занялся госпроектами, а сейчас перешел в Outlines Tech на проекты банка из ТОП-5 страны. 

К менторству я пришел через боль найма и поиска сотрудника на проект

Три года назад я искал аналитиков, и это был долгий процесс. Качество кандидатов, которые приходили, оставляло желать лучшего. Мы в компании постоянно снижали планку требований, уже готовы были тратить свой ресурс (которого едва хватало для текущих задач), чтобы обучать новых джуниоров. Я поварился в такой атмосфере и стал ловить себя на мысли «если вы ничего не знаете, давайте я вам объясню». Посмотрел менторские площадки GetMentor и Solvery и разместил анкету. Платформы проводят маркетинговые активности по привлечению менти. Поэтому, чтобы найти учеников, достаточно рассказать о своем опыте и достижениях. Также недавно присоединился к внутренним наставническим проектам в Outlines Tech — компании, где сейчас работаю.

Чаще всего ко мне обращаются с тремя запросами:

  1. «Хочу работать в ИТ. Скажи, что мне делать, куда пойти учиться».
    Ребята теряются в потоке информации. Им важно, чтобы знающий человек из сферы подсказал, с чего и где начать обучение.

  2. «Я работаю в ИТ уже какое-то время и не понимаю, насколько мои знания релевантны для других компаний, на какую зарплату могу рассчитывать».
    Обычно с таким запросом обращаются специалисты, которые засиделись на одном месте, или обладают опытом в IT до двух лет и готовы двигаться дальше. Здесь я провожу чекап и подсвечиваю текущий грейд и точки роста. 

  3. «Я меняю работу, мне дали тестовое задание. Можешь проконсультировать, насколько хорошо я его выполнил? Как улучшить? И погоняй по темам, чтобы я знал, как отвечать на техническом собеседовании».

Остальные запросы — это своеобразная терапия. Человеку важно понять, на своем ли он месте и те ли задачи выполняет. Из курьезных случаев: ко мне 3-4 раза обращалась девушка, которая все консультации делилась переживаниями по поводу работы и заказчиков, а я просто молчал и кивал. Видимо, ей нужно было, чтобы знающий отрасль человек просто выслушал и сопереживал. 

Если говорить о форматах, то чаще всего это разовые встречи. После консультаций менти понимают, как им самостоятельно двигаться. 

Так выглядит моя анкета на Solvery
Так выглядит моя анкета на Solvery Так выглядит моя анкета на Solvery

Что я получаю от менторства: моральные и финансовые бенефиты

Наставничество для меня — это, в первую очередь, про моральное удовлетворение. Я вижу пользу от своей работы и радуюсь. Обратная связь мотивирует. 

1) Друг после четырех месяцев занятий со мной перешел в IT. Сейчас он при уровне джун+ получает зарплату чуть ли не в два раза больше, чем на предприятии, где работал крутым инженером. Вижу, как он стал намного счастливее.

2) Другая ситуация: менти долгое время работал в компании, вышел на рынок труда, а его все отфутболивали. Он не понимал причину. В итоге мы с ним подкорректировали резюме, подтянули пробелы в hard-skills, и менти устроился в финтех за деньги, которые гораздо выше его первоначальных ожиданий. В данном кейсе помогли связи с HR, которых у меня набралось очень много за последние три года.
Кстати, в тг-канале Outlines Tech эйчары периодически постят полезный контент о поиске работы и адаптации на новом месте. Некоторые лайфхаки беру от туда. 

Если говорить о деньгах, то тут три момента:

1) Я не консультирую людей бесплатно, потому что бесплатно не ценится. Беру за работу 3500 рублей за консультацию (1-1.5 часа), но это формальная плата за время. Однако, в зависимости от обстоятельств и конкретного кейса, цена может быть другая, по договоренности. Это история не про финансы. Я понимаю, что обычно обращаются те, кто зарплатой не балован. Поэтому ломить цену некорректно.

Максимально я проводил 4-5 занятий в месяц, но это редкость. Летом мало запросов на консультацию, больше — после Нового года, когда люди получают премию и думают о смене работы.

2) Основной бенефит — это контакты. Если вижу крутого специалиста, могу его посоветовать знакомым HR за бонус или привлечь в свой проект.

Миссия активности — хороших специалистов пристраивать в хорошие места. Сохранять контакты и выстраивать сеть нетворкинга.

3) За три года наставничества я собрал типовые запросы и подготовил ответы и материалы. Информацию упаковал в обучающие курсы, которые начали приносить доход. Об этом подробнее расскажу дальше.

Как менторство перетекает в разработку онлайн-курсов

В основном ко мне обращаются по ограниченному кругу тем, и чтобы не объяснять одно и то же я выпускаю образовательные курсы. Человек за небольшие деньги покупает обучение, самостоятельно его проходит, и если появляются вопросы, записывается ко мне на консультации.

Курсы размещаю на платформе Stepik. Компания сама продвигает авторов и получает комиссию с покупки обучения. Крутой инструмент, чтобы монетизировать знания. А если ученик перешел на курс по моей ссылке, то размер комиссии уменьшается. Для этого я развиваю свой тг-канал, где размещаю полезный материал и набираю учеников.

На текущий момент я выпустил три курса:

  • Введение в системный анализ

  • Проектирование интеграций в стиле REST

  • Техническое собеседование для системного аналитика

Платформа позволяет разрабатывать курсы с различными тестами, практическими заданиями и публиковать видеоматериалы, чем при создании курсов я и пользуюсь.

Сколько получаю с курсов?

Я начал с запуска бесплатного мини-курса по введению в системный анализ, который за полтора месяца набрал 600 человек. Он генерит учеников на дальнейшие занятия уже за оплату. Если говорить о деньгах, то за сентябрь я получил 20 тыс. рублей с учетом того, что платные курсы запускал в середине августа. Думаю, более выраженные цифры будут к концу года. Спрос растет. Тем более сейчас запускаю новый курс, раскрутка обучений пока что на минимальном уровне. Новый курс, кстати, тоже состоит из информации, которую разбираю на консультациях с менти. 

Статистика прироста учеников с 17 июля по 1 сентября. В среднем 12 человек в день
Статистика прироста учеников с 17 июля по 1 сентября. В среднем 12 человек в день

Вместо итога

Повторюсь, менторство — это история не про деньги, а потребность делиться опытом и моральное удовлетворение. Про укрепление комьюнити. Дальше, когда нарабатываются контакты и своя база знаний, можно думать о монетизации. В моем случае это органично переросло в онлайн-курсы. Я знаю потребности начинающих системных аналитиков, у меня уже своя база знаний. Это дает основу для упаковки онлайн-курсов. А насколько успешным кейсом это все станет — уже покажет время.

А как вы стали ментором? Задумывались ли о монетизации? Интересно узнать о вашем опыте. А если вдруг вам нужен ментор прямо сейчас, welcome: тг: @Letyagod

Комментарии (5)


  1. Helgich
    23.10.2023 13:33

    Реклама в рекламе, ну ок, может кому и пригодится, а то мало ли, кто-то не знает, как "менти" (фу блин, сократили то как поганенько...) искать в гугле.


    1. vsviridov
      23.10.2023 13:33
      +1

      обычная калька с английского, employer/employee, mentor/mentee... Хотя слух режет, да...


      1. ProjectIT Автор
        23.10.2023 13:33

        Согласен, когда впервые столкнулся с этим термином, тоже покривился)
        Но он не мной выдуман.
        В данном случае "менти" принято называть учеников/слушателей и тд.
        Ментор - обучает, менти - тот, кто обратился с запросом.


  1. ArkadiyShuvaev
    23.10.2023 13:33

    Спасибо, что поделились своим опытом.

    У самого 20+ лет опыта, несколько сертификаций, в том числе две по AWS. Но никак не могу решиться стать ментором.

    Мне кажется, мои знания тревиальны. Всё, что я могу дать, есть в официальной документации. Нужно лишь только сесть и прочитать :)


    1. ProjectIT Автор
      23.10.2023 13:33
      +1

      Спасибо!

      Есть такой момент, когда овладел новыми для себя дисциплинами/навыками, то потом кажется что все вокруг тоже это знают, все так просто.)

      На самом деле это далеко не так.

      В вашем случае, обязательно надо попробовать себя в менторинге, таким опытом надо делиться с нуждающимися!