Привет! На Хабре рассказывают про технологии, поэтому я выбрала подходящую и красивую тему. В этом посте рассказ пойдет об онлайн-музеях — какие из них стоит посмотреть, где искать ссылки, как и почему музеи оцифровывают коллекции.
Я, riaria — специалист по арткрайму и OSINT энтузиаст, расскажу, что остается за кадром. Кстати, 18 мая Международный день музеев и узнать побольше о том, что обычно скрывается от посетителей — отличный способ его отметить!
Почему музеи оцифровывают коллекции
Музейный фонд часто составляет сотни тысяч экспонатов, каждый из которых хрупкий, нуждается в определенном способе хранения и показа. В выставочных витринах для этого специально создается микроклимат и нужное освещение.
Несмотря на то, что картины и скульптуры, конечно, стареют медленнее из-за правильно подобранных способов хранения, никто не может уберечь шедевры от пожара, затопления, кражи, нападения и так далее. Поэтому оцифровка выглядит перспективно с точки зрения сохранения объектов для потомков.
Из известных продвинутых зарубежных музеев стоит назвать Лувр — оцифровали 500 тысяч экспонатов, Rijksmuseum, нью-йоркский Метрополитен-музей, амстердамский Музей Ван Гога, Британский музей — там отсканировали даже мумии. Русские музеи тоже не отстают, уже можно посмотреть коллекцию Эрмитажа, Пушкинского музея, Русского музея, Третьяковки и некоторых других известных музеев.
Помимо того, что цифровые технологии для создания виртуальных копий самих музеев и экспозиций — это способ сделать искусство доступнее для посетителей, Русский музей с помощью оцифровки коллекций создал сеть виртуальных филиалов, которые также разрабатывают информационно-образовательные программы.
Met, нью-йоркский Метрополитен-музей, тот самый, где проходит феерический вечер Met Gala, выложил все оцифрованные экспонаты с лицензией CC0 (передает произведение в общественное достояние), и теперь любой человек может заказать любую из сотен тысяч картин, распечатать и повесить дома на стене. Или начать печатать футболки для продажи на маркетплейсах.
Paris Musées, группа из 14 публичных музеев в Париже, выпустила цифровые изображения более чем 100 000 произведений искусства в высоком разрешении на своем новом портале. Все работы были переданы в общественное достояние (так же CC0).
Однако предупреждаю: с картинами из русских музеев есть нюанс — изображения картин нельзя использовать в коммерческих целях, нужно по закону "О музейном фонде Российской Федерации" (ст. 36) договариваться с музеем и чаще всего платить ему за право использования. Запрещается использовать в коммерческих целях и для изготовления продукции изображения музеев и музейных экспонатов, предметов и коллекций без разрешения самих культурных учреждений. Причем касается этот запрет даже фотографий.
Как картины и предметы переводят в цифровой формат
Можно сфотографировать с хорошим светом на качественное оборудование, однако есть способ получше — сканирование.
Вообще сканирование выглядит просто: картину в раме или без рамы (зависит от того, разрешено ли ее вынимать) помещают в специальный сканер. Его калибруют под цветовую палитру конкретной картины, а затем делают скан. Оцифровывают не только лицевую сторону (само изображение), но и заднюю — со всеми пометками и этикетками. Рядом с картиной ставят цветовую шкалу и линейку, чтобы учесть при цветокоррекции условия и четко понимать масштаб.
Гравировку, чеканку, золочение и другие сложные детали с бликами нужно дополнительно снять макросъемкой и свести в одно полотно. После этого изображение сжимают и добавляют в электронный каталог. Оригинал в высоком разрешении тоже сохраняют, чтобы впоследствии использовать его, например, для реставрации.
Для картин без рамы, используют планетарный сканер, который работает бесконтактно, поскольку головка устройства расположена над объектом и не производит ИК- и УФ-излучения. Сканер таким образом почти не касается предмета и меньше шансов его повредить. Таким же сканером оцифровывают ветхие документы. В России этой тонкой работой занимается специальная организация — компания Элар (электронный архив), в их распоряжении крутая техника и специалисты, которые умеют с ней работать.
Картины в стекле и рамах оцифровывают с помощью КВС — комплексов высококачественного сканирования. Это широкоформатные сканеры, которые тоже работают бесконтактно, но при этом подстраиваются под матовую или бликующую поверхность. На таких устройствах можно получить объект формата 2А0 — 1682 х 2378 мм и разрешением до 400 dpi.
Дополнительно для оцифровки картины нужно ПО, которое позволяет с высокой точностью калибровать сканер под цветовую палитру изображения. Допустимое значение отклонения по цвету не больше 2%.
Из множества снимков можно создавать 3D изображение предмета — это называется фотограмметрия, подробнее о процессе можно почитать здесь.
Процесс создания онлайн музеев
Кроме картин можно снять панораму музейного зала и показать вид 360 градусов. Именно из таких панорам в основном и состоят сегодня онлайн музеи, а некоторые панорамы можно посмотреть даже в VR очках. Технология изготовления с одной стороны проста, а с другой — требует навыков и оборудования.
Для начала помещение снимают на камеру по периметру в RAW HDR+. Далее фотографии редактируют и ретушируют, удаляют штатив, отражения, блики и проблемные места в помещениях.
После этого изображение либо склеивается в панораму, либо собирается в интерактивный тур в HTML5 с навигацией, планом музея с активными локациями, на этом же этапе добавляются информационные окна с описанием к объектам и витринам, иногда добавляются треки аудиогида. После этого готовая панорама часто оптимизируется под мобильные устройства и очки VR.
Есть способ создания панорам с помощью LIDAR - помещение сканируют в 3D формате с помощью лазера — он измеряет точное расстояние между собой и отображаемой точкой. Всего за несколько секунд собираются миллионы точек данных, которые можно просмотреть сразу после выполнения сканирования. В полученной модели расставляют указатели и уже к ним привязывают панорамы.
Где и что смотреть
Теперь, когда вы знаете про закулисье, наконец самое интересное — музеи. Я решила поделиться самыми интересными залами и немного рассказать на что смотреть. Такие экскурсии любят дети, с определенного возраста этот процесс сильно их увлекает и обогащает культурно. Что на мой взгляд неплохо, учитывая, что гулять по такому музею можно просто лежа на диване в любой точке мира с интернетом.
Первым стоит упомянуть огромный огромный ресурс от Гугла. В нем уже есть много прекрасного, можно рандомно прыгать в разные выставочные залы, но я предпочитаю по некоторым выставкам ходить все же с сайтов музеев.
Конечно я могла бы предложить погулять по Лувру или Эрмитажу, но давайте все же поизучаем менее популярные музеи.
Музей Прадо, Мадрид. Музей существует уже 200 лет, в нем великолепная коллекция классической живописи и выставка довольно большая. Отдельно стоит сказать про высокое качество фотографий, их можно рассмотреть внимательно и детально. Все выглядит максимально стильно, можно подключить VR очки, посмотреть на Тициана, Рубенса и Веласкеса.
Музей Сальвадора Дали Фигерас, Испания Это один из самых интересных музеев на мой вкус, которому есть, чем впечатлить. Здесь множество необычных экспонатов и видно атмосферную улицу снаружи. Ощущение, что гуляешь и просто заглянул посмотреть на Кадиллак во дворе. Тоже можно подключить VR.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее, Австралия — Красивая галерея с местным колоритом и огромными диджериду на входе — где еще такое увидишь.
Музей Кимбелла в Техасе с огромной коллекцией портретов
Если в музее Ван Гога в Амстердаме подняться по лестнице на второй этаж, можно легко найти все его известные работы. И сильно удивиться их небольшим размерам.
Несколько любопытных выставок в Национальной галерее, в Лондоне. Есть от директора музея, там несколько знаковых картин, а есть посвященная королеве.
Хранилище Азекуры в Токио — сооружение из бревен, первоначально стояло в храме Джуринин на территории храма Гангодзи в Наре и использовалось как хранилище сутр. В мае 1882 года его перенесли в музей, сейчас он стоит рядом с Галереей сокровищ Хорюдзи. Это небольшое хранилище в стиле адзэкура, относящееся к периоду Камакура, с одним квадратным пространством. Внутреннее пространство стены украшено фресками, с фигурами из Маха-праджняпарамита-сутры, такими как бодхисаттвы или шестнадцать божеств-защитников, что ясно указывает на его использование в качестве хранилища для Маха-праджняпарамита-сутры. Интересный опыт, честно говоря, особенно если вы поклонник азиатской культуры
Не онлайн-музей, но огромная коллекция предметов азиатской культуры . Можно очень надолго зависнуть, все в высоком разрешении и есть предметы, которые я нигде и никогда не видела.
Обычно я занимаюсь искусством, но мимо этого музея не могу пройти — Национальный музей естественной истории, Вашингтон не оставит никого равнодушным, если мечтали увидеть динозавров — там их много разных. Очень советую, точно увлечет надолго, в коллекции около 130 миллионов экспонатов: культурных и археологических артефактов, останков животных и растений, метеоритов, минералов и ископаемых.
И еще напоследок: Национальный музей вычислительной техники в Лондоне для местной публики может стать приятным подарком.
Пожалуй на этом стоит закончить. Если вас заинтересовала тема музеев, технологий и сохранения искусства — приходите на мой доклад "Зачем хакеру Джоконда" на фестивале PHDays в Лужниках, в Москве. Расскажу про кражи картин, секретные комнаты и любопытные технические штуки. Встречаемся 24 мая у сцены Спутник Научпоп в бесплатной зоне в 15:10. Все подробности с места событий будут тут.
Комментарии (4)
PereslavlFoto
18.05.2024 16:25+1выложил все оцифрованные экспонаты с лицензией CC0
(передает произведение в общественное достояние),Вы не вполне правы. Метрополитен-музей опубликовал на сайте фотографии тех экспонатов, которые УЖЕ ПЕРЕШЛИ в общественное достояние.
CC0 — это вовсе не лицензия, а всего лишь указание на то, что произведение находится в общественном достоянии. На такое произведение нельзя дать никакой лицензии, потому что нет лицензируемых прав. Проще говоря, нельзя разрешить его использование (лицензировать), потому что такое разрешение уже записано в законе.
Отдельно заметим, что все рассказы о музейной оцифровке в России — это как рассказы о способах казни, потому что оцифровка музейных вещей и документов в нашей стране никак не помогает гражданам, направлена против граждан, ориентирована только на извлечение дохода.
Мы уже писали на эту тему:
salnicoff
Самый интересный с точки зрения технологий музей, в котором я был, — Еврейский, что в Бахметьевском гараже в Москве.
PereslavlFoto
Еврейский музей показал, что такие технологии — не главное, и что такие технологии — легко устаревают, и что такие технологии — лишь один из многих инструментов в работе музея.
salnicoff
Но бродилка по древнему Иерусалиму впечатляет...