Привет, Хабр!

Меня зовут Денис, я Ведущий Продуктовый Аналитик из МТС. Давайте сегодня поговорим про грейды в аналитике. Чем они отличаются? Расскажу, как можно быстро повышать свой грейд.

В целом, в разных компаниях разное понимание того, чем должен обладать тот или иной грейд. Однако, есть основные пункты, которые повторяются во многих командах, про них мы сегодня и поговорим.

Junior Product Analyst

Начинающий аналитик, который пришел после онлайн‑курсов / на последнем курсе ВУЗа. Обычно такой специалист обладает хорошими техническими навыками, которые ему нужны, но знает их поверхностно.

Он выполняет задачи, которые не оказывают прямого влияния на продукт, обычно они четко описаны, а также результаты проверяются старшими аналитиками. На этом этапе аналитик получает багаж знаний, которые он будет использовать в дальнейшей работе.

На мой взгляд, это один из самых важных этапов в карьере, когда нужно очень постараться и «впитать» максимум знаний.

Middle Product Analyst

Это уже более самостоятельная единица, которая напрямую работает с заказчиками, самостоятельно определяет бизнес‑требования и находится «внутри» бизнеса. Он понимает, каким образом можно влиять на ту или иную метрику. Специалист такого уровня практически идеально владеет техническими навыки и начинает развивать менеджерские навыки. От него ожидают активного участия в встречах с заказчиками, обучающих встречах, он начинает проводить собеседования (или участвовать в них).

В это время уже заканчивается формирование основного аналитического бэкграунда. Аналитик в это время получает углубленные знания в своей сфере (A/B тестах, статистике, доп.знания в библиотеках Python).

В среднем этот грейд можно достигнуть за 1–1.5 года при активном участии в рабочем процессе.

Senior Product Analyst

Специалист, который знает абсолютно всё.

На самом деле, такая же единица, как и предыдущие, только с огромным багажом опыта. Он уже понимает, как можно выстроить процессы в команде, как улучшить их. Знает, каким образом работает бизнес и понимает «истинные» цели в задачах от заказчиков.

Аналитик такого уровня помогает развивать новое поколение аналитиков, активно участвует во внутренних встречах, занимается code review, он занимается подбором специалистов.

Чем же отличаются грейды?

В техническом плане везде примерно одни и те же требования. Т.е есть и джуны, которые в техническом плане готовы быть Сеньорами. Однако, на разном грейде разный уровень ответственности.

Самый главный параметр — насмотренность, чем выше грейд, тем больше у аналитика насмотренность.

Как быстро повышать свой грейд?

Ответ: никак

Если Вы хотите расти внутри одной компании и при этом быстро повышать свой грейд, то у Вас вряд‑ли что‑то получится, как бы сильно Вы не старались. Сейчас Вы не сможете за один год в одной компании вырасти от Джуна до Сеньора (по крайней мере я такого не видел).

Однако, есть другой способ ускорения этого процесса. Вы можете попробовать «подкрутить» свой опыт в резюме и расписать себя с точки зрения сильных сторон. Это сильно может помочь Вам достичь желанного грейда, даже если Вы не всегда ему соответствуете. Но тут Вам уже судить, насколько это хорошо с моральной точки зрения.

Используя второй способ (с небольшой накруткой), вполне реально вырасти до высокого грейда, при должном понимании специфики работы, хороших технических навыках и понимании бизнес‑процессов.

Вместо заключения

Хочу сказать, что грейд — очень субъективное понятие, которое трактуется в разных компаниях по‑разному. Кто‑то может выполнять задачи на Мидла, а в другой компании он мог бы быть уже Сеньором.

Подборка полезных материалов

Спасибо большое, что дочитали эту статью, буду рад любым комментарием и критике! Также хочу рассказать, что у меня есть свой телеграмм канал, в котором я делюсь своим опытом и помогаю развиваться другим людям!

Комментарии (5)


  1. NechkaP
    11.05.2024 09:51
    +4

    Комбо банальностей ("сеньор знает абсолютно всё"), вредных советов и приглашения в телеграм-канал :(
    Вы сами сослались на гораздо более полную статью на том же Хабре от Авито, тогда зачем была нужна данная публикация?)


    1. denzceo Автор
      11.05.2024 09:51

      Расскажите, пожалуйста, подробнее про вредные советы? Что конкретно?


      1. NechkaP
        11.05.2024 09:51

        Я не могу согласиться с частью про быстрый рост. Собеседующие, как правило, тоже не дураки и спрашивают про реальный опыт и с чем приходилось сталкиваться, тут подход к кейсам и задачам может легко выдать, что годы опыта нарисованные.

        Да и в принципе стоит начать с того, что названия должностей везде разные, и наверняка многие условные джуны+ из Яндекса могут устроиться сеньорами в ООО "Рога и копыта", но какой смысл, если это не делает сеньором по уровню? Вы будто подменяете рост как профессионала и "рост" по должностям в резюме любой ценой.

        Если же поставить цель расти реально и системно и дать себе более адекватный срок в 2-3 года, то и работа в одной компании вполне может это дать (через взаимодействие со старшими коллегами, постепенный рост зоны ответственности в проектах, обучение скиллам вместо прохождения собеседований и так далее).


        1. denzceo Автор
          11.05.2024 09:51

          Как раз таки методом проб и ошибок можно научиться "правильно" рассказывать про свой опыт и с чем приходилось сталкиваться и в таком случае собеседующие будут видеть, что человек с хорошим опытом. Я не говорю о том, что можно спустя 6 месяцев становиться Сеньором, но вот после 1 - 1.5 года можно уже спокойно искать Сеньорскую позицию. Ведь чем больше ты в аналитике, тем яснее ты понимаешь, что везде примерно одни и те же задачи.

          Никто в ООО "Рога и копыта" не собирается переходить. Можно из одной топовой компании, где ты Джун спокойно перейти на Мидла, а дальше на Сеньора. Тут вопрос главного ресурса - времени, хочется ли Вам тратить 2-3 года и сидеть за компьютером, получая по 100 - 150к или же лучше ускорить этот процесс и получать +300к на руки? Что для Вас важнее? Мораль или рост?


  1. Batalmv
    11.05.2024 09:51
    +5

    Обычно такой специалист обладает хорошими техническими навыками, которые ему нужны, но знает их поверхностно.

    В этой фразе все прекрасно, но выделенное особо :)

    Специалист такого уровня владеет практически идеально техническими навыки и начинает развиваться в менеджерских навыках. 

    Интересно, о каких идеальных технических навыках идет речь? Не, ну правда ... middle аналитик и идеальные технические навыки. Тут иногда сеньоров девов собеседуешь, и там все не очень. А тут миддл и идеал

    Специалист, который знает абсолютно всё.

    Когда-тот один умный человек сказал, что чем больше я знаю, тем больше я не знаю. Правда есть мнение, что в оригинале она звучала не так, но так как это было пару тысячелетий назад, о как оно было - ХЗ

    Спец, который думает, что знает все - это просто чудак с большим самомнением и все. И 99% как раз не знает почти ничего, но уже укоренился в конкретной организации и хрен сдвитнешь

    -------------------------

    Грейды реально как по мне такие:

    • Джуниор: "покорми собак и ничего не трогай". Из полезного на таком уровне может быть только работоспособность и готовность делаь все, что скажут. Задачи можно давать только простые и все время коучить. Типа исправить ошибки, обработать транскрипт колла или чего-то аккуратно вписать куда-то

    • Миддл аналитик: можно пускать на простые проекты, где может сновно описывать формошлепство, снимать требования у тех, кто их знает. Самое главное, чтобы такой "миддл" не лез дальше чем видит, так как если надо не только снять требования, но и что-то придумать,как оно будет работать, то тут скорее всего будет ждать неудача. Можно также давать конролировать скоуп и "доску". но аккуратно, так как знание "движений" есть, а вот зачем их делают - нет. В этом момент, по наблюдению те, у когда развито самомнение - консервируются и дальше не растут. Технически что-то может, но на уровне запустил и тыкаю. Что-то более интересное (чтобы было о чем поговорить на собеседовании), только у люто системных аналитиков.

    • Сеньор: может вести проект/направление. Ключевое отличие - может и должен предлагать решения. Понятно к этому моменту уже чего-то умеет технически, но реальные тех. скиллы имеют только системные аналитики, которые "сидят" на системе. Такой эксперт уже может лидить команду и быть главным аналитиком на большом проекте.

    • Продукт: отдельные уровень, когда эксперт может реально двигать продукт либо "на равных" общаться с бизнесом на тему "как делать бизнес". Тут обязательно знание домена и смежных областей (маркенинг, экономика). И тогда такой эксперт может без дураков работать на серьезных консалтинговых проектах. Тратить такого спеца на написание спец - почти как забивать гвозди молотком. Эксперт такого уровня уже может быть "главной звезой команды", ее лицом и т.д. Наличие технических скилов тут не важно, так как в реальности это уже не нужно.

    • (допишу) Бизнес архитект: человек, который понимает, как работает Enterprise и может это нарисовать и всем показать. И самое главное - знает зачем. Такой точно лидеор в консалинговой команде, так как видит всю компанию насквозь и вообще, видел это "гавно" уже 100500 раз и все понимает с первого кола. Это отдельное направление от продукта, который знает свое, но может плавать по другим частям. В целом, со временем, эксперт набирает и продукта, и бизнес архитекта, если конечно учится

    • Визионер - человек, который "видит" куда пойдет отрасль в целом, знает решения, поставшиков. Может смело общаться на уровне ТОП-менедмента, причем именно на равных, а не просто пустили на "стиринг" статус рассказать. Такие двигают всю компанию, так как одним своим присутствием "делают разницу" и обеспечивают продажи. Иногда человек уже так далеко, что чувствуется, что когда он что-то объясняет, но долго опускается на твой уровень, чтобы пояснить совершенно очевидные вещи