«Цифровизация» и «цифровая трансформация» настолько плотно вошли в новостную повестку, что кажется вот-вот побьют рекорды нано-технологий образца 2010-х, когда о них говорили буквально все. Но если все с приставкой нано- так и осталось частью исключительно научно-технологического мира и рекламных кампаний, то вот цифровизация не просто изменила нашу повседневную жизнь, но и повлияла на то, как, где и как мы потребляем информацию.

Сфера культуры, которая, казалось бы, состоит в первую очередь из осязаемых произведений, тоже оказалась немыслима без цифровой трансформации. Особенно это стало заметно в 2020–2022, когда весь мир оказался заперт в собственных домах из-за пандемии COVID-19, и после первых вечеринок в зуме и свиданий в скайпе людям захотелось попасть в музеи, которые оставались все еще закрыты. В этот момент цифровые технологии стали прекрасным инструментом как для продвижения культурных ценностей, так и в качестве востребованного досуга.

За 10–20 лет в культуре произошли те же процессы, которые в бизнесе называют уберизацией. Этот термин, появившийся в 2009 году от названия компании Uber, обозначает замену классических посредников на цифровые платформы. Уберизации подверглись все сферы нашей жизни: такси и доставка, заказ еды из ресторанов и продуктов из магазинов, бронирование отелей и покупка авиабилетов. За это же время произошли революционные изменения в формах доступа, участия, распространения, создания и производства культурных ценностей в различных отраслях: кино, библиотеки, музеи, книгоиздание, музыка и т.д. Многие процессы оказания услуг в сфере культуры были адаптированы или были полностью сформированы заново благодаря цифровым технологиям.

Как мы помогали оцифровать культуру Татарстана

В начале 2023 года по заказу Центра цифровой трансформации Республики Татарстан мы в Цифроматике приступили к проектированию и разработке информационной системы «Культурный Татарстан».

Эта информационная система объединит в себе разные программные продукты, ориентированные на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Системой будут пользоваться как сотрудники учреждений культуры, так и специалисты по народным художественным промыслам, аккредитованные гиды и, конечно же, сами жители Татарстана и туристы.

Глобальная цель проекта «Культурный Татарстан» — повышение посещаемости организаций культуры и уровня знакомства гостей и жителей Татарстана с культурой и народными промыслами республики.

На 2023 год пришлось большое количество исследований и анализа. Мы провели 35 глубинных интервью, поговорили со 100+ представителями из 10 различных типов учреждений культуры. Как итог были определены ключевые приоритеты для пилотной части системы:

  • персонализированный культурный маршрут;

  • культурный портрет пользователя;

  • реестры данных (учреждения, билеты, гиды, мастера НХП, пользователи);

  • получение обратной связи;

  • сбор статистики в рамках культурных маршрутов.

Портал https://culture.tatar.ru/

Итогом пилота стал портал https://culture.tatar.ru/ — «лицо» информационной системы, которое стало публичным в начале 2024 года. На данный момент портал находится в стадии наполнения и тестирования: за содержательную часть (маршруты, экскурсии, достопримечательности) отвечают сотрудники учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан, мастера НХП и аккредитованные гиды.

«Цифровая культура» 2024 и дальше

Текущий федеральный проект «Цифровая культура» рассчитан на 2019–2024 годы. Под цифровой культурой в нем понимается цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры. При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями — государство обозначает курс на развитие культурных центров и творческих коллективов на местах, а с помощью цифровых технологий расширяет доступ жителей регионов культурному наследию и к современному академическому искусству.

Цифровые платформы и информационные системы, созданные в области культуры и искусства, делают работу культурных учреждений более эффективной. Проекты цифровизации, такие как «Культурный Татарстан», не только дают удобный инструмент для посетителей учреждений культуры и дополнительную рекламную платформу для местных мастеров и музеев. Они аккумулируют и анализируют статистические данные, которые позволяют направлять бюджеты и внимание государства туда, где они больше нужны.

17 декабря 2023 года Премьер-министр России подписал документ «Стратегические направления в области цифровой трансформации отрасли культуры РФ до 2030 года». Он оговаривает 6 новых проектов, которые должны будут помочь достигнуть «высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры». За реализацию отвечают Минкульт, Минэкономики, Минцифры, профильные региональные госорганы, АНО «Цифровая экономика» и другие. Все проекты реализуются на платформе «Гостех».

Функционал новых федеральных проектов во многом схож с тем, что мы в Цифроматике уже год разрабатываем для Татарстана. Например, создание цифровых профилей посетителей и учреждений культуры. Также среди функционала новых информационных систем — типовое облачное решение единой афиши и билетного поля того или иного региона; создание единого читательского билета всех библиотек; общий модуль организации гастролей («Биржа гастролей»); сервис «ГОСБилет», который будет агрегировать информацию обо всех проданных в РФ билетах.

Параллельно Министерство культуры РФ начало проектирование домена «Культура». В его основе лежит идея системного проектирования — от потребностей потребителя к сервису до его реализации на единой платформе. Сотрудники «Гостеха», участвующие в проектировании домена «Культура», ознакомились с проектом Цифроматики еще на стадии разработки.

Цифровизация культурного наследия позволяет создавать равные условия для доступа к культурному достоянию страны всем без исключения, стирая географические и финансовые барьеры.

Так что с вопросом из заголовка — можно ли оцифровать эчпочмак?

Всех, кто боится восстания машин и ГМО, спешим успокоить: эчпочмак, как и все другие материальные (и нематериальные) культурные ценности народов России, останутся такими, какими мы к ним привыкли и любим — настоящими. Оцифровать эчпочмак можно лишь в виде рецепта, цифрового искусства или для фана.

Но зато можно заранее и в удобном интерфейсе спланировать поход в музей или театр Татарстана, но и выбрать маршрут, в котором будет и история национальной кухни, и кулинарный мастер-класс, и скидка в ресторане.

Комментарии (2)


  1. 0pauc0
    19.03.2024 16:50

    Как мы помогали оцифровать культуру Татарстана

    Ничего, что культура - она применительно к человеку, обществу? Причем здесь Татарстан, как административная территория? Или вы Татарстан как общество подразумеваете? И так и эдак, глупо.

    Глобальная цель проекта «Культурный Татарстан» ...

    Подразумевается, что был (есть, будет) "неКультурный Татарстан"?

    Ну право слово, куда вы полезли то? Ну дали вам сделать какие-то новые инструменты и способы ознакомления с культурой народов Татарстана, ну освоили вы там каких-то денег. Но это не дает вам право рассуждать о самой культуре, тем более в контексте что без Вас ее нет или она мала или недоступна.

    Вы бы хоть различные определения, что такое "культура" сначала изучили. В начале статьи хоть бы написали, что вы под словом "культура" понимаете, глядишь и не стали бы дальше такую ерунду писать.


  1. ritorichesky_echpochmak
    19.03.2024 16:50

    Судя по статье правильный ответ: низачем. Очередную площадку(?) для выгула денежных мешков из нерезиновска и показа пары-тройки резерваций деревень с сохранившейся культурой аборигенов не смогли даже в нац. домене разместить. Ни слова о культурных различиях или (в соответствии с тематикой сайта) технических решениях. С таким же успехом можно захостить сайт с рекламой лохотронов (казино и прочее мразино) в РБ и продать его под тем же соусом - так даже больше мешков приедет, денежных...