В 2019 году компания Tesla представила два новых автомобиля. В марте — Model Y — немного более высокую версию Model 3 с задней дверью-люком вместо багажника. Её восприняли как умный, но скучный автомобиль. Именно так поступают взрослые автомобильные компании: они повторяют успешные модели из года в год, из десятилетия в десятилетие. Сейчас Model Y — один из самых продаваемых автомобилей в мире, настоящий хит продаж и, несомненно, лучший и самый прибыльный продукт, который Илон Маск когда-либо помогал создавать. Маск писал о Model Y в Твиттере всего семь раз. И тут появился Cybertruck.

Спустя полгода Tesla представила Cybertruck, который, как предполагается, будет доставлен в конце месяца очень терпеливым клиентам, внёсшим залог за автомобиль до начала пандемии. Cybertruck уже стал посмешищем, и этому способствует постоянный поток тревожных видеороликов и изображений, распространяемых в преддверии его выпуска.

Поставки должны были начаться в 2021 году. Это должен был быть чемпион по бездорожью и демон скорости, модульный, но «буквально пуленепробиваемый», с базовой ценой около $40 000. Во время презентации разбились небьющиеся стёкла. В последние недели Cybertruck подвергся многочисленным насмешкам в Интернете за то, что не может преодолеть небольшой грунтовый холм, имеет дурацкий логотип, нелепо выглядит сзади и имеет такие зазоры в панелях, что через них мог бы проехать автомобиль гораздо более скромных размеров. Он не может продаваться в Европе — огромном рынке для Tesla — поскольку слишком велик и не имеет спасительных сминаемых зон в случае аварии. Компания Tesla также заявила, что сохраняет за собой право подавать в суд на владельцев, которые перепродадут свои Cybertruck’и в течение года, после чего тихонько исключила этот раздел из своих условий. И это только самая интересная информация, ставшая публичной, пока прототипы находятся в руках самых горячих поклонников Маска. Илон Маск писал о Cybertruck в Твиттере 27 раз.

Всё это привело к тому, что некоторые люди задаются вопросом: а зачем вообще нужен Cybertruck? Короткий ответ таков: Cybertruck существует потому, что это идеальный автомобиль Илона Маска, полное воплощение всего, чем он является, — вещь, которая пытается выполнять кучу разных функций одновременно и не справляется ни с одной из них, но кажется революционной и интересной, если посмотреть на неё очень быстро, всего лишь на мгновение.

Для полного объяснения этого феномена необходимо вспомнить Илона Маска до пандемии. Это было до того, как он стал ультраправым троллем, общался с белыми националистами и нацистами в Twitter и говорил им, что у них есть хорошие аргументы. Это было до того, как он стал владельцем Twitter, очень публично превратил его в горящую помойку и изменил его название на понравившуюся ему букву. Это было до того, как он поддержал Канье Уэста на выборах президента и предсказал, что к концу апреля 2020 года количество новых случаев заболевания Ковидом будет «близким к нулю». В 2019 году ещё нельзя было с уверенностью говорить о том, что Илон Маск не гений поколения, каким его многие считали.

В 2019 году я работал на автомобильном сайте, который освещал автомобильную промышленность. Маск был одновременно постоянным источником дискуссий и поводом для изнурительных размышлений. Нас тошнило от него, но в то же время мы не могли им насытиться. Непомерное влияние Маска на скучную и спокойную автомобильную индустрию было частицей хаоса в замкнутой системе. Маск, при всех его недостатках, сделал то, чего мы не ожидали. Он создал новости и дал нам повод писать о нём. Маск использовал это в своих целях, получая бесплатную рекламу для своей автомобильной компании, постоянно рассказывая о новостях, которые могли бы привлечь к нему внимание прессы. Сейчас мне кажется совершенно очевидным, что в какой-то момент та часть его мозга, которая понимала эту игру, атрофировалась и умерла, оставив часть мозга, которая придумывает безумные высказывания, единолично владеет его мыслями. Тем не менее, на автомобильном сайте почти не было споров о том, что Маск, на самом базовом уровне, был умным парнем. Он и должен был быть таким — посмотрите на Tesla.

Сейчас существует поговорка, которую я приписываю бывшему инженеру Twitter Роду Хилтону, что любой человек будет считать Маска гением, пока не услышит, как он говорит о предмете, в котором человек разбирается. Как сказал Хилтон: «Он говорил об электромобилях. Я ничего не знаю об автомобилях, поэтому, когда люди сказали, что он гений, я решил, что он, должно быть, гений. Потом он говорил о ракетах. Я ничего не знаю о ракетах, поэтому, когда люди сказали, что он гений, я решил, что он, должно быть, гений. Теперь он говорит о программном обеспечении. Так получилось, что я много знаю о программном обеспечении, а Илон Маск говорит самое глупое дерьмо, которое я когда-либо слышал от кого-либо, поэтому, когда люди говорят, что он гений, я думаю, что мне следует держаться подальше от его машин и ракет».

У меня была похожая карьера. До работы на автомобильном сайте я занимался общественным транспортом. Маск, как известно, ненавидит общественный транспорт и создал целую компанию по прокладке тоннелей для своих автомобилей специально для того, чтобы сделать общественный транспорт устаревшим. Некоторые из самых глупых вещей, которые я когда-либо слышал от кого-либо об общественном транспорте, прозвучали из уст Илона Маска. Это были такие вещи, которые даже не вызывают споров и сомнений, и просто звучат невежественно. Такие вещи может сказать пятилетний ребёнок, играющий с игрушечными машинками. Сотни тоннелей под городом навсегда ликвидируют пробки, утверждал он. Именно тогда, примерно в 2016 году, когда Маск создал The Boring Company, я понял, что Маск обладает двумя неоспоримыми способностями: привлекать к себе внимание и играть роль умного человека.

Маск — конферансье. Он актёр, играющий умного человека, и, как все хорошие актёры, он умеет доставлять удовольствие своим поклонникам. Когда был выпущен Cybertruck, все наши сообщения о нём на автомобильном сайте привели к чудовищному трафику, потому что людей это развлекало. Друзья и родственники, которые ничего не знают об автомобилях, писали мне, спрашивая про Cybertruck. Это был по-настоящему шокирующий автомобиль, полная противоположность Model Y во всех отношениях, а значит, полностью в стиле Маска. Даже разбивающееся окно было разыграно под смех и аплодисменты. В 2019 году Cybertruck стал лучшим концепт-каром года по версии Motortrend, потому что автожурналисты тоже получили свою порцию развлечений.

Для тех, кто считает автомобиль не более чем необходимой бытовой техникой, вроде стиральной машины или холодильника, на которые, по иронии судьбы, очень похожи на Cybertruck, концепт-кар не покажется чем-то новым. Это прототип, обычно даже не функциональный, который выставляется на автосалонах в маркетинговых целях. Это способ, которым традиционные автомобильные компании, наряду со спонсированием гоночных команд, сигнализируют о том, что они думают о больших, захватывающих, радикальных новых идеях, выпуская при этом 48-ю версию Honda Accord или что-то подобное. Большинство этих компаний достаточно умны, чтобы не превращать концепт-кары в реальные автомобили, поскольку концепт-кары, почти по определению, являются дико непрактичными транспортными средствами, которые практически невозможно надёжно производить в массовом масштабе и которые никто в здравом уме не захочет покупать.

Я понятия не имею, будет ли продаваться Cybertruck. Другому печально известному артисту, П.Т. Барнуму, часто приписывают поговорку «каждую минуту рождается лох». Эта максима оставляет бессовестному саморекламщику вроде Маска массу возможностей для заработка. Но я знаю, зачем существует Cybertruck. Он опоздал на три года, практически не появлялся на публике, не имеет многих обещанных технических характеристик, а на его продвижение было потрачено ровно ноль долларов. Но мы всё ещё говорим о нём и о человеке, который его представил. А это, в конце концов, и есть то, чего он хочет.

Комментарии (27)


  1. ilriv
    24.11.2023 20:31
    -6

    а зачем вообще нужен Cybertruck. Короткий ответ таков: Cybertruck существует потому, что это идеальный автомобиль Элона Маска, полное воплощение всего, чем он является, - вещь, которая пытается выполнять кучу разных функций одновременно и не справляется ни с одной из них, но кажется революционной и интересной, если посмотреть на неё очень быстро, всего лишь на мгновение

    Короткий ответ таков: Cybertruck существует потому, что продавать большие автомобили выгодней чем маленькие. Стоимость автомобиля растёт пропорционально объему, но большую часть этого объема занимает воздух. Именно благодаря этому Кайенн спас Порше от поглощения Фольксвагеном, а большие пикапы спасают старых американских автопроизводителей от банкротства. Так что Cybertruck должен был выбить у американских конкурентов их спасительную соломинку в виде F-150, Ram 1500 и пр. Это был хороший ход.

    А то что исполнение подкачало - ну, это не первый перенос сроков. Бывает.


    1. nee77
      24.11.2023 20:31
      +2

      По Вашей логике Toyota Land Cruiser должен стоить больше какой-нибудь модели Ferrari ) Ну и как бы владельцы VAG (Фольксваген Авто Груп) - это семья Порше.


      1. ilriv
        24.11.2023 20:31
        -2

        Нет. Феррари и Тойота попадают в два разных кластера на графике "цена-размер".

        Лет 15 назад Порше была убыточной и шли переговоры о покупке Фольксвагеном компании Порше. Но после выхода Кайенн дела Порше пошли в гору и всё вышло наоборот: Порше оказался собственником Фольксвагена. Хотя по сути произошла консолидация активов.


        1. tommyangelo27
          24.11.2023 20:31
          +4

          Нет. Феррари и Тойота попадают в два разных кластера на графике "цена-размер".

          А как вы кластеры опередляете? Ну возьмите, для примера, Dacia Jogger и Peugeot 307, раз Феррари не подходит.


          1. Chamie
            24.11.2023 20:31

            Dacia — бюджетная марка. Peugeot — среднего класса.


            1. tommyangelo27
              24.11.2023 20:31
              +2

              BMW Z4 и BMW X1? Кто больше и кто дороже?


          1. ilriv
            24.11.2023 20:31

            Просто смотрю на график.

            Ну или можно провести кластерный анализ.


    1. ShadowTheAge
      24.11.2023 20:31
      +3

      Сколько сейчас литр автомобиля стоит?


    1. ssj100
      24.11.2023 20:31
      +1

      Cybertrack существует потому что в США есть люди которые понтуются большими машинами... целая прослойка людей, некоторые берут их как статусность, И наверное они даже с асфальта не съезжают катаясь по городу... вот для таких и как раз подходит Cybertrack... Тут на хабре постоянно говорят о дальности, мощности, грузоподъемности - но это не для Cybertracka, тут важнее прикольная и большая вот и все так называемая Тесла на максималках. поэтому их клиенты не реднеки/работяги, а мажоры, гики, начальники


      1. Chamie
        24.11.2023 20:31
        +1

        На самом деле, пикапы в США любят не из-за одних размеров (иначе бы большие внедорожники и лимузины были не менее популярными), а потому что они проходят по категории лёгких грузовиков, поэтому на них намного ниже налоги, не распространяются требования по безопасности и выхлопам и т.д..


        1. develmax
          24.11.2023 20:31
          +1

          А еще пикапы - это идеальный автомобиль для привоза всяких грузов себе на ранчо.


  1. Chamie
    24.11.2023 20:31
    +17

    Вся статья начиная со слов «И тут появился Cybertruck» — голый хейт в адрес Маска и всего, что бы он ни делал, с использованием как обманчивых формулировок так и откровенного вранья.


    1. Chamie
      24.11.2023 20:31
      +7

      На моменте с «небольшой грунтовый холм» я подумал, что это, наверное, такая ироничная подача, высмеивающая хейтеров... но нет. автор действительно так описывает прохождение Кибертраком на дорожных шинах бетонной трассы полигона рок-краулинга. А потом обвиняет Илона в том, что он, мерзавец такой, имеет наглость разговаривать с теми, кто не нравится автору.


      1. isden
        24.11.2023 20:31
        +4

        Особенно доставило "он стал ультраправым троллем, общался с белыми националистами и нацистами в Twitter".


        1. ImagineTables
          24.11.2023 20:31
          +8

          Так это и есть главная вина «Кибертрака».


      1. redline
        24.11.2023 20:31
        -1

        Кстати да. Такие трассы на легеньких Wrangler'ах проходят. У Cybertruck только батарея весит как Jeep Wrangler, наверное


  1. dave2
    24.11.2023 20:31
    +9

    что не может преодолеть небольшой грунтовый холм

    Но ведь на видео он смог, разве нет?


  1. zartdinov
    24.11.2023 20:31

    Эти квалифицированные специалисты сделали бы еще одну машину или еще один сайт. Даже такое разбитое стекло увеличивает маркетинг в 10 раз, если задуматься, может и специально неплохо было бы его разбить.


    1. Chamie
      24.11.2023 20:31
      +1

      На лицензионном игрушечном Кибертраке от HotWheels стёкла уже «разбиты». Ну, точнее, в комплекте есть стикеры в виде трещин.


  1. redline
    24.11.2023 20:31
    +1

    а F-150 Lightning или Rivian R1T автору как - по душе?


  1. SteelRat1997
    24.11.2023 20:31
    -2

    Отличная статья, спасибо! К сожалению, остаётся ещё довольно много людей, которые верят каждому слову Маска. Но их становится всё меньше, и это прекрасно!


  1. oleg_rico
    24.11.2023 20:31
    +2

    Я лично полностью уверен что Маск - это инопланетянин. Сюжет, которые мы читали В десятках фантастических романов Когда космонавт попадает на чужую планету и должен найти путь вернуться домой.

    Сначала нужно заработать деньги, чтобы потом на них создать технологии для доставки своей тушки обратно. Попутно можно подтянуть экономику аборигенов, придумав что-нибудь новенькое.

    Скорее всего, на Марсе находится корабль матка с которого был выслан разведзонд на Землю


  1. bredd_owen
    24.11.2023 20:31

    "Он не может продаваться в Европе - огромном рынке для Tesla - поскольку слишком велик и не имеет спасительных сминаемых зон в случае аварии"

    Поправьте меня, но при отсутствии сминаемых зон он нигде не может продаваться, так как в случае аварии кинетическая энергия не гасится. Это повышает риск как для людей в Sybertruck, так и для людей в машине, с которой они столкнутся.


    1. Chamie
      24.11.2023 20:31

      Так и есть. И в Штатах нормативы почти такие же жёсткие, как в ЕС. Разве что отстают, обычно, не несколько лет, если не путаю.


    1. Pshir
      24.11.2023 20:31

      Скорее всего, именно поэтому Tesla до сих пор скрывает результаты краш-теста


  1. sevmax
    24.11.2023 20:31

    В последние пару месяцев, Cybertrack стали замечать разъезжающим на улицах городов Кремниевой Долины. Так что да - он есть, он реален и он выходит на продажи.


  1. Batalmv
    24.11.2023 20:31

    Странная машина. ХЗ. Я думаю, что не сильно взлетит. Все таки рынок пикапов скорее ориентирован на "глубинную" америку с традициями. Там меньше фанатов "всего нового" и "инновационного".

    Плюс в следующем году будут уменьшаться льготы, что скажется на популярности "электричек"

    Ну, и если честно, то будущее автомобилей, как его видит маск и уме подобные мне лично не нравится