Страшно раздражают такие ситуации. Когда пытаешься решить какую-то проблему с помощью оператора на другом конце провода, общаешься с ним десять-двадцать минут, а затем он переключает тебя на другого человека.

Этот другой снова задаёт те же вопросы — и ты уже общаешься с ним раздражённый и разочарованный.

Когда я работал в студии разработки сайтов Webmaster.SPB (в середине двухтысячных), то заметил, что мы точно так же расстраивали своих клиентов. Сначала они тесно общались с проектировщиком, затем с дизайнером, затем с техническим директором. И двигаясь от этапа к этапу, от сотрудника к сотруднику, клиенты обладали полной информацией о происходящем, для них опыт общения был неразрывным. В отличие от сотрудников, которые врывались в проект каждый на своём этапе. Каждый раз в таком случае терялась информация, и клиенту приходилось неоднократно рассказывать одни и те же вещи и отвечать на похожие вопросы.

Сглаживать ситуацию должны были менеджеры (проджект-менеджеры) — люди, присутствовавшие на всех участках проекта. И это действительно помогало. Со стороны студии с клиентом регулярно общался менеджер (знакомое и неизменное лицо), который изначально и заключал сделку. Проблема заключалась в том, что основной задачей менеджера проекта было заключать новые сделки и доводить до результата существующие. Чтобы всё успевать, им приходилось пропускать некоторые встречи и доверять клиентов другим сотрудникам. Из-за этого происходила регулярная потеря информации.

Ещё одна проблема — компетенции менеджера. Одно дело — совершать сделки и организовывать встречи, и совсем другое — достаточно хорошо разбираться во всех этапах разработки. Поэтому клиенты иногда с большим удовольствием общались с техническим директором или арт-директором, чем с менеджером.

Я предложил решить проблему так: сделать проектировщиков менеджерами проектов. Проектировщик общается с клиентом на самом раннем этапе работы, а также вполне разбирается во всех последующих этапах (а если не разбирается, то надо бы начинать разбираться, иначе проектировщик из тебя выйдет не очень).

Мы попробовали внедрить моё предложение в компании — и получилось очень даже неплохо. Менеджер привлекал проектировщика к общению на самых ранних этапах, ещё перед заключением сделки, а после продажи переключался на новых потенциальных клиентов. Проектировщик же потихоньку «спевался» с заказчиком, погружался в его задачу, проектировал систему, а затем контролировал качество разработки на каждом следующем этапе. Проектировщик говорил на двух языках: клиента и разработчиков и был тем самым «оператором», который никогда не переключит заказчика на другого сотрудника…

Обучить проектировщика менеджерским навыкам оказалось проще, чем обучить менеджера навыкам проектирования информационных систем. Эксперимент оказался удачным — и компания так и продолжила работать.

Ни в одной другой студии я такого подхода больше не встречал, хотя поработал на фрилансе не меньше, чем с парой десятков.

Комментарии (8)


  1. amatoravg
    27.10.2023 00:12

    Тут есть одна проблема - таких проектировщиков клиенты потом себе очень легко переманивают.


  1. vblats1984
    27.10.2023 00:12
    +23

    Бывает и так:

    Hidden text

    -Здравствуйте, вы позвонили в Домру, ваш звонок очень важен для нас. Время ожидания до ответа специалиста менее одной минуты.
    -Очешуенно
    -Добрый день, меня зовут Елена, чем я могу вам помочь
    -Здравствуйте, я ваш клиент, мне бы хотелось...
    -Скажите, пожалуйста, ваш адрес
    -Подождите, мне бы хотелось...
    -Хорошо, хорошо, но скажите сначала адрес, я найду вас в базе
    -Улица Димитрова тридцать три квартира пятнадцать
    -На кого оформлен договор
    -На меня
    -Как ваше имя?
    -Гутин Александр Ильич
    -Это вы?
    -Ну, да, я же говорю, что я. Так вот, мне бы хотелось...
    -В чем суть вашей проблемы?
    -Так я же объясняю, мне бы хотелось...
    -Кстати, вы наш клиент уже три года, я могу рассказать вам о наших новых тарифах...
    -Девушка, вы меня слышите? Мне бы хотелось...
    -Они будут вам очень интересны
    -Елена!
    -Что?
    -У меня другая проблема
    -Какая?
    -Мне бы хотелось установить дополнительный декодер на другой телевизор
    -Оставайтесь на линии, я проверю информацию. трам-пам-пам-пам...
    -Б/еадь....Ладно, жду
    -Спасибо за ожидание, я сейчас вас переведу на старшего специалиста...трам-пам-пам...
    -Б/леадь...
    -Здравствуйте, меня зовут Анатолий. Как я могу к вам обращаться?
    -Сэр
    -Что? Простите?
    -Обращайтесь ко мне сэр Александр
    -Хм...Ладно. Сэр Александр, чем я могу вам помочь?
    -Мне бы хотелось...
    -Подождите, скажите, пожалуйста, ваш адрес
    -Я уже говорил...
    -Но мне надо проверить ваш тариф...
    -Ок. Улица Димитрова тридцать три квартира пятнадцать
    -На кого оформлен договор
    -На меня
    -Как ваше имя?
    -Гутин Александр Ильич
    -Это вы?
    -Да! Это, цука, я!
    -Извините, могли бы вести себя корректно?
    -Мог бы. Извините, накатило. Нервы ни к черту.
    -Так в чем суть проблемы?
    -Мне бы хотелось...
    -Кстати, а вам уже рассказали о наших новых тарифах?
    -Кто?
    -Ну, тот, кто вас ко мне перевел
    -Послушайте, мне не интересны ваши новые тарифы. Мне интересно...
    -Ну, ладно, так в чем суть вашей проблемы?
    -Вы мне дадите слово сказать?
    -Я вас внимательно слушаю.
    -Я вам старательно пытаюсь объяснить суть проблемы.
    -Ну, я слушаю..
    -Вы замолчите или нет? Мне бы хотелось установить дополнительный декодер на другой телевизор
    -А, ну понятно, так бы сразу и сказали. Действительно, у нас есть такая возможность. Вам нужен дополнительный декодер?
    -Да! Да! Декодер! Дополнительный.
    -Очень хорошо, я сейчас вас переведу к специалисту, который оформит заявку
    -Да погодите...
    -Трам-пам-пам..
    -Дебилы, б/еадь
    -Извините?
    -Я не вам, это вы, Анатолий?
    -Нет, меня зовут Сергей, я специалист по оформлению заявок. В чем суть вашей проблемы?
    -Я хочу оформить заявку...
    -Ой, подождите, нужен ваш адрес.
    -Я сейчас вам сломаю руку
    -Простите?
    -Извините, это я как бы тоже как бы не вам. Улица Димитрова тридцать три квартира пятнадцать
    -На кого оформлен договор
    -На меня
    -Как ваше имя?
    -Гутин Александр Ильич
    -Это вы?
    -Уже как бы сомневаюсь...
    -А кто?
    -Я, это я!
    -Ок. Так какую заявку вы бы хотели оформить?
    -Не понял...
    -Извините?
    -Вы, что не хотите рассказать мне о новых тарифах?
    -О новых тарифах вам расскажет специалист, к которому вас сейчас переведу...
    -Нееееееет!!!
    -Трам-пам-пам...
    -Аааааааааааааааааааааааааааа!!!!!!!
    -Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Чем я могу вам помочь?
    -Татьяна, вы знаете, я только что поседел. Не могли бы вы перевести меня назад к Сергею?
    -К какому Сергею, простите?
    -К тому, который меня к вам перевел, чтобы вы рассказали мне о новых тарифах...
    -Конечно, я вам сейчас расскажу о наших новых тарифах...
    -Нет! Стоп! Шатап! Ни слова ! Я не хочу!!!
    -Но вы же сами сказали, что вас перевели ко мне, чтобы я...
    -Нет, это была ошибка. Я не хочу слушать про ваши новые тарифы, я хочу оформить заявку.
    -Понятно, я сейчас переведу вас к специалисту. Трам-пам-пам...
    -Я вас ненавижжжуууу!!!
    -Изините, не понял?
    -Сергей?
    -Андрей
    -А где Сергей?
    -Извините, какой именно Сергей?
    -Который заявки оформляет, такой вот Сергей.
    -Но я тоже оформляю заявки
    -Точно? Прямо заявки? Как Сергей?
    -Вероятно да. Хотя не понимаю о ком вы. Ваш адрес, пожалуйста
    -Что, опять??
    -Да, мне нужен ваш адрес
    -Ррррррр....Улица Димитрова тридцать три квартира пятнадцать
    -На кого оформлен договор
    -На меня
    -Как ваше имя?
    -Гутин Александр Ильич
    -Это вы?
    -Я...Мамой клянусь, я
    -Клясться не обязательно...так...сейчас. Вот, вижу вас в базе. Так какую заявку вы бы хотели составить?
    -Я бы, Андрей, хотел бы составить заявку на установку дополнительного декодера к телевизору.
    -А, понял, я составляю заявки на первичное подключение, я вас сейчас переведу на другого специалиста...трам-пам-пам...
    -НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!
    -Здравствуйте, меня зовут Дмитрий, чем я могу вам помочь?
    -Дмитрий?
    -Да, меня зовут Дмитрий
    -Я тебя, цуку, найду, б/еадь!
    -Что? Не понял...
    -Не понял, г#нд#н? Ты меня не понял, скот? Я тебя найду и вырву кадык! я тебя зубами рвать буду! И Сергею передай!
    -Какому....
    -Такому, б/еадь, такому! Который заявки составляет. Пусть на похороны свои заявку составит, скот!
    -Извините, я переведу вас к другому специалисту, трам-пам-пам....


    1. IvanPetrof
      27.10.2023 00:12
      -1

      Можно ещё так

      - Как я могу к вам обращаться?
      -Мой Господин
      -Что? Простите?
      -Обращайтесь ко мне Мой Господин
      -Хм...Ладно. Мой Господин, чем я могу вам помочь?

      ))


    1. Fen1kz
      27.10.2023 00:12

      Всегда общаюсь по HTTP:
      -- Здравствуйте, говорит Пупкин Василий с города Нижневартовск, адрес Душниловская, 4, у меня вопрос
      -- Здравствуйте, задайте пожалуйста ваш вопрос или нажмите 1 чтобы нажать цифру
      -- Оператор, человек. Оператор, человек. Оператор, человек.
      -- (HTTP 101) Сейчас позову оператора. ... ... .... Здравствуйте!
      -- Здравствуйте, говорит Пупкин Василий с города Нижневартовск, адрес Душниловская, 4, у меня вопрос
      -- Хотите послушать новые акции?
      -- (просто продолжаю свою телегу, так как я клиент и посылаю запросы) как поставить декодер на телевизор
      -- (HTTP 307) Сейчас переведу вас на специалиста
      -- Здравствуйте, говорит Пупкин Василий с города Нижневартовск, адрес Душниловская, 4, у меня вопрос

      и т.д.
      Диалог смешной, но объективно как клиент звонящий - отстой, быстро выходит из себя и пытается поболтать, нежели адаптироваться под скрипт.


  1. DarkWolf13
    27.10.2023 00:12

    на вопрос "как я могу к вам обращаться? ", даже здоровая фантазия начинает предлагать весьма нездоровые ответы...а сейчас же еще боты появились, пока через них доберешься до человека.....


    1. AleksandrRd
      27.10.2023 00:12

      а сейчас же еще боты появились, пока через них доберешься до человека.....

      Они не просто появились, практически невозможно сразу попасть на оператора. Поэтому общение приходится начинать с фразы: "Бот дурак, позовите человека".
      Хотя это прокатывает уже не всегда...


      1. IvanPetrof
        27.10.2023 00:12
        +1

        Мне однажды позвонил номер с какой- то рекламой. И начал что-то мне предлагать. Т.е. Задаёт вопросы, я что-то отвечаю, он уточняет и т.д. Вполне такой живой человек. Но что-то меня насторожило. Я его в лоб спрашиваю "вы робот?" на что он весело отвечает "технически, я - бот, но у меня тонкая душевная сущность" ну или что-то типа того. Я от такого креатива чуть не выпал))


  1. PeeWeee
    27.10.2023 00:12

    Ни в одной другой студии я такого подхода больше не встречал

    Фактически поменять иерархию

    менеджер проектов>>пролетарий умственного труда

    На

    Секретарь на ресепшене<<человек-оркестр.

    Действительно, что может пойти не так...