На барной стойке, кассе или у входа почти в каждом ресторане или кафе можно увидеть сенсорный POS терминал — моноблок, в котором оформляются заказы и фиксируются все рабочие процессы. Это самый популярный тип гаджетов в ресторанном бизнесе. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что если в заведении работают более 5 сотрудников в смену, то в нём наверняка используется сенсорный моноблок

Сегмент сенсорных POS‑терминалов для HoReCa — один из самых загадочных на ИТ‑рынке. По нему нет специальных исследований, очень мало обзоров устройств и совершенно непонятно, как он устроен. Чтобы в этом разобраться, информационная служба Хабра провела несколько бесед с импортёрами этих гаджетов на рынок, а также поговорила с Романом Фахриевым — менеджером по продукту системы автоматизации для ресторанов Absolut POS.

Как и вся ИТ‑индустрия, рынок моноблоков в России за последние полтора года пережил большие изменения и смену продуктовой линейки. Ресторанный рынок оживился — его темпы роста сейчас опережают рост продаж в ретейле, даже с поправкой на инфляцию. Вместе с рынком растёт спрос и на моноблоки. Ёмкость рынка специализированных сенсорных моноблоков насчитывает порядка 400–450 тысяч устройств, в денежном выражении — порядка 30 млрд рублей. В России они стоят почти в 180 тысячах организаций HoReCa, при этом у одной организации могут быть в управлении несколько десятков точек, а в крупных заведениях может стоять 2–3 моноблока.

Плюсы и минусы моноблока

Сенсорные терминалы, которые используются в HoReCa, похожи по архитектуре на обычные потребительские моноблоки. Единственное отличие — более высокие требования к живучести. По стандартам IP, сроку службы экрана, материнской платы и общим техническим характеристикам это оборудование ближе к промышленному.

Недостатки, присущие моноблокам: крайне затруднён апгрейд системы, трудно заменить материнскую плату, поменять расположение или количество портов, ограничена возможность замены процессора. И всё же моноблоки (POS‑терминалы) охотно покупаются: они просты в установке, компактны и надёжны. Не последнюю роль играет дизайн: для индустрии HoReCa, особенно в среднем и премиум сегментах, важна имиджевая составляющая, а стильное компактное рабочее место персонала подчёркивает статус заведения.

Помимо красоты у POS‑терминалов есть и другие важные качества: производительность, удобство использования, защищённость (да, на него могут случайно пролить кофе, и он не сломается), возможность подключения периферии. Учитывая, что на устройстве будет работать только специализированное ПО для общепита (такое как Iiko, Absolut POS или R‑keeper), требования по производительности к моноблокам диктуют именно провайдеры ПО.

Какой софт подходит для моноблока?

ПО на моноблоках служит для разных целей: как для автоматизации бизнес‑процессов, повышения производительности персонала и заведения и уплаты налогов, так и для увеличения продаж через маркетинговые активности, систему лояльности и рекомендации. Любое ПО напрямую завязано с ОС, а то в свою очередь — с архитектурой железа (ARM или x86). Windows (x86) based моноблоки существуют с 90-х годов, они исторически быстрее появились на рынке благодаря развитию ОС от Microsoft и стали первыми, для кого разрабатывают ПО. Первые Android based планшеты начали массово производить только с 2011 года, ПО для этой ОС вышло ещё позже. Технических отличий множество, сконцентрируемся на самых близких к потребителю.

  1. ПО для Android работает на дешёвых устройствах: планшеты, моноблоки, смартфоны. За лицензию Android не нужно дополнительно платить, всё установлено на заводе.

  2. ПО для Android быстрее обновляется, т.к разработка быстрее и гибче за счёт новых технологий, дешевле, т.к на рынке больше специалистов.

  3. ПО для Windows более зрелое и проверенное временем, в нём точно будут все нужные функции и меньше багов.

  4. ПО для Windows чаще дешевле и может быть куплено с пожизненной лицензией — одним платежом, без SaaS (ежемесячной подписки).

Выбор между ПО для Windows, Android или iOS на моноблоках во многом зависит от специфики бизнеса, бюджета, требований к функциональности и личных предпочтений владельца бизнеса. Важно также учитывать будущие планы по масштабированию и интеграции с другими системами и технологиями.

На текущий момент на рынке СНГ крупным и средним сетевым заведениям, ретейлу больше подходят ПО для Windows, а ПО для Android чаще подходит малому и микро бизнесу. Но ситуация будет меняться, что подтверждается действиями крупных игроков с ПО для Windows, разрабатывающих Android клиенты. iOS занимает очень небольшой сегмент из‑за проприетарного и дорогого оборудования, малому количеству компаний‑разработчиков.

Моноблок vs планшет

Если сравнивать POS‑терминалы с планшетами, главное отличие — в операционной системе. До 90% потребительских планшетов работают на ОС Android, для которого существует небольшой список ПО для автоматизации, например Absolut POS. Планшеты Apple, сопоставимые с моноблоками по стоимости, выбирают либо ради имиджевой составляющей, либо из желания работать на ПО, совместимом с iOS.

Cенсорный моноблок, в отличие от планшета, имеет большую диагональ экрана, что гораздо удобнее в использовании. Для некоторых типов ПО в общепите вообще невозможно использование экрана меньше 15".

Терминал отличается повышенной надёжностью, поскольку планшет — это потребительское устройство, а не профессиональный инструмент. Короткий срок гарантии, низкая ремонтопригодность и отсутствие промышленных комплектующих (экран, плата и т.п), а также низкий по сравнению с моноблоками уровень защиты от влаги и ударов ограничивают использование планшетов узким сегментом рынка — семейными заведениями и малым бизнесом, где владелец сам аккуратно пользуется оборудованием. В этом случае остановка продаж по причине выхода оборудования из строя не вызовет больших убытков, в отличие от коллапса в сетевых или крупных заведениях.

Структура рынка

На рынке сенсорных POS‑терминалов выделяются три ценовых сегмента: низкий, средний и высокий. К ним, соответственно, относятся устройства стоимостью от 35 до 45 тысяч рублей, от 45 до 55 тысяч рублей и от 55 тысяч рублей и выше. Высокий сегмент — моноблоки от американских (Posiflex), немецких (FEC) и азиатских (Sam4s и POSBank) брендов.

К среднему сегменту относится большой класс устройств, которые выпускают в основном китайские производители с качественным подходом к производству. Часто в России такие устройства ребрендируют те, кто их ввозит — импортёры или дистрибьюторы, а также устройства ряда российских брендов, например, APOS. В средней нише хорошо себя зарекомендовали бренды Mitsu и DBS от российского дистрибьютора ДОБУС, Spark от ККС, PayTor от Integro, POSсenter, GlobalPOS от Scancode и G‑pos от ITS.

Моноблок от российской компании APOS, в рознице около 55 тысяч рублей
Моноблок от российской компании APOS, в рознице около 55 тысяч рублей

В высоком сегменте американские и европейские модели вытеснили достойные азиатские устройства: Posbank от ДОБУС, китайский Wintec от дистрибьютора Integro, и корейский Sam4s от Optline. POS‑терминалы этих брендов покупают себе в первую очередь дорогие рестораны и кафе — уверенный бизнес, работающий вдолгую, для которого важна имиджевая составляющая. Решающий фактор выбора — дизайн и надёжность устройств. Такие терминалы выглядят хорошо и практически не выходят из строя — а это важнейший критерий, поскольку от работоспособности напрямую зависит работа заведения. Поломка терминала в час пик может обойтись бизнесу потерями, кратно превышающими стоимость самой дорогой модели.

Моноблок Forza от корейского бренда Sam4s
Моноблок Forza от корейского бренда Sam4s

В нижнем сегменте в основном представлены линейки от компаний‑импортёров, которые заказывают устройства у китайских производителей по white‑label и брендируют под себя. Зачастую идентичные товары выпускаются под разными брендами. Наиболее надёжными в этом сегменте считаются бренды DBS и Mitsu (ДОБУС), Space и G‑sence (Эгида), GlobalPOS (Scancode). В нижней ценовой группе чаще происходят гарантийные случаи, грамотные импортёры страхуются, заказывая больший процент запасных частей, инструментов и принадлежностей для ремонта. Риск выхода из строя компонентов выше, нужно особое внимание на организацию сервиса.

Как изменился рынок

До 2022 года рынок достаточно чётко распределялся между терминалами низкого и среднего сегмента. На их доли приходилось примерно по 40% от общего объёма поставок, оставшиеся 20% занимали устройства премиального класса.

Падение курса рубля, санкции и уход с нашего рынка производителей премиальных устройств из Европы и США заметно перераспределили доли брендов. Сегодня, по оценкам дистрибьюторов, на долю устройств высокого сегмента приходится всё те же 20% рынка, только в этих 20% уже не американцы и европейцы, а китайские и корейские бренды. А вот доля моноблоков нижнего сегмента сократилась до 30%. Средний ценовой сегмент прибавил к своей доле 10%, и сегодня на устройства этой группы приходится половина рынка.

Как выбрать сенсорный терминал

Решающее влияние на структуру рынка POS‑терминалов оказывает не стоимость, а их рабочие качества. Производители устройств нижнего сегмента экономят. Здесь не принимают во внимание внешний вид, не тратятся на разработку оригинального дизайна, используют самые дешёвые комплектующие.

В дешёвых POS‑терминалах могут использоваться процессоры, которые были актуальны 10–15 лет назад (такие как Intel 4 или 5 поколений или линейка урезанных Celeron'ов, например j1900), недорогие матрицы и т. п. В результате — провисания или низкая скорость работы как данность, подслеповатый экран, долгий отклик тактильного управления и невозможность комфортной работы с современными системами управления ресторанами и кафе.

Главный аргумент против дешёвых устройств — низкая надёжность. От работоспособности терминала зависит возможность заведения обслуживать посетителей, а его выход из строя означает потерю выручки и лояльности клиентов. Поэтому те, кто уже хлебнул горя с дешёвыми POS‑терминалами, уже не покупают их снова. Такие заведения пополняют ряды тех, кто предпочитает средний и даже высокий сегмент. Именно средний сегмент оказался в выигрыше в 2023 году. Те, кто в последние полтора года предпочитает такие устройства, как правило, мигрировали на них с дешёвых вариантов.

Премиальные устройства отпугивают многих ценой свыше $1000. При этом такие устройства работают годами и даже десятилетиями, имеют множество регулировок положения экрана (кинематику) и набор дополнительных аксессуаров для покрытия всех сценариев использования — ридеры, камеры, сканеры отпечатков пальцев. Привлекательный дизайн и гарантия низких затрат на обслуживание — как вишенка на торте. Премиум‑терминалы от признанных лидеров мирового рынка, по сведениям дистрибьюторов, продолжают работать и спустя 15 лет после установки.

Для заведений общепита малого формата особенно критичны лишние затраты на покупку нового устройства, если не повезёт в первый раз. Чтобы не ошибиться с выбором POS‑терминала, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • историю бренда, чтобы понять подход к производству и обслуживанию на примере предыдущих моделей;

  • отзывы сервисных центров по этой модели и марке — людей, которые постоянно чинят сломанное железо;

  • стоимость. Ценовой диапазон устройств разного сегмента мы обсудили выше. Терминал состоит из комплектующих — общая цена определяет их качество. Чтобы не платить дважды, есть смысл посмотреть на рынок премиум‑устройств б/у, либо смотреть на бренды среднего сегмента с хорошей историей.

Что будет дальше

Несмотря на высокую стоимость, премиальные устройства сохранили свою долю рынка. И наверняка сохранят и далее — слишком велико на рынке HoReCa значение фактора надёжности плюс дизайна.

Наибольший рост будет происходить в среднем ценовом сегменте. Для этой ниши сохранились налаженные цепочки поставок из Азии, есть вся необходимая база комплектующих и локальные компании, которые занимаются их официальным обслуживанием.

А нижний сегмент продолжит терять свою аудиторию. Цена издержек, связанных с обеспечением их работоспособности, растёт и сокращается общий срок службы (в среднем от 2 до 5 лет), продолжая отбирать у этих брендов клиентуру. Если оборудование низкого сегмента сломается после гарантии (обычно 1 год), стоимость ремонта и расходы на логистику будет выше, чем покупка нового устройства.

Комментарии (2)


  1. nikit204
    30.11.2023 12:13

    Ресторанный рынок оживился — его темпы роста сейчас опережают рост продаж в ритейле, даже с поправкой на инфляцию

    А как сравнивать темпы роста без поправок на инфляцию? Наверно имеется в виду что есть рост даже с поправкой на инфляцию

    для Windows чаще дешевле и может быть куплено по с пожизненной лицензией — одним платежом, без SaaS (ежемесячной подписки).

    Конечно можно считать придиркой, но SaaS != ежемесячная подписка. SaaS - ПО, обслуживающееся провайдером


  1. Vadim27ss
    30.11.2023 12:13

    Ерунда написана. Пространственное исследование: Posiflex - компания из Тайваня. Нет других производителей. Оценки сделаны не понятно. Рынок будет максимально представлен китайскими производителями как напрямую, так и под OEM производство