Вы все еще думаете, что зарядить электромобиль — дело муторное и долгое? Отнюдь. Отечественные разработчики уже придумали, как превратить эту, ранее весьма непростую, задачу в ... легкий «примерчик». На решение которого понадобится если не 20, то уж точно не более 30 минут.

В последние годы индустрия электромобилей претерпела значительные изменения. Устройства для зарядки электромобилей стали более совершенными и эффективными, чтобы соответствовать растущему спросу на электромобильный транспорт. Кроме того, они стали более удобными и доступными для обычных автолюбителей.

Основное требование к зарядным устройствам — быстрая зарядка. С ростом популярности электромобилей они получают все большее распространение. Сегодня их все чаще можно встретить у дома, во дворах, на парковках или общественных заправочных станциях.

Когда речь заходит об устройстве зарядных станций, важно обеспечить взаимодействие их основных компонентов с электромобилем пользователя – сети электропитания и автомобиля, а также предоставление безопасного и эффективного заряда. Сегодня в большинстве электромобилей для зарядки используется стандартный разъем типа Combined Charging System (CCS) или Chademo, что позволяет им подключаться к различным типам зарядной инфраструктуры.

Стандарт зарядных станций в столице задан проектом «Энергия Москвы»

В городе уже существует значительное количество зарядных станций. Они предлагают различные типы зарядки, включая медленную, быструю и сверхбыструю.

Медленная зарядка осуществляется через обычную электрическую розетку и занимает больше времени, но представляет собой более доступный вариант для домашней зарядки.

Быстрая зарядка уже доступна для автомобилистов и занимает значительно меньше времени, позволяя подзарядить автомобиль за несколько часов.

Сверхбыстрая зарядка — самое передовое решение, которое позволяет совершить зарядку примерно за 20–30 минут. И такие решения уже предлагают отечественные разработчики. Так, недавно компания EV Ten из группы «ТехноСпарк», которая специализируется на разработке зарядных станций для электромобилей, заявила о том, что совместно с Корпорацией ПСС закончила разработку линейки быстрых станций для зарядки электромобилей. В серию новых зарядных станций вошли 4 модели: быстрые мощностью 150 и 80 кВт, медленная (44 кВт) и домашняя (22 кВт). Две последние заряжают переменным током, первые — постоянным.

Особенность зарядных станций на постоянном токе — скорость зарядки. Они обеспечивают рабочее напряжение 450–480 В при мощности не менее 50 кВт, что дает возможность зарядить электромобиль за 2 часа. Ожидается появление станции, которая позволит достигать мощности 150 кВт. Она позволит подготовить электромобиль к дальней дороге уже за полчаса.

В первую серию этих зарядных станций войдет устройство, оснащенное тремя коннекторами разных стандартов и способное заряжать 2 электромобиля одновременно.

Столичный проект «Энергия Москвы» предполагает, что в скором времени в городе будет развернуто еще больше зарядных станций, включая быстрые и сверхбыстрые станции на автомагистралях, в торговых центрах и на общественных парковках. Это означает, что владельцы электромобилей смогут заряжать свои автомобили, даже несмотря на напряженный график повседневных дел.

Типология зарядных станций

На сегодняшний день существует несколько типов пуско-зарядных устройств для автомобилей. Среди них стандартные зарядные устройства (УЗУ), быстрые зарядные устройства (Fast Chargers), суперзарядные станции (Superchargers).

Можно перечислить следующие типы зарядных станций:

  • Домашние зарядные станции (Home Chargers): обеспечивают зарядку электромобиля в домашних условиях. Они подключаются к стандартным розеткам или устанавливаются как отдельные станции.

  • AC зарядные станции: используют переменный ток для зарядки электромобилей на более высокой скорости, чем стандартные домашние зарядные станции.

  • DC зарядные станции: предоставляют высокую мощность зарядки посредством постоянного тока, что позволяет быстро заряжать аккумуляторы электромобилей.

  • Публичные сети суперзарядных станций: предоставляют очень высокую мощность зарядки и обычно находятся на автозаправочных станциях или вблизи основных магистралей.

  • Также имеются бесконтактные зарядные устройства и умные зарядные устройства.

  • Индуктивные зарядные станции позволяют заряжать электромобиль без физического подключения провода. Автомобиль просто размещается над индуктивной площадкой для начала зарядки.

  • Умные зарядные устройства отличаются системой управления зарядкой. Они позволяют программировать и мониторить процесс зарядки с помощью мобильных приложений. Некоторые из них могут автоматически выбирать оптимальное время для зарядки в соответствии с тарифами на электроэнергию.

  • Имеются также мобильные зарядные устройства: это передвижные зарядные станции. Они могут быть установлены на мобильных платформах, обеспечивая гибкость в размещении и использовании. Кроме того, есть эвакуационные зарядные устройства. Эти зарядные станции устанавливаются на эвакуационных автомобилях, которые предоставляют возможность зарядки электромобилей в случае аварийной ситуации.

Помимо всего вышесказанного, эти зарядные устройства обладают функцией хранения энергии. Такие системы позволяют временно хранить электроэнергию, что может быть полезным для балансировки нагрузки и управления пиковым спросом.

Следует отметить, что рынок постоянно развивается и со временем могут появляться все более технологичные продукты. Будущее электромобильной индустрии в Москве выглядит многообещающим и захватывающим. Совершенствование устройств для зарядки электромобилей — это лишь один шаг вперед в реализации этой прогрессивной инициативы. Мы сможем наблюдать, как Москва превращается в идеальное место для владельцев электромобилей, способствуя созданию более чистой и устойчивой среды для будущих поколений.

Комплексный подход в разработке продуктов для электродвижения, выстраивание и развитие производственных цепочек и промышленной кооперации недавно обсуждали на конференции Минпромторга и Росатома «Новые материалы и технологии». Как рассказал в своем выступлении на сессии «Транспорт будущего» руководитель кластера электродвижения группы «ТехноСпарк» и операционный директор стартапа Swapery Андрей Коцеруба, городской транспорт будущего будет электрическим и беспилотным. «Мы строим транспортную экосистему будущего — электрическую и беспилотную, так как эти направления экологичны, помогут снизить количество аварий, сократить время на логистику. Системный подход «ТехноСпарка», заключающийся в разработке технологий и продуктов, быстром внедрении новейших материалов в производство, позволяет решать ранее недоступные промышленности задачи и делать новые отрасли более конкурентоспособными на российском рынке», — сообщил Андрей Коцеруба.

P.S. Впрочем, сегодня процесс покрытия федеральных трасс и крупнейших городов России сетью быстрых зарядных станций (мощностью от 150 кВт) только набирает обороты. Его подстегивают и государственные планы по увеличению парка электромобилей, который к 2030 году должен будет составлять как минимум 10% всего объема производства транспортных средств, а это порядка 730 тыс. экземпляров. В бюджете РФ на 2024 год депутаты уже обозначили цель до конца года открыть 3 тыс. зарядных станций для электромобилей, а еще через 6 лет их количество должно превысить 28 тысяч.

Комментарии (54)


  1. freestyler8
    21.11.2023 11:44
    +14

    Основное требование к зарядным устройствам — быстрая зарядка

    Вот это типичное заблуждение чиновников всех мастей, от которого они упорно не желают отказываться.

    Основное требование к зарядным устройствам - это возможность приехав домой на ночь подключить машину к розетке. И если пользователь не таксист, то даже медленная зарядка за ночь зальет в его машину электричество, потраченное на условный дневной пробег "дом-работа-супермаркет-фитнес центр-дом". То есть надо в первую очередь прорабатывать правовую базу для установки медленных зарядок там, где машины стоят ночью: во дворах, паркингах, на стоянках и т.д. Сейчас же, фактически, электромобиль может быть комфортен только тем, кто живет в частном доме.

    А даже "супербыстрая" зарядка за 10 минут в городе не так сильно нужна. Ну не будет человек, едущий утром на работу (или вечером с работы), 10 минут ждать пока его машина зарядится. И это хорошо если очереди не будет! Да, такие зарядки нужны, но только как дополнение к медленным у дома.


    1. ivankudryavtsev
      21.11.2023 11:44
      +2

      Ваш комментарий очень правильный. Для этого надо оборудовать дворы и дома нормальными парковочными местами. Если сейчас это рокет сайнс для российских застройщиков, о каких розетках речь :)

      А когда люди паркуют машину вдоль дороги на расстоянии 1 км от дома - это утопия. Так что уж 20-минутные зарядки, не так уж плохи, особенно, если у супермаркетов. Хотя, масштабирование - это, конечно, большой вопрос. В такой топологии застройки человейниками, боюсь что электромобиль - роскошь, доступная только живущим в условном "апстейте".


      1. AntoineLarine
        21.11.2023 11:44
        +1

        Так что уж 20-минутные зарядки, не так уж плохи, особенно, если у супермаркетов.

        Если не считать, что придётся к каждому супермаркету тянуть ЛЭП и строить подстанцию. Если речь не про пару штук на супермаркет, конечно.


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44

      О да! Спасибо большое за ваш комментарий! Это действительно сейчас проблема, зарядных станций категорически мало. Этот момент я не описала. Хотела повесить табличку из плана "Энергия Москвы", где дается расчет количества станций, которые необходимо установить в городе. Он работает с начала 2023 года. Но картинка размытая получается. Вроде как планируют к 2025 году только быстрых установить более 1 тыс.


      1. AWRDev
        21.11.2023 11:44

        Мне кажется, автор комментария про оборудование зарядных станций "на местах", а вы всё про обособленные.


      1. saege5b
        21.11.2023 11:44

        1.000 х 150 = 150.000 кВт. = >150 МВт.

        Вы уже решили вопрос с энергодефицитностью г.Москва?


    1. Belozer1
      21.11.2023 11:44
      +1

      Так автор же и пишет, что разработана линейка станций - от домашней, до сверхбыстрой. Согласен, что домашние зарядки важны, но и быстрые - не менее актуальны. Например, для гостей, которые приехали погулять по городу...


      1. zatim
        21.11.2023 11:44
        +1

        Быстрые зарядки потенциально проблемны. За короткое время перекачивается адовое количество энергии, текут трехзначные токи, огромное количество энергии выделяется в тепло. Все это потенциально пожароопасно. Не говоря уже о повышенных потерях энергии. Это ведь задумывалось для экономии и экологии. Кроме того, режим зарядки огромными токами не очень хорошо сказывается на долговечности батареи. Также непонятно как электросеть будет реагировать на огромные кратковременные потребления энергии.


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44

          Добрый вечер! Огромное спасибо за комментарий. Очень интересные замечания. Действительно, изначально в мире идея была связана с решением проблем ESG. К экономике это точно не имело отношения. Но вот про энергию, которая выделяется в тепло и вызывает опасность пожаров, никто не говорит. Это, действительно, серьезно и требует особого контроля.


      1. freestyler8
        21.11.2023 11:44

        Вот я про это и пишу, что занимаются не тем, чем надо. Зарядных станций у меня в квартире штук 30, называется "розетка". И своими 16А каждая вполне способна за ночь залить в электромобиль 100 - 150 км пробега.

        А вот чтобы поставить такую же розетку в подземном паркинге, где ночует моя машина, я должен собрать согласия всех членов кооператива (паркинга), разработать проект подключения, согласовать его с Ленэнерго и т.д. И кроме меня никому этот геморой не нужен, то есть везде придется выпрашивать (подпись у членов ГСК) или пробиваться буквально "с боем" (в Ленэнерго). Да, есть фирмы, которые делают и согласовывают проект. Но по-честному получить 40-50 подписей с физлиц, которым это не нужно, - задача нереальная.

        Сугубо административные барьеры, а их пытаются решить, разрабатывая "линейку домашних зарядных станций на 7 кВт".


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44

          Добрый день, коллега! Спасибо за проявленный интерес к моей статье. Только вот путаница какая-то получается. Каким образом административные барьеры могут сломать обычные разработчики? Ведь не власти занимаются разработками, а обычные инженеры. Я в статье говорю об одном из стартапов, который работает над такими устройствами. А барьеры - это вопросы к столичным властям и прочим функционерам. Они вряд ли свои барьеры будут разрушать. Я в статье как раз написала, какие условия выдвинуты властями, какие нормативы для новых приборов есть. А разработчикам ничего не остается делать, как соответствовать им.


          1. freestyler8
            21.11.2023 11:44

            Добрый день! Нет путаницы. В статье говорится про проект "Энергия Москвы", который решает проблему не как надо, а как проще (как умеет?). Вместо чиновников к решению административной проблемы они зачем-то привлекли проектировщиков. Зарядных станций (устройств) в продаже и так полно (вбил в поиск на маркетплейсе, устал листать), их ставить негде и подключать некуда. А эта проблема не решается, т.к. опять-таки, ставят не где надо, а где попроще. В СПб то же самое: карту расположения немногих имеющихся зарядных станций цензурно не прокомментировать, ставят чуть ли не в лесу.

            Если для решения задачи использовать неподходящие ресурсы, то скорее всего получишь неприемлемый результат.


    1. diaskzn
      21.11.2023 11:44

      Поддерживаю. Вместо одной супер быстрой, можно поставить сотню медленных зарядок тип2 7кВт.


      1. ajava2 Автор
        21.11.2023 11:44

        Добрый вечер! Благодарю за отзыв. Насколько я знаю из открытых источников, в планах столичных властей ставить и много медленных зарядок.


    1. ebt
      21.11.2023 11:44
      +2

      Кстати, мануал известных американских электромобилей не рекомендует заряжаться на сверхбыстрых зарядках (суперчарджерах) на постоянной основе, т.к. это вредит аккумулятору.


      1. ajava2 Автор
        21.11.2023 11:44

        Добрый вечер! Спасибо за комментарий. Очень интересная информация. Подскажите, пожалуйста, где можно об этом подробнее почитать? Хочу написать эти моменты.


        1. Fhann
          21.11.2023 11:44

          Это миф. Важна не то, как быстро батарея харяжается, а температурные условия.

          Это на основе телефона, разницу между быстрой и медленной зарядкой не заметил по деградации.


    1. Kelsink
      21.11.2023 11:44

      И да и нет. Все типы зарядок нужны. У них совершенно разное применение. Я проехал чуть больше 30к км на электричестве за последний год и могу сказать следующее. В холодном климате без домашней зарядки никуда - нужно около 3кВт в идеале 6. В теплом вполне можно жить используя только быстрые зарядки вне дома. Особенно в городе, хотя это не очень удобно по сравнению с домашней зарядкой. Медленные зарядки 3-6кВт идеальны для перехватывающих и офисных парковок. Особенно когда нет лимита по времени зарядки и не надо бежать менять место в середине дня. Для магазинов все же удобнее 75+кВт. Что-то что может машину за часок зарядить. Тесловские суперчаржеры на 250кВт не очень удобные в этом плане - не успеваешь ничего купить. Приходится машину переставлять. В дороге только 200кВт+. Все что меньше - сильно сбивает ритм. Хотя приемлемо для перекусов.


      1. EShin
        21.11.2023 11:44

        Это еще и благо для электросетей. Для примера, в Москве на дневном пике (17:00) потребляется в 1,5-2 раза больше электроэнергии чем ночью.


  1. Lev3250
    21.11.2023 11:44
    +2

    Вы все еще думаете, что зарядить электромобиль — дело муторное и долгое?

    Да никто так уже не думает

    Ожидается появление станции, которая позволит достигать мощности 150 кВт.

    Пока кто-то там ожидает, Tesla SuperChanger V3 уже выдаёт 250kW (а на подходе V4).

    Про "домашние зарядки" перед подъездом, что они нужны в первую очередь, уже написали.

    Короче, типичный копирайтерский буллщит


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44

      Добрый день! Мне очень жаль, что вы так низко оценили мой труд( На самом деле в комментариях выше люди согласились, что зарядить сегодня электромобиль не так легко, потому что станций очень мало. Ну а Tesla для простого москвича - это же практически несбыточная мечта. Скорее, заряжать придется "Москвичи")


      1. funca
        21.11.2023 11:44

        Через несколько лет нынешние преимиумы будут продаваться как б/у, по цене "Москвича". Да и технологии из премиумов сейчас довольно быстро спускаются в сегменты ниже.


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44
          +1

          Добрый вечер! Спасибо, что прочитали мою статью и откликнулись. Получается ведь, что в таком случае электрические зарядные станции разных типов будут востребованы?


      1. diaskzn
        21.11.2023 11:44
        +1

        Новый москвич 3е стоит 4 миллиона, разгон до сотни 10 секунд.

        Годовалая тесла 3 Лонг рендж стоит тоже 4 миллиона, разгон до сотни 3,5 секунды, проезжает больше

        Выбор очевиден.


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44

          Добрый вечер! Благодарю за внимание к моей статье, это очень приятно. Вот только не очень поняла вашу позицию насчет новых разработок зарядных станций. Ведь если у нас на рынке будут много продвинутых автомобилей, то продвинутых станций должно быть больше? Или я не права?


          1. Lev3250
            21.11.2023 11:44

            Нужны станции, а не картинки с презентации. А пока что это обещания на уровне Роскосмоса.

            В том и дело, что хорошую вещь и так видно, её не надо рекламировать. Все о ней и так будут говорить. А когда надо из ничего сделать новость и статью, то нанимают копирайтера, чтобы накатал целую простыню из фразы "может быть кто-то что-то сделает и это будет хорошо"


            1. ajava2 Автор
              21.11.2023 11:44

              Уважаемый коллега, добрый день! Я понимаю ваше возмущение, сама, как потребитель столичных услуг, негодую. Но поверьте, я не имею никакого отношения к структурам, принимающим решения. И даже к производству. С радостью поставила бы в каждом дворе по 20 зарядных станций. Но увы, как журналист, очень далека от этого. Я рассказываю о ситуации на рынке. О разработчиках, которые не опустили руки, а что-то придумывают, продвигают свежие идеи. Или по-вашему, если где-то с чем-то плохо - надо молчать и ждать, когда все наладится?


  1. Aquahawk
    21.11.2023 11:44
    +2

    а что если сделать такой рассчёт: сколько энергии в джоулях завозится в города в виде бензина, автомобильного газа и дизеля. Способна ли городская энергосеть подвести в город столько энергии?


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44
      +1

      Добрый день! Да, это было бы очень интересно. При случает поинтересуюсь у энергетиков и транспортников.


      1. R820T2
        21.11.2023 11:44
        +1

        4 млн автомобилей (где-то читал оценочное кол-во, грубо), 1000 км в месяц (хотя заниженная наверное цифра для мск, особенно с учетом количества такси и курьеров) - это литров 100 (городской режим стандартного седана 10 л/100 км). Ну и далее по формулам


    1. uuger
      21.11.2023 11:44
      +1

      Способна ли городская энергосеть подвести в город столько энергии?

      Это риторический вопрос?


    1. EShin
      21.11.2023 11:44

      Ради интереса посчитал для Москвы и Подмосковья. Предположим, что в регионе будет эксплуатироваться 700000 электричек, а это 10% от всего автопарка, тогда количество потребляемой электроэнергии возрастет на 20 %. Примечание: при среднем пробеге 20000 км в год и потреблении 15 кВт/час на 100 км.


  1. Quackerjack
    21.11.2023 11:44
    +2

    Интересно, будут ли премиальные колонки, с бескислородной медью, чтобы электроны более правильно выстраивались, когда бегут в аккумулятор, создавали более насыщенный заряд с нотками обволакивающего озона или только сегрегация на акантовое число ватты =))


    1. VelocidadAbsurda
      21.11.2023 11:44
      +1

      А ещё с «недоливом» на «мутных» заправках забавно будет - машина то теперь в состоянии со своей стороны не менее точно считать «залитое»


    1. R820T2
      21.11.2023 11:44
      +1

      Да, и премиальные "заправщики", которые будут смазывать контакты для лучшего прохождения зарядного тока. А после пары случаев возгорания авто при зарядке из-за плохого контакта (после того как в вилку зарядную кто-то плюнет, "бычок" или жвачку засунет и т.д.) это станет ну очень актуальным


  1. Kirill_Zhudenkov
    21.11.2023 11:44

    По-моему, очень интересная и познавательная статья. И очевидно же, что она о будущем города, а не о нынешнем состоянии. Думаю, разработчикам зарядных станций есть о чем подумать и к чему стремиться. Но уж точно автор статьи не может и не должен отвечать за те огрехи столичных функционеров, которые можно наблюдать сейчас. Видимо, ядовитые комментарии предназначались им.


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44
      +1

      Добрый день! Спасибо вам большое за отклик. Да, я действительно писала о том, что нас ожидает. И о том, над чем корпят сегодня разработчики, чтобы выпустить продукт будущего. А так да, я согласна с некоторыми комментаторами, что проблема есть. Но это не значит, что инженеры должны опустить руки и ждать, когда город насытится теми зарядками, которые есть на сегодняшний день.


      1. AntoineLarine
        21.11.2023 11:44

        Хотелось бы узнать, откуда возьмутся новые электрические мощности для "продукта будущего"? Есть ли адекватные оценки увеличения нагрузки на уже существующие электросети и планы по строительству новых? Основная проблема ведь не в том, как сделать очередную высокотехнологичную розетку.


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44
          +1

          Добрый вечер! Спасибо за ваш комментарий. Вы подали мне хорошую идею для новой статьи. Благодарю.


  1. drauger
    21.11.2023 11:44
    +3

    Так, недавно компания ... заявила о том, что ... закончила разработку линейки быстрых станций для зарядки электромобилей. В серию новых зарядных станций вошли 4 модели: быстрые мощностью 150 и 80 кВт ...

    ... Ожидается появление станции, которая позволит достигать мощности 150 кВт.

    Соседние абзацы. Так закончили разработку, или все еще ожидается появление?


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44

      Добрый вечер! Рада вашему вопросу по существу статьи. Да, разработку инженеры закончили. А вот когда такие станции появятся в наших дворах, к сожалению, не могу сказать. Скорее всего, такие вопросы решаются в столичных департаментах. Как только узнаю подробности, обязательно напишу.


  1. FobOrgan
    21.11.2023 11:44

    Вот жителям частных домов по идее выгодны электрокары, т.к. ездить нужно за всем на свете, дневные пробеги всё же обычно не выходят более скажем 100км, можно недорого заряжать по ночам. Думаю даже за ночные маломощные зарядки будут просить денег больше чем за обычную бытовую розетку.

    Но! Заряжать то нечего, не продаются в России электрокары с поддержкой производителя, при покупке ты остаёшься с ним один на один. Если в крупных городах единицы энтузиастов ещё могут пойти на такое, то все остальные нет.


    1. ajava2 Автор
      21.11.2023 11:44

      Добрый вечер! Благодарю за комментарий. Это интересная информация. Вообще на улицах Москвы уже достаточно много автомобилей на электротяге. Вот зарядных станций действительно мало. Но, может, когда появится больше зарядок, то и с продажей, и с поддержкой электрокаров станет лучше?


      1. AntoineLarine
        21.11.2023 11:44

        С продажами и поддержкой будет лучше, когда их производители официально вернутся/придут в Россию. Например, та же тесла официально никогда не поставлялась к нам. Практически всё легковое электрическое как шло, так и идёт через параллельный импорт.


        1. ajava2 Автор
          21.11.2023 11:44

          Добрый день! Согласна с вами. Будет поставщик - будет и продукт, а будет продукт - будет и инфраструктура.


    1. Wolframium13
      21.11.2023 11:44

      Москвич

      EVOLUTE

      SKYWELL

      Вроде Zeekr, но это не точно.

      Ничего себе, не продают.


      1. FobOrgan
        21.11.2023 11:44

        Как то приемлемо смотрится Москвич, но только из предложенных. а хотелось бы что-то типа BYD Seagull


  1. Melonom
    21.11.2023 11:44

    А цена то какая будет? Это конечно круто когда зарядки бесплатные, но так же не будет. И вот интересен порядок цен. Если цены будет даже на ровне с бензином/дизелем то смысл в этих электричках?


    1. Wolframium13
      21.11.2023 11:44

      Отсутствие выхлопа в городе.


      1. Melonom
        21.11.2023 11:44

        Но появляется наличие огромной кучи акумов с которым не известно что делать.


        1. Fhann
          21.11.2023 11:44

          А если ещё и менять авто каждые два года, то по экологии получается ещё хуже.


        1. Wolframium13
          21.11.2023 11:44

          Ну так они то за городом (а то и вывезены в другие страны).

          Электромобиль делает чище город, а не Землю.


          1. Melonom
            21.11.2023 11:44

            Ну есть главное, что бы город был чистый а что там за условным МКАДом, проблемы тех, кто там живёт?


            1. Wolframium13
              21.11.2023 11:44

              Или в условных афространах, где эти батареи голыми руками разбирают или литий добывают.

              Всегда было.