Недавно я получил возможность услышать честную обратную связь от одного успешного венчурного инвестора. Его вердикт был жестким. Что‑то из серии: «я не дал бы вам денег, даже если бы у вас была годовая выручка 1 млн €». Эта обратная связь, сильно повлияла, на мой взгляд, на то что мы делаем. Хочу поделиться основными тезисами. Больше текстов про мой стартап‑опыт и фейлы в тг‑канале.

Про бизнес-модель

Мы прикладываем много усилий для привлечения клиентов. При этом чек от каждого клиента низкий. Если при низкой цене клиенты сами не идут потоком, значит, либо продукт недостаточно интересен, либо мы не нашли работающий канал продаж. В любом случае с текущей моделью экономика не сойдется. Если мы хотим продолжать работать с маленькими чеками, нужно искать продукт, который клиенты будут покупать без нашего участия. Либо мы можем продолжить делать наш продукт, но научиться продавать дороже большим компаниям.

Про валидацию идеи

Из‑за того, что наш продукт стоит дешево, нельзя считать наши 70+ клиентов доказательством что проблема, которую мы решаем, существует, что наше решение помогает решать эту проблему. Если посадить хорошего продажника перед нашими клиентами, то он им за £100 в месяц тоже что‑то сможет продать, даже если им это не нужно.

Хорошая валидация идеи — это четкие ответы на ряд вопросов. «Зачем вы это купили», «что вам дает этот продукт» и «что будете делать, если завтра вам отключат доступ». Идеальное комбо ответов: «продукт решает проблему Х», «продукт помогает мне заработать/сэкономить Y», «если завтра продукт отключат, побегу умолять включить обратно за любые деньги». Это утрированные ответы, но такой взгляд на это помог нам понять, что далеко не все наши клиенты смогут сказать хоть что‑то приближенное к этому комбо.

Про логику инвестирования

Инвестор с большей вероятностью вложится в проект, в котором у команды еще нет ни продукта, ни выручки, но на горизонте есть реальная возможность подписать большие контракты с крупными компаниями. В таком случае инвестор может рискнуть, так как если контракт случится, size of the price соответствует риску. Если ситуация, как у нас, когда идет медленный рост количества клиентов с низкими чеками, не понятно, ради чего риск? Даже если мы продолжим такими же темпами, через год мы не сможем поднять раунд по сильно большей оценке, и это будет проблема для фонда, который дает деньги сейчас.

Про конкуренцию

Я рассказывал про нашу выручку и наше количество клиентов как про достижения. Мне казалось, что это круто, что мы смогли за довольно небольшой срок привлечь десятки клиентов, которые платят нам за наш продукт. Но на самом деле у любого хорошего фонда всегда будет в пайплайне два десятка проектов с лучшими показателями. Если это не значительная выручка, лучше это не представлять как выручку. Например, лучше сказать, что мы берем с клиентов небольшую оплату, чтобы узаконить наши отношения и получить доступ к их данным на какой‑то легальной оснвое. Это пилотные бесплатные проекты с формальной оплатой.

Про вайб слабости

Инвестор хочет чувствовать больше уверенности и агрессии. Строить стартап сложно. Питч инвестору — проверка твоей силы. В моем случае инвестор чувствовал, как я «обижаюсь» на острые вопросы и комментарии. «Жалуюсь» рассказывая про то, что обошёл за год сто фондов без результата. «Оправдываюсь» рассказывая про низкую выручку и медленный рост.

Не важно, были ли за моими словами именно такие эмоции или нет. Я не закладывал их в свои слова. Но, так или иначе, ряд опытных инвесторов почувствовали это от меня. Это не только вопрос того, что я рассказываю, но и вопрос, как я это делаю, как расставляю акценты, на чем фокусирую внимание.

С тобой один геморрой

Одна из важнейших ролей фаундера стартапа — привлечение инвестиций. Важнейшая задача фонда, который инвестирует в стартап, — помочь найти следующего инвестора. «Ты не умеешь питчить, не умеешь поднимать деньги, а значит, мне придется ходить с тобой за руку, учить тебя. Зачем мне это нужно, если есть фаундеры, которые сделают это без меня или научаться этому быстрее, чем ты». Такая вот суровая реальность!

Комментарии (8)


  1. ruomserg
    03.11.2023 13:10
    +2

    Почему задача фаундера - поднимать инвестиции ? Organic growth - когда вы что-то делаете, продаете клиентам, на выручку еще что-то делаете улучшаете и опять продаете - уже не годится ? Почему в последнее время бизнес - это обязательно проедание денег инвестора и обязательная суперприбыль когда (если) на деньги инвесторов удастся размасштабироваться хотя бы на один континент ?!...


    1. Denis_Chernobaev Автор
      03.11.2023 13:10

      Мне кажется что бывают разные проекты и разные ситуации. Отлично когда выручка сразу может перекрывать косты и можно расти и развиваться без денег инвесторов. Но иногда ты не можешь сделать даже MVP не имея капитал. Например когда бизнес связан с покупкой данных.


    1. DMGarikk
      03.11.2023 13:10
      +1

      Organic growth - когда вы что-то делаете, продаете клиентам, на выручку
      еще что-то делаете улучшаете и опять продаете - уже не годится ?

      Если вы чтото новое сделали, вас тут же сожрут появившиеся конкуренты у которых тупо больше денег

      Если вы просто растете, вас также обгонят конкуренты у которых денег больше

      бизнес без инвестиций и без кредитов будет расти очень и очень медленно и долго. хотябы потому что прибыльность должна быть такой чтобы обеспечивать это инвестирование в себя...а очень немногие бизнесы такую прибыльность обеспечивают


      1. Denis_Chernobaev Автор
        03.11.2023 13:10

        +1


      1. ruomserg
        03.11.2023 13:10

        Я вспоминаю основные положения экономической теории: цена - показатель редкости (ценности) ресурса. Если вы работаете так, что входящая цена + труд не слишком отличается от выходной цены, то это таким языком экономика пытается вам сказать, что вы делаете что-то странное и неплохо бы вам прекратить переводить без особой пользы ресурсы и труд, а попробовать сделать что-то другое.

        Что касается проектов требующих большого объема инвестиций, то во-первых - очень легко вместо бизнеса (специально, или в честном заблуждении) заменить его бухгалтерской эквилибристикой и потихоньку проедать средства инвесторов. При этом проект никогда не является прибыльным, и выражаясь по рабоче-крестьянски, переводит добро на дерьмо.

        Второй момент - зачастую, проекты с большим количеством инвестиций держатся на том, что на эти деньги удастся привести ситуацию в определенной рыночной нише близкой к монополии (потому что вы можете проедать инвестиции, а люди с organic growth - нет). Когда конкуренты исчезают - цены внезапно растут, качество падает, в общем получается очередное яндекс-такси какое-то. В большОм количестве случаев общество выиграло бы от конкуренции organic-growh игроков вместо появления бустированного инвестициями предпринимателя...


        1. DMGarikk
          03.11.2023 13:10

          В большОм количестве случаев общество выиграло бы от конкуренции
          organic-growh игроков вместо появления бустированного инвестициями
          предпринимателя...

          Нет, среди organic-growh, были бы те кто всю прибыль бахает в маркетинг, а не в развитие продукта и в течении нескольких лет он будет гигантом монополистом и сожрет мелких кто пытается расти "правильно" - это если мы про стартап компании

          А яндекс такси - да, в таком случае нет смысла даже конкурировать, яндекс сам себе инвестор и сожрет кого хочет, в итоге все придет к тому что мы сейчас имеем, причем само без всяких "длинных лап капиталистов"


  1. alexey_girin
    03.11.2023 13:10

    Осталось непонятным - а в чём тогда заключается экпертиза инвестора? За какие действия и экспертизу он получает маржу если по словам автора - всё делать должен сам соискатель?


    1. select26
      03.11.2023 13:10

      За какие действия и экспертизу он получает маржу

      За свои кровные. Которыми он рискует.