Представьте себе, что вы айтишник, которому достался стадион.
Ладно, это я, если что, несколько лет назад. Я поломался в хоккее, что поставило крест на спортивной карьере, и вспомнил основную специальность. Через несколько лет стал продавать билеты: сначала — в Балашихе, а потом — в Омске на «Авангард».
Это нелинейный ад.
Вот представьте себе: у вас есть стадион на шесть тысяч мест, и вам надо продать билеты. Казалось бы, делов-то: бек с API на учёт мест, фронт на сайте, в приложении, выгрузка XML дистрибьюторам — и всё. То есть надо задекларировать, какие места есть и почём, — и всё.
Ага, щас!
Сначала — ещё до того, как вы расчертите стадион на схему мест и установите цены — вы с удивлением узнаете, что билеты на этот матч уже продают.
Вы купите один ради интереса — посмотреть, что будет, и вас кинут на 1 000 рублей. Потому что это был фишинговый сайт. Ещё таким же образом кинут примерно 1–5 % зрителей, если с этим ничего не делать, и эти зрители перегрузят вам охрану и стюартов на входе, потому что не смогут пройти и будут очень громко кричать.

Потом вам надо выделить билеты для фанатов приехавшей команды. Рассаживать их среди ваших фанатов немного опасно. Для приезжих — в первую очередь.
Затем вам нужны места для семей спортсменов, для прессы, для тренерского состава и так далее. Потом это надо состыковать с программой лояльности и учётом парковок.
А после этого приходит финальный босс — чёртовы перекупы. Борьба с ними — это примерно половина сложности продажи билета.
Перед матчем вы обнаружите, что у вас остались непроданные места, и побежите раздавать их бесплатно в школе напротив стадиона.
Но давайте начнём с самого начала. Итак, вам нужно интегрироваться с турникетами. Зачем? Надо!

Турникеты

У вас должна быть лицензия на продажу билетов на спорт. На концерт Шнура или Пугачёвой на тот же стадион — не надо. На хоккей или футбол — надо.
Билет не привязывается к паспорту. На самом билете персональных данных нет, потому что тогда их было бы очень сложно обрабатывать. Да и Закон «О персональных данных» довольно строг на этот счёт. На билете есть номер. По номеру можно проверить дату матча, место и не приходил ли уже человек на него, то есть идентифицировать, что податель сего имеет право пройти на такое-то место в таком-то секторе, и сегодня он этого ещё не делал.
Именно в этом месте работают перекупы.
В футболе с этим столкнулись довольно давно, потому что никак не могли забанить ультрас, проносящих на стадион в жопе файеры, плакаты «БЫШОВЕЦ» и вообще всячески нарушающих порядок и безопасность. В смысле там, где это не согласовано с клубом. Я сам лично фанатам из чужого города и ящик пива под скамейку подкладывал и много чего ещё делал — всё ради того, чтобы они веселее орали: это делает очень хорошую картинку в камере. Но иногда их надо банить — особо буйных, — а система проверки билетов не позволяет этого сделать.
Поэтому для них появился FanID, где надо показать лицо (биометрию) или паспорт.
В хоккее такого нет: надо показать только ШК (штрих-код).
Этот код нужно проверить.
Архитектурно это та же система, которая учитывает места.
Проверять можно вручную в бумажных журналах (это невероятно плохой план), в каком-нибудь гуглодоке (это очень плохой план) или в софте. Софт чаще всего интегрирован либо с ручными сканерами, либо с турникетами.
Турникетов или ручных сканеров должно быть МНОГО. Почему так? Потому что есть нормативы на время загрузки и выгрузки стадиона. Самое узкое место — металлодетекторы и интроскопы для баулов на входе, а также турникеты для проверки билетов. За 15 минут до матча через эти места пролезает половина чаши.

Если что, на хоккей ещё приезжают люди в инвалидных колясках. И это тоже должно нормально обрабатываться стадионом.
Поэтому, если вы мазохист и любите разовые ИТ-проекты, можно поставить 200 стюартов со сканерами, но уже после пятого-шестого матча выгоднее купить и интегрировать турникеты. Правда, под них ещё надо строить павильон, прокладывать слаботочку, делать модуль в софте и т. п.
Внутри стадиона у вас разграничение прав.
Ультрас обычно имеют выделенные сектора друг напротив друга, чтобы фанаты не дрались прямо на матче. Где и как они дерутся — они договариваются ещё до выезда, но это должно случиться за пределами стадиона. Если договориться не получилось, то они громят бар. Бар про это в курсе, поэтому берёт депозит на ремонт стойки и не выводит в этот день хрупких девушек.
Обычные работяги и обитатели небесных VIP-лож ходят в разные места. Для лож обычно есть второй внутренний контур. Если вы прямо совсем настоящий айтишник, то знаете, что люди могут выйти на перерыв, а потом зайти обратно и сделать это через разные выходы. Но такого уровня обычно никто не берёт, и турникеты просто отключают после начала матча. Во время перерывов на стадион часто попадают дополнительные люди. Ещё люди пересаживаются на места получше, и если в городе пробки, то их могут пытаться гонять опоздавшие законные обладатели этих мест. Кроме того, иногда к вам приезжают гости, у которых билеты проданы через их систему, вообще никак не стыкующуюся с вашей, и тогда вы отключаете свои турникеты и разрешаете им выставить своих стюартов с ручными сканерами. Например, это бывает, когда у вас на стадионе делают финал чемпионата по Counter-Strike, потому что это, конечно, спорт, но билеты там продают по-театральному.
Билетная система

Самое сладкое — это билетная система. Внутри неё что-то вроде инвенторной системы для авиации или АБС для банка, то есть какой-то код из 90-х, который умеет учитывать места. Вокруг — интеграции и всякие фичи, в последние годы — даже в микросервисах, правда, состыкованных по хардкору в цепочки жёстких зависимостей.
Первое, что делает билетная система, — это формирует билетную массу. Главный кассир (это root) садится и смотрит на SVG-картинку стадиона. Щёлкает по местам или секторам и назначает каждому цену. Билет на обычный матч стоит рублей 300, на любимого врага — около 1 000, на плей-офф — 1 500, на финал — 5 000. Места делятся на подороже и подешевле. Ещё у места есть классификатор, для какого типа зрителей оно предпочтительнее. Например, пресса, фанаты, одиночные мужики с кризисом среднего возраста, семьи, незамужние девушки и так далее. Потому что вы хотите, чтобы незамужние девушки были видны всем, в том числе — камере, а одиночные мужики с кризисом среднего возраста сидели с пивом рядом друг с другом и молча дружили. Кстати, в следующий раз мы их запомним и автоматом предложим места рядом друг с другом по умолчанию, чтобы была молчаливая радость узнавания. Через четыре-пять таких совпадений образуются новые фанатские сообщества.
Но до этих фичей мы ещё не дошли. Точнее, дошли в разных системах и не успели их интегрировать. Только продифференцировали.
Дальше главный кассир отправляет билетную массу в релиз.
По идее, она выгружается в API, и там можно зачерпывать билеты из неё через физическую кассу, приложение, сайт или дистрибьютора. На практике это не один путь, а часто два-три разных, потому что API — это не для тех людей, которых с детства били клюшкой по голове. На самом деле там часто дремучий код, писавшийся ещё в эпоху DOS, который отрефакторили под современные системы, но не поменяли архитектуру. Монолит звучит круто. Монолит — это надёжность!
Билетная система берётся у вендора.
В России есть четыре-пять самых популярных вендоров в зависимости от вида спорта. Многие из них, такие, как «Инфотех» или «Кассир.ру», изначально пришли из театральной или концертной сферы. Разницы, по сути, никакой нет, кроме одной уникальной специфики спорта — абонементы и зональное разделение. Вы не можете купить билетики на Киркорова на год, а потом использовать их на плей-офф. Киркоров в плей-офф вообще не выходит.
Базовый функционал билетной системы:
Онлайн. Клиент заходит и выбирает матч, сектор, ряд, место. Может указать ребёнка.
Главное место кассира — это бэк-офис, где настраивается вся билетная масса.
Место обычного кассира — это софт для кассира в офлайн-кассе. Кассир вбивает данные паспорта, проводя продажу внутри системы напрямую, а не через онлайн-бронирование.
Билетная масса обычно выгружается на месяц вперёд, как и календарь матчей. Дальше месяца возможны сдвиги, поэтому хрен вам, дорогие болельщики, а не купить авиабилеты заранее. В плей-офф в принципе неизвестно, кто с кем играет, поэтому билеты появляются в продаже вообще за три-четыре дня до матча.
Обычно билеты выгружаются сериями: в хоккее — домашние серии по пять (плюс-минус) матчей (потому что команда играет пять матчей дома, пять — на выезде), в футболе — по месяцам. Типа вот календарь на месяц, и вот вам билеты — раскупайте.
Перекупы
В этот самый момент в стройную систему врываются перекупы.
Если вы не делаете вообще никакой защиты, то все билеты на матч будут выкуплены в первые 8–10 секунд. Многие крупные вендоры научились выстраивать очереди болельщиков, но зачастую в плей-офф всё стабильно падает из-за резкого наплыва. Это как снег зимой в Питере: никто его не ждёт, а потом приходится сбивать сосули.
Перекупы — те ещё черти: способны разобрать весь стадион и дальше продавать его втридорога. Они не всегда выкупают онлайн, бывает, просто приходят в кассу и по дружески просят два билета в одни руки. Такое в регионах встречается повсеместно, поэтому кассы многим играют на руку: кассиры имеют с этого свою копейку.
Те, кто выкупает и так ограниченные билеты, мешают всем. У клуба есть квота, и на стадион во Владике вместимостью 6 000 зрителей обычно всё распродано и распределено. На стадион, кроме болельщиков, приходят льготники: студенты, инвалиды, школьники и пенсионеры. Зачастую именно простые болельщики страдают от деятельности перекупщиков.
Вообще клуб конкурирует за внимание зрителя с рестораном и кинотеатром. Семья может поехать на хоккей, а может пойти в театр или ужинать. Если билет будет на 500 рублей дороже — мы потеряем тех, кто делал этот сложный выбор досуга на вечер. 500 рублей для Омска, кстати, — не кварк денег, а вполне реальная ощутимая сумма.
Плюс перекупы вызывают недовольство, кладут нагрузкой системы и вообще те ещё гады.
К счастью, они живут прошлыми технологиями. Поэтому вы баните странные айпишники с нетипичными для человека действиями, не даёте больше 4–10 билетов на человека, проверяете его историю предавторизацией и так далее.
Правда, это не помогает. Потому что есть ещё умные перекупщики и те, у которых есть пачка симок и некоторое терпение.
Поэтому вы делаете привилегированные очереди и волны выпуска билетов. То есть выгружаете не все сразу во все каналы, а по частям. И сначала — тем, кто предавторизован. Это приоритетный выкуп.
То есть работает это так:
Право первого выкупа получают лояльные болельщики. Условно для тех, кто больше года с вами, вы выгружаете первые 2 000 билетов и даёте неделю на разграбление. Если что-то осталось — они идут во вторую волну. Это также даёт возможность клубу повышать стоимость на билеты, если они быстро разлетаются, или понижать, если спроса нет.
Потом вы предлагаете выкупить билеты тем, кто часто ходил, но при этом недавно с вами. Обычно это тоже позволяет найти самые хорошие места. Ещё неделя.
Затем — другие когорты: «потенциальные покупатели» по анализу бигдаты.
Отдельно — пиар-билеты для журналистов, блоки для семей спортсменов и клубов, блоки под социалку (например, чтобы приют приехал посмотреть на городскую команду): всего — около 20 категорий билетов.
Дистрибьюторы получают свои две-три волны где-то в середине всех этих очередей. Это, кстати, тоже интеграции и наборы правил.
Отдельный кусок билетной массы получает клуб, который привозит своих фанатов. То есть если к вам едут любимые враги, то вы звоните их главному кассиру или главе клуба и спрашиваете, сколько им надо билетов. Обычно они берут сектор или два и обязаны их сами полностью распродать. То есть это как чартер: выкупают рейс и делают что хотят. Могут раздать фанатам бесплатно (и часто так делают), могут выложить пустыми местами икс, игрек и что-то там с производной, могут просто все билеты выкинуть в Неву и радоваться. Но от их поведения зависит, сколько билетов и по какой цене вы им дадите в следующий раз.
Есть ещё такая штука, как аккредитация СМИ. Это когда журналисты местных СМИ приходят на хоккей, и чтобы пройти они не покупают билет, а получают квоту. Так вот недавно накрыли большую шайку, которая получала такие квоты и перепродавала их далеко не журналистам. Служба безопасности всегда на страже!
Снова системы клуба
На стадионе клуб зарабатывает не только с билетов и абонементов.
Ещё хорошо, если вы купите хотя бы полшарфика, чашку чая или кружку пива, сыграете в забивание шайбы со спонсором и так далее. Плюс нам надо всех запарковать. В Омске на машинах приезжает до половины зрителей финала и до четверти — обычного матча. Вашу парковку надо просто куда-то интегрировать, чтобы можно было одновременно продать и билет, и парковку, а чужую — ну, это как повезёт. Парковка у стадиона, кстати, может быть городской, и тогда вас ждёт дорога приключений.
В итоге устоявшийся стандарт рынка — это когда болельщик авторизуется в двух-трёх разных местах минимум. Программа лояльности клуба — для баллов, магазин — для покупки билета, а также либо система парковок, либо что-то ещё из вспомогательного. Настоящие айтишники со временем это сводят в единую авторизацию в один клик, но мы живём в настоящем, а не в будущем, поэтому вам, скорее всего, достанутся три разных пельменя, а не бесшовный клиентский опыт. Причём один из пельменей почему-то всегда на Битриксе, то есть начинка в нём распределена равномерно, а не лежит там, где задумывалось по рецепту.
Поверх всего этого уже можно крутить фичи вроде тех, что я описывал выше про форсирование крепкой мужской дружбы. Ну или если вы хотите, чтобы девчонки автоматически рассаживались перед камерами. Про это я подробнее писал вот тут: в частности, очень важно посадить «перворазников» за ворота, чтобы шайба летела прямо в них. Это сильно повышает их шансы вернуться, но интуитивно они крайне редко выбирают эти места, поэтому именно им и именно туда надо давать скидку на первое посещение.
Плюс баллы лояльности за шаринг, плюс рефералка, плюс то, плюс это — и комбайн готов. Как я уже говорил, вендоры часто многое поддерживают «из коробки», но стыковать всё это вам, и «коробочные» решения тут как на производствах: некоторые можно рассматривать как фреймворк, а не как готовый софт.
По факту часть билетов в конце вы раздаёте в виде пригласительных, поэтому важно следить за динамикой продаж. Непроданные места надо либо продавать дешевле, либо просто раздать билеты (особенно если это рядовой матч сезона): нет ничего хуже пустых недоутилизированных трибун, потому что это не нравится ни каналам, ни спонсорам команд. Стадион должен быть полным. А ещё за это получают деньги клубы в конце сезона.
И вот только теперь после всех этих сложностей — от налаживания юридических моментов и IT-инфраструктуры до борьбы с мошенниками, организации логистики, транспорта и маркетинга — вы наконец продали билет.
И это примерно 10 % работы айтишника, которому достался стадион.
Комментарии (70)
Newbilius
17.07.2025 14:47> Билет не привязывается к паспорту.
А возможно уже и пора... Да, больше мутотени на и так не очень быстром входе на мероприятие, но зато проблему перекупов решается на корню. Но и возврат тогда надо упрощать, т.к. сейчас ситуации вида "в последний день понял, что не могу приехать и отдал билеты друзьям" работает, а с привязкой такая возможность пропадёт.
funca
17.07.2025 14:47В эпоху электронных платежей и аутентификации через соц сети паспорт не сильно и нужен. Вы и без этого можете отследить все транзакции. Проблема только с анонимными посетителями кто по каким-то причинам платит наличными. Но и их можно подталкивать к регистрации, делая условия менее комфортными (например возможность выбирать места только после фактической оплаты, отсутсвие скидок и т.п.).
fizikdaos
17.07.2025 14:47Открою секрет полишинеля - продавать надо по рыночной цене, а не по какой вам хочется. По цене выше мало кто купит, по цене ниже будет дефицит, продажа из под полы, перекупы, спекулянты - хорошо известные вещи позднего СССР. И это фундаментальный механизм, и никакой блокировкой айпишников его не обойти.
Да, билетами торговать чуть сложнее чем яйцами на базаре, тут думать надо и прикидывать рыночную цену заранее. Так наймите пару аналитиков, которые по статистике, популярности команд, прогнозу погоды будут рассчитывать оптимальные цены на билеты. Можно нанять из тех же перекупов - они явно лучше вас считают деньги. Еще есть динамическое ценообразование, например.
Я свечку не держал, но "говорят", в случае с театрами, перекупы - кого надо. Бизнес модель простая - расходы театра оплачивает государство, а доходы от перепродажи билетов идут в нужный карман. Интересно как дела обстоят со спортивными мероприятиями: кто оплачивает расходы, кто устанавливает цены.
StalkerJS
17.07.2025 14:47Это как бы, как вы сказали, не яицами на рынке торговать. Всегда будут люди, кто может купить билет тысяч по пять, и кому 500-700 - много. Бонусом идёт дикая динамика спроса.
Ну а про "наймите пару аналитиков" даже смешно. Может, в футболе это ещё реально, то ни хоккей, ни остальные виды спорта без крайне заинтересованного спонсора на это просто не способны. Гляньте штаты клубов - повальное совмещение и люди, которые делают всё за всех.
fizikdaos
17.07.2025 14:47Да, но перекупы решают эту задачу и в плюсе остаются, хотя у них есть дополнительный риск купить билет и не продать его.
StalkerJS
17.07.2025 14:47Клуб из небольшого города имеет бюджет где-то в миллиард или выше. За год на билетах он может заработать миллионов где-то 50-60. Это не копейки, но процент можете прикинуть. При этом надо ещё содержать людей, которые этими билетами занимаются и соблюдать законодательство. С точки зрения именно прибыли, намного выгоднее иметь постоянно полную арену хоть бесплатно, но продавать рекламу на ней.
Перекупы же, как правило, ботом скупают оптово билеты, если могут, на кучу соревнований, а потом выкладывавают с накруткой дикой: купили один из пяти - уже прибыль.
fizikdaos
17.07.2025 14:47Откуда у клуба миллиард? Государство дает? И типа гос-во дало и всем настолько плевать на болельщиков, что даже про цены билетов подумать лень?
Даже в этом случае, млрд - это общий бюджет, а прибыли на порядок меньше, если вообще есть. И на этом фоне получить плюсом 20млн чистой прибыли посадив аналитика цену посчитать - стоящее дело.
Апдейт - выше в комментах ответили откуда млрд. Ну да, на болельщиков всем плевать ((, рынка нормального нет.
StalkerJS
17.07.2025 14:47Миллиард - это общий бюджет самых нищих команд КХЛ. Зарплатный на первую команду меньше, но у олигархов бывает и такой.
Суть моих комментариев как раз в том, что клубы зарабатывают больше на рекламе, тв и подобным вещам, чем на билетах. А для этого как раз нужен полный стадион. Это первое, почему цены могут быть ниже т.н. рыночных. Второе - социальная составляющая. В КХЛ полтора клуба на полностью частных деньгах, почти все остальные так или иначе финансируются при участии бюджетов или госкорпораций. И весьма нередко можно услышать истории из разряда "нам позвонил губернатор и запретил поднимать цены".
Собственно, из этого, из низких цен, и растут проблемы с перекупами.
p.s. а почему клубы часто не заинтересованы особо в зарабатывании денег - отдельная и очень грустная история.
funca
17.07.2025 14:47Чтобы скупить все 6000 билетов даже по 500 нужно вложить 3 мульта. Это уже уровень малого бизнеса, а не случайных коробейников с Авито. Интересно, какое количество мест в реальности отрабатывают перекупы и каков объём их рынка?
Devastator82
17.07.2025 14:47Хороший слог, отличная подача. Классная статья, с духом старого Хабра. Большое спасибо!
Odlev
17.07.2025 14:47Классная статья, много новых моментов узнал, даже не думал что такие интересные нюансы существуют, спасибо
Margutoop
17.07.2025 14:47Не очень понимаю, чем в этой схеме мешают перекупы? Какая вообще разница, кто купит билет? Если есть опасение, что перекуп сдаст билеты - всегда же можно уменьшить стоимость возврата средств, либо ограничить время возврата, как делает большинство организаций
rpc1
17.07.2025 14:47Поэтому для них появился FanID, где надо показать лицо (биометрию) или паспорт.
Что только не сделаешь ради безопасности детей
belonesox
17.07.2025 14:47Не совсем понятно, почему с появлением FanID (пусть и без привязки паспорту), и проверкой соответствия FanID и билета, нельзя убрать оборот билетов кроме официальных каналов. А после этого сделать динамическое ценообразование в зависимости от спроса, как на маркетплейсах-такси (достаточно простые алгоритмы будут лучше «выставления на глаз») — для обеспечения максимальной заполняемости.
Year
17.07.2025 14:47FanID требуется только для посещения матчей чемпионата РФ по футболу. Даже для посещения матчей кубка РФ по футболу fan id не нужен. В КХЛ, МХЛ и прочих хоккейных лигах его также не внедрили. Добровольно тоже вводить не будут, потому что это хоть и не большое, но препятствие для покупателя.
belonesox
17.07.2025 14:47Понятно, спасибо. Значит нужно — до того, как введут официально, с привязками к паспорту и прочему гемору сделать свой (хоть с этого стадиона и начать), в котором можно максимально быстро привязаться, в пару кликов, автоматом при продаже билета, дать за это скидку и т.п.. На уровне «пол-возраст-фото», можно даже без персданных. Это уже замучит перекупщиков (им придется держать когорты, фиг перепродадут «блок» семье с неизвестным числом детей и т.п.). А когда дойдет до официальной движухи — этот сервис уже будет стандартом.
zarubin_v Автор
17.07.2025 14:47ФанID — это система, связанная исключительно с футболом. Она используется совместно с билетом и человеком для проверки. Стюард видит на мониторе лицо и фамилию покупателя. Но тут человеческий фактор играет роль. Стюард не всегда внимательно проверяет каждого человека в большом потоке. Кстати про динамическое ценообразование хороший вопрос. Оно есть, но не полностью автоматизированное. Чаще всего цены корректируются вручную через терминал кассира.
belonesox
17.07.2025 14:47Понятно, спасибо. Значит нужно — до того, как введут официально, с привязками к паспорту и прочему гемору сделать свой FanХоккейId (хоть с этого стадиона и начать), в котором можно максимально быстро привязаться, в пару кликов, автоматом при продаже билета, дать за это скидку и т.п.. На уровне «пол-возраст-фото», можно даже без персданных. Это уже замучит перекупщиков (им придется держать когорты, фиг перепродадут «блок» семье с неизвестным числом детей и т.п.).
Автоматизацию проверки на уровне «куаркод билета не бьется с ожидаемым полом-возрастом» сейчас легко сделать для мобильника — а дальше — где купили? Разумеется нужно автоматизировать и упростить возможность сдать билет обратно, т.е. переключить все потоки билетов на себя, и перекупы выпадут из процесса. Поменьше ручных непредсказуемых действий по корректировке, лучше какие-то гладкие функции в духе «цена постепенно растет, лучше покупать рано», и иногда «геймификация» — «внезапно скидки!, только для вас».А когда дойдет до официального внедрения фанида в хоккеях и прочем (рано или поздно везде введут, тренд на учет прет и будет переть) — этот сервис уже будет стандартом.
funca
17.07.2025 14:47После выхода ваших статей на хокейных матчах появится новая категория посетителей - айтишники, - кто пришёл, чтобы посмотреть на турникеты, сети и крутые мониторы)
andy_light
17.07.2025 14:47Сочувствую вам, что поломались. Если не секрет, что за травма такая сильная? Кататься хоть можно для удовольствия?
askv
Разве проблему с перекупами нельзя решить повышением цены?
zarubin_v Автор
Одна из частей проблемы перекупов — как раз повышение цены. Мы хотим продавать билеты на ряд матчей дешевле, чем семья может сходить в хороший ресторан, чтобы выиграть конкуренцию с ним. Нам важно, чтобы они вообще пришли на стадион, а не выбрали что-то другое в городе.
askv
Так какая разница, у вас выкупили билеты, разве это не счастье?
С другой стороны, на что рассчитывают перекупы, если по повышенной цене не удастся продать?
zarubin_v Автор
У нас нет задачи продать билеты, у нас есть задача загрузить стадион обычно. Успех хоккея зависит от толпы людей и атмосферы, от этого же зависят основные прибыли. Плюс если перекуп "зажмёт" билеты и не продаст, да, мы получим за них деньги, но потеряем часть аудитории, которая в нас разочаруется, раз не смогла нормально купить.
Следующий уровень беды — бесконечные холды мест по 15 минут ботами — для оплаты картой вместо покупки — и это ещё хуже.
Третий слой — они забирают билеты на матчи плейоффа, где очень важно доверие людей к официальным каналам. Чем больше честности и предсказуемости, тем лучше будут собираться следующие матчи и тем лояльнее будет фанатская база.
Четвёртое — покупка билета у перекупщика — всегда лотерея. И это добавляет лишнего геморроя клубу. Если что-то пойдёт не так, негатив весь получает клуб, а не перекупщик.
StjarnornasFred
Но ведь если билеты будут выкуплены, то что плохого? Не всё ли равно есть ли толпа или нет, если билеты проданы, да ещё и по накрученной цене?
zarubin_v Автор
Если будут выкуплены каждый раз — хорошо. Но не будут, потому что мы ставим цены как раз по границе конкуренции с рестораном или театром на вечер. Систематически перекупщики вредят спорту, хотя в моменте это не всегда заметно.
И нет, не всё равно, есть ли толпа. Потому что билеты — это очень малая часть заработка клуба. Основа — спонсор и трансляции, а для них толпа важна.
mvv-rus
Спасибо, теперь всё стало на свои места. Оказывается, основа экономики хоккейного клуба - это показуха: показать катинку заполненного стадиона меценатам, чтобы охотнее бабла отсыпали, и телевизионщикам, чтобы у них на фоне этой картинки реклама луше продавалась.
Вот потому-то спекулянты, которые всего лишь выравнивают цену до экономичски обоснованного уровня - уровня спроса, и стали вам (или вашим нанимателям) врагами.
Сюда явно напрашиваются слова знаменитого советского комментатора Николая Озерова: "Такой хоккей нам не нужен". Нам - это в смысле российскому обществу: нет экономической модели, которая бы окупила в нем всю эту деятельность, а потому обществу она не нужна.
Впрочем, лично к вам у меня нет никаких претензий: вы поднимаете бабло на том, на чем вам сподручнее. А рассказ у вас получился интересный, да.
konst90
Какая деятельность, такая и экономика. Сам по себе хоккей и есть показуха, смысл же не в числе забитых шайб, а в зрелище.
mvv-rus
Сама по себе эта деятельность (профессиональный спорт) - это не показуха, а развлечение: люди смотрят интересное им зрелище, а не ключевые показатели эффективности.
inkelyad
Которое оплачивают, как нам тут сказали, не только смотрящие, но и вообще все покупатели рекламируемых во время этого зрелища продукты. Даже те, которые это зрелище не смотрят, терпеть не могут и не догадываются, что каждая n-ная копеечка цены условных бутылки минералки, кроссовок (и всего остального, что во время трансляций рекламируют) пошла на содержание стадиона.
Я подозреваю, что если бы все это содержалось строго на деньги зрителей - результат был бы совсем другой.
mvv-rus
Ну, за тогда выходит, что все товары, что рекламировали некогда на YouTube, я тоже приплачивал, хотя YouTube не смотрел (такой вот я особенный ;-) ) Впрочем, рекламы по зомбоящику (он же - телевизор) это тоже касалается.
И это, в общем-то всего мира касается, и разных отраслей. И, в частности - профессионального спорта в других странах, где он развит полноценно - того же хоккея в Америке с Канадой, футбола в Европе и т.д. Там тоже перекупы бичом являются? Не слышал про такое, а потому интересуюсь.
Но российский, типа, профессиональный спорт устроен AFAIK по-другому: в нем значительные деньги идут от спонсоров, которым, зачастую, и коммерческая реклама-то не нужна - типа местных органов власти. Со всем вытекающими отсюда последствиями.
inkelyad
Да. И без всяких смайликов. Именно так и есть. Весь ютуб и гугл, в их бесплатной части - оплачиваются из кармана всех людей мира. Включая тех, у которого интерната даже не было/нет. Причем не спрашивая, хотят ли они за это все платить.
И даже фунционирование хабра (не просто так же он баннеры показывает) - в очень значительной мере оплачивает кто-то еще.
То, что рекламная модель монетизации интернет сервисов победила - с этой точки зрения нехорошо. Ибо является, по сути, таким налогом на продажу, который платят все.
vvzvlad
Первая ситуация: билеты стоят дешевле чем сходить в кино, купить их просто, на стадионе довольные зрители
Вторая ситуация: билеты стоят х3, прибыль достается перекупам, на офсайте не купишь, надо общаться с какими-то мутными чуваками и переводить им на карту и с некоторой вероятностью получить билет, уже проданный кому-нибудь другому. На стадионе не очень довольные из-за этого зрители и часть мест пустует.
paluke
Если перекуп не продал билеты, он попал на деньги. И на следующий матч он ничего покупать не уже будет.
vvzvlad
Да нет, все немного сложнее работает. Для перекупа выгоднее скупить 100 билетов по 100р и продать 50 по 1000р.
funca
Это говорит о том, что стратегия перекупов в некоторых моментах работает эффективнее, чем у официалов. Есть же бизнесы с аналогичными проблемами, которые научились неплохо их решать, - те же авиакомпании. Отсутствие гарантий относительно места в салоне до фактической оплаты билета делает DOS атаку кратно дороже, выбивая с рынка всех нищих случайных энтузиастов. Возврат билетов с существенным дисконтом и отложенным перечислением остатка ещё больше роняет планку маржинальности у перекупов. Наверняка и стадион может предпринять что-то подобное.
inkelyad
Или что оптимальная цена, по прибыли от билетов достигается при неполной занятости трибун. (Мой склероз, кстати, подсказывает, что это какая-то довольно известная задача на оптимизацию и несколько удивляющий результат). А тут уже несколько раз объяснили, что для остальных видов дохода нужны полные трибуны.
ArtyomOchkin
А почему нельзя подключить Google/Cloudflare, на худой конец Yandex.Captcha? Или в данной области это.булео как-то сильно отпугивать клиентов? Тем более, что есть варианты капчи, где производится автоматизированная проверка по основным признакам без необходимости вмешательства пользователя для подтверждения, что он не робот.
Спасибо за статью, было интересно!
zarubin_v Автор
Спасибо за отзыв!
Мы этот вопрос сильно не затрагивали. Каждый билетный провайдер имеет свою систему борьбы с ботами и кликерами. Только перекупщики могут покупать билеты как онлайн, так и в кассах. Многие системы используют капчи, которые ограничивают ботов, но не решают проблему с перекупщиками-людьми, которых большинство.
german25avenue
Очевидно весь стадионный бизнес основан на продаже еды, напитков и атрибутики .
zarubin_v Автор
Ух ты, не знал. А, вроде, стадионом управлял.
Nick0las
А откуда информация что вообще есть конкуренция хоккея с театром или рестораном? Есть какие-то исследования на эту тему или это просто догадки? Неужели так много людей, кому надо просто куда-то сходить за деньги без разницы куда? И нужны ли они вам на хоккее?
zarubin_v Автор
Есть исследования эластичности спроса от цены + сегментация зрителей. Для двух сегментов из 4 основных — эффект есть. Лояльные болельщики и фанаты не так чувствительны, а вот с остальными разница сильная. Так или иначе клуб сам проводит такие исследования у себя в городе — либо устанавливает цены эмпирически. В западной практике есть более системные данные.
xsevenbeta
А как с проблемой перекупов в других странах справляются? В США, например, где спорт индустрия огромное количество времени развивается?
zarubin_v Автор
Отличный вопрос! Там главная история в том, что влияние перекупщиков куда ниже из-за развитой системы абонементов. Плюс есть регулируемый рынок перекупов, которые не мешают при этом спорту и не ломают ИТ-системы стадионов. Там это легализовано, но хорошо регулируется.
xsevenbeta
Если не пускать на мероприятие опоздавших на 10 минут, то можно открыть продажу уже проданных билетов (по которым на стадион не пришли). Это должно быть в формате: провёл карточкой и прошёл, чтобы защитится от "вторичных" перекупов.
funca
Продавать билеты в три раза дороже, договорившись с рестораном и кинотеатром о кратных скидках для посетителей матча на следующий уикенд. Условие - во время матча место не должно пустовать. Через неделю деньги поделить. Реальные посетители ни чего не теряют. Партнеры получают лиды. А для перекупов бизнес становится сильно дороже.
askv
Там в какой-то момент окажется, что выгоднее приплачивать бомжам, чтобы заполнить трибуны. Я так понял механику этого процесса :)
funca
Если трибуны заполнены, то цель стадиона достигнута, разве не так? Заполнить места можно и студентками первого курса, и брутальным работягам с завода, и т.п. - на выбор аудитории тоже можно повлиять. Можно просто раздать желающим у входа перед самым началом матча.
Турагенства (они по сути те де перекупы) ведь как-то приучены, что слить остатки за чисто символическую цену - горящие путевки - выгоднее, чем отправить нераспроданное в мусорку. Прибыль по туру в целом уже получена, а довольные случайные путешественники привезут свои деньги гидам, отелям, сувенирным лавкам и прочим, кто находится по цепочке ниже - кто в противном случае не получил бы ни чего. Поэтому туроператоры, чей бизнес находится уровнем выше, стимулируют агентства не только максимизировать свою прибыль, но и обеспечивать заполненность всех мест.
Nick0las
А можете озвучить все 4 сегмента хотя-бы? И описать вкратце какие вы исследования проводили.
inkelyad
Не понимаю логики. Перекупщики, очевидно, как-то ухитряются продать по повышенной цене, выигрывая конкуренцию с рестораном. Значит, и оригинальный продавец может?
Ну и стразу вопрос вдогонку - почему вообще фиксированная цена, а не скажем, аукционная система? Кто больше заплатил на момент остановки торгов - того и место. Вроде бы такое должно очень сильно перекупщиков расстроить, ибо чтобы купить билет - придется предложить больше всех... и дальше продать уже не получится, потому что жалующих заплатить больше - не будет (аукцион же - если бы были, именно им бы место досталось).
zarubin_v Автор
Так, кажется, перекупщики тут многим не дают покоя, напишу отдельно пост про то, в чём дело.
Self_Perfection
Напишите, любопытно. Кажется можно в теории задизайнить систему, в которой перекупам места не останется. Выглядит как любопытная математическая задача.
В первом приближении — аукцион за доступные места, где можно своей ставкой забронировать место в пуле. А когда свободные места кончаются, то нужно поставить в X(t) раз больше денег относительно забронировавших с самой низкой ставкой, чтобы "выпнуть" его из тех, за кем закреплено право посещения. Чем меньше осталось осталось времени до мероприятия, тем больше должен расти X(t).
inkelyad
Аукцион с закрытием в момент начала мероприятия такой является. Потому что если человек согласен купить дороже у перекупщика - то он так же может купить дороже у организатора.
Но... мы же явно хотим, чтобы люди могли купить место заранее и потом не бояться, что такой билет уведут. Т.к. планирование поездки итд итп.
И вот такие места, которые уже ну вот точно проданы - и будут теми, с которыми перекупщики работают. Скупают заранее, аукцион по этому месту закрываются. И потом смотри предыдущий случай - начинают продавать дороже цены, по которой купили, но дешевле той цены, что на оставшиеся места установилась.
И наличие такой функции им, вроде бы, только поможет. Будет дешевле купить у перекупщика, чем у организаторов, "выпинывая" кого-то с места.
Self_Perfection
Покупать место у организатора лучше, потому что при покупке у перекупа есть риск, что он продал бронь нескольким людям.
Сейчас к перекупщикам идут в большой степени от безысходности, потому что билеты кончились в первые 10 минут и просто недоступны. В моей системе большинство предпочтёт поучаствовать в аукционе в первые пару дней, пока дёшево выпнуть. В первые дни коэффициент может быть очень низким, типа 1.05. Дорогие покупки в последний момент будут редкостью и см. риск от обращения к перекупу.
inkelyad
Ну, я исходил из того, что к проблеме перекупщиков относят 'честных' из них, которые два раза одно и то же не продают, а просто именно перепродажей занимаются. Точнее, что под термином перекупщики таких подразумевают.
А те, что продают продают по два раза - это уже не перекупщики, а просто мошенники. Собственно, такие могут продавать вообще ничего еще не купив, как те, что в начале статьи. "ещё до того, как вы расчертите стадион на схему мест и установите цены — вы с удивлением узнаете, что билеты на этот матч уже продают."
Ну да, а потом все равно трястись по поводу того, что найдется богатенький буратино, что билет перекупит (или придется заплатить еще больше, что уже выглядит слегка как вымогательство). А у человека билет на самолет и поездка распланирована.
Как то мне это кажется не очень хорошей стратегией. Нормальный человек пошлет такое счастье и решит что-то другое посетить.
Так или иначе все равно нужно в какой-то момент фиксировать "ну все, продано" а дальше смотри предыдущее сообщение.
Self_Perfection
Рейтинг ставок должен быть открытой информацией. Чтобы легко было понять насколько далеко твоя ставка от конца списка и надо ли волноваться. Это приведёт к равновесию, в котором у конца рейтинга будут скапливаться люди, которым легко поменять планы (например, они живут в городе, где расположен стадион).
Мне кажется в большой степени дело привычки. Сейчас вот тоже морока, но люди пользуются. Из статьи:
inkelyad
Не уверен, что устойчивому. Какой-нибудь ютубер внезапно случайно или специально прорекламирует событие - и в последний момент всех предыдущих покупателей выпнут свежеприбежавшие.
Self_Perfection
Но в последний момент выпнуть дорого. Скажем x3 если до мероприятия осталось меньше 10% времени от срока за который стартовали продажи. И тем, кто решается купить в последний момент так же сложно менять свои планы и внезапно куда-то лететь.
Self_Perfection
У вас ещё можно выделить мысль, что люди хотят купить заранее и быть уверены, что их не выпнут, нужны гарантии. Аукцион будет заставлять их переплачивать. Но это можно компенсировать позволив сразу заблокировать в аукционе максимальное количество денег, которое готов потратить на билет, и чтобы после начала мероприятия излишек, который можно было бы не вносить в аукцион, сохранив то же порядковое место в сортированном по размеру ставки списку участников, возвращался бы.
inkelyad
Ну, это одна из моделей аукциона, как я понимаю. Победитель платит не свою ставку, а максимальную среди всех остальных.
konst90
А если к системе добавить возможность гарантировано выкупить билет прямо сейчас (с повышенным коэффициеном), но невозвратный и именной? Хочешь гарантии - выкупай, хочешь сходить не дороже некоторой цены - участвуй в аукционе.
inkelyad
Если именной - мы и так с перекупщиками почти справляемся, без всяких аукционов. Но проблема именно с этим. Простым способом, который еще и не вызывал отторжения - не очень делается. Ходить на спортивное мероприятие по паспорту (и эквивалентам) ради того, чтобы каких-то проблем у организатора было меньше - ну так себе выглядит. Плюс лишнее внимание государства насчет персональных данных.
Можно, в принципе привязывать билет к телефону (тушке, не номеру и не SIM-ке), используя его защищенное хранилище, что для ключей придумано - так можно очень существенно осложнить возможность передачи от перекупщика. Но там свои грабли разложены.
Sdolgov
А почему бы не сделать так же отдкльную волну продажи именных билетов? Т.е. для тех кто согласен купить именной билет продавать на неделю раньше. А в кассу, для опасающихся предоставить данные и перекупов, то что осталось.
inkelyad
Как бы через кассу, если она просто выдает анонимный документ на вход - тоже перекупка будет. История показывает.
Тут надо пропускать внутрь сражу после продажи. Пропускная способность такого решения - что-то мне кажется, что будет печальной.