Чтобы понимать, какие запросы можно отправлять в GraphQL API и что можно получить в ответе, нужно уметь читать его схему. Это как WSDL в SOAP API — описание всех доступных методов.

Да, программы типа Postman или Apollo сами считывают схему и показывают вам всё в красивом виде — просто ходи да «натыкивай» запросы. Но если само API ещё в разработке, чтение схемы поможет понять, что вас ожидает.

Поэтому в этой статье я расскажу, что такое Schema GraphQL API и как её читать.

Содержание

Что такое схема и что там есть

Схема содержит:

  • данные, которые мы можем получить в ответе;

  • доступные запросы (query и mutation).

Описывается по schema definition language (SDL). И выглядит примерно как несколько идущих подряд JSON-объектов. Так что, если знакомы с форматом JSON, схему тоже прочитать сможете!

См также:

Что такое JSON

По сути своей схема — это ТЗ. Когда нужно создать GraphQL API, аналитик размышляет, какую информацию туда выводить, и пишет схему. Скажем, у нас есть список книг (только их названия для простоты) и нужен метод для получения этого списка. Схема будет выглядеть примерно вот так:

type Book {
  title: String
}

type Query {
  getAllBooks: [Book]
}

Теперь вспомним, что схема содержит, и что можно понять, читая её:

  • данные, которые мы можем получить в ответе — объект книги Book, его поле title;

  • доступные запросы (query и mutation) — только запросы типа query. И у нас будет всего 1 запрос: getAllBooks.

Что и делает разработчик, добавляя обвязку в коде, которая даст возможность получать всю эту информацию.

Соответственно, схема — идеальное ТЗ, которое всегда актуально. Ведь здесь невозможно сделать описание, как в «обычных», привычных нам soap или rest методах, где есть четкое «что на входе» и не менее четкое «что на выходе».

В GraphQL формат вывода данных более гибкий. Чтобы описать, что именно можно попросить на входе, нужно будет для каждого метода делать копипасту со схемы. А это трудозатратно и неэффективно — если что-то изменится, нужно исправлять во всех местах? 

Проще дать общее описание методов и их логики + ссылку на схему. Поэтому давайте посмотрим, что мы можем найти в схеме.

Объекты, с которыми мы будем работать

Объекты в схеме описываются через ключевое слово type. Общий синтаксис:

  • Ключевое слово type

  • Название объекта

  • Внутри фигурных скобок — набор полей объекта и их типов (через двоеточие, название поля: его тип)

Если какой-либо метод возвращает объект (сам по себе, или через связанный объект) — мы можем вернуть в ответе любое из его полей.

Подробнее про типы полей, которые встречаются в объекте, см ниже.

Аргументы внутри объекта

У любого поля объекта (который создается с помощью type) могут быть аргументы. То есть такая запись тоже нормальная:

type Author {
  name: String
  books(limit: Int): [Book]
}

Хотя обычно аргументы используют внутри запросов и мутаций (это ведь тоже объекты, которые создаются через type):

type Query {
  getBook(id: ID!): Book
}

type Mutation {
  createBook(id: ID!, title:String!): Book
}

См также:

Аргументы внутри объекта Schema GraphQL — для чего нужны — подробнее разберем, зачем это нужно в простом объекте, а не запросе / мутации.

Запросы и мутации

По сути своей запрос или мутация — это тоже объект. Поэтому начинаются они с ключевого слова type. Разница только в том, что идет внутри фигурных скобок:

  • Простой объект — название поля: его тип данных.

  • Запрос или мутация — название метода: то, что он возвращает в ответ.

Вот, например, как может выглядеть схема, где мы возвращаем все книги и всех авторов (в разных запросах):

type Query {
  books: [Book]
  authors: [Author]
}

Здесь у нас в типе Query (запрос) есть два метода — books и authors. Теперь, при наличии такой схемы, мы можем вызвать любой из этих методов, например:

query {
  authors {
    name
    }
  }
}

Как именно назвать метод — решает разработчик. Он может дать и привычные глазу названия:

type Query {
  getAllBooks: [Book]
  getAllAuthors: [Author]
}

Тогда при вызове метода мы будем указывать уже getAllAuthors:

query {
  getAllAuthors {
    name
    }
  }
}

Но это не является каким-то обязательным требованием. Как захотел — так и назвал. 

И помните, что по сути своей название метода — это просто поле объекта Query (или Mutation). Соответственно, у него могут быть аргументы:

type Query {
  getBook(id: ID!): Book
}

В мутации всё делается по аналогии, разве что аргументов там обычно сильно больше, особенно в методах создания сущности:

type Mutation {
  createBook(id: ID!, title:String!, desc:String, author: Author, publish_date: String): Book
}

Есть ещё один вариант методов — Subscriptions (подписки). В схеме они описываются аналогично запросам и мутациям.

Массивы и обязательные поля

Если у поля стоит «!» — оно обязательное. И мы ожидаем, что сервер будет возвращать ненулевое значение. Восклицательный знак ставится в схеме после указания типа данных поля:

type User {
  name: String!
  age: Int
}

Ненулевым может быть не только само поле, но и какой-то его аргумент. Если в запросе есть ненулевой аргумент — его обязательно надо указать, иначе получим ошибку. В схеме ставим «!» после типа данных аргумента:

type Query {
   getUser(id: ID!): User
}

Массив — это набор значений. Он указывается в схеме через квадратные скобки, как и массив в json. Допустим, что у книги есть поле с её цветом (colors) — она может быть цветная, может быть черно-белая, но могут быть и оба варианта. Тогда указываем массив:

type Book {
  title: String!
  author: Author!
  colors: [String]!
}

А как ставятся восклицательные знаки у массивов? Тут есть разные варианты:

1. Непустое значение внутри массива

Массив может быть пустым, но если внутри что-то есть, то непустое!

В схеме это записывается так:

colors: [String!]

+ Допустимые варианты ответа:

colors: null

colors: []

colors: ["Цвет", "Ч/б"]

- Недопустимые варианты: 

colors: ["Цвет", null, "Ч/б"]

2. Обязательный массив, но могут быть пустые значения внутри

В схеме это записывается так:

colors: [String]!

+ Допустимые варианты ответа:

colors: []

colors: ["Цвет", "Ч/б"]

colors: ["Цвет", null, "Ч/б"]

- Недопустимые варианты: 

colors: null

3. Обязательный массив без пустых значений

В схеме это записывается так:

colors: [String!]!

+ Допустимые варианты ответа:

colors: []

colors: ["Цвет", "Ч/б"]

- Недопустимые варианты: 

colors: null

colors: ["Цвет", null, "Ч/б"]

Соберем всё вместе для наглядности:

Комментарии

SDL (schema definition language) поддерживает добавление комментариев. Куда же без них? 

Комментарии начинаются с символа «#» и могут идти как перед какой-то строкой, так и сразу после неё:

# Книги, выпущенные нашим издательством

type Book {
   title: String! 
   author: Author
   publish_date: String! # Дата может быть указана как просто годом, так и «Июль 2020», поэтому делаем просто строкой 
}

Все, что следует за символом «#» на той же строке, будет игнорироваться парсером GraphQL. 

Если нужен многострочный комментарий, используются тройные кавычки:

""" 
Тут был
Ооооооочень длинный
Комментарий 
"""

type Book {
   title: String! 
   author: Author
}

Документация

Тройные кавычки используются для многострочных комментариев и документации. Их уже парсер не игнорирует, а наоборот. 

Некоторые инструменты (например, Apollo) могут автоматически извлекать комментарии, заключенные в тройные кавычки, для генерации документации.

И если у нас такая схема:

""" Книги, выпущенные нашим издательством """
type Book {
  
   """ Название книги """
   title: String! 

    """ Автор книги """
   author: Author
}

То при натыкивании запроса система будет давать подсказки к полям:

  • title — Название книги

  • author — Автор книги

См также:

Документация в Apollo по методам GraphQL — откуда берется

Типы данных в схеме

Object (type)

Объект — коллекция полей и их типов. Записывается почти как в json — элементы коллекции идут внутри фигурных скобок, только не разделяются запятыми.

Сами элементы зависят от того, что за объект:

  • Простой объект (любое название, кроме Query и Mutation) — название поля: его тип данных.

  • Запрос или мутация — название метода: то, что он возвращает в ответ.

Объект может включать в себя другой объект. 

Например, есть такой кусок схемы:

type Book {
  title: String
  author: Author
}

type Author {
  name: String
  books: [Book]
}

В объекте книги (Book) есть поле автора — и это ссылка на объект «Автор» (Author).

В объекте автора (Author) есть поле «книги автора» — и это массив объектов «Книга» (Book).

Если один объект включает в себя другой, то элементы «дочернего» объекта можно вызвать в запросе. Если у нас есть запрос с названием getAllBooks, который получает список всех книг, мы можем запросить в ответе и название книги, и имя её автора:

query {
  getAllBooks {
  title
  author {
      name
  }
  }
}

А ещё в каждом объекте есть поле «__typename»! Его не надо прописывать в схеме отдельно, оно есть по умолчанию. Это поле возвращает тип объекта. Например, для приведенной выше схемы мы можем вызвать такой запрос:

query {
  getAllBooks {
  title
 __typename
  author {
      name
      __typename
  }
  }
}

Ответ будет такого плана:

 "data": {
    "getAllBooks": {
      "title": "Книга",
      "__typename": "Book",
      "author": {
  	     "name": "Петр Иванов",
          "__typename": "Author"
       }
    }
  }
}

 Это поле помогает нам понять, где мы находимся в данный момент, на каком уровне вложенности — ведь у нас может быть объект в объекте внутри объекта, и так хоть 10 раз!

Scalar

Scalar — аналог примитивных типов в языке программирования:

  • Int — целочисленное значение

  • Float — дробное значение

  • String — строка

  • Boolean — true или false

  • ID — идентификатор

В этом примере схемы:

type Book {
  title: String
  author: Author
}

Поле «title» у книги — это скалярный тип, простая строка (String). Это базовые типы, их будет много в схеме: строки, числа…

Можно сделать свой тип данных: custom scalar type. Он нужен, когда нам нужно сделать доп проверки вокруг базовых типов. Например:

  • Date — чтобы это была не просто строка, а именно дата

  • URL — вроде строка, но там гарантированно корректный URL

  • ODD — только нечетные числа Int

Как это выглядит в схеме:

scalar MyCustomScalar
scalar Date
...

И всё, используем дальше этот тип там, где может быть другой скалярный тип (тип поля объекта, тип аргумента):

type Book {
   title: String! 
   author: Author
   publish_date: Date! 
}

А остальное делается в коде разработчиком.

Input

Input — специальный тип объекта, позволяет использовать иерархические данные в аргументах. 

Например, у нас в системе хранятся пользователи и их банковские карты. Если я хочу создать пользователя сразу с картами, как бы мне эти самые карты указать? Тут есть варианты — или внутри мутации указывать просто набор полей (банк, номер карты, баланс), или соединить их вместе и вынести в инпут. 

Это будет выглядеть как-то так:

type Mutation {
  addUserWithCards(name: String!, age: Int, cards: [CardInput]): User!
}

Input CardInput {
  bank: Bank
  number: String
  balance: Float
}

Name, age — простые типы, их можно использовать в качестве аргументов.

Cards — иерархический тип: у него не одно поле, а несколько. Вот для его описания и нужен Input! Потому что просто написать фигурные скобки объекта внутри аргумента нельзя.

Внутри Input могут быть только скалярные типы, enum или другой input. То есть если нужен объект в объекте, создаем несколько input и вкладываем один в другой! Например:

input BlogPostContent {
  title: String
  body: String
  media: [MediaDetails!]
}

input MediaDetails {
  format: MediaFormat!
  url: String!
}

enum MediaFormat {
  IMAGE
  VIDEO
}

Enum

Enum — перечисление корректных значений для заданного поля. Никакие другие значения это поле принимать / возвращать не будет. Это как выпадающий список в GUI — там можно выбрать одно из заданных в списке значений, но ввести своё нельзя.

Например, у нас есть такой список цветов: 

enum Color {
  RED
  GREEN
  BLUE
}

Допустимы только 3 цвета: красный, зеленый, синий. Ввести желтый (YELLOW) нельзя!

Enum — простой тип данных, как скаляр, используется везде, где и скаляр (в объектах, инпутах, в аргументах)

Union

Union — абстрактный тип, который позволяет возвращать в поле один из нескольких типов объектов. Это как UNION в SQL.

Union перечисляет, какие объекты он может возвращать. Например, я делаю поиск в книжном магазине. В строку поиска я могу ввести как название книги, так и имя автора, и ожидаю увидеть или книги, или карточку автора. 

В схеме это записывается через Union:

union SearchResult = Book | Author

type Book {
  title: String!
}

type Author {
  name: String!
}

type Query {
  search(contains: String): [SearchResult!]
}

Но тут возникает вопрос — А как мне перечислять, какие поля я ожидаю в ответе? 

Для этого в запросе используется синтаксис с многоточием (... on TypeName).

В нашем примере запрос будет выглядеть примерно так:

query {
  search(contains: "Пушкин") {
    __typename
    ... on Book {
      title
    }
    ... on Author {
      name
    }
  }
}

Писать «__typename» необязательно, но крайне желательно, чтобы точно понимать, где что вернулось. 

Пример ответа на такой запрос:

{
  "data": {
    "search": [
      {
        "__typename": "Book",
        "title": "Сказки Пушкина"
      },
      {
        "__typename": "Author",
        "name": "Пушкин"
      }
    ]
  }
}

Interface

Interface (интерфейс) — абстрактный тип, он задает набор полей, которые могут иметь разные объекты.

И если объект имплементирует интерфейс, он обязан содержать все поля из этого интерфейса. Но при этом у него могут быть и свои уникальные поля.

Таким образом, если нам нужно сделать несколько похожих друг на друга объектов, то вместо копипасты одинаковых полей лучше вынести их в интерфейс:

interface Book {
  title: String!
  author: Author!
}

type Textbook implements Book {
  title: String!
  author: Author!
  id: ID
}

type ColoringBook implements Book {
  title: String!
  author: Author!
  colors: [String!]!
}

type Query {
  books: [Book!]!
}

В данном примере у нас есть:

  • Book — интерфейс, который задает стандартный для всех типов книг набор полей

  • Textbook — текстовая книга, так как имплементирует интерфейс, то содержит его поля + свои (id)

  • ColoringBook — также имплементирует интерфейс, поэтому есть все поля интерфейса + собственное поле colors

Интерфейс можно возвращать в запросе. В данной схеме мы видим Query.books — этот запрос возвращает список, в котором могут быть как Textbook, так и ColoringBook.

В ответе от сервера мы можем возвращать все поля интерфейса и поля из конкретных объектов, его имплементирующих.

Запрос для общих полей:

query GetBooks {
  books {
    title
    author
  }
}

Чтобы указать поля конкретного объекта, используется синтаксис с многоточием (... on TypeName), как в Union. 

Запрос, учитывающий особенности разных объектов (опять же, поле «__typename» крайне рекомендуется, с ним будет проще читать ответ):

query GetBooks {
  books {
    __typename
    title
    ... on Textbook {
      id
    }
    ... on ColoringBook {
      colors
    }
  }
}

Пример ответа:

{
  "data": {
    "books": [
      {
        "__typename": "Textbook",
        "title": "Тест-дизайн",
        "id": "aaaa-1234-bbbb-3333" 
      },
      {
        "__typename": "ColoringBook",
        "title": "SQL",
        "colors": ["Цвет", "Ч/б"]
      }
    ]
  }
}

Итого

Если вы сталкивались с JSON-форматом, то прочитать схему GraphQL API не составит труда. А ведь из неё можно узнать много полезной информации. 

Тем более что схема — это самое самое актуальное ТЗ. И даже если в «официальной» документации метода что-то устарело, можно обратиться в схеме и узнать из неё, как это работает.

Поэтому уметь читать схему полезно. Надеюсь, эта статья вам в этом хоть немного поможет =))

См также (полезные статьи про схему на англ языке в официальной документации):

Schemas and Types (graphql.org)

GraphQL Schema Basics (apollographql) 

PS — больше полезных статей ищите в моем блоге по метке «полезное». А полезные видео — на моем youtube-канале   

Комментарии (0)