Дисклеймер:

Web3 захватывает мир, но для многих это по-прежнему пугающий “black box,” который работает по неведомым законами и таит много сложностей. Чтобы в очередной раз доказать, что не так страшен черт, как его малюют, я написал обстоятельный гайд по запуску Web3-проектов. В первую очередь, он рассчитан на фаундеров и продакт-менеджеров, которые чувствуют себя уверенно в мире традиционных IT-продуктов, но боятся осваивать Web3.

Я фаундер и CPO Web3-проекта MOOW, мобильного фитнес и лайфстайл приложения с элементами геймификации. Берясь за MOOW, я имел многолетний пользовательский опыт с различными блокчейн-проектами, но только приблизительно понимал, как их создавать. Достойно пройти этот тернистый путь мне и моей команде помогли мои друзья с богатым опытом в этой сфере. 

После успешного запуска личного проекта, я готов поделиться знаниями, которые накопил в процессе. Откровенно говоря, этот материал мог бы стать основой дорогущего курса, но пока мне это неинтересно, да и упаковывать и глубоко прорабатывать этот материал я не готов. А вот прояснить непонятные места будущим Web3-фаундеров в виде серии статей я готов! Эти статьи помогут сэкономить кучу времени и денег, а, возможно, вдохновят кого-то на запуск своего Web3-проекта! 

Сразу оговорюсь: Здесь представлено моё авторское видение, не претендующее на статус абсолютной истины. Web3 динамично развивается, поэтому часть идей из моих статей могут потерять свою актуальность через год или даже раньше.

Мой гайд состоит из трех частей. Первая посвящена маркетингу и коммьюнити-менеджменту в Web3 (читать здесь), вторая - видам Web3-проектов и сбору команды (читать здесь), а третья - токеномике, фандрейзингу, лончпадам, биржам и маркет-мейкерам.

Перед вами третья часть гида, здесь вы узнаете про:

  1. Токеномика и Экономика

    1. Токеномика внешняя

    2. Токеномика внутренняя

    3. Инструменты

  2. Фандрайзинг и ICO

    1. Продажа Equity

    2. Продажа NFT

    3. Продажа криптовалюты

  3. Лончпады

  4. Биржи

    1. CEX

    2. DEX

    3. Требования  CEX & DEX

  5. Маркет-мейкеры

  6. Заключение

Экономика и токеномика

В части про маркетинг я ловко упомянул призы от проекта для рекламных розыгрышей — NFT и крипту. Конечно, они должны откуда-то взяться. Нельзя просто взять и бездумно нарисовать произвольное кол-во токенов под розыгрыш или airdrop. Токены (NFT и крипта), которые проект будет разыгрывать и использовать в промо-акциях, должны быть изначально заложены в экономику проекта — токеномику. Количество токенов, как NFT, так и криптовалюты, важно грамотно просчитать до запуска проекта.

Проект в Web3 может использовать как NFT и крипту вместе, так и что-то одно, или не выпускать токены совсем. Вообще, 10 раз подумайте, нужен ли вашему проекту свой токен. Свой токен - это тот ещё геморрой.

Окей, вы решили, что вашему проекту нужен свой токен. Вот о чём придётся подумать:

  1. Внешняя токеномика (мой собственный термин, не уверен, что его кто-то ещё использует). Многие привыкли называть именно эту часть токеномикой, но это лишь вершина айсберга, включающая в себя: сколько всего токенов будет выпущено, на какие цели они будут направлены и по каким правилам. 

  2. Внутренняя токеномика. Менее заметная часть для конечной аудитории, но наиболее важная часть токеномики проекта: стартовое кол-во токенов, способы получения, способы применения в продукте и сжигания. Включает в себя модели симуляции и прогноенные модели.

Внешняя токеномика

Скорее всего, подход к проработке экономики проекта вы начнете именно с внешней токеномики. В ней нет ничего сложного, и её можно сделать, полностью основываясь на здравом смысле. Токеномика может, и даже должна изменяться до получения первых инвестиций - главное, держите ваше коммьюнити в курсе изменений. Но вот как только вы привлекли первые деньги инвесторов, изменения вносить нужно крайне осторожно, согласовывая действия со всеми стейкхолдерами.


Выглядит внешняя токеномика примерно так:

Таблица доступна по ссылке

Эта токеномика говорит следующее:

  1. Всего будет выпущен 1 млрд токенов “OMG”.

  2. Полная капитализация - Капитализация в первый день запуска (TGE) - $534 тысяч.

  3. 2,55% от всего объема будет продано на pre-seed VC раунде по цене $0.0059 за 1 токен. Инвесторы получат 5% (TGE) от купленного объема в момент первого листинга на бирже, 12 месяцев будут ждать (Cliff) и после ожидания в течение 36 месяцев (Vesting) будут получать остаток их доли равными долями ежемесячно;
    4% будет продано на Private VC Sale, 1,5% - на Private Community Sale, и оставшиеся 1,5% - на Public Sale. В таблице видно, что цены и условия получения токенов всех этих 3-х раундов отличаются. 

  4. Play-To-Earn - самая крупная часть заложена на вознаграждение игроков за успехи. 

  5. Всё остальное (Advisory, Liquidity, Marketing, Development, Team, Ecosystem) - токены, которые на 100% контролирует команда, и коммьюнити должно им поверить, что команда именно так распорядится токенами. 

Это самый популярный подход к построению рисованию токеномики, и многие проекты поддаются влиянию и соблазну сделать “как у всех”, притягивая пулы за уши, даже если они не нужны. У вас действительно может получиться токеномика как в примере выше, но я не встречал таких проектов в реальности.

Альтернативный пример внешней токеномики, который мне кажется разумным и реалистичным. Это токеномика коина Glint проекта Ton Diamonds:

  1. Понятная структура пулов, которая практически не требует дополнительных пояснений, а её исполнение легко проверяется.

  2. Основная часть токенов добывается и контролируется коммьюнити: скоро на это будут обращать все больше внимания.

  3. Команда проекта контролирует всего 33% токенов - Биржа + Команда, в отличие от 90% в примере выше;

  4. Продажа/Добыча токенов организованы максимально безопасным способом с точки зрения законов и SEC (Американский орган, регулирующий рынок ценных бумаг), в частности. Но об этом поговорим в следующей части этой статьи про фандрайзинг.

Примеры выше - для вдохновения. Используйте здравый смысл и Excel - они станут залогом правильности вашей токеномики. Ну и, конечно, обязательно выделите время на моделирование внутренней токеномики, она имеет решающее влияние на вашу внешнюю токеномику. С большой вероятностью, вам придётся переделать внешнюю токеномику, основываясь на результатах моделирования внутренней.  

Отдельного внимания заслуживает параметр токеномики Sell Pressure.

Sell pressure - это расчетная величина в USD, которая означает потенциальное давление на курс вашей монеты, которое могут оказать её держатели. 


В зависимости от токеномики может быть целесообразным контролировать этот параметр на ежедневной основе, но чаще, помесячного расчета Sell Pressure вполне достаточно. 

Пример: 

  1. В первый день листинга монеты (TGE) все инвесторы и участники проекта получат 1 млн коинов. Ожидаемый курс коина - 0,1 USD. 

  2. Через месяц инвесторы не получат токены, так как в vesting заложен cliff, но внутренние механики проекта позволят получить 300 тысяч монет юзерами. Ожидаем курс коина - 0,1 USD.


Таким образом, Sell Pressure в день листинга - $100 тысяч, а на начало второго месяца - $30 тысяч.

Исходя из предпосылки, что держатели будут продавать все монеты, и проект хочет удержать курс монеты неизменным, то потребуется, чтобы кто-то купил монеты на $130 тысяч за первый месяц, это могут быть как внешние частные покупатели, так и некий buyback от проекта.

Считайте Sell Pressure на ежемесячной основе и будьте готовы к просадкам курса монеты. В моменты повышенного Sell Pressure можно усиливать маркетинговые активности или же предлагать дополнительные внутренние механики, стимулирующие не продавать (держать или лучше тратить) вашу монету.

Внутренняя токеномика

Тут уже универсальных рецептов и шаблонов нет, но есть определенные подходы и инструменты, которые помогут наиболее точно и правильно всё рассчитать. Научившись моделировать внутреннюю экономику продукта, вы однозначно запишете себе этот навык в ваши хард скиллы. 

На тему моделирования внутренней токеномики есть немало классных научных работ, но давайте посмотрим на самые главные составляющие: 

  1. Способы получить ваш токен — различные игровые механики, вознаграждение за майнинг, разлок проданных коинов инвесторам, стейкинг и прочее. Здесь должны быть учтены все возможные способы получения вашего токена юзерами.

  2. Способы потратить ваш токен — игровые механики (прокачка уровней, крафт, косметические скины и т.д.), оплата услуг и комиссий, оплата подписки на фичи, и многое-многое другое. Тут же важно понимать, сжигается ли собранный объем токенов или собирается в какую-то казну с какими-то последующими целями, например, для вознаграждения юзеров согласно п.1.

  3. Единая модель (симуляция), связывающая в единое целое способы получения и траты токенов проекта. Задача модели — наглядно проверить жизнеспособность экономики с точки зрения получения и трат токенов. В хорошей экономике количество зарабатываемых  коинов пользователями должно быть меньше, чем кол-во токенов, которые эти же юзеры тратят на различные услуги и фичи внутри приложения. 

Все эти аспекты нужно положить в модель симуляции. Можно это сделать в Excel, но, благо, с такой задачей уже давно сталкиваются разработчики традиционных игр, и существуют профессиональные и удобные тулы для создания таких симуляций. Именно такой сервис я рекомендую использовать, называется он Machinations https://machinations.io/. Сейчас они активно и очень успешно помогают Web3 проектам качественно моделировать токеномики. Если у вас есть лишние 20к баксов, то их профессиональная команда может сделать модель для вас, но если их нет, то вам вполне может помочь и бесплатная версия Machinations.

Какое-то время потребуется, чтобы в нём разобраться, благо, есть масса мануалов, с помощью которых за пару дней можно стать уверенным пользователем сервиса. Вот один из них.



Я не буду глубоко погружаться в тонкости работы сервиса и теорию. Главное, что вам нужно сделать:

  1. В виде логических блоков и формул представить способы получения токенов 

  2. В виде логических блоков, формул и вероятностей представить способы траты токенов 

  3. Правильно связать их между собой

  4. С самого начала закладывайте в модель периоды симуляций - день, неделя, месяц. Сервис будет запускать симуляции (шаги), а что есть шаг - это уже решать вам. К примеру, вы можете привязать шаг к 1 дню, соответственно, в части получения токенов должно 

Возможности Machinations позволяют смоделировать вашу экономику вплоть до прогноза стоимости вашего токена через год или позднее. Помните, что модель строится на базе вероятностей (Метод Монте-Карло), с которыми юзеры будут тратить токены на ту или иную функцию внутри приложения, и их вы задаёте сами. Поэтому модель может иметь серьезные погрешности в части вероятностей, которые вы должны постараться нивелировать. 

На выходе вы должны получить модель, которая максимально полным образом описывает все способы получения и траты токенов, учитывает прирост юзеров и активов. 

Если вы верите в полноту модели симуляции, во все заложенные вероятности, и на выходе получаете картину, в которой сжигаемых токенов больше, чем зарабатываемых токенов, то вы на правильном пути. Если же нет, то явно необходимо что-то дорабатывать в продукте или токеномике. Может быть, вполне достаточно снизить параметры заработка токенов или же повысить стоимость услуг и фичей, на которые юзеры тратят токены.

Многие проекты забивают на подобное моделирование, но успешные проекты в обязательном порядке моделируют экономику как до запуска, так и после.

Обрадую тех, кто не хочет иметь дело со своим коином, а только с NFT — вам такое моделирование не требуется. NFT экономику можно вполне легко посчитать в Excel. Помните, что дефицит активов - это хорошо, будь то коины или NFT. Но вот если ваш проект опирается на большое кол-во NFT с неограниченным предложением, которые ещё и можно будет создавать в рамках механик продукта, то Machinations потребуется.

Фандрейзинг и ICO

Старый-добрый подход с продажей Equity компании остается одним из основных вариантов, через который крупные проекты поднимают инвестиции. Многие проекты пытаются добавлять крипту и NFT, чтобы упростить фандрайзинг. Безусловно, и крипта, и NFT добавляют как минимум два дополнительных способа получения инвестиций в проект: продажа NFT и продажа коинов. Прелесть такого фандрейзинга в том, что он почти полностью стирает мировые границы. Однако, тут есть и ряд рисков, о которых нужно помнить. Давайте рассмотрим все варианты подробнее: 

Продажа Equity

Здесь я не буду останавливаться подробно, так как Web3-проект ничем не отличается от классического стартапа: ваша задача убедить инвесторов, что ваш проект принесет инвестору 100 иксов от его инвестиций. Поэтому трекшен, фин.модель, питчи и бэкграунд фаундеров должны быть убедительны и красивы.

Если проект планирует выпускать свою крипту, то продажу Equity эффективно может дополнить механизм Token Warrant - это право, но не обязательство, потенциального инвестора купить ваши токены по заданной цене до заданной даты. Token Warrant можно использовать и без equity, но профессионалы рекомендуют привязывать доступный к покупке объем токенов к объему купленного Equity. Подробнее можно прочитать тут.

Продажа NFT

NFT могут представлять из себя очень разные вещи, с очень разными задачами: арт-коллекция NFT, игровые NFT и золото, упакованное в NFT, и так далее. Здесь нужно отдавать себе отчёт, не делаете ли вы финансовый инструмент. Как только в вашем NFT появляются признаки финансового инструмента, вы попадаете под серьезные регуляторные риски. Золото, упакованное в NFT - 100% финансовый инструмент, который потребует регистрации в регулирующим органе и разрешений. А вот арт-коллекция NFT - однозначно не финансовый инструмент (конечно, если вы не заявляете, что держатель NFT будет претендовать на какие-то доходы в фиатной валюте или на доли в компании; такое встречается, и это попадет в поле зрения регуляторов).

Самый безопасный подход к NFT - не предлагать никаких финансовых выгод держателям, напрямую выраженных в фиате или Equity. Если выгоды представляют собой какие-то Utility-фичи, то есть, доступ к услугам проекта, или даже начисление криптовалюты, у которой нет признаков финансового инструмента (как в Play-To-Earn проектах), - это достаточно безопасный подход, потому что вы продаете цифровой товар.

Вы задизайнили экономику и фичи вашего NFT, теперь их можно продавать. Прелесть NFT в том, что это очень удобный способ краудфандинга, так как ваше коммьюнити может купить несколько сотен или тысяч NFT. Именно для этого вы усердно собирали коммьюнити вокруг вашего проекта. Способов организовать продажу множество, рекомендую изучить похожие или даже не похожие проекты, которые уже проводили продажу NFT, для вдохновения -  примеров на рынке масса. Безусловно, NFT могут быть интересны и институциональным инвесторам, но это уже узкий кейс.

Помните, все проекты уникальны, и если вы чувствуете, что есть риски, то обязательно проконсультируйтесь с юристами. Ну и конечно налоговые отчёты никто не отменял: выручка, полученная с продажи NFT должна быть в них отражена.

Продажа криптовалюты (ICO)

Риски при продаже криптовалюты схожи с рисками при продаже NFT, но более ярко выражены. Аналогично я не рекомендую дизайнить ваш коин, закладывая в него ожидания роста цены или прочих финансовых элементов. Самый надежный и безопасный подход к дизайну вашего коина - создание Utility-коина.

Все коины, которые не создают ожиданий получения прибыли можно считать Utility-коинами. Вот три рекомендации, которых стоит придерживаться при создании Utility-криптовалюты:

  1. Добавить возможность заработка токенов к их первичной продаже:
    Распределяйте токены через участие пользователей в различных активностях, таких как ходьба, игры, предоставление вычислительных ресурсов, использование сервисов и прочее. Здесь можно привести следующие примеры: майнинг Bitcoin и ходьба в STEPN.

  2. Используйте бонусные баллы, а не дивиденды:
    Если есть необходимость вознаградить держателей токенов, организуйте выплаты в виде бонусных баллов или дополнительных токенов. Бонусные баллы могут использоваться для предоставления льгот, таких как скидки, доступ к премиум-функциям и массы других опций.
     

  3. Избегайте формирования ожиданий прибыли:
    Будьте осторожны в обещаниях о прибыли или заявлений об Equity.
    Избегайте высказываний про “To The Moon“, предполагающих рост будущей стоимости коина. Помните, что обещания прибыли могут привлечь внимание регулирующих органов.

Отлично, вы задизайнили токен. Теперь вы можете организовать первичную продажу на институциональные инвесторов и коммьюнити. Обязательно самостоятельно организуйте закрытый токен-сейл для вашей аудитории, предложив лучшую цену и не привлекая никакие третьи стороны (лончпады и биржи). А лучше, организуйте продажу NFT, как это сделали TON Diamonds, которые позволят фармить ваш коин, следуя рекомендации из первого пункта.

Помимо собственноручно организованной продажи в вашем распоряжении есть лончпады и биржи, которые могут помочь вам продать дополнительный объем токенов, но о них мы поговорим в следующих разделах этой статьи.

Снова повторюсь, это лишь верхнеуровневые идеи, и каждый проект уникален. Когда вы спроектируйте токеномику, потратьте несколько сотен баксов на консультацию с юристом для оценки рисков. Я не юрист и могу в чём-то ошибаться, к тому же, регуляторы постоянно ужесточают свою политику в отношении крипты. 

На вашем пути фандрайзинга будет встречаться большое количество “помогальщиков”, кто-то из них вам действительно сможет помочь, но большинство попытается состричь с вас несколько тысяч долларов и ничем не помогут. Договаривайтесь с помогальщиками строго на success fee без предоплат. Адекватный процент success fee может варьироваться от 3% до 30%, в зависимости от вашего проекта и накопленных успехов.

Лончпады 

Лончпады (Launchpads) - это компании, которые занимаются первичной продажей токенов проекта. По сути, это кикстартеры для Web3-проектов: у них есть своя аудитория, что может помочь привлечь значительное внимание к проекту. Часто один проект продает свои токены сразу на нескольких лончпадах для повышения маркетингового эффекта.

У лончпадов есть одна неочевидная особенность, которую фаундеры проектов узнают слишком поздно. Лончпады — это не способ фандрейзинга, а маркетинговый инструмент, который может вылиться в серьезные убытки. Это объясняется тем, что политика лончпадов по возврату собранных денег очень жесткие и обеспечивает максимальную безопасность “инвесторов”.

Например, политика может быть такой:

  1. Проект заявляет, что разблокирует в день первичного листинга (TGE) 20% от купленных инвесторами токенов.

  2. Лончпад выдвигает требование, что цена после листинга должна удержаться х5 от цены продажи в течение 24 часов. Это дает инвесторам возможность полностью вернуть тело инвестиции в первый же день, и только тогда проект получит инвестиции, собранные на лончпаде.

  3. Деньги на бирже из воздуха не берутся, соответственно, должен быть либо мощный хайп вокруг проекта и много новых покупателей токена по рыночной цене, либо дополнительные инвестиции со стороны команды на выкуп токенов с рынка, которые обеспечат удержание цены на уровне х5.

  4. В итоге, проект может удержать цену токены на бирже, но на это потребуется вложить столько же денег, сколько было собрано на лончпаде. А на руках инвесторов останется ещё 80% от купленных ими токенов. Что выливается в явные убытки для проекта, если новых покупателей токене на бирже недостаточно.

  5. Ну а если цена не удерживается на определенных уровнях, то проект вообще может не увидеть деньги, собранные на лончпаде, это важный риск, который нужно учитывать.

Несмотря на это, проекты продолжают пользоваться лончпадами как раз из-за их маркетингового потенциала. Поэтому учитывайте это в вашей стратегии. Лончпад - это не фандрайзинг, а маркетинг.

Лончпады бывают разные, начиная от топовых, заканчивая хламом и скамом. Чем круче лончпад, тем сложнее на него попасть, так как требования к проекту возрастают. Основное требование - то самое коммьюнити проекта. За шумными и хайповыми проектами топовые лончпады ведут охоту, предлагая лучшие условия. Со списком и рейтингом лончпадов можно познакомиться здесь: ССЫЛКА

Биржи

Если проект выпускает свой токен, то необходимо предоставить площадку, на которой он будет свободно торговаться. Для этого как раз и существуют биржи. Есть два типа бирж: 

  1. CEX - централизованные биржи, работа которых обеспечивается кодом на централизованных серверах и огромными командами разработчиков и менеджеров. Торгуемая крипта пользователей хранятся на кошельках биржи, к которым у пользователей нет доступа. Ликвидность и цена на коин обеспечивается сторонним маркет-мейкером в ручном режиме с помощью алгоритмов.

  2. DEX - децентрализованные биржи, которые представляют из себя смарт-контракты на блокчейне. Для их функционирования не нужна команда, хотя, команды, конечно, есть.
    Торгуемая крипта пользователей хранятся на собственных кошельках пользователей, которые взаимодействуют со смарт-контрактами DEX. Ликвидность и цена коина обеспечивается автоматическим алгоритмом маркет-мейкинга, который зашит в смарт-контракт.

Требования к проектам, правила и условия взаимодействия с DEX и CEX биржами значительно отличаются. А внутри CEX есть ещё и разбивка на тиры, как и с лончпадами, есть топовые биржи, а есть откровенный хлам, граничащий со скамом.

Для простоты восприятия давайте посмотрим сравнительную табличку ключевых параметров:

CEX

DEX

Требуемый бюджет 

От $150k:

1. $50k - listing fee + обязательный маркетинг от биржи

2. $50k - ликвидность для маркет-мейкера

3. От $50k - страховой депозит

От $5k:

1. Требуется только ликвидность для автоматического маркет-мейкинга

Маркетинговый и репутационный эффект

Высокий, но зависит от конкретной. Не стоит рассчитывать, что биржа приведет к вам реальных пользователей в продукт

Минимальный, но если постараться, и попасть в топ торгов, то можно получить хороший эффект

Сложность листинга

Высокая, необходимо проходить отбор и Due diligence

Минимальная, монету можно залистить самостоятельно

Прозрачность торговых операций 

Минимальная

Максимальная

Расходы на Маркет-мейкинг

От $3к / мес, необходимо найти компанию, предоставляющую услуги маркет-мейкинга

" class="formula inline">0, встроен автоматический маркет-мейкинг

Риски

Высокие: помимо рисков взлома биржи, присутствуют риски, связанные с падением цены на токен. При неблагоприятном сценарии биржа может отобрать все средства с маркет-мейкинг счета и страховой депозит - читайте условия договора с биржей.

Низкие: только технические риски взлома биржи

Топ CEX : https://coinmarketcap.com/rankings/exchanges/ 

Топ DEX: https://coinmarketcap.com/rankings/exchanges/dex/ 

Вспомним и про NFT, они тоже должны свободно торговаться, если проект не предусматривает какие-то иные хитрые механики. Если в смарт-контракте NFT нет ошибок, то торговля должна стать доступна сразу после релиза NFT-коллекции на маркетплейсах, соответствующих блокчейну коллекции. Вот несколько примеров: OpenSea, Magic Eden, Blur.

Маркет-мейкеры

Маркет-мейкер на криптовалютной бирже — это как посредник, который делает торги более удобными для всех, на классической фондовой бирже тоже есть маркет-мейкер. Он ставит ордера на покупку и продажу криптовалют, чтобы цены были близки друг к другу. Это помогает другим людям совершать сделки по лучшим ценам. Маркет-мейкеры также могут использовать умные программы для автоматической торговли и извлечения прибыли из различий в ценах между разными биржами. Короче говоря, они делают рынок более стабильным и удобным для всех участников.

Если вы запланировали выход на CEX, то необходимо найти партнера, который будет заниматься маркет-мейкингом для вашей монеты. Благо, сейчас на рынке много компаний, которые предоставляют такие услуги.

Маркет-мейкеры вам могут помочь и с привлечением инвестиций в проект, но, опять же, не торопитесь им платить какой-то фикс за такие услуги, всегда можно договориться на success fee, уверенные в себе помощники согласятся на такое сотрудничество.  


Важно сказать, что вы доверите маркет-мейкеру крупный бюджет, необходимый для обеспечения торгов, поэтому убедитесь в надежности маркет-мейкера и в том, что вам комфортно с ним взаимодействовать. 

Что касается DEX, то там не нужен сторонний маркет-мейкер, так как алгоритмы DEX самостоятельно регулируют цену. Необходимо лишь залить ликвидность в пару вашего токена, то есть привязать ваш токен к какой-то другой более популярной крипте, например, USDT. Пропорция вашего токена ко второму и определит стартовую стоимость вашего токена в начале торгов. К примеру, вы зальете 100 USDT и 1000 ваших токенов, это будет означать, что стартовая стоимость одного вашего токена 0,1 USDT.

Помните, как только вы выходите на CEX + DEX, то маркет-мейкера будет необходимо подключить и к DEX, чтобы минимизировать неэффективность рынка — ММ будет удерживать одинаковую цену на всех биржах.

Заключение

В моем гайде (читайте также первую и вторую части) были затронуты основные бизнес и технические аспекты создания Web3-продукта, которые актуальны на момент написания статьи. Помните, что мир Web3 очень динамичен, новые перспективные фундаментальные технологии появляются чуть ли ни каждый квартал.

Надеюсь, что у меня получилось пролить свет на наиболее важные вопросы в создании блокчейн-продуктов. Буду особенно рад, если кого-то из читателей данная статья подтолкнет к запуску собственного Web3-стартапа, ведь это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Если вы и ваша команда создает работающие традиционные Web2-продукты, то барьеров на пути к созданию Web3-продукта у вас практически нет, так как во всех специфичных вопросах можно разобраться. С большой вероятностью, путь освоения Web3-специфики может подтолкнуть вас к идеям новых продуктов, так как для конечных пользователей барьеры входа в Web3 все еще очень высоки, а на этом фоне может родиться масса стартапов, которые этот путь упрощают.


Отдельно выражаю благодарность моему товарищу и фаундеру проекта Aspis, Вито Мцариашвили за предварительный обзор этой статьи, комментарии и дополнения к ней. Вито очень классно пишет о своем предпринимательском пути в Telegram-канале, Web3 и не только, читаю с большим удовольствием, поэтому рекомендую подписаться.

Сам никакие каналы не веду, но вы можете связаться со мной в Telegram: @VladislavSmirnov. Буду рад ответить на ваши вопросы лично :)

Комментарии (54)


  1. shornikov
    01.11.2023 11:10
    +6

    Мне больно от ваших словов...


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10

      Буду рад, если вы добавите конкретики


      1. TimsTims
        01.11.2023 11:10

        Куча воды. Ваша статья сразу начинает что-то там про проект, его успешный запуск, и ничего про сам проект и что он делает. Хорошо ниже дали комментарий, где рассказали суть вашего проекта, что он хотя бы делает.

        По факту вы употребляете в статье и в комментариях везде и всюду "web3" , даже сами не осознавая что это, и не дав этому определение. Складывается впечатление, что для вас web3 - это там, где есть блокчейн, nft и токены.

        Сколько людей (и маркетологов) я встречал, никто не мог сказать какую же пользу они приносят, и зачем им в проекте web3. Почему же ваш проект со встроенным web3 будет круче, чем та же (централизованная) Strava?

        Тема необходимости и пользы от web3 в вашем проекте вообще не раскрыта, а с неё надо было начинать. А поэтому кажется, что вы сделали столько приседаний, чтобы привлечь деньги, запустить проект чтобы просто поиметь в будущем денег с туземуна чтобы привлечь деньги свободных инвесторов, но опять же это делается точно также и без блокчейна и nft.

        Ах да, nft! Причем тут вообще у вас в проекте nft? Вы будете выдавать nft на историю своих пробежек, чтобы потом продавать в истории "смотрите, не хотите купить nft в виде ссылка на сайт temporary.org , где будет располагаться запись пробежки Усейт Болта за $100 000?" А потом этот сайт temporary.org закрывается, и ссылка превращается в тыкву. Вот вам и вечное цифровое право на картинку...

        я имел многолетний пользовательский опыт с различными блокчейн-проектами, но только приблизительно понимал, как их создавать

        Кстати, те маркетологи тоже так говорят. Мол они 5 лет назад прикупили крипты, и теперь "во всём разбираются".


        1. VladSmirnov Автор
          01.11.2023 11:10

          Вы позволяете себе использовать совершенно недопустимые агрессивные высказывания, которые ещё и основаны на ваших фантазиях, а не изложенном материале.

          Во-первых, с чего вы решили, что я должен в рамках этой статьи объяснять, что такое Web3?
          Во-вторых, с чего вы решили, что я должен подробно писать о своем проекте? Я упоминаю свой продукт лишь для того, чтобы у читателей было понимание о том, что автор имеет реальный практический опыт. Кстати, который вы, по какой-то причине, пытаетесь обесценить. Статья совершенно не о моём конкретном продукте, а об опыте, который применим почти к любому Web3-продукту.
          В-третьих, моя статья содержит информацию, с которой Web3-теоретикам не приходится сталкиваться, поэтому она может ими восприниматься как "вода". Но как только реальный фаундер начинает делать реальный проект - все описанные аспекты создания Web3-проекта вылазят наружу и начинают очень сильно болеть.

          Вы старательно прописали некоторые анти web3 клише, и дополнительно распространенные претензии к NFT выкатили. И для чего это? Собрать лайки за счёт поверхностных простых и публично одобряемых суждений, даже если они не относятся к материалу статьи?

          Если хотите продолжить обсуждение, то прошу изменить свой тон и вывести диалог в конструктивное русло.


          1. TimsTims
            01.11.2023 11:10

            Извините, если тон показался грубым. Постарался добавить конкретики:

            Буду рад, если вы добавите конкретики

            На лайки пофиг.

            Во-первых, с чего вы решили, что я должен в рамках этой статьи объяснять, что такое Web3?

            Так стойте. Ваше право писать то, что считаете нужным. Я лишь раскрываю конкретику (которую вы и просили) - чего (по моему мнению) не хватило читателям, и поэтому столько лайков собирают негативные отзывы.

            Не хотите - не раскрывайте что такое Web3. Просто это понятие ни разу не раскрыто, нигде (не только в вашей статье, а вообще в интернете), а вы его так активно везде употребляете, что создается впечатление, что либо вы его прекрасно понимаете, и вам ничего не стоит раскрыть понятие web3, и почему оно именно такое, либо что вы в нём не разбираетесь, и используете чисто для маркетингового захода.

            То есть web3 все воспринимают по-разному. А если оно тут даже не раскрыто, то складывается впечатление, что вы сами не знаете, что это такое, но активно всех учите. Получается нелогично.

            Вы старательно прописали некоторые анти web3 клише, и дополнительно распространенные претензии к NFT выкатили. И для чего это?

            Только для одного - чтобы вы таки описали что такое web3 для вас, и что вы под этим подразумеваете. Но даже в своем длинном комментарии вы решили уйти от этой темы, перекинувшись на контр-нападение, но не на ответ на вопрос:

            1) Что такое web3.

            2) Почему он здесь так нужен.

            как только реальный фаундер начинает делать реальный проект

            Извините, на меня такое не действует. Громкие имена, толстые кошельки и богатства ещё не значат, что проект будет успешный, или технически ценный. Фаундеры - это тоже люди. Им можно запудрить голову, и даже целой толпе. Самык крупные которые сразу на вспоминаются: WeWork, Nikola , Enron . Поэтому то, что кто-то там вложился в какой-то там проект - не значит примерно ничего.

            вы, по какой-то причине, пытаетесь обесценить

            Извините, если так показалось. Я лишь хотел узнать, какую пользу приносит web3, в отличии от других стандартных проектов, и для чего вообще стоит связываться с web3, а не оставаться на web2. Пока-что я не увидел пользы, а значит уговорить инвесторов будет в целом сложнее. Если не считать конечно вариантов продажи проекта: "у нас ИИ работает на блокчейне, и выдаёт NFT" )


            1. VladSmirnov Автор
              01.11.2023 11:10

              Вы почему-то решили, что задача моей статьи - это продать идеи Web3 читателям, убедить в полезности и перспективности Web3. Кажется, таких статей уже великая масса, и я точно не преследую таких целей.

              Я написал статью для тех, кому не нужно продавать эти идеи. Она для тех, кто уже поверил в Web3 и даже готов создавать что-то своё. В данной работе я собрал самые сложные и неочевидные вопросы создания Web3-проекта, с которыми столкнулась моя команда - широко, в меру углубляясь, без воды.

              То, о чём вы меня просите - это уже совершенно другой материал. Но буду честен, я не вижу его написание актуальным и интересным для себя. Философских работ на тему Web3 масса, а работ, раскрывающих реальный бизнесовый Web3 опыт - минимум.


  1. 3ycb
    01.11.2023 11:10
    +6

    Надеюсь, что у меня получилось пролить свет на наиболее важные вопросы в создании блокчейн-продуктов.

    Нет, не получилось. Вода вода, кругом вода.... Бла бла бла, да бла бла бла... Словесный бессмысленный понос.


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10
      +1

      Безусловно, каждая из затронутых тем описана поверхностно. Но когда полтора года назад мы запускали Web3-проект, даже эта верхнеуровневая информация нам очень бы помогла.
      Когда фаундер c Web2-only бэкраундом берётся за создание Web3, то многие описанные в статьях вещи крайне неочевидны и непонятны. Но, опять же, я сужу лишь по опыту моей команды.
      Если вы обозначите, где не хватило фактуры и конкретики, буду признателен.


  1. MAXH0
    01.11.2023 11:10
    +2

    Мне кажется, что Web3 - это блокчейн, который свернул не туда.. Но тем не менее, на Хабре сейчас мало статей с реальным опытом автора. Поэтому, ????


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10

      Благодарю! Действительно, к большинству Web3-проектов можно выкатить массу претензий. Но, я уверен, ситуация выровняется со временем: фундаментальных проектов будет только больше, а скама - меньше.


    1. PuerteMuerte
      01.11.2023 11:10
      +5

      Мне кажется, что Web3 - это блокчейн, который свернул не туда..

      Ну, не совсем так. Web3 - это следующий этап развития Интернета. Он пока что не сформировался, но какой-то гадостный маркетолог какого-то блокчейн-проекта решил прикрутить это слово к блокчейну, для придания солидности, и идея удачно зашла криптанам. С другой стороны, ожиданий, что Интернет будущего будет иметь в основе что-то блокчейновое, нет, поэтому относитесь к текущему понятию Web3, как к неудачному и короткоживущему термину. Вы не найдёте ни один реально полезный блокчейновый проект, из которого нельзя выкинуть блокчейн, сохранив все его преимущества и пользу, ну, кроме непосредственно криптовалют.


      1. MAXH0
        01.11.2023 11:10

        какой-то гадостный маркетолог какого-то блокчейн-проекта

        Эко вы Гэвина Вуда приложили )))

        Поясню свое высказывание...
        Я считаю, что веб 2.0 исчерпал себя. И нынешнее вырождение Хабра, Пикабу и других подобных ресурсов - тому свидетель. Эпичный пример - Дзен яндекса. Люди производящие контент перестают быть его хозяевами с момента публикации.

        Вроде бы пришло время подумать о веб.3.0, НО все вырождается в невзаимозаменяемые токены, пирамиды из обезьян, коров и котиков. Без разницы на блокчейне или без блокчейна. Они не решают проблемы Веб2.10. Поэтому о веб3.0 вообще рано говорить.


        1. PuerteMuerte
          01.11.2023 11:10
          +4

          Люди производящие контент перестают быть его хозяевами с момента публикации

          Да, но это проблема не технического, и даже не идеологического плана. Это проблема бизнесового плана, а значит, она никак не решается техническими средствами, нужно лишь появление другой бизнес-модели, которая позволяет и сохранять авторские права на контент, и зарабатывать с публикации этого контента.

          Сейчас отчуждение прав на свой контент, это ваша плата за то, что вашему контенту дадут зрителей и рекламодателей. Крупные площадки дают вам и то, и другое, и взамен за это требуют, чтобы контентом распоряжались они, а не вы. Децентрализацией это никак не исправить, контент сам себя не захостит и под ваши вкусы сам себя не подберёт, поэтому вы все равно будете пользоваться услугами агрегаторов контента, а создатели контента, соответственно, будут его агрегаторам передавать.


          1. MAXH0
            01.11.2023 11:10

            Это даже не бизнесовая идея. А вопрос глобальной экономики. Когда рекомендуют внешние рекомендательные сервисы, которые манипулируют выдачей не в пользу клиента, а в свою пользу. Действительно "контентом распоряжаются они"... Веб3.0 должен работать именно с этим, я полагаю. НО например проект BitClave задавили юридически. Корпораты и подотчетные им гос.структуры не допустят официального появления альтернативы Гуглу. Потому что гугл это не просто "мягкая сила" манипуляции сознанием. Это мягкая сила, которая приносит большие деньги. Если будет построен поиск который выдает то, что хочет клиент, то это может далеко зайти.

            А то что показывает автор поста - это скорее из сопряжения метавселенной и реала. А для меня метавселенная - огромная ложь торговцев правами и брендами. Поэтому я и говорю, что блокчейн в таком Веб.3.0 свернул не туда. Он не ставит вопросов свободы, он ставит вопросы рентабельности. И тут, вы совершенно правы, его можно просто заменить базой данных, пусть и распределенной.


            1. PuerteMuerte
              01.11.2023 11:10

              Когда рекомендуют внешние рекомендательные сервисы, которые манипулируют выдачей не в пользу клиента, а в свою пользу

              Так их никто не рекомендует, они, кхм, саморекомендательные. Гуглы/майкрософты/эпплы образуются автоматически, потому что какой бы свободной не была конкуренция, все равно в ней естественным путём кто-то становится успешнее и съедает ближайших конкурентов. А съев их, получает возможности дальнейшего роста и уже съедает других, более крупных, и так далее, пока на рынке не остаётся лишь несколько гигантов.

              Если будет построен поиск который выдает то, что хочет клиент, то это может далеко зайти.

              Теоретически может, конечно. Движок, который работает лучше гугла, легковесный, удобный, и который владельцы гуглу не продадут вскоре после создания, вполне может появиться. Но ведь и гугл именно с этого начинал, И как вы думаете, с чего будут зарабатывать владельцы этого нового поиска? Правильно, тоже с рекламы. А значит, это лишь вопрос времени, когда они придут к тому же, к чему уже давно пришёл гугл.


              1. MAXH0
                01.11.2023 11:10

                Я полагаю, что есть две причины прекратить наш спор: 1. Это офтоп в ЭТОЙ статье и 2. Это холивар, основанный на разных жизненных ценностях.

                Например, для меня не очевидно, что:

                Правильно, тоже с рекламы.

                Потому что интернет у нас не бесплатный, а реклама пожирает время, которое мы оплатили. Так может стоит платить и получать то, что нужно, а не прямую рекламу разбавленную косвенной рекламой, с небольшими вкраплениями полезных статей в окружении рекламных банеров.

                Такого я могу написать по каждому пункту, но это нужно писать статью, а я не считаю себя в этом вопросе хоть сколько авторитетным, чтобы статьи писать. Высказать мнение в общем тренде - это одно. А статья обязывает на определенный уровень экспертизы в вопросе.


                1. PuerteMuerte
                  01.11.2023 11:10
                  +1

                  Я полагаю, что есть две причины прекратить наш спор

                  Ок, но все равно я пару слов вставлю, если не возражаете, тем более что из оффтопа на смежные темы состоят чуть менее чем все комментарии на Хабре :)

                  Потому что интернет у нас не бесплатный, а реклама пожирает время, которое мы оплатили.

                  Интернет - это не одна какая-то услуга. Платя "за интернет", вы платите только лишь тем чувакам, которые провод к вашему дому протянули и обслуживают. Ну или их подвиду, которые обслуживают вон ту антенну на вышке мобильной связи. Реклама - это оплата вами другой услуги, тех, кто создаёт и/или доносит до вас контент. Да, вы можете сказать "давайте я буду платить абонплату за свободный доступ к контенту, без этой вашей рекламы". Ок, такое тоже есть, это нормальная бизнес-модель. Тот же Youtube Premium, например. Но тем не менее, вы все равно должны будете воспользоваться услугами какого-то централизованного сервиса, который этот контент соберёт, классифицирует, и выдаст вам нужный по запросу. Вопрос лишь в форме оплаты - либо когда ему платят рекламодатели, а вы смотрите рекламу, либо вы ему платите за услугу непосредственно.


                  1. MAXH0
                    01.11.2023 11:10

                    Я даже не буду напоминать, что: "Если вы не платите за товар, товар - это вы." Потому что тут есть масса тонких граней, которые разделяют честные товарные отношения от манипуляций.

                    Просто ваше мнение понятно. Оно активно пропагандируются корпоратами и теми, кто на них работает. Мое мнение тоже, я надеюсь, понятно. Если не понятно, мне его придется оформить как статью, потому что в формате мелкого брызга я высказываться не умею. У меня даже комменты по много букф.


                    1. PuerteMuerte
                      01.11.2023 11:10

                      Я даже не буду напоминать, что: "Если вы не платите за товар, товар - это вы."

                      Да, но блин, что в этом плохого? Здесь нет никакого обмана, миллиарды людей спокойно жертвуют относительно бесполезной для них секретностью их личных данных, чтобы бесплатно получить относительно полезный для них контент. Притом, что выбор между приватностью и её отсутствием есть у всех, и пусть далеко не все его делают осознанно, но неумение соблюдать личную информационную гигиену, это тоже не техническая проблема.

                      Просто ваше мнение понятно. Оно активно пропагандируются корпоратами и теми, кто на них работает.

                      Я не корпорат. Я всего лишь реалист, и понимаю, что за вещи, которыми я пользуюсь, нормально и правильно платить, в какой-либо форме.


                      1. MAXH0
                        01.11.2023 11:10

                        Продажа первородства за чечевичную похлебку тоже кое-кому казалась выгодной сделкой.


                      1. PuerteMuerte
                        01.11.2023 11:10

                        Если я правильно помню ту легенду, Исав, или как там его звали, при этом ничего не потерял, кроме сущих формальностей, но зато хоть поел.


                      1. MAXH0
                        01.11.2023 11:10

                        Вот в следующий раз, когда я увижу программиста, который работает в неоднозначных с точки зрения морали местах, будь-то лохотрон на.е.бизнеса, Гугл или РосКомНадзор, я буду вспоминать " зато хоть поел "...


                      1. PuerteMuerte
                        01.11.2023 11:10

                        когда я увижу программиста, который работает в неоднозначных с точки зрения морали местах

                        Тогда вы можете про любого программиста так думать, которые вообще хоть где-то работают, хоть над ядром линукса, хоть над софтом для медицинских приборов, спасающих жизни людям. Они все за свои услуги деньги берут. И, к слову, в отличии от продавцов медицинских приборов, гугл не пользуется вашей жизненной ситуацией. Он вам предлагает всего лишь дополнительные жизненные удобства в обмен либо на небольшую абонплату, либо на какие-то уступки в приватности, только и всего. Всё добровольно, вы ничего жизненно важного не требуете, и ничего жизненно важного не отдаёте. Как можно вообще приравнивать такую ерунду к чему-то вроде РосКомНадзора, мне уму не постижимо.


                      1. MAXH0
                        01.11.2023 11:10

                        такую ерунду к чему-то вроде РосКомНадзора

                        Страшнее кошки зверя нет?


                      1. PuerteMuerte
                        01.11.2023 11:10

                        Страшнее кошки зверя нет?

                        К чему этот сарказм? Вы сами прекрасно понимаете разницу между организацией, которая продаёт вам какие-то услуги (и которая вообще ничего не способна с вами сделать, кроме как разорвать с вами договор, если вы нарушите какое-то из его положений, и перестать продавать вам свои услуги), и сугубо надзорной организацией, которая следит за тем, чтобы оторвать вам язык бизнес в любом месте нашей необъятной, если вы что-то не так ляпнете, или ляпнут ваши посетители, а вы не заметите вовремя.


                      1. MAXH0
                        01.11.2023 11:10
                        +1

                        Т.е. вы упорно не замечаете ту цензуру информации, которую позволяет себе Гугл.

                        Если роскомнадзор кошка, которая ловит мышей для своего хозяина (отнюдь не альфа-хищник), то Гугл - левиофан, который меняет под себя экологию в глобальном масштабе.


                      1. PuerteMuerte
                        01.11.2023 11:10

                        Т.е. вы упорно не замечаете ту цензуру информации, которую позволяет себе Гугл.

                        Почему? Я нигде про это не писал, конечно же, замечаю. Но... вы как, хотите запретить владельцам СМИ иметь свою мнение? Или запретить им соблюдать законодательство тех стран, в юрисдикции которых они работают? Я просто не совсем понимаю, какое решение этой проблемы вы видите. Право гугла убрать с его же собственных ресурсов контент, который считает недопустимым или сам гугл, или значительное количество его пользователей, или правительство какой-либо из стран, в которых гугл работает, это то же самое, что право газеты не печатать статьи, которые не нравятся главному редактору или за которые он может получить "по шапке".

                        Гугл - левиофан, который меняет под себя экологию в глобальном масштабе

                        Это вопрос не к архитектуре веб 2.0, а к антимонопольному законодательству. Стремление к укрупнению, это естественное развитие рыночной экономики. Куча мелких в результате конкурентной борьбы всегда превращаются в одного-трёх крупных. Это надо просто регулировать. Технически это никак не решается. Как я уже писал, если появится движок поиска лучше, чем гугл, он съест гугл, а потом станет таким же.


          1. arthurlomakin
            01.11.2023 11:10
            +1

            Давайте уже так: это проблема капиталистического способа производства. И деградацию качества контента в интернете стоит воспринимать через призму того, кто владеет интернет-площадками, кто финансирует создание контента. А у них всё идёт очень неплохо, ведь это прекрасный способ извлечения прибыли


            1. MAXH0
              01.11.2023 11:10
              +1

              и прекрасный способ поддержания информационного неравенства, когда потребители контента получают свой потребительский контент, а сертифицированные специалисты покупают лицензированные решения от владельцев лицензий.

              Мне не очень нравится термин "капитализм" - его затаскали до потери атрибутивности, но в целом вы уловили мою мысль.


  1. celen
    01.11.2023 11:10
    +8

    Зашел на сайт вашего MOOW. Возможно, я совсем всё не так понял, поправьте меня, если ошибаюсь.

    Вы придумали награждать пользователя за то, что он бегает по утрам, фантиками. Если он будет бегать хорошо и регулярно, на фантике будет нарисована стрёмная корова. Пользователи могут обмениваться вашими фантиками друг-с-другом, если зачем-то захотят этим заниматься, а так же получить за них скидку в 10% в сетях спортивных магазинов, которые захотят с вами сотрудничать.

    Если пользователь будет бегать очень хорошо и регулярно, и/или пиарить вас в дискорде, он смогут собрать коллекцию фантиков со стремными коровами, напоминающими им, какими они были до того момента, как стали бегать по утрам. Или, возможно, какими будут, если будут стараться, потому что некоторые коровы довольно мускулистые. Поскольку вашей целевой аудитории в принципе не чем заниматься по жизни, кроме как собирать фантики со стремными коровами за бег по утрам и рассказывать в твиттере о том, как они сегодня чудесно побегали и получили за это редкую корову с золотыми рогами, ваша идея обречена на успех.

    Всё верно, я ничего не упустил?

    И что, сейчас вся web3 - индустрия преимущественно тратит силы на нечто подобное?

    P.S. Ах да, ещё вы сделали клон subway surfers, в котором пользователь может заставить бегать выигранную им корову с золотыми рогами вместо себя. Самого важного-то не заметил.


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10

      Благодарю за то, что уделили время и познакомились с MOOW! Сразу обозначу, что я не преследую цель пиарить свой проект через эти статьи.

      На месте MOOW может быть практически любой проект, в т.ч. какой-либо фундаментальный Web3-протокол. С точки зрения данного материала, это не так принципиально. В статье я рассказываю про то, с чем, скорее всего, придётся столкнуться почти любому Web3-проекту, в общих чертах с минимально необходимой детализацией. Я постарался обобщить материал, убрать слишком специфичные нашему проекту нюансы. В статье фигурирует то, что лично у меня вызывало основные вопросы на старте своего первого Web3-проекта.

      Не стоит относиться с пренебрежением к проектам, которые подобны нашему, да, таких не мало, и у них есть своя аудитория. Но самое главное, что такие небольшие нишевые проекты придумывают и обкатывают механики и технологии, которые применяются крупными игроками в последствии. Ну, или не применяются, что бывает чаще всего.

      Всё начинается с малого, как я упоминал во второй части гайда, адопшен Web3 сопоставим с интернетом в 2000-х. Конечно, уже сейчас большое кол-во очень серьезных инфраструктурных продуктов. Кое-что фундаментальное выработали и мы в рамках MOOW, поэтому не исключаю, что наш "развлекательный" проект превратится в нечто более серьезное со временем. Как-то так :)


      1. celen
        01.11.2023 11:10

        Я не очень хорошо знаю web3-маркетинговый сленг, на котором написаны ваши статьи, поэтому не смог полностью их осилить. Прошу прощения прощения за свою лень и костность мышления в этом вопросе. Однако после анализа того десятка ссылок, указанного в вашем цикле, на который меня хватило терпения, у меня сложилось стойкое ощущение, что нынешний web3 - выражаясь философски, вещь в себе.

        В плохом смысле.

        Поэтому, раз уж вы не хотите обсуждать здесь свой проект, не могли бы вы, если вам не будет затруднительно, привести три ссылки на web3 - проекты с очевидной потенциальной полезностью для общества, не относящиеся к следующим двум категориям:

        1) спекуляция криптой/nft

        2) попытка сделать децентрализованный клон какой-нибудь популярной централизованной соцсети.

        Заранее благодарю.


        1. VladSmirnov Автор
          01.11.2023 11:10

          Конечно, с радостью приведу пару проектов, которые, с моей точки зрения, крайне полезны и могут очень сильно повлиять на наше с вами будущее:

          1. Worldcoin https://worldcoin.org/ - проект Сэма Альтмна, основателя OpenAI и ChatGPT. Вероятно, на базе этого проекта мы увидим первые NFT-паспорта или какие-то другие механизмы идентификации личности, которые будут одобрены государствами.

          2. Filecoin https://filecoin.io/ - децентрализованное хранилище информации. Децентрализация позволяет действительно надежно хранить информацию.


          1. PuerteMuerte
            01.11.2023 11:10
            +4

            Конечно, с радостью приведу пару проектов, которые, с моей точки зрения, крайне полезны и могут очень сильно повлиять на наше с вами будущее

            Вот, кстати, отличный пример криптопроектов. Они придумывают какие-то схемы, чтобы максимально сложным путём решить малозначимую проблему. Международный NFT-паспорт? Зачем там блокчейн, если нужно одобрение государства? Чтобы получить идентификатор, вам нужно пройти государственную же валидацию личности. Так что в этой схеме блокчейн-то делает? Раз государство валидирует саму личность, пусть государственный же (или авторизованный государством) сервис и подтверждает валидность электронного ключа. Это и быстрее, и надёжнее, и приватнее.

            Децентрализованное хранилище информации? С блокчейном? Вот просто чтобы файлы хранить в разных местах в нескольких копиях, надо его реплициировать на миллион инстансов блокчейна? Really? Более простого решения для этого нет, даже если ваши данные настолько странные, что вы их, с одной стороны, не можете доверить парочке централизованных облаков, с другой стороны - настолько публичные, что вы их можете доверить всему миру?


            1. VladSmirnov Автор
              01.11.2023 11:10

              Про государства я сказал для яркости. До уровня государств есть очень большой спрос на KYС. Блокчейн позволит очень сильно сократить транзакционные издержки в каждый момент времени, когда требуется подтвердить личность клиента.

              Но, в целом, я с вами полностью согласен. Из большинства проектов можно просто взять и выбросить блокчейн, и ничего не изменится.

              За исключением одного момента. Блокчейн значительно упрощает фандрейзинг, практически стирая мировые границы. В общем-то поэтому его везде и прикручивают, там, где он не так уж и нужен.


              1. PuerteMuerte
                01.11.2023 11:10
                +4

                До уровня государств есть очень большой спрос на KYС.

                Согласен, но фишка в том, что сервисы KYC вообще по своей сути противоречат парадигме блокчейна. Блокчейн же не обладает средствами идентификации. Да, вы можете сами сгенерировать ключи, которые система потом будет валидировать для всех участников. Но как эти ключи сопоставить с вашей личностью-то? Поэтому такие сервисы могут быть только централизованными, в каждом KYC-сервисе всегда в центре должна быть доверенная организация, получившая это самое доверие не криптографическими, а юридическими способами, которая идентифицирует пользователя перед присваиванием ему уже электронного айди, который потом можно валидировать как-то автоматически.

                Блокчейн значительно упрощает фандрейзинг, практически стирая мировые границы.

                Верно, но это же не свойство блокчейна, а свойство молодого не регулируемого рынка. Это временное свойство. Рынок ценных бумаг ранее был абсолютно таким же. Его современная регуляция возникла не по прихоти государств, а по потребности участников рынка из-за роста скама. То же самое ожидает и блокчейн-рынки. Скам там уже есть, в изобилии, а значит, за ним придёт и регуляция.


                1. VladSmirnov Автор
                  01.11.2023 11:10

                  Утопичную картину миру, которую рисовали криптаны в 2017, рассказывая, что не будет никаких посредников, и всё будет децентрализовано, мы уже наверняка не увидим, регуляторы всеми силами не допускают этого.

                  Тут как раз и возникает тот самый международный центр верификации личностей в лице Worldcoin. Который позволяет добиться чего-то среднего. С одной стороны, будут сервисы, от которых не требуют KYC, а с другой - от которых требуют. При этом, все эти сервисы живут в одних и тех же блокчейнах, позволяя использовать одни и те же кошельки. Получается такой максимально бесшовный опыт для всех сторон, удовлетворяющий регуляторов.

                  Ребята в нужное время и в нужном месте поняли, что нужно и крипто-индустрии, и государствам. Но, энивей, ещё будем смотреть, что из этого получится.

                  А на счёт регуляции рынка - согласен. Уже идут и что-то стараются предпринимать, тот же Worldcoin ещё сыграет свою роль. Вероятно, кол-во бессмысленно прикрученных блокчейнов к продуктам снизится после закручивания гаек :)


            1. litalen
              01.11.2023 11:10

              Децентрализованное хранилище информации? С блокчейном? Вот просто чтобы файлы хранить в разных местах в нескольких копиях, надо его реплициировать на миллион инстансов блокчейна?

              Совсем не угадали. Посмотрите пожалуйста: https://docs.filecoin.io/basics/what-is-filecoin
              Скорее ближе к "децентрализованный dropbox, порой и с меньшими тарифами за хранимый ГБ" для пользователя. Для продвинутого пользователя - способ монетизировать свои свободные терабайты (и хороший интернет-канал).


              1. PuerteMuerte
                01.11.2023 11:10

                Скорее ближе к "децентрализованный dropbox, порой и с меньшими тарифами за хранимый ГБ" для пользователя. Для продвинутого пользователя - способ монетизировать свои свободные терабайты (и хороший интернет-канал).

                Ну ок, я не буду вчитываться, но в таком изложении имеет право на жизнь. Такой себе Убер, только среди сервисов хранения информации. Одни дают свои дисковые ресурсы и получают денежку, другие потребляют их и платят денюжку, разницу между денюжками контора кладёт себе в карман. Но... блокчейн-то тут зачем? Убер делает то же самое, не храня автомобили в блокчейне, и я более чем уверен, что с терабайтами это тоже сработает, причём быстрее и проще, чем с блокчейном.


                1. litalen
                  01.11.2023 11:10

                  Но... блокчейн-то тут зачем?

                  Для отсутствия необходимости доверия.

                  с терабайтами это тоже сработает, причём быстрее и проще, чем с блокчейном

                  Несомненно. Цель тут только другая - убрать необходимость доверия централизованной сущности. Как у VISA/MC vs биткоин (да-да, знаю, он вообще-то как PoC выпускался больше).


                  1. PuerteMuerte
                    01.11.2023 11:10
                    -1

                    Для отсутствия необходимости доверия.

                    Доверия - кому и по поводу чего? Одни люди оказывают услугу, другие потребляют. Им не нужно доверять друг другу, и вообще как-то валидировать друг друга, в описанном виде это сугубо анонимный сервис.

                    Цель тут только другая - убрать необходимость доверия централизованной сущности.

                    Я это часто вижу. Но у меня всегда есть ответный вопрос: а зачем? Ну я понимаю, в мире есть какое-то количество людей, которых напрягает наличие хозяина у сервисов, которые они потребляют относительно бесплатно, т.е. за просмотр рекламы или там за передачу своих личных данных в аналитику. И они хотят то же самое, но только чтобы вообще ничего никто с них не брал. Но подавляющему большинству пользователей сервисов от сервиса нужно всего лишь то, чтобы он просто и надёжно выполнял свою функцию. От файлообменника - возможность дропнуть туда файл, и потом забрать его когда надо или расшарить кому надо. В более профессиональном применении - возможность смонтировать это как хранилище на своём гаджете, а также сохранять прямо туда из своего софта. Какой там механизм лежит под капотом этих функций, практически никого не интересует, лишь бы он надёжно и с минимумом телодвижений делал вот это всё.


                    1. litalen
                      01.11.2023 11:10

                      кому и по поводу чего?

                      Сервису. В нашем рассматриваемом примере - что завтра он не скажет "а теперь мы будем брать 50% комиссии со всех внутренних платежей, живите с этим или уходите", или там "завтра мы перестаем обслуживать пользователей из Воображляндии", а может "что-то вы храните многовато, и мы прочитать не можем что это (а как иначе сервис будет проверять что хранящий действительно хранит?), извольте пройти на дополнительную проверку ключей и документиков, мы не работаем с сомнительными личностями". К слову о проверке - еще например от того что где-то например тот же сервис при проверке сможет "закрывать глаза" на то что файлы на самом деле недоступны.

                      в мире есть какое-то количество людей

                      Все верно. Никто и не заставляет пользоваться этим всех людей :) Но всегда хорошо ведь, когда есть выбор, не так ли?


                      1. PuerteMuerte
                        01.11.2023 11:10

                        Сервису. В нашем рассматриваемом примере - что завтра он не скажет "а теперь мы будем брать 50% комиссии со всех внутренних платежей, живите с этим или уходите"

                        А кто ему мешает-то? Такие вещи автор платформы в состоянии менять, даже если платформа децентрализованная :) Напишет новый смарт-контракт, разошлёт всем обновление клиента, и опаньки.

                        В файлы - да, лезть не будет, ну так и Убер не спрашивает документы у садящихся в машину, т.к. в этом процессе не участвует, как и положено посреднику. И блокчейн для этого не требуется.

                        Все верно. Никто и не заставляет пользоваться этим всех людей :) Но всегда хорошо ведь, когда есть выбор, не так ли?

                        Я бы согласился с вами целиком и полностью, если бы этих чуваков интересовали именно люди, которыем этим сервисом будут пользоваться. Но видите ли, их в первую очередь интересуют инвесторы, которые этому сервису занесут деньги на его создание и развитие. Наличие пользователей и устойчиво работающей бизнес-модели после окончания раундов инвестирования их вряд ли так сильно интересует, как показывает практика.


                      1. litalen
                        01.11.2023 11:10

                        Напишет новый смарт-контракт, разошлёт всем обновление клиента

                        Вот тут я уже плаваю, сам подробно этот момент Filecoin не изучал, но в сходных по смыслу DeFi-сервисах по даче денег взаймы (для дающего работает как банковский вклад, для берущего соответственно как кредит) такие вещи управляются тоже децентрализованно, голосованием на том же самом блокчейне пропорционально например доле владеемых токенов. Т.е. тоже нет одного-единственного создателя, который держит мастер-ключ. А для кода клиента в случае если текущий пул контрибуторов сошел с ума на крайний случай всегда есть форк.

                        ну так и Убер не спрашивает документы у садящихся в машину

                        Да ладно, неужто его можно заказать вообще никак себя не идентифицируя, даже номер телефона не просит?

                        их в первую очередь интересуют инвесторы

                        Практика это показывает для тонны скам-проектов и шит-коинов, которые паразитируют на тех кто делает реально годные проекты и продвигает весь этот блокчейн, "благодаря" которым скамерам мы и имеем градус мнения про все эти блохчейны у многих людей как у вас :) Но годнота существует, Википедия нам подсказывает что тот же Filecoin работает уже 9 лет, и она же нам говорит что в 2021м он сам задонатил небезызвестному Internet Archive.


  1. mr_kani
    01.11.2023 11:10
    +4

    Web3- это же про децентрализацию проекта. То есть, когда каждый сам себе хостер. У вас же только вода, с которой вы опоздали года на 2 - блокчейн, NFT, ICO, токены. Не вижу здесь никакой децентрализации в практическом плане.


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10
      -1

      Серия статей не посвящена децентрализации как таковой. Скорее, она посвящена основным не всегда очевидным аспектам создания Web3-проекта, с которыми может столкнуться фаундер. И, что важно, степень децентрализации таких проектов может быть очень разной, вплоть до полной централизации.
      Во второй части я как раз рассуждаю на тему того, какие проекты бывают в Web3 и акцентирую внимание на степени их децентрализации: https://habr.com/ru/articles/771254/.
      Блокчейн, ICO, NFT и токены - как были актуальными темами, так и, скорее всего, останутся в будущем. По сути, вы перечислили основные сущности, за счет которых Web3-проекты вообще возможны.


      1. mr_kani
        01.11.2023 11:10

        В моем понимании, нельзя быть фаундером web3 проекта. В противном случае вы заведомо ставите себя выше других: имеете большую часть токенов, владеете платформой и тд. Это получается просто обычный бизнес, где вы пытаетесь получить максимальную прибыль за счет комиссий от NFT/смарт-контрактов или продажи токенов.

        Если основатель умрет, хайп пройдет, инвестор передумает, прибыли будет не так много, разрабам нечего будет кушать или регулятор санкции наложит, а в результате проект закроется, тогда это не web3. Называйте это просто бизнесом. А под капотом можете использовать вообще любые технологии.


        1. VladSmirnov Автор
          01.11.2023 11:10

          Я думаю, то что вы описываете, это некое светлое будущее, к которому мы пытаемся прийти, но пока ещё очень далеки. Сейчас, действительно, без лидеров/фаундеров проектам не обойтись, и проекты очень сильно зависят от основателей. Хотелось бы верить, что со временем эта зависимость будет снижаться.


  1. Tsimur_S
    01.11.2023 11:10

    Что ж откуда взять начальные инвестиции понятно. Их внесут инвесторы. Как привлечь аудиторию тоже понятно, выдавать токены за всякую дичь.

    Непонятно как инвестор получает свои x100 денег назад. Или по простому:

    Где деньги, Лебовский?


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10

      Отличный вопрос и даже важнейший для любого стартапа, не только Web3, но на него должны уже отвечать сами фаундеры, очень уж это индивидуально :)


  1. JordanCpp
    01.11.2023 11:10

    Само название с перечисление транслитераций, намекает.


    1. VladSmirnov Автор
      01.11.2023 11:10

      В работе именно с таким неймингом без исключений сталкиваются команды, как англоговорящие, так и русскоговорящие. На что же это намекает?


  1. 3ycb
    01.11.2023 11:10
    +2

    На что же это намекает?

    На то, что это просто словоблудие для привлечения лохов.


  1. JordanCpp
    01.11.2023 11:10