Дисклеймер
Web3 захватывает мир, но для многих это по-прежнему пугающий “black box,” который работает по неведомым законами и таит много сложностей. Чтобы в очередной раз доказать, что не так страшен черт, как его малюют, я написал обстоятельный гайд по запуску Web3-проектов. В первую очередь, он рассчитан на фаундеров и продакт-менеджеров, которые чувствуют себя уверенно в мире традиционных IT-продуктов, но боятся осваивать Web3.
Я фаундер и CPO Web3-проекта MOOW, мобильного фитнес и лайфстайл приложения с элементами геймификации. Начиная работать с MOOW, я имел многолетний пользовательский опыт с различными блокчейн-проектами, но только приблизительно понимал, как их создавать. Достойно пройти этот тернистый путь мне и моей команде помогли мои друзья с богатым опытом в этой сфере.
После успешного запуска личного проекта, я готов поделиться знаниями, которые накопил в процессе. Откровенно говоря, этот материал мог бы стать основой дорогущего курса, но пока мне это неинтересно, да и упаковывать и глубоко прорабатывать этот материал я не готов. А вот прояснить непонятные места будущим Web3-фаундеров в виде серии статей я готов! Эти статьи помогут сэкономить кучу времени и денег, а, возможно, вдохновят кого-то на запуск своего Web3-проекта!
Сразу оговорюсь: Здесь представлено моё авторское видение, не претендующее на статус абсолютной истины. Web3 динамично развивается, поэтому часть идей из моих статей могут потерять свою актуальность через год или даже раньше.
Мой гайд состоит из трех частей. Первая посвящена маркетингу и коммьюнити-менеджменту в Web3 (читать здесь), вторая - видам Web3-проектов и сбору команды, а третья - токеномике, фандрейзингу, лончпадам, биржам и маркет-мейкерам (читать здесь).
Перед вами вторая часть гайда, в ней я расскажу:
-
Какие проекты бывают в Web3?
Инфраструктура: блокчейны, биржи, DeFi, Supply Chain, Legal, Real World Assets, Identity и многое прочее. Это очень грубое объединение, но вполне уместное для задач данной статьи;
NFT коллекции;
GameFi: NFT и Play-To-Earn игры;
-
Как собирать команду для Web3-проекта?
Три ключевых навыка, необходимых в Web3-проекте
Почему важны эдвайзоры
Какие проекты бывают в Web3?
Можно выделить несколько основных типов продуктов, которые существуют в Web3. Я не буду глубоко погружаться в суть этих категорий, что-то упущу, что-то упрощу. Мы рассматриваем эти категории для формирования общей картины о Web3 технологиях и понимания глубины применения блокчейн-технологий и децентрализации в современном IT-бизнесе. Первое, что нужно фаундеру Web3-проекта – это понять, насколько его продукт должен быть децентрализован (Что такое децентрализация? ). От этого будет зависеть набор компетенций команды, которые потребуются для реализации продукта, а также, какие потенциальные сложности могут возникнуть.
Инфраструктурные продукты
В эту группу я включаю проекты, начиная от сложных блокчейнов и протоколов, которые делают Web3, в принципе, возможным, и заканчивая инструментами, которые делают работу с ними более удобной:
Ethereum - блкочейн, привнесший в мир смарт-контракты (Что такое смарт-контракт?), на базе которых появилась возможность реализовать полноценные децентрализованные приложения, например, в сферах DeFi, Supply Chain Management, цифровой аутентификации и других. Смарт-контракты - это основа практически всех продуктов, о которых мы будем говорить. Вопрос лишь в глубине их применения, то есть понимания, в какой степени продукт опирается на смарт-контракт, а в какой – на традиционный централизованный бэкенд. Это соотношение и определяет степень децентрализации.
Lido, Curve, Uniswap - это примеры DeFi-продуктов, которые на 100% или практически на 100% децентрализованы и опираются на исполнение кода в блокчейне. Возможности и производительность смарт-контрактов всё ещё очень ограничены, поэтому, чем сложнее устройство продукта, тем большая часть исполняемого кода делегируется на традиционный backend в целях оптимизации комиссий блокчейнов за исполнение сложного кода. Бывает так, что доверие к транзакциям и сохранность данных не критичны для пользователей, в этом случае логику стараются реализовывать на бэкенде. Либо пользователи просто доверяют компании-поставщику продукта, поэтому централизация для них более допустима.
Binance, Coinbase, Kraken и многие другие - это централизованные биржи. Их тоже можно назвать инфраструктурными продуктами, хотя их бизнес-логика почти полностью реализована на классическом бэкенде. Это значительно оптимизирует затраты на комиссии блокчейнов. В противовес таким централизованным биржам, можно назвать упомянутый выше Uniswap - децентрализованную биржу, код которой на 100% исполняется в блокчейне и полностью прозрачен.
Chainlink, Moralis, Alchemy и другие - это профессиональные тулы, конструкторы смарт-контрактов, SDK, парсеры, которые позволяют разработчикам Web3-приложений делегировать технические аспекты работы с блокчейном и фокусироваться на бэкенд-части своего продукта. Конечно, вам придется понимать, как работает блокчейн, но эти продукты либо полностью, либо частично закрывают сложности работы с блокчейном и смарт-контрактами. Такого рода продукты используются даже крупнейшими участниками Web3-рынка, так что использовать их совсем не зазорно, а очень полезно, даже если в вашей команде есть гуру блокчейн-разработки. Познакомиться с подборкой таких продуктов можно тут.
IPFS – это децентрализованное хранилище файлов, которое частично решает проблему невозможности хранения больших файлов в блокчейне, таких как картинки или видео. В следующем блоке мы будем говорить о современных NFT, и IPFS играет важнейшую роль в их создании. Некоторые NFT-коллекции (crypto punks) реализовали 100% хранение изображений в блокчейне, но это, скорее, исключение. Крупные и высококачественные изображения хранить в блокчейне практически невозможно, поэтому некоторые проекты просто хранят файлы изображений или видео на традиционных облачных серверах, а в NFT указана просто ссылка на файл. Ответственные проекты применяют IPFS, который позволяет хранить изображение сразу на множестве компьютеров-участников сети IPFS, что значительно надежнее благодаря децентрализации.
NFT-коллекции
NFT - Non Fungible Token, или невзаимозаменяемый токен, работу которого обеспечивает смарт-контракт. Фактически это запись в блокчейне, содержащая информацию о том, кто токен создал, за сколько он был продан, и кто им сейчас владеет. Идея NFT в том, что такая запись существует в блокчейне в единственном экземпляре. NFT начали восхождение на пьедестал с арт и коллекционной ниши, так как в ней крайне важны подтверждение аутентичности арт-объекта и его владельца. Возможности использования NFT не ограничиваются коллекционированием, они также могут подтверждать владение физическими объектами, такими как драгоценности или недвижимость. Вероятно, в будущем мы увидим легитимные NFT-паспорта. Говоря об NFT, важно выделить следующие примеры:
Bored Ape Yacht Club - самая громкая, яркая и дорогая NFT-коллекция. В начале своего пути BAYC ничем не отличалась от множества других коллекций: 10 тысяч NFT с одним персонажем, - обезьяной, - каждый из которых имел особые характеристики, определяющие его уникальность. Однако агрессивный маркетинг с участием селебрити привел к экспоненциальному росту стоимости этих NFT. С моей точки зрения, сработал трюк “Utility”: покупая NFT, люди получали доступ в виртуальный клуб и на редкие ивенты, на которых тусуются их любимые селебы, а спекулянты очень ловко и быстро раздули зародившийся хайп. Дошло до торгов в топовых аукционных домах, где «обезьян» продавали за миллионы долларов. Ходит слух, что основатели проекта сами раздували ажиотаж вокруг аукционов, но мы тут не для того, чтобы обсуждать причины роста и падения цен.
Flyfish Club - еще один пример Utility NFT-коллекции. С моей точки зрения, полезность этих NFT ярко выражена и понятна, за счёт чего их цена не так сильно упала в текущий кризис (криптозиму). Их идея в том, что владельцы NFT получают доступ в закрытую элитную часть ресторана Flyfish Club в Нью-Йорке. Этот город славится своими различными закрытыми клубами, - элитными и не очень, - и создатели коллекции изящно применили NFT в рамках привычного многим рынка закрытых клубов.
GameFi: NFT и Play-To-Earn игры
Многие хорошо знакомы с мультиплеер-играми World of Warcraft, Lineage, Counter Strike. Внутриигровые цифровые предметы в этих играх с давних пор имеют цену, которая варьируется от 0 до миллионов долларов за один виртуальный предмет. Игроки хотят обладать уникальными цифровыми активами, чтобы выделяться на фоне других игроков, и готовы за это платить огромные деньги.
В этом есть одна проблема, с которой все смирились: дорогие цифровые активы фактически не принадлежат игрокам, а сами издатели игр всеми силами противодействуют торговле внутриигровыми активами за фиатные деньги (Что такое фиатные деньги?). Тут-то и врываются на рынок блокчейн-игры, которые предлагают не только действительно владеть игровыми айтемами, но и зарабатывать внутриигровую валюту, конвертируемую в фиат. Эдакая реальная экономика, но внутри игры. Приведу в пример несколько значимых игр:
CryptoKitties - родоначальник NFT и блокчейн-игр. Особого геймплея в ней, по сути, и нет, но есть очень затягивающая механика размножения и торговли крипто-котами, каждый из которых является NFT. Игра стала настолько популярной, что блокчейн Ethereum испытывал сильнейшие перегрузки из-за огромного числа транзакций, которые совершали игроки. Здесь мы, как раз, наблюдаем проблему реализации всех игровых механик на блокчейне. Современные игры выносят часть игровых механик на централизованные сервера для оптимизации, хотя это и не очень трушно, несмотря на то, что появились более быстрые и дешевые блокчейны.
Игра потеряла былую популярность, но коллекционная ценность первых NFT-котов очень высока и, вероятно, будет продолжать расти.
Axie Infinity - первая успешная игра, которая смогла реализовать крепкую экономику внутри игры, позволяя игрокам зарабатывать. Игра базируется как на NFT, так и на собственной криптовалюте, которую игроки получают за игровые успехи. Конечно, у игры были взлеты и падения, но она на рынке, а это значит, что модель Play-To-Earn имеет место быть. В случае Axie Infinity, разработчики вынесли большинство игровых механик на централизованный бэкэнд, а блокчейн обеспечивает роль бухгалтерской книги, в которой ведутся записи о том, кто кому и какие активы передал или просто заработал.
Существующие популярные NFT-игры не являются выдающимися с точки зрения графики и геймплея, но они являются первопроходцами. Они подают пример топовым игровым студиям, которые уже начали экспериментировать с внедрением NFT и крипты в свои игры. Ходят слухи, что учёт ассетов в GTA 6 будет в блокчейне. Ух, что будет, если комплаенс и юристы разрешат?!
Как собирать команду для Web3-проекта?
Давайте посмотрим на компетенции, которые должны быть в команде, взявшейся реализовывать Web3-продукт.
Я не буду рассуждать о классических ролях в продуктовой команде, скажу лишь то, что Web3-продукты ничем не отличаются от традиционных, и вам потребуются все привычные роли продуктовой команды. Если очень упрощать и не лезть в фундаментальные технологии, обеспечивающие работу блокчейнов, то ключевые технические навыки в разработке Web3-продуктов включают:
Разработка смарт-контрактов, то есть логики продукта, которая исполняется непосредственно в блокчейне. Тут важно знать специфику работы смарт-контрактов, архитектурные нюансы. Сами контракты могут писаться на разных языках, например, на Solidity, языке смарт-контрактов Ethereum и ряда других блокчейнов, похожем на JavaScript. Или даже привычные многим Rust, С и С++ можно использовать для смарт-контрактов в блокчейне Solana.
Чтение и запись транзакций в блокчейн, или парсинг и процессинг, часто заключаются во взаимодействии с возможностями различных смарт-контрактов. Важность этих процессов зависит от конкретного продукта. Но почти для любого продукта я бы рекомендовал использовать уже готовые сервисы и SDK из данного списка. Не стоит геройствовать и пытаться реализовать их самостоятельно, особенно в начале пути. Может показаться, что процесс несложный, но подводных камней будет огромное множество.
Давайте теперь посмотрим на критичность этих навыков внутри продуктовой команды при реализации разных типов Web3-проектов:
Навык |
Инфраструктура |
Блокчейн-игры |
NFT-коллекции |
Разрабатывать смарт-контракты |
Критично |
Критично, допустим частичный аутсорс |
Допустим полный аутсорс |
Считывать информацию из блокчейна |
Критично |
Можно применять SDK или готовые API |
Не требуется |
Записывать информацию в блокчейн |
Критично |
Можно применять SDK или готовые API |
Не требуется |
Конечно, набор компетенций и состав команды может и должен меняться в зависимости от продукта. Например, в инфраструктурных продуктах далеко не всегда нужно писать смарт-контракты, иногда продукты базируются лишь на записи или чтении информации в блокчейне. А при создании каких-то инновационных NFT-коллекций может потребоваться серьезная команда инженеров смарт-контрактов.
Rocket science тут нет, middle+ бэкенд разработчик справится с задачами большинства проектов, при должных желании и мотивации поразбираться с доками и мануалами. Хорошим инженерам не привыкать.
Почему важны эдвайзоры
Отдельно скажу об эдвайзорах (от англ. аdvisor - советник) проекта. Проекту советники нужны и полезны, так как мир Web3 очень тернист и динамичен, и набивать шишки, которые уже набили другие, совсем не обязательно. Чем известнее эдвайзор, которого вы можете привлечь к работе над проектом, тем лучше.
Эдвайзорами могут стать основатели других проектов, экспертиза которых явно метчится с вашим проектом и может быть ему полезна. А если ваш проект связан с какой-либо научной тематикой, то привлечь одного-двух именитых PhD может стать жизненно важной необходимостью для завоевания доверия аудитории и инвесторов.
Эдвайзоры часто могут помочь с выходом на инвесторов, биржи или лончпады, а так же с решением каких-то прикладных задач в рамках проекта.
Конечно, работа эдвайзоров не должна быть бесплатной, хотя бывает и такое, если присутствует какая-то иная выгода для советника. Размер оплаты и формат могут очень сильно различаться от случая к случаю. Однако независимо от ситуации, я рекомендую подписывать эдвайзорские контракты, базируясь на success fee и четком описании результатов, которые ожидаются от советника.
Заключение
Мы затронули лишь малую часть блокчейн-продуктов. Существует ещё масса великолепных проектов, которые привносят что-то новое в Web3, расширяя границы применения децентрализации, уж простите, если кого-то забыл!
Что касается сбора команды, то компетенции, связанные с разработкой смарт-контрактов, чтением и записью транзакций в блокчейн, являются ключевыми для большинства проектов, но их важность может варьироваться в зависимости от типа продукта. Но, в первую очередь, нужно отталкиваться от здравого смысла и потребностей.
Чтобы быть в курсе крупнейших Web3-проектов, которые поднимают инвестиции, рекомендую следить за страницей Crunchbase о Web3.
За потоком молодых продуктов можно следить на Product Hunt в секции Web3.
Просто следить за новостями можно тут.
Вдохновляйтесь идеями и успехами других команд и придумывайте ваши собственные продукты. Ведь адопшен Web3 сегодня как у интернета в 2000-х, и потенциал роста рынка просто невероятный!
В других частях моего гайда я рассказываю про коммьюнити-менеджмент и маркетинг в Web3 (читать здесь), а также про токеномику, фандрейзинг и биржи (читать здесь).
Отдельно выражаю благодарность моему товарищу и фаундеру проекта Aspis, Вито Мцариашвили за предварительный обзор этой статьи, комментарии и дополнения к ней. Вито очень классно пишет о своем предпринимательском пути в Telegram-канале, Web3 и не только, читаю с большим удовольствием, поэтому рекомендую подписаться.
Сам никакие каналы не веду, но вы можете связаться со мной в Telegram: @VladislavSmirnov. Буду рад ответить на ваши вопросы лично :)
mikegordan
полная лажа этот web3, если вы как мы делали продукт с 0 в кармане. Несколько друзей которые начали стартап и обладают тех знаниям с примерной зп от 10k$/месяц. Пытались общаться и с фондами и с агрегаторами и акселераторами - вы просто никому не нужны. Все бабки раздаются только "своим" и приближенным. Допустим у фонда свой Дом Акселератор и там внутри берутся местные команды , они делают продукт и только им в полном контроле выделяют денег.
2 Момент - это если у вас нету в команде условного "Киркорова" с миллионными подписчиков в разных соц сетях. И вы делаете всё с нуля, создается твитер , телегу, медиум - пишите там статьи , у вас будет 0 подписчиков - вы просто никому не нужны. Просто 0 интереса. И вы спросите откуда же у каждого проекта по 33-45к подписчиков в среднем? Опять возвращаемся к пункту 1, к своим и приближенным, после одобрения вам нагоняют эти тысячи пользователей именно фонды которые стоят за командами. (мы разнюхали что эти люди сидящие на ЗП люди из беднейших стран, которые как раз делают репосты, лайки, подписчики web3 проектам).
Вот такая правда о web3.
VladSmirnov Автор
На 100% понимаю вашу боль. То, о чем вы пишите, мы наблюдаем всё время, что работаем на проектом. Фондов на нашем борту тоже нет.
Мне тоже казалось, что деньги дают только "своим", но сейчас я думаю, что этот самый ярлык "свой", рядовой приземленный фаундер получает после первого успешного или не очень успешного проекта в Web3.