Привет! Меня зовут Лиза, я методолог обучающих программ в ЕДИНОМ ЦУПИС. Раньше я занималась наукой, а теперь работаю методологом в IT.
В этой статье я на примере разберу процесс проектирования онлайн-курса «Практика эффективной обратной связи» по модели 4C/ID с использованием нейросетей. Расскажу, на каких этапах проектирования нейросети могут быть полезны, какие возникли трудности и каких результатов мы добились. Статья будет полезна методологам, методистам, специалистам L&D и всем, кому интересно заглянуть за кулисы проектирования онлайн-обучения.
ЕДИНЫЙ ЦУПИС – это высоконагруженный финтех, который состоит из множества сервисов и продуктов. В рамках развития направления e-learning в компании я занимаюсь созданием онлайн-курсов и программ обучения по процессам разработки, адаптации новых сотрудников, развитию гибких и твердых навыков.
Специфика работы в высоконагруженном финтехе требует постоянного совершенствования владения сложными профессиональными компетенциями, знаниями и навыками. В процессе создания курсов необходимо решать задачи по структурированию и адаптации учебного материала о внутренних процессах в компании, используемых технологиях, методологиях, сервисах и т.д.
Путем проб и ошибок, успешных и менее успешных запусков курсов я выбрала модель создания обучения 4С/ID, которая отлично подходит под требования развития e-learning в компании.
В целом, проектирование нового курса — наиболее трудоемкая часть работы методолога. Важно поставить грамотные учебные задачи, провести ряд интервью со стейкхолдерами, разработать структуру будущего курса, изучить информацию по теме курса, зафиксировать все результаты. Задач стоит много, а времени часто не хватает. Использование нейросетей гремит на весь интернет уже не первый месяц, поэтому я решила проверить, могут ли быть нейросети полезны в улучшении качества и скорости разработки корпоративных онлайн-курсов.
Когда про ChatGPT стали говорить все вокруг, я опубликовала статью в корпоративной wiki про примеры использования нейросетей. Статья не получила широкого отклика, чувствовалось недоверие и скепсис к технологии. Но у самурая нет цели, только путь, поэтому не самый удачный опыт меня не остановил. В следующий курс про делегирование решено было добавить урок о том, как делегировать простые задачи нейросетям. На этот раз лед тронулся, и мы получили классную обратную связь от коллег. Мотивации рассказывать о пользе использования нейросетей значительно прибавилось.
![Отзывы коллег на курс по делегированию Отзывы коллег на курс по делегированию](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a75/f1a/054/a75f1a05414b45cb39a8cf2283b3b544.jpg)
В процессе разработки онлайн-курсов для разных задач я использую нейросети:
ChatGPT и Notion AI для работы с учебными материалами и структурой курса;
you.com для поиска релевантных теоретических материалов, получения краткой теоретической справки по запросу;
gamma.app, slider-ai.ru, magicslides для быстрого создания структуры презентации и шаблонов и поиска идей по оформлению слайдов.
Модель 4С/ID (4 components instructional design) — это модель проектирования обучения, которая состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
учебные задачи;
поддерживающая информация;
процедурная информация;
частичная практика.
Для успешного запуска онлайн-курса необходимо проработать содержание каждого из четырех компонентов. Суть модели заключается в фокусировке на реальных, аутентичных задачах, которые отражают реальные ситуации, с которыми коллеги сталкиваются во время работы.
Первый этап. Формулирование учебных задач
На этом этапе мы формулируем и уточняем аутентичные задачи совместно с руководителями, учитывая стратегические цели, ценности компании и общий вектор развития. Здесь важно координировать цели бизнеса и учебные цели, определить критерии оценки эффективности курса. В результате сформулированные учебные задачи должны были основаны на реальных рабочих ситуациях.
Чтобы сформулировать учебную задачу совместно с руководителем или заказчиком курса идеально подходит метод глубинного интервью. Это метод исследования, который позволяет изучить узкоспециализированную тему в формате неформальной беседы по заранее спроектированному сценарию. Опыт показывает, что если попросить заказчика курса сформулировать цель и задачи обучения, то задачи могут отличаться от аутентичных. Необходимо потратить время, чтобы «докопаться до сути», и, возможно, с удивлением обнаружить, что задачи отличаются от первоначально сформулированных.
Сложность этапа заключается в том, что методологу нужно быстро погрузиться в тему курса, чтобы задавать нужные вопросы эксперту. При этом тематика курсов в финтехе бывает очень разная: начиная от курсов по идентификации уязвимостей в веб-приложениях, организации проведения нагрузочных тестирований и заканчивая курсами по делегированию и предоставлению обратной связи.
Чтобы подготовиться к встрече, я изучаю внутреннюю документацию и затем пишу список вопросов для заказчика. Чтобы дополнить список вопросами, погрузиться в детали, можно обратиться к чату GPT:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/400/549/afa/400549afabd3afc9050b16164c86380a.jpg)
Таким образом, по результатам проведения интервью формируется аутентичная задача обучения, которая учитывает реальные рабочие ситуации и является фундаментальной основой для последующей разработки курса.
Второй этап. Подготовка поддерживающей информации
Второй этап посвящен подготовке поддерживающей информации — теории, которую необходимо предоставить учащемуся для выполнения поставленных учебных задач. Важно, что информация должна связывать уже известную информацию с новыми знаниями.
Это довольно сложная задача, т.к. сотрудники IT-сферы в целом и нашей компании в частности обладают крайне высоким уровнем профессиональной экспертизы, опытом работы в индустрии и широким кругозором. Поэтому поддерживающую информацию нужно выбирать очень тщательно, информация должна быть выше базового уровня: актуальная, достоверная, хорошо структурированная.
В процессе подготовки курса мне нужно ознакомиться с различными источниками: изучить статьи, книги, видео, подготовить конспекты. На такую подготовку требуется много времени. В среднем необходимо изучить от 30 до 50 источников на русском и английском языке.
Раньше для поиска источников информации пользовалась стандартными поисковиками, для изучения 2-3 книг, 10-15 статей, просмотра 3-5 лекций по теме курса требовалось около недели работы. Использование нейросетей несколько упрощает процесс, особенно в работе с иностранными источниками. Если материал написан на русском, то довольно быстро можно изучить текст «по диагонали», ознакомление с иностранными источниками требует больше времени.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a27/df8/a96/a27df8a965e241369754817ba716cc69.jpg)
Использование ChatGPT помогает выделить ключевые идеи из большого объема информации и не тратить время на чтение материалов, содержание которых не соответствует теме курса.
Например, всего за несколько секунд я получила краткое резюме статьи «10 powerful feedback models to use at work». Работа с различными источниками упрощается, можно запросить резюме 10-20-30 статей (в том числе и на другом языке) и внимательно изучить только наиболее важные и полезные статьи.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/260/459/a78/260459a785dd3f1e52196389ea441a7e.jpg)
Третий этап. Подготовка процедурной информации
Третий этап направлен на подготовку процедурной информации — описания внутренних процессов в виде чек-листов, памяток, пошаговых инструкций. Процедурная информация указывает, как именно следует выполнять задачи, то есть представляет собой инструкции по их выполнению.
Нейросети могут помочь структурировать чек-лист или памятку для курса по заданной структуре. Можно конкретизировать запрос, указав, какие именно ключевые моменты важно раскрыть в чек-листе, какую структуру использовать. Создание памяток и чек-листов позволяет систематизировать и организовать информацию в едином формате. Это удобно, так как не требует специальных навыков или использования сложных инструментов значительно сокращает время подготовки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/71a/2d7/7e5/71a2d77e538d3c6658c13f005441ca81.jpg)
Четвертый этап. Разработка частичной практики
На этом этапе необходимо продумать практические задания, которые будут близко связаны с выполнением реальных задач. Частичная практика требует большого количества повторов, чтобы учебный материал был усвоен на более высоком уровне. Например, для курса по обратной связи были разработаны вопросы в виде кейсов, реальных рабочих ситуаций, с которыми могут сталкиваться коллеги в процессе предоставления и получения обратной связи.
Здесь хотелось бы привести пример, что не всегда нейросети могут помогать решать задачи. Например, в процессе подготовки кейсов, я попросила чат-бота привести пример обратной связи по модели «бутерброд». Согласно этой неоднозначной модели, обратная связь дается по алгоритму «похвала-критика-похвала». Ситуация, сгенерированная ботом, получилась скорее комическая, чем реально приближенная к жизни.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b4b/d82/031/b4bd82031352771953aff73bc73aeb63.jpg)
С первого взгляда все, что генерирует нейросеть, выглядит очень правдоподобно, часто текст получается действительно логически верным и осмысленным. Но ошибки случаются и очень важно проверять все, что создает ChatGPT.
Выводы
Мой личный опыт использования модели 4C/ID при создании корпоративных онлайн-курсов оказался довольно удачным. Модель была проверена при разработке онлайн-курса «Практика эффективной обратной связи».
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/07a/1ae/f30/07a1aef30824e1cd2b68ac80fc488fcf.jpg)
Таким образом, использование модели обучения 4C/ID позволяет создавать увлекательный и практичный опыт обучения за счет продуманной структуры курса, направленности на получение практических знаний и навыков. В целом, качество обучения повышается при использовании новых методов и моделей обучения, применении принципов андрагогики, построении системы взаимодействия с экспертами. Нейросети не напишут за вас вовлекающий и интересный курс, но могут стать помощником в развитии направления e-learning.
Использовать нейросети необходимо с осторожностью, необходимо осуществлять ряд дополнительных проверок как при формировании запросов, так и при оценке результатов. Для финтеха особенно важно формировать обезличенные запросы, которые не содержат чувствительную корпоративную информацию. Помните: все, что загружено в нейросеть, остается в нейросети! ????
Будет здорово, если вы поделитесь опытом разработки корпоративных онлайн-курсов! Если у вас возникли любые вопросы, буду рада обсудить их в комментариях.