Очень насущный вопрос для многих — можно ли найти работу в тестировании сразу после курсов? Да! (сказал автор курсов, хе-хе-хе)
Я вам больше скажу — можно и БЕЗ курсов устроиться ?. Более того, грамотные самоучки очень ценятся! Но для такого эффекта надо пахать =))
Об этом и поговорим в статье:
как устроиться без курсов — чем запоминаются самоучки (расскажу истории из своей практики),
зачем тогда вообще курсы, что они дают и как помогают трудоустройству,
вспомним и про ситуацию "наоборот": курсы есть, знаний нет (вот и не берут!),
подведем итоги
Содержание
Как устроиться без курсов — чем запоминаются самоучки
Они запоминаются способностью самообучаться. На курсах же обычно есть практика, так что когда человек приходит с курсов, ты заранее ожидаешь, что он не просто теорию знает, но что-то сделать может (на простом уровне).
А самоучки обычно рассказывают теорию и хлопают глазами на практические задания. И вот когда самоучка показывает неплохой уровень (не только прочитал, но и ПОНЯЛ) — это запоминается. И думаешь:
- Вау, и это он сам выучил? Круто!
Давайте сразу на примерах. За 11 лет я провела достаточно собеседований, но из кандидатов-самоучек мне запомнились всего двое, сильно выделявшихся на фоне остальных:
1. Девочка-разработчик
Она изучала разработку, что-то даже делала «для себя». Но тестирование же «легче для входа», потому и пришла. При этом вообще не парилась и не пыталась подготовиться. На собеседовании смотрела на меня чистыми наивными глазками:
- Что такое классы эквивалентности?
- Не знаю.
- Что читали про тестирование?
- Да особо ничего, Хабр немного...
Это мне не понравилось, ведь джунов много, можно теорию изучить хоть в каком-то виде. И речь даже не про платные курсы, бесплатных материалов тоже полно. Идти без опыта и даже не зная, что такое классы эквивалентности как-то странно. Так что я была настроена весьма скептически.
Но вот я даю ей задачу на тест-дизайн — сначала треугольник, потом какую-то ещё... И девочка решает её лучше многих из тех, кто "с отличным знанием теории", и даже тех, кто уже с опытом! И границы рассматривала, и ноль, и другие варианты...
Я была в шоке. Не знает, что такое "классы эквивалентности", но находит их лучше людей с опытом. А она пожимает плечами и говорит, что так как сама писала код, то примерно понимает, где может что-то пойти не так.
В итоге наши дороги разошлись, я даже не вспомню сейчас, кто кому отказал. Но помню я её до сих пор, а с того собеседования прошло около 6 лет!
2. Миша
Пару лет назад наша команда искала тестировщика, в том числе рассматривали джунов. И вот на вакансию откликнулся Миша. Курсов не проходил, но самообучался. Тут у меня, как у нанимающего, никаких претензий нет — просто проверяем "на деле" уровень подготовки.
И вот Миша приезжает к нам в офис, мы даем ему достаточно сложную задачку, которую опытные то не всегда решают. И... Он справляется очень хорошо! Да, где-то что-то не учел, но общий уровень тест-дизайна выше, чем у людей с опытом. Такое нам надо!
Взяли, не прогадали, сейчас уже главный тестировщик на проекте, на нем всё держится =)
Миша зацепил меня именно своим тест-дизайном. Это базовые темы тестирования — классы эквивалентности и граничные значения.
Сложность задачи была в её осознании — не просто формочка в интернете, а с предисторией и через таблички в БД. Но по сути своей есть какие-то данные на входе, магия и данные на выходе. И нужно рассмотреть разные классы. Начинать с позитива, тестировать сами данные, а не просто "ой, ну это абстрактная строка, буковки, циферки, перемешал", исследовать границы... Вот и всё!
Это действительно можно и самостоятельно изучить. Да и не только это. Я спросила Мишу, как он учился сам, вот что он рассказал:
Смотрел и проходил всё, что в открытом доступе. У Артёма курсы, твои видео смотрел, на сайт заходил. На степике мне понравился курс по автоматизации, его прошёл. По sql там тоже есть, его проходил. Гит, постман и прочие инструменты отдельно изучал.
Видите, как много всего узнал самостоятельно? А не просто "я пару статей прочитал, но у меня глаза горят, берите меня скорее".
При этом конкретно у нас на собеседовании всякие доп знания типа гита, постмана и прочего не пригодились. Да, плюсик в карму был, что про sql и postman что-то узнал, но меня он впечатлил именно тест-дизайном, то есть умением накидать проверки с учетом классов эквивалентности и граничных значений. Это до сих пор остается самым важным навыком в тестировании.
Тем не менее чем больше джуниор выучит сам, тем больше у него будет шансов на собеседовании. И это надо учитывать.
Что дают курсы
Но тогда возникает вопрос — а что вообще дают курсы? Зачем туда идти, если можно самому обучиться? Я выделила такие плюшки курсов:
1. Структура
На курсе вас ждет структурированный материал. Когда вы начинаете гуглить с нуля и искать, то находите просто тонны информации по тестированию. Непонятно, с чего начинать и куда копать. То есть найти можно всё, но хорошо бы понимать структуру.
Если вы самоучка, держите лайфхак — берёте программу платного курса, выписываете себе все темы и гуглите каждую по отдельности. Желательно выбирать большой курс, чтобы не только база по тестированию была, но и всякое побочное (api, sql). Получается готовый план обучения!
Вот пара примеров курсов с длительной программой и официальной лицензией на образовательную деятельность:
Инженер по тестированию программного обеспечения (ПОТ) от «Тестбейз» — было бы глупо не сослаться на себя =) Я считаю, что у меня хорошее развитие программы, от самого главного (тест-дизайн) ко всем прочим темам. Программа открытая, так что спокойно можно изучать её самостоятельно.
Инженер по тестированию от Яндекса — ну и про мастодонтов рынка не стоит забывать. Тут тоже можно подсмотреть план обучения, как и в других крупных школах.
Ещё можно поискать бесплатные курсы. Хорошие курсы у Артема Русова на степике, да и в ютубе его можно глянуть. И снова — уже есть какая-никакая структура и базовые знания.
А ещё портал https://testbase.ru/ исходно создавался как раз как памятка новичку, с чего начинать и куда идти дальше. С кучей полезных ссылочек по каждой теме. На главной странице это всё есть, изучай — не хочу =)
2. Практика
Почему это важно? Потому теория сама по себе мало что дает. У меня много материала выложено в общий доступ. Помогает самоучкам? Нет) Да и студентам тоже не особо, пока сами пробовать не начнут.
Вот есть лекции по тест-кейсам и чек-листам: подробные, с примерами. Даешь их студентам. Всё понятно и просто! Начинают делать домашнее задание — собирают набор стандартных граблей и пересдают по пять раз.
В этом опасность теории, объясняемой на простом языке. Смотришь — всё понятно. Кажется, что тема очень легкая. Пока не получаешь с десяток замечаний к своей работе =))
Но в этом и есть смысл обучения! Ты сделал, получил замечания, исправил, получил новые, снова исправил... И так, пока не сделаешь хорошо. А можно ещё сохранять себе все версии своих ДЗ и потом сравнить первую и финальную. Ведь на первых замечаниях кажется, что «да и так норм, придираются», но потом разница уже очевидна.
Поэтому когда ищете курсы, важно смотреть, чтобы практики было много. Но при этом чтобы вы могли успеть её сделать. Ведь где-то новая тема выходит раз в 3 дня, а где-то раз в неделю. И если у вас работа-учеба-семья-дети, и время есть только на выходных, это нужно учитывать.
У меня много практики на курсах, но из-за этого люди тоже уходят, потому что слишком сложно: новая тема вышла, ещё есть хвосты по старой, и это копится как снежный ком.
Надо подбирать комфортные для себя курсы по соотношению практики и времени на выполнение. Но в любом случае практика должна быть, и возможность пересдавать ДЗ до победного, пока не понял) Потому что просто посмотреть теорию вы можете в интернете.
3. Уверенность в себе
Практика на курсе дает уверенность — «я могу писать чек-листы, выделять классы эквивалентности и т.д.». Спокойнее чувствуешь себя на собеседовании, потому что уже что-то делал. А сделанное не так быстро выветривается из головы, как голая теория.
Мои студенты рассказывают про такие ситуации — вот пришел на собес, переживаешь. А потом тебя просят сделать что-то, что ты уже делал на курсе. И ты такой:
- О, я делал это на курсе.
И сразу задачка выглядит проще. А ещё завязывается разговор. Могут спросить, что именно делал на курсе похожего. И вот ты рассказываешь про своё ДЗ, и успокаиваешься сам, да ещё и информацию о себе собеседующему даешь, что да как делал.
Успокаиваешься от того, что своё ДЗ — оно же своё, родное. Сам делал, сам страдал, пытаясь добиться оценки «сдано», сам все камни подводные собрал... О таком легко рассказывать, а плюсик в карму уже есть. И уверенности добавляется.
4. Мотивация
Я спрашивала Мишу — ты же самоучка, как учился? Пояснила, что мне надо для статьи про курсы. И он тогда хорошо подсветил мне отличия:
Есть некая разница, основное это:
1. Самомотивация — многим сложно себя заставить, а когда у тебя есть оплаченный курс и конкретные сроки, то это тебя подстёгивает, скажем так.
2. Всё приходится искать самому. В курсах вся информация собрана и структурирована, не нужно ничего искать, бери и делай. Тоже самое и с практикой. А при самообучении на поиск и разбор информации тоже придётся потратить время.
И если про пункт 2 мы уже поговорили выше, то про пункт 1 я что-то как-то вообще забыла. Спасибо Мише, что напомнил!
Действительно, мотивация "ну я уже заплатил, придется делать" — очень мощная. Знаю несколько человек, которые на платных курсах доходили до сертификата, а если что-то давалось бесплатно (выиграл в конкурсе или просто бесплатный курс) — то всё, мотивации учиться нет, сразу целая куча более важных дел, в итоге курс заброшен.
Сама через мотивацию деньгами тоже проходила — в спортзале. Купила абонемент и тренировки с тренером. Так вот запланированная и оплаченная тренировка — единственное, что меня заставляло туда ходить. Пару раз без тренера приходила, когда она болела. Даже с планом занятия приходила! Сейчас, думаю, всё сделаю. Ага. 15 минут позанималась и "ой, я ТАК УСТАЛА, хватит, я пошла" ))
А с тренером время незаметно летит, и занимаешься по полной. И курсы — это что-то похожее.Ты уже заплатил деньги, и это мотивация выжать максимум из курса. И даже если не сдать ДЗ, то хотя бы делать попытки, задавать вопросы и хоть что-то усвоить.
5. Диплом
На курсах дают диплом / сертификат. Кто-то его ценит, кто-то нет.
Бывают HR, которые отсеивают резюме по наличию корочки. Кто-то смотрит на любой сертификат, кто-то только на сертификат с платных курсов, кто-то только на диплом проф. переподготовки...
А кто-то не смотрит! И вместо этого дает небольшое тестовое задание, которое покажет намного больше, чем сертификат. Я, например, не отсеиваю по наличию сертификатов. Хотя это плюсик в карму — человек хочет учиться, что важно.
Но на результат не влияет, проверяются то знания. И если на собеседовании человек с корочкой покажет себя хуже Васи, у которого никаких дипломов нет — я выберу Васю.
Поэтому нельзя сказать, что диплом обязателен. Да, кто-то смотрит на него. А кто-то от джуниора требует знаний автоматизации, нагрузочного и 5 лет опыта, ну и что?) Все компании разные, всем не угодить.
Однако диплом приятно греет душу, дарит самоуспокоение и делает резюме чуть симпатичнее. А это приятно =)
6. Связи
Что ещё могут дать курсы? Связи.
Это и связи с другими студентами — один нашел работу, а потом позвал коллегу по курсу. Бывает такое, когда новичок себя хорошо зарекомендовал, а нужен ещё один, и первый говорит "а со мной на курсе Вася учился, очень умный", почему бы не позвать на собеседование?
Это и связь с другими выпускниками. То есть вы учились в разное время, но выпускник знает, что "о, курс А мощный, так что раз Вася тоже выпустился, его можно позвать". Бывало у меня такое, когда в чате выпускников постили вакансию и говорили, что рады выпускникам конкретного курса.
Это и связи через тренера. Что, если ему будет нужен хороший, смекалистый новичок в команду? Если вы запомнились во время курса, есть шанс, что вам предложат прийти на собеседование. У меня в прошлом году так получилось с Машей:
Маша выделялась среди всего потока — очень уж хорошие у неё были ДЗ. Продуманные! Такие бывают у людей, которые приходят на курс уже с опытом работы, чтобы знания упорядочить да бумажку получить. А тут человек с нуля, без опыта...
Я её спрашивала, как так, она отвечала:
- Я внимательно читаю каждую статью, и прикладываю к своему ДЗ. Сначала сама себя проверяю, а потом уже сдаю.
Это шикарный подход! И поверьте мне, о-о-о-о-очень редкий. Обычно ведь на курсы идут, чтобы тренер показал, где именно ошибка. Я когда-то даже делала статьи типа «типичные ошибки при ДЗ таком-то». Думаете, помогало?) Вот-вот...
В итоге в середине обучения (когда на курсе только базу тестирования прошли) мои коллеги начали искать джуна. Я проверила в анкете, что Маша в поисках, и предложила ей пройти собеседование.
Конечно, это не так работает, что "хорошо себя показал и тебя тут же взяли без доп. вопросов". Собеседование было на общих началах и вела его НЕ я, чтобы не было конфликта интересов. И я до последнего боялась, что на курсе Маше помогал муж / брат / сват, но нет, она показала тот же уровень мышления во время онлайн-созвона. Взяли.
Как итог — курс ещё не закончился, а она уже вышла на работу.
История Маши показывает, что даже с полного нуля можно зарекомендовать себя с лучшей стороны. Если хотеть и стараться, вы запомнитесь в позитивном ключе. Что может привести в том числе и к тому, что первая работа сама вас найдет =))
Но именно «может», это не 100%. Вот в красивые фразы типа «гарантированное трудоустройство» на курсах верить не рекомендую. Посмотрите на количество студентов на одном потоке (а их много у каждого курса, а сколько таких курсов...) и на количество вакансий на джуна, и сделайте выводы.
Ситуация наоборот: курсы есть, знаний нет
Почему далеко не всегда смотрят на наличие какой-то корочки и сертификата? Потому что она ни о чем не говорит:
Некоторые курсы дают сертификат просто за участие — учился / не учился, всем плевать. Денег заплатил, вот тебе бумажка.
Списывание тоже никто не отменял. Как и помощь мужа / брата / свата, который по сути отучился за тебя.
В итоге приходит человек на собеседование, и бумажка вроде есть, а знаний-то нету. Валится на простейшей задачке. И именно поэтому на корочки редко смотрят, предпочитают проверять знания на практике. Так что диплом резюме украшает, но далеко не всегда влияет на выбор в пользу кандидата.
Ситуация: знания есть, работы нет
Очень хочется сказать, что если вы хорошо учитесь, то обязательно найдете работу с полпинка. И вообще во время учебы вас разорвут предложениями. Но ведь это неправда.
Для устройства на первую работу недостаточно знаний. Нужно ещё спокойствие, умение себя подать и немного везения. Новичков, которые хотят вкатиться в ИТ, очень много, а вакансий для них с гулькин нос. Поэтому HR могут ставить любые варианты отсева резюме, вплоть до «выкидываем верхнюю половину, неудачники нам не нужны».
Поэтому нужно немного везения, чтобы резюме рассмотрели и предложили выполнить тестовое задание / прийти на собеседование. Ну а дальше уже всё зависит только от вас.
Главное — не опускать руки. Видела в чате выпускников истории, когда люди находили работу спустя полгода или год (!) поисков. Возможно, не супер активных, но всё же. И тем не менее нашли, устроились, всем довольны.
Так что верьте в себя, и всё обязательно получится. А неудачные собеседования — это опыт, что тоже хорошо. Ходите по собеседованиям, и они перестанут пугать. Вы узнаете, что хотят от новичков, нагуглите, выучите... Успокоитесь, выдохните и всё получится =)
План по эффективному обучению
Если вы решили пойти на курсы, то вот вам несколько советов:
1. На курсе старайтесь учиться "на отлично". То есть внимательно читайте доп. материалы как до выполнения ДЗ, так и после. Проверяйте себя сами. Тогда есть шанс запомниться как «очень умный студент».
Сделали ДЗ? Отложите его. А на следующий день со свежей головой посмотрите доп. материалы и свою работу, ища в ней типовые ошибки или просто сверяя "всё ли сделано правильно".
2. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то непонятно — многие смущаются «я буду выглядеть дураком, никто же этого не спрашивает, значит только я не понял», а по факту у половины коллег тот же вопрос и страх его задать.
Кажется, что этот пункт не вяжется с пунктом 1, но это не так. Да, если вы задаете вопрос, который звучал в лекции, это выглядит странно. Но если вы вводите в контекст, объясняете, что именно не поняли, показывая направление своей мысли (в лекции сказано так, а в нашем примере будет вот так?) — это абсолютно нормально.
Задавая вопросы, вы:
учитесь грамотно их задавать, что очень полезный навык и на работе потом тоже пригодится;
лучше понимаете тему, пока пытаетесь сформулировать вопрос правильно / отвечаете на наводящие вопросы от тренера;
помогаете другим студентам, которые боятся спрашивать ?
3. Помогайте другим. Если видите вопрос от другого студента и знаете ответ — ответьте. Это плюс в карму + связи со студентами + дополнительная практика (объясняя другим, лучше понимаешь материал).
Не бойтесь ответить неправильно. Тренер придет и исправит, а пока есть шанс разобраться самим, что усваивается намного лучше.
4. Не списывайте, разбирайтесь сами. Иначе придете на собеседование и будете смотреть круглыми глазами на простейшую задачу "а где моя соседка, у кого списать?". Если за тебя делает кто-то другой, у тебя не остается навыка, а именно навык важен.
5. Начинайте искать работу заранее. На курсах часто дают базу в первые пару недель, потом уже можно начинать поиски в параллель с учебой.
Откликайтесь на все вакансии для новичков, даже с плохой зарплатой — пройдите собеседование как опыт собеседований, чтобы меньше волноваться перед "собеседованием в команду мечты".
Заодно прощупаете рынок и поймете, в каких областях надо ещё подучить материал.
6. Делайте тестовые задания (это уже не имеет отношения к курсам, но как следствие прошлого пункта) — это главный фильтр отсева на вакансии джунов. Если звать всех подряд на собеседование, времени на работу не останется, вот и дают тестовые.
И даже если тестовое объемное, всё равно попробуйте его сделать хотя бы частично — ведь для вас это доп. практика и опыт, что тоже большой плюс.
Итого
После курсов устроиться можно. Но можно устроиться и без них. Доля везения попасть на собес, а дальше всё зависит только от вас. Курсы дают преимущества, но не являются панацеей.
Плюшки, которые дают курсы:
Структура обучения
Практика — отработка навыков
Уверенность в себе — «я такое уже делал на курсе, справлюсь»
Мотивация — «раз заплатил, надо доучиться»
Диплом / сертификат — иногда по ним отсеивают (но далеко не всегда)
Связи — с тренером и со студентами
Из моего опыта собеседований, в том числе новичков, самое важное — тест-дизайн, как человек составляет тесты. Покажите хорошие навыки тест-дизайна, и вас скорее всего возьмут. А вот где вы эти навыки получите, на курсах или самостоятельно — в принципе пофиг.
Но если вы пойдете учиться на курсы, то:
Не бойтесь задавать вопросы, но старайтесь делать это правильно, вводя в контекст
Перепроверяйте себя сами по доп. материалам, это тоже полезный навык
Помогайте другим
Начинайте заранее ходить по собеседованиям и пробуйте, пробуйте, пробуйте — до победного конца!
PS — больше полезных статей ищите в моем блоге по метке «полезное». А полезные видео — на моем youtube-канале
Комментарии (17)
Boethiah
19.05.2024 05:34+10Не выдуманные истории, о которых не можно молчать... Ничего не знает, но все умеет
sergey-gornostaev
19.05.2024 05:34+5На курсе вас ждет структурированный материал. Когда вы начинаете гуглить с нуля и искать, то находите просто тонны информации по тестированию.
Не скажу про тестирование, но разработчику нужно посмотреть список общих требований в вакансиях, нагуглить по этим технологиям учебников и прочитать их. Учебники обычно вполне себе структурированные.
теория сама по себе мало что дает
Когда я начинал свой путь в ИТ, то учился не для того, чтобы работу получить, а чтобы разобраться, как написать всё то, что мне написать хочется. У меня диск был завален десятками пет-проектов. Как говорится, программист программирует потому, что не программировать не может. Так что, как наниматель, я ожидаю от начинающего кандидата практики намного больше, чем теории, и очень удивляюсь обратному. Ну и замечу, что единственный одинаковый у всех выпускников курсов репозиторий на гитхабе производит впечатление ещё худшее, чем вообще отсутствие какого-либо репозитория.
Ну и про мотивацию: Это очень печально, когда человек не хочет стать специалистом и заставляет себя учиться. Он ведь и работать так будет - от зарплаты до зарплаты.
Molechka Автор
19.05.2024 05:34+1Да, в тестировании тоже можно нагуглить по структуре самостоятельно, никто не спорит)
А про мотивацию не очень согласна. Отлично работают мои знакомые, которым лениво учиться бесплатно. Это всё же немного разные вещи, тратить своё свободное время (особенно когда его мало) и "работу работать"
sergey-gornostaev
19.05.2024 05:34+6Я хоть и не верю в работу по призванию и считаю, что каждый способен к любой работе при должном старании, но думаю, что стоит искать что-то близкое себе и интересное, для чего хватит мотивации без внешнего стимула. Иначе с высокой вероятностью придётся потом страдать от выгорания.
Molechka Автор
19.05.2024 05:34+1Но вы ведь опять смешиваете работу в рабочее время и учебу в свободное) Если мне нравится моя работа, это не значит, что я хочу пахать 12 часов в сутки и не увлекаться ничем кроме неё.
А когда люди проходят курс для новичков — они обычно работают на старой работе. Плюс семья. К вечеру тупо устаешь, и сил может не хватать, особенно когда у тебя копятся хвосты и это эмоционально давит, проще забить. Так что я не согласна с термином "на бесплатный курс забил = работать тоже будет через пень-колоду".
Ответственный человек работать будет хорошо. А счастливый человек будет искать кайф в работе, чтобы не страдать) Что не мешает этому человеку забивать на бесплатное обучение
MaxRyazan
19.05.2024 05:34+2Когда начинал учиться программированию, познакомился с компанией таких же единомышленников. Учили мы джаву и планировали не далее чем через полгода устроится джунами. По факту, на работу устроился я один, ФРОНТЭНД ВЬЮ РАЗРАБОМ )
Тут главное не останавливаться и иметь мотивацию.
Molechka Автор
19.05.2024 05:34Да! Без мотивации никуда, а когда собираешься толпой, это тоже частый кейс, что в итоге один остаешься.. И тут прям огромная мотивация нужна не бросить как остальные, так что вы молодец!
Markscheider
19.05.2024 05:34+2Не знает, что такое "классы эквивалентности", но находит их лучше людей с опытом
У меня было похожее. В требованиях к вакансиям я видел "знание/понимание BPMN" и поначалу пугался: это что-то на синьорском :).
Загуглил и выяснил, что это - обычные блок-схемы (процесса или программы). Которыми меня еще со школы приучили в обязательном порядке пользовться...
Fexele
19.05.2024 05:34+3Расскажу немного про свой 8+ летний опыт тестирования и собеседований.
Бумажка о вашем сертификате не нужна никому. Есть иногда те, кто смотрят немного на ISTQB (в Бельгии и Нидерландах это обязательно для соискателя), но в остальном все ваши вот эти курсы нужны так же, как грамота в школе за 1 место по математике за 5-й класс. Можете с гордостью повесить на стену и забыть. Меня ни разу не спрашивали про курсы.
Классы эквивалентности, граничные значения и прочие термины тест-дизайна спрашивают очень редко. Понимать, как это работает - надо. Применять на практике при решении задачи - надо. Учить определение терминов - такое себе. Если спрашивают на собеседовании и мучают другими вопросами тест-дизайна - бегите от этой конторы. Если вы меня спросите перечислить все техники тест-дизайна, я не назову и половины. Если мне дать практическую задачку и спросить как я буду ее решать - вы увидите все эти техники на практике.
Для интервьюверов: не надо по бумажке спрашивать определения "классов эквивалентности" у соискателя. Нужно задавать кейсы на критическое и аналитическое мышление, выявлять на основе этого умение у соискателя и правильно расставлять приоритеты, и категоризировать свои проверки, и в целом определять глубину проверок, позитивные и негативные кейсы на основе ответов.
На работе нужно работать, вы ищете сотрудника, который будет решать практические задачи и тестировать конкретный функционал, а не задумываться, какую технику тест-дизайна ему нужно применить в конкретном случае. Соискатель должен понимать, как устроены у вас процессы, с каким техстэком и инструментами ему придется работать, а вам надо определить насколько он подходит именно как работник для этой должности.Если вы самоучка, держите лайфхак — берёте программу платного курса, выписываете себе все темы и гуглите каждую по отдельности.
Вот это очень здравая мысль. Я бы еще закинул все в ChatGPT и попросил составить тебе программу, дает домашние задания и пусть он еще проверяет ответы.
Платные курсы не нужны, до всего можно дойти самоучкой или бесплатными курсами.
egaoharu_kensei
19.05.2024 05:34+5Предположим, вам повезло и вы нашли хороший платный курс, который вам дал неплохую базу. Однако, сразу возникает вопрос: почему вы сами не смогли разобраться в данной теме? Дело в том, что вам на курсах все раскладывают по полочкам (в случае хороших) и дают ментора, но как быть в жизни, когда не у кого спросить и на работе придётся изучать новые технологии самостоятельно? Эти навыки очень важны и требуют времени на их приобретение. Лично вы готовы ждать пока выпускник научится самостоятельно учиться и решать свои проблемы? К слову, я тоже сам обучался, поэтому беру это не из головы :)
Приходится читать сложную литературу, документацию, изучать научные статьи, отсеивать некачественную информацию и справляться со стрессом самостоятельно, когда ничего не получается. Такой опыт можно получить на курсах? Вряд ли. Самоучки как раз этими навыками обладают, если ответственно обучались конечно же. К тому же сегодня в открытом доступе есть большое количество хороших бесплатных материалов. Не могу говорить про всех, но лично из своего опыта, все самоучки, которых я видел, гораздо сильнее выпускников с курсов или универов. Это касается не только айти.
Batalmv
19.05.2024 05:34+1Обычно резюме в стиле "10+ лет чего-то делал, полтора года назад прошел курсы, дальше ... да какая разница" - это почти всегда отсев. Или всегда :) Я просто не уверен. что могу вспомнить, что такого "джуна" когда-то вышло взять.
Объясню почему
Собееседуя сильного миддла, сеньора или лида (ведь они и просят за себя соответственно), я ожидаю опыта и знаний, плюс хорошие рабочие качества. Иначе зачем платить больше? Но там и собес другой, так как человек должен показать, что просимая им ЗП реально того стоит. Понятно в "вкатышам после курсов" этой кейс не относится от слова совсем
Ок, допустим мы собеседуем "джуна", который готов работать за "миску риса". По хорошему, обычно с таким кандидатом не имеет смысла говорить о сложных темах, да и теорию можно проверить чисто для того, чтобы убедиться, что канддидат хотя бы попытался подготовиться к собеседованию. Потому что если нет - ну на фига он вообще. Некоторые действительно могут оттарабанить ответы на базовые вопросы, но это не более чем "нокаут"-критерии
Как по мне, интересно узнать, что он вообще делал. На реальном опыте уточнить, как решалась та или иная задача, дать какой-то вопрос из серии "общих знаний". Тут главное понять, если ли у человека мозги и способность к какому-то анализу.
Иногда было весело спрашивать именно QA, как они отрабатают ситуацию "есть подключение к Интету или нет". Народ, который вписывал себе знания HTTP, TCP/IP, иногда ничего кроме пойти проверить лампочки на роутере предложить не мог.
----------------------
Поэтому - нужны ли курсы? Если есть лишние деньги - наверное да, не помешают. В остальном, ценность "шкурки" джуна заключается в умении ее обладателя учиться, учиться и еще раз учиться. А если ему или ей надо для этого платить деньги ... ну такое
JaneGame
19.05.2024 05:34Меня как раз девочка разработчик не удивила - по мне одно из главных качеств для тестировщика - аналитическое мышление и, в целом, тест-дизайн на нем и основан. Когда училась на курсе у нас были люди, которые ещё на модуле с ручным тестированием жаловались на его чрезмерную сложность - как по мне - это был самый простой модуль, к тому же преподаватели всё достойно объясняли.
Это я к тому, что, к сожалению, тестирование все ещё считается "легким входом в ИТ" - и кто-то сшибается сразу, а кто-то, уже устроившись, понимает, что тут тоже что-то надо знать.
Shredinger_N
19.05.2024 05:34+1Это как кот Шредингера курсом\без курса найдешь работу - не известно, пока не нырнешь)))
я пошла на курс, потому что ребенку было 11 месяцев, а это совершенный анриал сидеть с малюткой и корпеть самой в тонне бесплатного г...на, вычленяя золото.
Не возможно остановить жизнь вокруг и посвящать по 10 часов на изучение информации(хотя возможно, если ты школьник\студент и тебя не сковывают никакие обстоятельства ипотек\детей\кредитов\борща для мужа)) )
Как итог устроилась: к концу учебы на стажировку, после стажировки в штат взяли.
Ничего плохо не вижу отдать деньги за учебу. Главное максимально качественный курс выбрать по соотношению с ценой, да и корка все таки неплохое подспорье.
AnotherAnkor
Ещё ни одного выпускника курсов не нанял. Тем ничего не знают.
Molechka Автор
А не выпускники при этом знают?)
AnotherAnkor
Обычно невыпускники знают.
Когда человек хочет в тестирование, Я советую ему прочитать и запомнить пару конкретных учебников. Когда человек их скачивает из сети, внимательно читает и понимает - он уже готов идти на минимальную ставку набираться опыта.
В то же время выпускники курсов неспособны ответить на большинство вопросов.