Последнее десятилетие блокчейн приживается во всё большем количестве отраслей и давно вырос из коротких штанов криптовалют. Одной из сфер, где его постепенное внедрение теоретически может изменить пользовательский опыт и привычные подходы к цифровой трансформации — приложения для спорта. Этот пост посвящён тому, как блокчейн, на мой взгляд, способен изменить автоматизацию процессов, работу с данными, безопасность и взаимодействие с болельщиками, а также какие проблемы существует при его внедрении в спортивных приложениях и сервисах.

Продажа билетов

Возможности

Блокчейн имеет все шансы совершить революцию в продаже билетов на спортивные соревнования. Одноранговые сети могут стать составной частью бэкенда билетных приложений. Так при помощи цепочки блоков можно обеспечить аутентификацию болельщиков, предотвратить мошенничество, а также реализовать динамическое ценообразование.

В первую очередь, для продажи билетов могут эффективно использоваться смарт‑контракты. Они автоматически проверяют соблюдение или выполняют условия сделки, что может сократить время обработки транзакций, свести к минимуму ошибки и исключить необходимость посредников. Наиболее значимые проблемы, которые может решить токенизация билетов — недобросовестное сотрудничество, с массовой скупкой билетов и спекулятивной продажей, а также мошенничество с поддельными билетами.

При продаже билетов, смарт‑контракт может автоматически перевести средства продавцу и билет покупателю. Смарт‑контракты могут включать логику, которая ограничивает количество билетов, покупаемых одним лицом, или даже идентифицировать попытки спекулятивной торговли.

Традиционно смарт‑контракты связывают с сетью Ethereum, однако пропускная способность, а соответственно скорость и масштабируемость решений в ней может быть ограничена. В продаже билетов, на мой взгляд, скорее будут востребованы сети с низкой задержкой транзакций и высокой пропускной способностью, такие как Polkadot или Solana, способные быстро обрабатывать большой объем запросов на покупку билетов.

При использовании Ethereum пропускная способность может быть увеличена за счет Layer 2 решений, таких как Optimistic Rollups или zk‑Rollups. С их помощью можно наращивать количество транзакций и сократить время их обработки, одновременно снизив комиссию. В период пикового спроса применение этих технологий предотвращает перегрузку сети и обеспечивает приемлемую скорость транзакций.

Если по какой‑то причине для токенизации билетов разработчики решили использовать сеть Bitcoin, то проблемы масштабируемости и медленных транзакций может решить Lightning Network. Известно, что Lightning Network позволяет проводить транзакции между партиями вне основного блокчейна (off‑chain) значительно ускоряя процесс, а затем обеспечивает их консолидацию в основной сети.

Проблемы 

Это в теории. На практике опыты с билетными сервисами, использующими блокчейн, в мире проводятся сравнительно давно, мне известны с 2018 года. И ключевых проблем несколько:

1. Плата за газ.

При покупке билетов приходится проводить сразу несколько транзакций, как минимум три: приобретение, подтверждение и сжигание токена. Вопрос экономической целесообразности зависит от конкретной бизнес‑модели, что уже само по себе представляет собой ограничения для использования технологии. Никто не хочет дополнительных расходов, в данном случае совсем не факт, что совокупная комиссия блокчейна будет оправдана в сколько‑нибудь обозримой перспективе.

Например стоимость газа ежегодно поднимает стоимость Ethereum‑транзакций, например в этом году цена поднималась выше $7 и даже выше $15. Очевидно, что при подобной стоимости, большинство билетных проектов становятся нерентабельными, т. е. преимущества которые приносит блокчейн попросту не оправдываются.

2. Даже представленные выше технологии вряд ли смогут обеспечить достаточную пропускную способность, чтобы в течение 2-х часов обеспечить подтверждение по десяткам тысяч билетов. Безусловно, есть сети, обладающие (в теории) сумасшедшими показателями TPS, но в реальных условиях что‑то может пойти не так. В случае с мероприятиями с тысячами болельщиков финансовые риски могут не оправдать преимущества использования технологии

3. Проблема покрытия на стадионах по сей день остаётся острой. Перегруженность базовых станций 5G и LTE, а также сложности в WI‑FI в местах проведения являются значимым препятствием. Инфраструктурные вложения для крупных спортивных объектов, которые могут стать условием использования блокчейн‑билетов, также могут стать финансово неоправданными.

4. Возвраты — это опять плата за газ. Возврат — это ещё одна транзакция, проведение которой — новая финансовая нагрузка.

Возможно, в связи с этими проблемами подавляющее большинство проектов, связанных с токенизацией билетов, таких как Ticketmaster Live Nation, TixTo.Me, Fan Dragon, Block Party не приобрели популярности. Ограниченным спросом пользуется блокчейн‑тикетинг от GETProtocol, но известно, что некоторая часть продаваемых ими билетов не токенизированы.

Мерч, сувениры и меморабилия

Возможности

Оригинальность сувениров, мерча, предметов коллекционирования, связанных со спортом, также является сферой перспективного внедрения блокчейн технологии. Криптографическая защита официального мерча или, например, подтверждения подлинности автографа любимого спортсмена могут сыграть значимую роль для болельщиков. Гарантия подлинности является главным подтверждением ценности и важным фактором для предотвращения мошенничества.

Как один из вариантов, сервис, через мобильное приложение может считывать уникальный код сохраненный в NFC‑метке оригинального товара, сувенира или подарка от команды, который, в свою очередь, будет подтверждаться через блокчейн. Это может быть футболка, подписанная известным спортсменом, или фото с автографами команды.Только в футболе за период с 2019 по 2021 было проведено более 50 ICO/STO блокчейн проектов связанных с клубами. Что характерно, это произошло в период короновирусной криптозимы.

Проблемы

Основная сложность — стоимость внедрения. Такие инновации могут позволить себе только крупные известные клубы, где объемы продающегося мерча и сувениров окупят токенизацию. Разработка полноценной системы «валидации» официальной продукции клуба через блокчейн потребует от 6 до 12 месяцев работы команды компетентных разработчиков, имеющих опыт работы с блокчейном и нишевую спортивную экспертизу.

Такие решения и внедрения часто оценивают в несколько сотен тысяч долларов, а при высоком темпе и качестве разработки в миллионы. Далеко не каждый клуб или федерация будут готовы на подобный эксперимент, а те, у кого есть такие возможности, как правило, достаточно консервативны.

Приложения и системы учета данных спортивных состязаний

Возможности

Сервисы по подписанию, публикации и хранению результатов спортивных соревнований вполне могут использовать блокчейн. Хранение таких данных в одноранговой сети исключает ошибки и фальсификации. Протоколирование результатов становится прозрачным процессом. Такие сервисы не требуют огромных затрат и уже начинают постепенно использоваться на спортивных соревнованиях. Согласно сообщениям в СМИ, один пилотный проект такого рода уже реализован в России компанией “Мастерчейн”. Такое внедрение, как правило, не имеет жестких ограничений по масштабируемости и пиковым транзакционным нагрузкам.

Проблемы

Пожалуй, это одна из немногих идей использования блокчейна в спорте, не имеющая принципиальных технических ограничений. Единственной проблемой является вопрос принципиального превосходства блокчейна перед традиционными системами учета и протоколирования в спорте и менее технически сложными системами хранения данных. Не все считают такие блокчейн более подходящим решением, особенно, где данные результатов по тем или иным причинам требуют изменений. 

Взаимодействие и вовлечение болельщиков

Возможности

Блокчейн может стать основой платформ для голосования (за лучшего игрока матча или чемпионата), участия в мероприятиях фан‑клубов, а также для принятия решений команды. Такие платформы легко приспособить для декомпозиции процессов принятия решений и повысить вовлеченность болельщиков. Смарт‑контракты, в свою очередь, позволят автоматизировать вознаграждение за участие в активностях. Например, блокчейн система может использоваться для обеспечения прозрачности в проведении опросов для пользователей фан‑приложений и определении победителей, которые внесли наибольший вклад в повышение лояльности болельщиков к команде, например, участвовали в наибольшем числе опросов.

Проблемы

Главной проблемой опять становится сложность блокчейн систем по сравнению с аналогичными по функциям системами. Возникает конфликт «Возможности против стоимости владения», что опять же не позволяет применять подобные сервисы массово. Технические ограничения в данном случае будут также зависеть от количества пользователей.

NFT и коллекционные спортивные активы

Возможности

Коллекционные карточки и уникальный цифровой мерч команды — это идеальная возможность для применения NFT (Non‑Fungible Token, невзаимозаменяемый токен). С использованием этой технологии сувенирный контент, например бейсбольные карточки и т. п., можно превратить в полноценные цифровые активы. Такие активы можно покупать, продавать, обменивать, использовать в интерактивных приложениях, создавая мета‑реальность для болельщиков и коллекционеров. С NFT можно связывать технологии дополненной реальности, зашифровывать в них задания для фанатских квестов и т. д. »

Уже существует опыт успешных блокчейн проектов в спорте, использующих NFT в таком качестве, например игровые проекты NBA Top Shot и Sorare. Несмотря на общемировое падение интереса к NFT за октябрь 2023 года объём продаж NBA Top Shot составил $ 1 476 427 при средней цене продажи $13,13 и 18 891 активных владельцах по данным cryptoslam.io.

Исторически NFT связаны с сетью с использованием стандартов ERC-721 и ERC-1155 на Ethereum, однако сегодня существует множество других стандартов для их создания. Также NFT можно использовать в качестве уникальных билетов, опыт их оценивается как наиболее удачный, среди всех реальных внедрениях блокчейн в технологии продажи билетов, хотя пока такой опыт не затронул спорт.

Проблемы

Рынок NFT недавно испытал резкие потрясения, в сентябре CoinMarketCap объявили, что из 73 257 коллекций NFT, 69 795 имеют рыночную капитализацию равную нулю. При этом этими токенами в данный момент владеет 23 млн человек. Критические оценки NFT, как крайне волатильных и спекулятивных создает негативный информационный фон для их внедрения. Сегодня интеграция NFT в приложение спортивного клуба крайне рискованная идея, в силу отношения социума и проблем с рынком. На свойства технологии это никак не влияет, но в краткосрочной перспективе с её внедрением стоит быть крайне осторожным. Вероятно, нужно дождаться момента, когда рынок начнет расти, что позволит получить дополнительную прибыль или внедрять собственный кошелёк для хранения NFT как исключительно сувенирного внутриклубного актива.

Итог

Блокчейн способен стать основой для множества инноваций в спорте, от новых форм фан‑взаимодействия до повышения доверия и безопасности в сфере продажи билетов. Однако каждая из этих возможностей приносит с собой комплекс технических вызовов и бизнес‑требований, требующих глубоких знаний и понимания технологии блокчейн, криптографии и принципов управления данными. Разработчикам и спортивным организациям следует всегда оценивать риски при внедрении блокчейн, а также придерживаться лучших практик, чтобы использовать потенциал технологии максимально эффективно.

Комментарии (5)


  1. iig
    24.11.2023 10:12
    +2

    Вывод: и здесь блокчейн - лишнее звено.


    1. smirnov_dm
      24.11.2023 10:12

      Соглашусь лишь отчасти. Чтобы считать блокчейн совсем лишним звеном, нужно игнорировать опыт успешных проектов, а такие автор приводит в посте. И возможно без блокчейна они не стали бы успешными. Просто ожидания на пике, в хайповый период были завышены. Как технология, он вполне работает. И как оаз здесь, с тем же nft, всё серьёзнее, чем с остальным провалившимся nft-рынком.


      1. iig
        24.11.2023 10:12

        NFT как средство для постройки пирамиды годится. На этом, пожалуй, и все разумные применения. Пирамида она тоже пользу приносит, деньги не пахнут же.

        ЗЫ хотя, возможно, в перепродаже билетов есть и более глубокий смысл чем кажется. Организаторы шоу не могут просто взять и продать билеты по цене 10х, к ним зразу прийдут из налоговой, из антимонополии - сверхприбылями нужно делиться. А если маржа 10х осядет в нескольких десятках анонимизированных карманов, возможно, афиллированных с организаторами - другое дело.


  1. 77778888
    24.11.2023 10:12
    -1

    краткое кодержание:


  1. wandercat
    24.11.2023 10:12
    +1

    Использовать готовую крипту в виде ее востребованности еще долго будет нерентабельно. Как-то сразу напрашивается собственная реализации блокчейна, пусть даже не полностью распределенная. Дело-то не сказать, чтобы сложное.