
Я айтишник, которому достался стадион в Омске. Точнее, сначала я поломался в хоккее. Из-за того, что я понимаю и спорт, и ИТ, очень много чего получилось сделать правильно, а некоторые отделы вообще заменить скриптом.
В прошлый раз я рассказывал про то, как сложно продать билет на обычный хоккейный матч. Было много вопросов про перекупов, про детали, как это всё работает. Чтобы пояснить обычные принципы жизни стадиона и спортивного клуба, расскажу на конкретном примере коллег из Владивостока, что может пойти не так, а также как клуб и стадион с этим работают. Им я помогаю уже как внешний специалист.
Владивосток от других городов отличается тремя очень важными вещами:
Тем, что денег мало (не как в топ-5 КХЛ), но развиваться надо.
Часовым поясом +7 к Москве, что делает незабываемыми трансляции матчей из европейской части России и перелёты команд туда-обратно. У вас либо в сутках 31 час, либо нет ночи, и вам потом играть.
И до стадиона только одна дорога, а сам стадион — немного за городом. В итоге там всё встаёт в дни финалов.
Первое невероятное решение — это трансляции плей-офф в кинотеатре. То есть обычно болельщики смотрят трансляции в барах, но в два ночи начинать там показ как-то не очень. Потом, если победа, то фанаты громят бар, а если команда проиграла, то тогда они однозначно громят бар.
Так вот, кинотеатр не громят. Поэтому можно сделать вывод, что во Владивостоке живут очень вежливые и понимающие люди.
Но давайте начну с других, более очевидных ИТ-проблем.
Как устроен стадион

Снаружи — парковка, и мест здесь ровно столько, сколько надо — примерно треть от вместимости. То есть даже на концерт Шнура запарковаться реально. На самом деле — нет, конечно, и люди тоже стихийно вставали рядом. Шнура, кстати, показывали два раза, и оба — полный аншлаг: людей в городе много, а стадион относительно города маленький, и дорога узкая.

Дальше — входная группа. Эта — сразу на второй этаж.

Фойе с фотозоной очень маленькое. Когда тут шесть тысяч человек, хрен развернёшься.

Сюда можно сдать детей, которые не очень любят хоккей. И вот только потом — арена:

До начала матча
Как я уже пару раз рассказывал, самая большая ИТ-боль обычно в том, чтобы как можно быстрее просунуть людей через входные группы. Потому что они приедут буквально за 15 минут до матча, и все здешние 5970 человек попробуют зайти в последнюю минуту.
Оптимизация турникетов не помогает, потому что есть ещё досмотр.
Можно «растягивать» вход людей. Для этого нужны системы уведомлений и мероприятия.

Первое, что вы можете сделать, — это организовать какой-нибудь концерт местной группы, выступление чирлидерш и совместные фото с ними, аквагрим, еду, конкурсы и прочие активности в фойе стадиона или рядом на территории. Для чего это делается? Чтобы заранее отправить всем купившим билеты через приложение или электронную почту сообщение с программой бесплатных активностей и тем, что можно приехать заранее.
Фойе во Владивостоке очень маленькое, поэтому получается сделать совсем немного активностей.
Заранее приедет около 10% людей, если у вас нет приложения, а приложение ХК «Адмирал» во Владивостоке не пользуется популярностью и принадлежит вендору.
Ещё вы можете пустить бесплатные автобусы из центра или с ближайшей крупной остановки городских автобусов. Тут тоже так делают, но это несильно облегчает ситуацию, потому что своих автобусов мало.
Матчи в будни тут начинаются в 19:30, а в выходные — в 17:00. Поскольку дорога только одна плюс время совпадает со временем, когда люди едут с работы, часть зрителей попадает на свои места, когда первый период уже в разгаре.

Можно проработать вопрос с турникетами. Билеты должны считываться очень быстро и качественно. Средние замеры показывают, что проход человека через стандартный турникет без досмотра занимает девять секунд, но есть те, кто может простоять и 30 секунд, вращая телефон и код на нём вокруг считывателя. А если куары криво напечатали на билетах и внезапно они перестали считываться — вы в глубокой заднице: вам вручную нужно пропускать пять тысяч человек.
Из-за некоторых особенностей легаси в прошлой версии прошивки турникетов была особенность чтения по секторам. Человек с билетом в телефоне мог зайти, пройти досмотр, а потом ему приходилось пробираться через толпу к другому турникету.
Потом надо убрать все препятствия. Если фишинговые сайты напродавали 300 фальшивых билетов — эти 300 человек просто загородят турникеты и будут скандалить. Поэтому ваша работа начинается с правильных турникетов, правильной их интеграции с билетной системой и правильной инфраструктуры. К счастью, во Владивостоке и билетная система, и инфра — от вендора. Турникетные считыватели они сейчас меняют на более современные, это очень важный шаг после предыдущего раза, когда всё отвалилось. Также меняется и билетная система.
Потом — обработка тех самых скандалящих жертв фейков. Их надо отвести в сторону, понять, что они купили палёный билет, и спокойно дать им возможность купить ещё один, если есть возможность. То есть ИТ-работа начинается с пиара: вы объясняете на местных форумах, как работают мошенники, где официальные каналы покупок, как правильно пользоваться сайтом и так далее.
Для этого, кстати, нужен сайт, как можно догадаться. Желательно такой, чтобы в интерфейсах мог разобраться дедушка, который по опыту знает, что если вдарить человеку клюшкой по башке со всей дури, то дадут не пять лет, а две минуты. Во Владивостоке эти дедушки часто ездят за билетами на стадион в физическую кассу, потому что им сложно разобраться с UX. В центре города нет офиса с билетами, поэтому конверсия падает: надо ведь пройти целое приключение, чтобы достать билет. К счастью, главный кассир настолько опытный человек, что знает всех в лицо (и это не преувеличение), и данный нечеловеческий опыт частично нивелирует проблему.
Внутри стадиона внезапно очень важна навигация. Которая таблички на стенах. Чем качественнее она сделана, тем меньше толпа. Сейчас они обновили уличную часть и доделывают внутреннюю, уже стало прямо намного лучше.
Во время матча
Медиакуб — очень важная штука. Это четыре экрана под крышей, чтобы было видно всем. Это и понты для клуба (клубы меряются медиакубами), и инструмент для болельщиков. Их опрашивали, что им нравится в хоккее, и больше всего им нравится, когда их там показывают. Ну, знаете, как на концерте Колдплея. И ещё на медиакубе — повторы.

Две ледовые площадки, основная и тренировочная, и они — самое загруженное место на арене. Лёд здесь живёт в режиме нон-стоп. Кроме основной команды, тут ещё и детская спортивная школа, а это порядка 500 ребят разных возрастов. График плотный: тренировки, тренировки, концерт, снова тренировки, соревнования. Лёд не тает. На время концерта он накрывается специальными изолирующими матами, потом они снимаются. Тоже с матом.

Если в этом плотном расписании появляется редкое окно — команда на выезде, нет мероприятий, — то клуб делает массовые катания для города. Это для нас не бизнес, а скорее социальная функция. Цены не очень высокие (компенсируют организацию), людям нравится, они привыкают к арене, иногда ещё можно искать юниоров. «Адмирал» в этом плане уникален. Они арендуют не только площадку под матчи, а буквально стадион. И получают деньги за все мероприятия на нём. Поэтому они очень стараются быть социально значимым брендом.

А вот тут чистится вода для льда:

К этому моменту, вероятно, вас уже поимели перекупщики
С перекупами и мошенниками история особенная.
Как только «Адмирал» публикует календарь, сразу же начинаются продажи билетов. В том числе несуществующих. Бывали случаи, когда у турникетов скапливалось по 150 человек с билетами на одно и то же место — это ужасно.
Была ситуация: чувак покупает на «Авито» билет, приходит, его не пробивают, то есть билет фальшивый. Попадает в группу разбора — это люди, которые сидят на входе и помогают, если что. Ему говорят:
— Ну как бы вот вы купили билет. Этого QR-кода нет, он не существует. То есть вы купили палёный билет, такого билета нет, он нарисован другим человеком. Вы по нему не пройдёте.
Он такой:
— Жалко, а я 15 тысяч заплатил. Окей!
И ушёл. Билет на матч стоил пять тысяч, если что, на нормальные места: ему, видимо, очень хотелось посмотреть. Появляется снова через 10 минут уже с новым билетом, говорит:
— У меня и этот не читается на турникете.
— А где вы его взяли?
— А я купил у того же человека на Авито.
Ну и группа разбора сидит и втыкает: чувак потратил 30 тысяч рублей, чтобы пройти на матч, реальная стоимость билета на который — пять тысяч, и за эти деньги он сейчас поедет домой.
Бывают и другие проблемы, но во Владивостоке эта — одна из главных. Сейчас они как раз обновляют систему, чтобы бороться с этим не косплея рукопашный файрвол через конфиги, а автоматически вычисляя такие ситуации эвристиками.
Боты, которые в момент старта продаж заходят на сайт и уводят билеты в бесконечную бронь, не давая реальным болельщикам их купить, — особенно больно в плей-офф, когда команда выигрывает и билеты приходят в продажу за четыре-пять дней до следующего матча. Рассказывают: четыре часа ночи, в рабочем чате тут же появляется сообщение от билетного кассира: «Всех поздравляю, я поехал на работу запускать билеты».
До автоматизаций тут использовалось технологическое ноу-хау — Дмитрий Андреевич. Это специалист, который знает буквально половину болельщиков в лицо. Если кто-то не может пойти на матч и хочет сдать билет, то он может просто позвонить тому, кто, как он знает, хотел бы пойти, и соединить их.
Для стадиона каждое пустое место — это больно: оно видно и на трибунах, и в телетрансляции. Для клуба это больно вдвойне, ведь ТВ-картинка — это потенциальная прибыль.
Да, есть очереди, когда сначала билеты покупают болельщики клуба, а уже потом тикеты поступают в широкую продажу, но это спасает частично. Есть сектор под болельщиков другой команды.
Местная особенность — «любимый враг»: Хабаровск, близкий город. Хоккейные клубы бесплатно зовут фанатов каждой команды: если уж те добрались на автобусе или самолёте, то билеты — без оплаты. Соответственно, в Хабаровске аналогично рады видеть болельщиков из Владивостока. Это договорённость на уровне клубов.
Конечно, самый надёжный вариант — абонемент. Их владельцы — в привилегированном положении. В плей-офф у них есть несколько дней эксклюзивного права на выкуп своих мест, и только потом билеты поступают в свободную продажу. Аналогично и в новом сезоне есть приоритетный выкуп своего места. Хороших билетов после абонементов и всего прочего остаётся не так много, поэтому появляются перекупы.
Точки питания
Во время матча людей надо кормить. Частая практика — единый кейтеринг, когда все едят баланду одной компании, на которой зарабатывает либо клуб, либо стадион. Во Владивостоке очень хорошо с кухней, там даже есть гастротуризм. Тут пригласили на арену 17 известных в городе заведений: есть и азиатская чифанька, и корейская «Миринэ», и местные бургерные, и так далее.


Логика простая: узнаваемый бренд дорожит своей репутацией и не позволит себе готовить плохо. К тому же мы понимаем, что болельщик проводит на арене и в дороге около пяти часов. Ему нужно полноценное питание, а не просто сосиска в тесте, особенно если он с детьми. Понятно, что второго там нет: всё — для поедания одной рукой (и головой), всё из заготовок, но всё равно круто.
Лучшие места

Есть 15 VIP-лож. Это балконы сверху. У них отдельные входы, персональная парковка на два пронумерованных места для каждой ложи, администраторы, которые встречают и провожают через подземелья.

Посреди арены есть аквариум — «Адмиральский клуб». Это не закрытая ложа, а общая зона на 24 места, куда можно купить отдельный билет. Там есть свой бар, диванчики, и можно оказаться за столиком с незнакомыми людьми.

Про кинотеатр для просмотра трансляций вы уже знаете. Интересно, что часть новой аудитории пришла в фан-базу клуба именно так: люди шли в кино просто поесть кукурузы, а попадали на хоккей и заражались атмосферой. Прямо представляю эти парочки, которые в два ночи заходят в кинотеатр и решают остаться. Я же говорю: очень странный город.

Соответственно, по стране я работаю с несколькими стадионами. Хоккейный клуб «Адмирал» — у них проблема очень понятная. Было всё старое, денег мало, надо шаг за шагом решать текущие проблемы и делать лучше. Если просто нанять компанию для разработки сайта, то они будут заниматься только сайтом. А билетный оператор будет заниматься только билетной системой. Должен быть кто-то, кто всё это объединяет. Я им делаю консалтинг, разработку и маркетинг. Например, сейчас они меняют билетного оператора Инфотеха на Яндекс. Это значит, что нужно сделать сайт для новой билетной системы, потому что старый им предоставлял Инфотех. Ну и интегрировать это с Яндексом. И чтобы старые пользователи (которые были в Инфотехе), смогли также зайти на сайт. А владельцы абонементов (которые были в Инфотехе) могли приоритетно выкупить абонемент на новый сезон. Кроме того, абонементы бывают льготные, и для этого мы должны продумать как сделать личный кабинет так, чтобы не отхватить по 54-ФЗ за хранение персональных данных. У «Адмирала» также есть небольшие задачи, например, с абонементами. Они консультируются с нами, можно ли сделать продажу льготных абонементов онлайн, чтобы людям не приходилось для этого приезжать на стадион.
Обрисовываю им бизнес-процесс, объясняем, как это можно сделать и как делают другие клубы. Клуб принимает решение.
Похожая история — с «Торпедо» (Нижний Новгород). Там CRM и мобильное приложение, спрашивают, как лучше организовать единый билет на стадион и проезд на парковку (не имея при этом шлагбаумов в проекте стадиона), или внедрить iiko, чтобы еду можно было заказать через приложение и получить за это баллы программы лояльности. Для хоккейного клуба «Норильск» публикуем новости и другие материалы на сайте и т. п. — в общем, у кого что есть в задачах, то можно делать. Есть и более хардкорный сценарий — футбольный клуб из РПЛ «Крылья Советов». Там используется древняя технология NetCat. Их сайт каждые 30 минут берет данные из одной БД и кладет в эксель таблицу, чтобы подгрузить на другой. В результате он просто каждые 30 минут перезагружается. По факту у клуба около семи разных сайтов, и для главного сайта есть 2 админки и работают три администратора, не говоря уже о сайтах для билетов, мерча и так далее. Куча серверов, огромное легаси, заросшее паутиной, которое мы потихоньку приводим в чувство. Это большая работа. Мы начинаем с того, что рисуем архитектуру «как есть» (As-Is) и «как должно быть» (To-Be). Показываем, чего не хватает, как лучше поступить в этой ситуации, где можно сократить издержки. Мне доверяют чуть больше, чем обычным интеграторам, потому что есть большой опыт в спорте и как спортсмена, и очень успешная история с ИТ «Авангарда» в Омске. Люди из спорта не очень-то верят консультантам, потому что считают, что они принципиально не понимают, что нужно делать. В итоге постепенно за годы ко мне стали приходить вообще со всеми вопросами: академия может спросить, какое оборудование взять для медобследований, — советую им вендоров и рассказываю, как это устроено в других академиях. Когда запускается какая-нибудь новая команда вроде ХК Юнисон-Москва (особенно люблю их, не так много частных клубов в спорте) — хочется помогать. Ну и самое главное — если ездить по стране, то можно рекомендовать поставщиков и рассказывать о чужом опыте c этими поставщиками.
Сейчас помогаем с абонементами для пенсионеров. Им тяжело ездить к стадиону, долго, а скидки онлайн не пробиваются. Клуб сначала хотел снимать офис в центре города и продавать там. Можно и онлайн, но, думаю, что они не хотят тратить на это деньги,, имея офис. Дальше надо будет объяснять бабушкам и дедушкам, что это не палёные билеты, что вот так и вот так можно купить, что вот так применяется скидка, перепрограммировать турникеты (чтобы они загорались жёлтым по такому абонементу, и человек подходил проверять, что это реально пенсионер). Придумали компромисс — продавать просто абонемент по тарифу льготного и потом проверять на отдельной входной группе.
Ещё во Владивостоке есть очень прикольная особенность с пиаром команды: по факту команду видят в городе только после вылета из чемпионата. Потому что надо много играть вокруг западной части России, и они начинают сезон в Беларуси. Оттуда уже ездят по матчам вокруг Москвы, чтобы не летать каждый раз домой. И вот только когда уже всё — тогда попадают во Владивосток.
В принципе, если вы не в первой десятке, проблемы по стране у всех плюс-минус одинаковые: старые ИТ-системы, нужен нормальный план действий, денег и людей не хватает, но шевелиться надо. Шаг за шагом можно сделать лучше, особенно если кому-то какое-то простое действие уже помогло, они общаются и знают, что можно доверять.
Несмотря на то, что все топят за цифровизацию и автоматизацию, по-прежнему много действий делается вручную, с костылями и велосипедами, поскольку специфики очень много и постоянно появляются новые сценарии и идеи, как привлекать болельщиков.
Комментарии (16)
higin
05.08.2025 14:46Объясните пожалуйста, что значит предложение: "Точнее, сначала я поломался в хоккее". Как это понимать?
zarubin_v Автор
05.08.2025 14:46Я сломал треть плечевого сустава, влетел в борт на всей скорости плечом, и верхняя часть сломалась.
Выбыл из спорта высших достижений навсегда после 14 лет участия.
asksoftware
05.08.2025 14:46Увидел на Хабре уже вторую статью из знакомой области (участвовал со стороны, как Вы пишете, "турникетов" и в ОИ-2014 и в ЧМ-2018).
Кроме билетной стороны, есть ещё бизнес-процесс аккредитации команд, сотрудников, всех задействованных служб (от продавцов до уборщиков).
Если это актуально, прошу взглянуть на систему Аккредитации: https://acr.asksoft.net
Nick0las
05.08.2025 14:46Ну и группа разбора сидит и втыкает: чувак потратил 30 тысяч рублей, чтобы пройти на матч, реальная стоимость билета на который — пять тысяч, и за эти деньги он сейчас поедет домой.
Возникает сразу 2 вопроса:
Почем в группе разбора нет человека, который может продать билет бедолаге с паленым билетом здесь и сейчас?
А как насчет сделать онлайн систему проверки билетов? Чтобы на сайте клуба можно было проверить, паленый билет или нет. Если такую систему хорошо пропиарить, то продажи поддельных билетов будут осложнены.
zarubin_v Автор
05.08.2025 14:46Потому что вы предлагаете работать со следствием, а не с причиной.
Везде не просто так пишется, чтобы билеты покупали в официальных каналах и на сайте. Группа разбора должна решать инциденты, а бедолаге нужно идти в кассу и покупать там.
То есть вместо того, чтобы покупать на сайте клуба, мы будем делать систему проверки паленых билетов и стимулировать перекупами выкуп билетов, чтобы затем перепродавать через третьих лиц.
Как насчет того, чтобы просто перестать покупать с рук?
Билетов нет -> люди идут к перекупам -> покупают за дорого -> проходят или нет.
Если люди перестанут покупать у перекупов, то те перестанут выкупать.
RalphMirebs
05.08.2025 14:46А зачем люди покупают билеты на Авито, а не на офф сайте стадиона или команды?
Vadiara50
05.08.2025 14:46на офф сайте солдаут, всё выкуплено владельцам абонементов/болельщиками/перекупами. А на хоккей хочется. Вот и прёт народ в авито. В футболе более защищённая для покупателя ситуация-можно расплатиться с продавцом, после того как тебе в официальное приложение "Болельщик" билет передали. Насчёт хоккея не знаю.
P.s ну если человек купил повторно билет у мошенника на авито, а не потребовал у него объяснений, что происходит, то тут уже вообще непонятно чем помочь
zarubin_v Автор
05.08.2025 14:46Ищут лазейки, они считают: если им в кассе говорят, что билетов нет, то у кого-то они точно есть. И идут искать. Где есть спрос — там появляется и предложение.
Vest
05.08.2025 14:46Почему не продаются билеты с напечатанным именем и фамилией, чтобы потом случайными проверками не научить людей брать билеты только на себя? Или же продавать с указанием (+проверкой) паспорта?
Если билеты брать на кого-то, допустим подарок, сделать какой-нибудь процент билетов «без фамилии» (не все) и продавать их чуть дороже. Быть может это будет мотивировать людей брать билеты на себя.
Спасибо. Я не эксперт в вашем деле, но раз вы тут, то почему бы не спросить?
zarubin_v Автор
05.08.2025 14:46Потому что включается сразу 3 момента:
GDPR и хранение персональных данных.
Билеты — массовый рынок. При покупке важна скорость продажи, чем больше полей, тем больше ошибок.
Проверки на входе — важна скорость проверки, люди приезжают за 15 минут до матча, и нам важно максимально быстро их пропустить в чашу.
И еще я купил 2 билета родителям на годовщину, а там мое имя на обоих.
paffnutiy79
05.08.2025 14:46Автор, явам благодарен если бы вы написали как дела с ИТ в целом по региону Владивосток-Хабаровск (ну или только Владивосток). Был в этих краях в командировке несколько раз, но это было по линии госсектора и был я большую часть времени в местах в духе Камень-Рыболов или ещё глуше.
Напишите какие спецы востребованы, что по ЗП, какие компании представительства имеют. Много ли знаете людей в местном ИТ не из вашего региона?
ZekaVasch
05.08.2025 14:46Знаю, что много билетов раздается даром. Но это не про тех кто 30 000 отдал.
Хотел хоть разик посмотреть игру, когда это было популярно, но понял, что без автомобиля делать это сложно. Трнспортная доступносту туда - еще возможна. Но вот обратно в город....
Soarerru
05.08.2025 14:46"Я айтишник, которому достался стадион в Омске". И дальше про Владивосток. И ещё одно упоминание Омска. Интуитивно я понимаю, что это как бы прошлый опыт, и т.д. и т.п. Но как-то прям резкий переход от к.
Lirix_vladimir
А можно маленько про IT? Как работает этот медиакуб? Какое разрешение панелей, чем управляется? И всякие прочие технические моменты более интересны, чем организаторские
zarubin_v Автор
Это не ИТ, а инженерка. Панели скорее всего leyard, но зависит от года установки. Обычные лед панели. Контент подается через медиа-сервер и ПО типа Vmix (но их там дофига) + есть контроллеры. Но это уже инженерка и продюсирование