Знаете, насколько российский клуб заинтересован продавать билеты? Почти ни насколько, можно смело забить на них болт — смотрите структуру заработков.

Вот для примера КХЛ, которая далеко позади футбола по прибылям, чтобы показать на пальцах, сколько зарабатывают клуб и стадион:

Если вы существуете по большей части на деньги спонсора, то не будете заниматься ничем, кроме отношений с ним. Спонсору важен престиж — ну то есть понты, — поэтому нужно, чтобы вашу команду знали и уважали в регионе, стадион был полным (даже если вы бесплатно раздали билеты школьникам, студентам и военным), а в камере было полное невероятной радости раскрашенное лицо фаната, которому сегодня предстоит сначала выбивать зубы, а потом — крушить барную стойку. Ещё круто, чтобы на трибуне сидела какая-нибудь модель в кокошнике (и желательно только в нём) — тоже крутая картинка.

Поэтому давайте разберёмся, как же зарабатывают стадион и клуб.

Эти сущности часто неразлучны, как Бойль с Мариоттом. В России всего два-три футбольных клуба, которые реально владеют своими стадионами. Это, например, «Открытие Арена» у Спартака или «Краснодар» Галицкого, который вообще частный. Все остальные, по сути, просто арендуют площадки.

Структура доходов в КХЛ (хоккей):

Отчёт о доходах/расходах клуба из РПЛ (футбол):

Почти миллиард клуб зарабатывает на билетах; 2,5 — на коммерческих контрактах и трансферах игроков; миллиард — от РПЛ; 11,6 — от спонсоров.

При этом четыре миллиарда тратится на реализацию билетов и проведение матчей.

Чей стадион

Обычно — свой собственный. Его может построить город, построить клуб или это может быть какой-то средний вариант.

Клуб, как правило, берёт стадион в аренду. Встречаются случаи аренды на 49 лет за один рубль, тогда фактическое управление стадионом тоже отходит клубу.

Стадион отличается от клуба тем, что стадион — это место, куда приходят люди сидеть и пыриться на спорт или шоу. Ну или на конференцию проктологов, хотя обычно она проходит в драматических театрах. Стадион сдаётся под съезд топов Сбербанка, массовые катания, да хоть под частную свадьбу.

Клуб — это структура, где главные вопросы заключаются в том, как тренироваться, кого выменять в следующее трансферное окно и как уговорить форварда не …ть при включённой камере телефона.

Стадион строят по разным схемам в зависимости от региона.

Самый распространённый случай — договор концессии. Это когда компания или какие-то инвесторы — предположим, Газпром — строят стадион на свои деньги и отдают его в операционное управление клубу. А откуда клуб берёт деньги? Так же — от титульного или генерального спонсора, то есть того же Газпрома!

Иногда арену возводит государство, что очень популярно в регионах.

Вот Челябинск, Нижний Новгород — там стадионы строит как раз государство, например, на 51%. В случае с «Торпедо» в Нижнем Новгороде — концессия, публичный документ, где регион вкладывает 62%. Ещё свою долю (около 10–15%) вкладывает местный крупный промышленник, потом — колбаса, овощебаза, и вот набирается 100%, но основная доля — на государстве.

Дальше они начинают сдавать стадион: область сдаёт стадион либо управляющей компании (как было с Мордовией), либо клубу, а клуб выделяет под это отдельное юрлицо, которое будет заниматься операционкой, чтобы финансовые потоки покупки игроков и закупки спортпита разделить с деятельностью стадиона.

Самый редкий случай — строительство «под себя», как это сделал Краснодар, точнее — Галицкий. Но таких всего два: Акрон и Краснодар.

Бывают ситуации, когда город строит некий общий стадион для себя, чтобы там была арена в рамках развития инфраструктуры. Например, московское «Торпедо»: они строят уже пятый год, построят непонятно когда, и это как раз стадион для города, который выступает заказчиком в этой ситуации.

Как город понимает, что ему нужен такой стадион?

Ну примерно как в Мордовии, где поняли, что лучше у них, чем в Воронеже. Условно некий человек из угадайте какой политической партии говорит, что в Мордовии — вообще идеальный вариант. И может получиться, если поручитель обладает достаточным весом.

Возьмём Омск. Старая арена Авангарда начала разваливаться, и команда уехала играть в другой город. Начали строить новый стадион. Долго спорили, на сколько тысяч зрителей: пять или десять? Омск — город-миллионник. Решение приняли «на вырост». Учитывая, что к реальной экономике всё это имеет мало отношения — деньги-то спонсорские, — ситуации могут быть самыми разными и местами очень удивляющими.

Кстати, Авангард с арены до сих пор зарабатывает и вполне удачно. Там достаточно неплохая нагрузка мероприятий на стадион (т. к. других подобных объектов в регионе нет). В Москве и МО ситуация обратная — стадионов полно: ВТБ, Лукойл, ВЭБ — бери любой.

У Москвы — свои минусы.

alt «Газпром Арена»
«Газпром Арена»

Так на чём зарабатывает-то?

По сути, клуб зарабатывает на билетах, абонементах, мероприятиях, мерче и, конечно, на активациях от спонсора.

За трансляции получает клуб, но стадион тоже может иметь за это деньги.

В хоккее всё происходит так:

  • Клуб платит «Матч ТВ», чтобы они приехали и стали снимать.

  • КХЛ — провайдер прав: они выкупают права и дальше выплачивают премии клубам в зависимости от их медийности. Раньше они просто делили поровну. Потом начали так: первые три места получают больше денег, остальные — поровну. Есть некая методика, по которой КХЛ или РПЛ распределяют по клубам денежные средства от телеправ и трансляций. Также в рейтинге учитываются место в турнирной таблице и обьём аудитории.

  • А ещё бывает выкуп имени арены. Например, «Ozon Арена»: они получают от Озона условные 450 миллионов в год. То есть да, вы можете взять стадион и назвать его по своему выбору, например, «Кривоногие из Москвы Арена», но это будет очень дорого.

https://tvkrasnodar.ru/upload/resize_cache/iblock/b0b/1200_630_2/o26cpitczbsv33irnfgbwj8ag242kmu2.jpg

Клуб, по сути, знает, что спонсор даст денег. Остальное неважно. То есть все действия идут на то, чтобы понравиться спонсору.

Спонсору нравится, когда клуб в регионе любят больше других.

Спонсор хочет активности для своих болельщиков. Например, есть база болельщиков в 500 тысяч. Они должны в рамках спонсорского контракта обеспечить активности для своей базы — 10 штук, условно говоря, чтобы подсветить спонсора.

Клуб тратит примерно пять миллионов на аренду, а зарабатывает пять миллионов с билетов и ещё 150 тысяч — с мерча. Для того чтобы 18–20 миллиардов (условно, как Авангард) вытащить из Газпрома.

У стадиона ещё есть концерты и разные конференции.

Когда выступают Шнур или Пугачёва, стадион отдают им в аренду на два-три дня (или на сутки, но по цене двух-трёх дней). Они сами продают билеты, сами разворачивают оборудование, сами всё делают. Стадион даёт парковку (если есть) и обеспечивает впуск зрителей.

Клуб приходит к стадиону и говорит: «У нас в этом сезоне будет 20 регулярных матчей, вот примерный календарь, потом — плей-офф, но там как пойдёт». А им отвечают: «Ой, в прошлом году вы платили пять миллионов за матч плюс парковки и питание. Давайте в этом году будете платить шесть, но мы вам ещё будем выдавать ложи».

VIP-ложа
VIP-ложа

Потом они некоторое время базарят, затем договариваются. Не могут не договориться.

Клуб может, например, купить ложи, билетную программу, нейминг, фойе, питание, парковки, какие-то специальные помещения по комнатам, по квадратуре. По сути, клуб — это тот же самый арендатор, который просто выкупает площадку. И у всех всё по-разному. Например, Авангард получает прибыль от матчей, билетов, абонементов. Но в большинстве своём стадиону достается всё, что касается прав на него: все помещения они сохраняют за собой. Например, на питании зарабатывает стадион. Но могут и поделить по-разному: к примеру, прибыль от продажи питания — 10% — идёт в арену, а остаток — в кейтеринг. Но в ложах, например, наоборот: 10% пойдёт в клуб. Это всегда индивидуальные условия.

Редко календарная сетка матчей заранее жёстко запланирована. Она верстается на весь сезон, а потом может подстраиваться в зависимости от всяких событий буквально за пару дней. То есть чаще всего ты знаешь календарь примерно на месяц вперёд. Но не на полгода. Бывают в сезоне особые события. Бывают игры с тяжёлыми перелётами типа Владивостока: там каждый день не поиграешь. Есть эксклюзивные матчи, матчи звёзд. Заранее неизвестно, где будет проходить такая игра.

Стадион умеет быстро перестраиваться. Есть отличный случай с «Газпром Ареной»: Зенит играл в субботу, а концерт Раммштайна был в воскресенье. Стадион был готов меньше чем за 16 часов!

Ещё стадион часто сдаёт свои помещения кружкам, клубам или даже магазинам. Это тоже часть его прибыли. Посмотрите на количество активностей в «Лужниках»

Кроме того, клуб может зарабатывать на оплате академии юниоров, разных мероприятиях типа катков для города, много — на трансферах игроков. Но в целом по сравнению со спонсорскими деньгами это небольшая доля.

В общем, теперь у вас есть представление, чем и как зарабатывает стадион. А вот чем и как зарабатывает клуб и что надо делать, чтобы спонсор давал деньги, я расскажу отдельно.

Комментарии (2)


  1. Kenya-West
    24.07.2025 17:26

    То, что говорят про подобный бизнес, означает, что он перестал быть криминализированным. Он, может, и остался сугубо коррупционным, но криминализированным теперь назовёшь лишь с натяжкой. Это прогресс! Просто представьте подобные просветительские статьи лет 20 назад.


    1. ED-209
      24.07.2025 17:26

      Да, согласен. Отличный комментарий! Да и, в принципе, лет 20 назад любых статей вида "Как я заработал на 3D-принтере 20 млн рублей за год" невозможно было представить. Сразу бы пришли к автору заинтересованные лица с предложением "охраны и сопровождения бизнеса".