Со стартапами на международном рынке всё плохо. В первом квартале этого года общий объем финансирования стартапов сократился на 53% и составил всего $76 млрд. А в России наоборот — в связи с уходом западных партнёров и массовым импортозамещением у нас повысился спрос на стартапы. Самые популярные сферы — FinTech, медицина и кибербезопасность — количество связанных с ними стартапов выросло в два раза. Ещё востребованы инди‑игры, самые разные диджитал‑продукты и маркетинговые инструменты.

При этом, по данным аналитической платформы Dsight, в первой половине текущего года в России объём инвестиций в стартапы снизился более чем в десять раз, до $27 млн. Падение объема инвестиций связано с тем, что венчурные фонды сейчас решили сделать упор на выкуп уходящих с рынка иностранных компаний. По большим скидкам. Многие инвесторы отмечают, что сейчас они предпочитают вкладываться в зрелые или потенциально прибыльные стартапы.

Опыта и знаний у начинающих предпринимателей к 2023 году прибавилось не очень много. Я запустил стартап, и получил в процессе полезные знания, которыми хочу поделиться с теми, кто готов начать свое дело.

В этой статье делюсь не только знаниями об управлении проектами, но и рассказываю об атрибутах, которые должен иметь любой уважающий себя и живой стартап.

Речь в основном о бизнес‑стартапах, но информация будет полезна и тем, кто запускает социальные и некоммерческие проекты.

Всё начинается с позиционирования 

Если вы запускаете проект как хобби для души, то смело экспериментируйте и делайте с ним что хотите. Но если цель построить что‑то, что в будущем будет приносить доход, то и подход к делу должен быть соответствующий. Это звучит банально, но многие предприниматели нередко спотыкаются на начальном этапе позиционирования, и в результате прогорают.

По данным аналитиков за 2019 год, 63% российских предпринимателей совмещали развитие своего стартапа с другой деятельностью. У 62% стартап — не основной источник дохода. Эти факты прикрепляю как пищу к размышлению.

Почему аналитика — важнейшая составляющая бизнес-стартапа 

В 20 лет я погорел на том, что не смог отделить бизнес от хобби. Я разрабатывал детективную книгу‑игру (текстовый квест), хотел создать её цифровой вариант в виде приложения. Сам придумал сценарий, сам кодил, тестировал и планировал продвигать продукт на рынке самостоятельно. Нанял композитора для написания музыки, иллюстратора для создания визуала и корректора с копирайтером — они помогли с текстами.

Довёл сценарий почти до безупречного состояния (так мне тогда казалось), выпустил игру и попытался продвигать её на нескольких форумах. Люди играли. Но я проигнорировал маркетинг, не позаботился об аналитике аудитории. Я не понимал кто вообще будет в это играть, кажется, что подсознательно сразу думал об этом как о пет‑проекте. Поэтому мой стартап не выстрелил, как и многие другие похожие проекты.

Скриншот моей игры-книги
Скриншот моей игры-книги

Но я получил ценный опыт и лишился нескольких вложенных в проект тысяч долларов. Будь поопытнее, то подошёл бы к проекту именно как к бизнесу. Нужно было протестировать гипотезу, разослать друзьям одну главу и закрепить аналитику на ссылках. Чтобы понять, дочитал ли её кто‑то до конца и какая сюжетная ветка оказалась наиболее популярной. Потом проанализировать ЦА и объём рынка. Я этого не сделал, и вернуться в прошлое уже не могу.

Любой стартап должен начаться с понимания, как он будет зарабатывать деньги. Оно должно быть единым у всей команды. У коллектива не должно быть разночтений. Любые внутренние конфликты на старте — колоссальный риск. Чем сильнее противоречия, тем выше шанс прогореть. Моделирование важно начинать с целей и понимания способов получения прибыли, потенциальных расходов, стратегии роста и масштабирования.

Кадр из сериала «В Филадельфии всегда солнечно»/FX
Кадр из сериала «В Филадельфии всегда солнечно»/FX

В основе любого IT-стартапа должно быть понимание, как он будет приносить прибыль. Многие стартаперы увлекаются инновационностью и технической составляющей. Монетизацию при этом игнорируют. .     

Многие переоценивают сложность и чаще занижают стоимость затрат. Аналогично со стратегиями масштабирования. В процессе разработки немало проектов съедают больше ресурсов, чем изначально планировалось в них вложить. С прибылью наоборот — лучше уменьшить ожидания в 3 раза от изначальной цифры.

Любая бизнес‑модель должна учитывать:

  • цели первой версии продукта;

  • средства достижении этих целей;

  • технологический стек проекта;

  • ресурсные затраты;

  • прогнозы прибыли;

  • риски;

  • возможности для развития и масштабирования;

  • предполагаемые затраты на развитие и масштабирование;

  • ожидаемая прибыль от развития и масштабирования.

Бюро Цифровых Технологий — полноценный стартап. До запуска проекта я знал, что рынок разработки софта в России составляет примерно 1 трлн рублей или около 11 млрд долларов. А проанализировать именно рынок спортивных технологий было непросто. Но нужно было понять, на какой объём я могу рассчитывать, когда открою компанию.

Я отталкивался от понимания того, что в каждой большой спортивной лиге — КХЛ, ВХЛ, РПЛ или ФНЛ — играет примерно 20–26 клубов. Есть ещё различные спортивные федерации и организации. Годовой бюджет каждой команды составляет от 1 до 10 млрд рублей. На IT и маркетинг спортклубы выделяют от 5 до 15 процентов от общего бюджета.

У нас нет сформированного рынка спортивного софта. Поэтому мне пришлось проанализировать рынок США. Среди стартаперов есть негласное правило: ёмкость американского рынка практически во всех сферах в 60 раз больше нашего.

Объём рынка спортивных технологий в США составляет примерно 12 млрд долларов. В эту сумму входят американские спортивные стартапы, софт и IT‑разработка для арен и всех видов спорта. Выходит, что рынок спортивных технологий РФ составляет примерно 200 млн долларов — около 18 млрд рублей. Это примерный срез.

К 2029 году мировой рынок спортетеха вырастет до 40.31 млрд долларов. И в России он тоже точно подрастёт. При этом в сфере явно доминирует не США, а Европа.

Аналитик роста рынка спортеха до 2029 года  
Аналитик роста рынка спортеха до 2029 года  

Я сразу стал прикидывать, какие большие клубы с большими бюджетами есть в Москве и Питере, а также проанализировал регионы. Выяснил, что каждый спортивный клуб ежегодно тратит на спорттех примерно 30 млн рублей. У каждой команды ежегодно есть чёткий запрос на разработку.

В США есть целые компании, которые занимаются IT и техническим обслуживанием исключительно спортивных команд и спортивных агентов. В Америке эта тема очень развита. Аналитику проводил сам.

SWOT‑анализ — слишком верхнеуровневая аналитика, это первый шаг. Он мало чего даёт. Благодаря ему я выяснил, что моя сильная сторона — спортивная аналитика. Но я и так об этом знал. Помимо него нужно провести минимум ещё пять итераций аналитики.

SWOT‑анализ способен определить общий ракурс. Помимо него нужно копать вглубь, в понимание того, что ты в итоге хочешь добиться. При этом можно не быть крутым спецом в той сфере, в которую хочешь войти со стартапом. Главное уметь искать нужную информацию и подходить к прогнозированию с умом.

Рост инвестиций в мировой спорттех активно растёт с 2014 года. 78% всех мировых вложений в рынок спорттеха приходится на Северную Америку. Индустрия вкладываются и в быстрорастущие рынки стран БРИКС, особенно в Китай и Индию.

Аналитика роста инвестиций в мировой рынок спорттеха/«Иннопрактика» 
Аналитика роста инвестиций в мировой рынок спорттеха/«Иннопрактика» 

Стартап в свободное от работы время — это хобби. Если это бизнес, то у вас будут расходы, к которым вы должны быть готовы, потому что верите в идею. Если не верите — не занимайтесь стартапами.

Немного про бизнес-план

Есть два чётких артефакта — бизнес‑план и юнит‑экономика.

В бизнес плане прописываются действия. Например, в нём помечается, что сначала нужно найти покупателя, далее необходимо найти толковых кодеров, потом нужно реализовать продукт, а внутри него есть ещё несколько составляющих. А в юнит‑экономике прописывается вся рентабельность — за сколько продукт разработали, за сколько нужно продавать, какая ожидается выручка и операционная прибыль, и в какие сроки проект окупит бюджет и т. д.

Много нюансов зависят от специфики. Бизнес‑план постоянно меняется, причём чуть ли ежедневно. Потому что его вводные постоянно перетроансформируются. А юнит‑экономика — относительно фиксированная вещь.

Что такое юнит-экономика

Юнит‑экономика — это метод анализа. Он помогает определить прибыльность одного юнита (единица товара или услуги, которую предлагает компания). Она показывает, сколько компания или стартап зарабатывает, заработает или потеряет от продаж.

Юнит‑экономика создаётся до старта проекта, и потом подсчитывается после запуска. Она позволяет отследить возникновение возможных проблем. Её периодически лучше пересчитывать и пересобирать, чтобы понимать, что в продукте можно улучшить или изменить. Но её костяк должен сохраняться. Он прямо подтверждает потенциал стартапа.

Команда — сердце и мозги любого стартапа 

Даже превосходная идея с безупречной бизнес‑моделью и большими шансами на успех способна превратиться в унылый факап, если команда не функционирует как единый организм. Кадры решают всё.

Члены любой крутой команды — не просто хорошие исполнители, но и мощные инициаторы. Понятно, что нужно нанимать профессионалов, которые разбираются в своём ремесле, а плохих работников брать не нужно — об этом и так все знают.

Как собрать команду 

Идеальный член вашей команды — какой он? Как по мне, он должен быть эмпатичным и чем‑то искренне увлечённым. Если человек отчего‑то фанатеет, то значит, что он небезразличен к своей деятельности. А если он стремится к постоянному росту, обладает пытливым умом и жаждой знаний, то его надо брать!

Без жажды знаний невозможно расти и совершенствоваться. Ещё я смотрю на развитые софт‑скиллы. Да, как по мне, хард‑скиллы у потенциального коллеги могут страдать. Конечно, он должен разбираться в теме того, чем будет заниматься, но это не самое главное.

Кандидат обязан обладать:

  • эмпатией;

  • лидерскими качествами;

  • образованностью;

  • вежливостью;

  • самостоятельностью;

  • ответственностью;

  • дисциплинированностью;

  • честностью;

  • желанием и умением работать в команде.

Даже в самой хреновой ситуации руководитель должен знать, что есть люди, на которых он может положиться и довериться.

Кадр из сериала «Безумцы»/AMC
Кадр из сериала «Безумцы»/AMC

В 2017 году Google провела внутреннее глобальное исследование. Корпорация выяснила, что самые продуктивные и трудолюбивые команды — смешанные, с сильными софт‑ и хард‑скиллами. По данным аналитиков, успешные команды продуктивны благодаря развитым навыкам коммуникации и эмпатией.

А исследователи из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги пришли к выводу, что гибкие навыки — это целых 85% успеха сотрудника на его поприще. А оставшиеся 15% приходятся на хард‑скиллс.

Я в основном собирал команду с помощью знакомых и старых знакомств, а также через сайт HH ru. Например, с нашим HR‑менеджером я познакомился на сторонних проектах. Мне понравилось как она делает своё дело, поэтому и позвал в команду БЦТ. И она согласилась. Такая же история с Адилем — нашим проектным менеджером.

Помимо HH ru, спецов можно поискать и в Телеграмме — в мессенджере масса каналов с вакансиями для широкопрофильных и узкопрофильных спецов — там велик шанс найти хороших исполнителей и единомышленников.

Помимо HH ru, в Росси есть и другие площадки для поиска специалистов. Например, SuperJob, «Работа.ру» и «Авито Работа».

Во время собеседования учитывайте не только профессионализм, но и то, насколько комфортно вам общаться с человеком. Коннект должен быть налажен — без взаимопонимания в бизнесе ничего не добиться. И да — деньги мало кого интересуют. Людям помимо хорошей зарплаты нужно предлагать нечто большее — осмысленную и осознанную деятельность. Многие корпоративные работники выгорают и уходят с больших должностей потому, что они довольно быстро теряют смысл жизни.

Люди — социальные существа. Они обладают разными психотипами.

Приведу пример. У меня как‑то работал сотрудник с прокачанными хард‑скиллами. Он был крутым исполнителем, но у него страдала коммуникация. Он разговаривал со всеми так, словно ему все должны. Из‑за этого работать с ним было очень сложно, особенно в долгую. В итоге мы с этим человеком разошлись. Это чуть ли не единственный сотрудник, с кем мы расстались. Наши личные ценности не совпадали.

Кадр из сериала «Офис»/NBC
Кадр из сериала «Офис»/NBC

Есть обратная история, когда девушка придя стажёром, в итоге пробила себе путь на руководящую должность. Она пришла и сказала, что хочет работать в спорте. А точнее познать всю внутреннюю кухню индустрии, чтобы стать экспертом. Отказать ей было сложно. Сейчас она блистает в одной из крупнейших спортивных компаний России. Она очень сильно выросла за пять лет. Подобных историй очень много.

Если у человека есть желание расти, то он точно своего добьётся. Таких людей надо брать в команду. Они растут, и стартап тоже будет расти вместе с ними. Это подтверждают и исследования.

Аналитики из Randstad пару лет назад выяснили, что молодые сотрудники хотят получать от работы больше эмоциональной отдачи, чем финансовой. Многие мечтают ощущать себя нужными и счастливыми в рабочем процессе.

41% опрошенных Randstad людей до 35 лет заявили, что если профессиональная деятельность не будет вписываться в их личную жизнь и в полной мере не оправдает заявленных ожиданий, то они готовы уволиться с такой позиции. 48% процентов респондентов в возрасте до 25 лет готовы быть безработными, чем не будут испытывать радости от ежедневных рабочих задач.

Примерно 34% опрошенных сотрудников готовы зарабатывать меньше, если они будут знать, что их компания приносит пользу обществу или окружающей среде.

Какие архетипы должны быть в крутой команде 

В идеале в команде должны быть самые разные люди с разными и нестандартными типами мышления. Надо брать тех, кто сможет предлагать творческие и необычные решения (как минимум на рассмотрение).

Важно, чтобы специалисты обладали и hard skills, и soft skills. В идеале лучше собрать коллектив из нескольких архетипов, чтобы был баланс.

Мечтатель всех вдохновляет и заряжает азартом и драйвом. Он искренне верит в идею и готов бороться за её реализацию до конца. И он очень любит учиться и мечтает стать в своём деле лучшим.

Визионер — человек, который знает или находит способы решения сложных проблем. Он двигатель команды.

Исполнитель может быть не очень хорошим планировщиком, но он делает своё дело идеально.

Новатор привносит в процесс какие‑то нестандартные решения и пропагандирует оригинальный подход. Ещё у него отличная насмотренность и вкус.

Рулевой — этот человек знает, какие задачи каким людям ставить. Он отвечает за все процессы, которые происходят во всех отделах проекта. Он старается сделать так, чтобы вся работа выполнялась качественно.

Связной отвечает за все связи бизнеса. Он умеет налаживать взаимоотношения между исполнителями, клиентами инвесторами и вообще всеми.

Конечно, эта концепция команды не догма. В коллективе может не быть кого‑то из вышеперечисленных архетипов, при этом бизнес всё равно может быть успешным. Главное, чтобы не было преобладающего числа мечтателей, исполнителей и кого угодно. Важен баланс.

Кадр из сериала «Офис»/NBC
Кадр из сериала «Офис»/NBC

Когда участники проекта опытные и сильные специалисты, обладающие необходимыми скилами, возникает вторая проблема — командное взаимодействие. Люди должны дополнять друг‑друга (читайте Белбина), иметь полезные для бизнеса навыки. Чем более разносторонней и совместимой будет команда, тем выше шанс на успех.

Если вы партнёры — то система ценностей и взглядов на будущий продукт должна быть единой, большинство партнёрств разваливается потому что они по разному видят ситуацию. Один считает, что надо продавать, второй, что надо допилить. Если в команде ситуационное лидерство — проект обречён, потому что нет конкретного лица, принимающего решение и несущего за него ответственность.

В моей практике не было откровенно плохих команд. В этом смысле показателен мой второй проект, связанный с фэнтези‑футболом, он назывался Ole Ole. В нём я сразу начал с формирования команды, распределять роли и организовывать процесс. Благодаря этому удалось проект в итоге удалось продать. Хотя я не считаю его полноценным успехом.

Юриспруденция нам в помощь

Договорились, а потом один из партнёров — кидает. Для многих знакомая ситуация. Как этого избежать? Только процессы и документирование — только хардкор. Также важно, чтобы участники сразу договорились о следующем:

  • обязанности каждого члена команды;

  • доли в будущей «шкуре неубитого стартапа»;

  • возможные варианты выхода из бизнеса (или проекта, если он пока не стал бизнесом).

Соглашение между членами команды должно быть оформлено письменно. Такой документ позволяет предотвратить будущие конфликты и споры в команде относительно ролей, лидерства, вклада, долей и т. д. Что удивительно, споры такого рода нередко начинаются задолго до того, как проект начинает приносить прибыль. Соглашение часто позволяет сохранить стабильность и единство взглядов на развитие стартапа.

Нередко возникает вопрос из серии: «Кто главный?». Тут также важно всё фиксировать в документах. Когда речь о партнёрстве и ситуационном лидерстве, важно, чтобы документ описывал причитающиеся доли и ситуации, в которых тот или иной участник команды «законно перетягивает одеяло» принятия решений на себя.

Кто главный? Если партнёры — то распределите доли. Если речь о сотрудниках, то не менее важно определить и зафиксировать зарплаты.

Стив Джобс и Стив Возняк — компаньоны и сооснователи компании Apple/Getty Images
Стив Джобс и Стив Возняк — компаньоны и сооснователи компании Apple/Getty Images

Основатель консалтинговой компании «Сотер» Милана Джиджоева и эксперт по построению бизнес‑партнёрств и управляющий партнёр адвокатского бюро «Гриц и партнёры» Дмитрий Гриц в этом году провели исследование. Они опросили 258 предпринимателей. 236 из них работают на российском рынке. 87% из них ведут бизнес более трёх лет. Выяснилось, что 75% бизнесменов ведут дела в партнёрстве. Почти в четверти случаев (24%) партнёрами становятся коллеги, которые разделяют ценности компании и обладают нужной экспертизой.

При этом 32% респондентов отметили, что в первый год партнёрства они начинают сталкиваться с проблемами. Зачастую причина недопонимания — несоблюдение устных договорённостей. Поэтому повторю — фиксируйте на бумаге всё, что считаете нужным.

Минимально жизнеспособный продукт (MVP)

Согласно исследованию CB Insights, в 42% случаев провалов стартапа главная причина — отсутствие рыночного спроса. Чтобы избежать фиаско, для начала стоит разработать Minimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт).

MVP — это тестовая версия продукта, услуги или сервиса с самым минимальным набором функций. Нередко даже с одной. Но эту функция (или они) должны нести чёткую и понятную ценность для потребителя.

Традиционно с помощью MVP тестируют жизнеспособность и потенциальную востребованность продукта на рынке. Главное — не пихать в MVP массу функций, которые всё только усложняют..

Стоит максимально урезать функции, но при этом помнить о том, какие наиболее значимы для того, чтобы поддерживать интерес к будущему продукту у потенциальных пользователей (необходимая сложность). MVP позволит проверить бизнес‑модель на практике и получить обратную связь от реальных людей.

Приступайте к разработке MVP на начальных стадиях развития проекта. Ваша идея может быть идеальной у вас в уме и воображении — её всё‑таки надо обкатать. Для этого не нужно сразу вбухивать в продукт огромные деньги, иначе точно прогоришь. Лучше сосредоточиться на въедливой проверке центрального функционала. Это нужно для понимания востребованности проекта пользователями. Ведь именно потребители предоставят данные о продукте и о его пользе, а также помогут понять, в каком направлении его развивать.

Разработка MVP — раздробленный и непростой процесс. Про него в будущем мы тоже напишем отдельную статью. В рамках этого материала рассказ об MVP займёт слишком много места. Но для начала важно решить следующие вопросы:

  • как потратить на MVP минимум денег;

  • как наладить взаимодействие с потребителями продукта;

  • как запустить первые продажи продукта;

  • каким образом целесообразно продвигать проект.

Как не профукать на стартапе все деньги и привлечь к нему средства

Большинство стартаперов в первую очередь технари, а не экономисты и бухгалтеры. С самого старта важно понять, откуда брать деньги. Если вы долларовый миллионер, то вам проще. Но у большинства предпринимателей нет огромных денег. Как правило, на старте они вкладывают свои небольшие средства и далее ищут способы привлечения дополнительных инвестиций.

Конечно, можно найти инвестора. Но для этого на руках нужно иметь хоть что‑то убедительное, что можно показать заинтересованному человеку с деньгами. Инвесторы любят, когда есть что‑то готовое и лучше привлекать их только для масштабирования.

Кадр из сериала «Во все тяжкие»/Sony Pictures Television
Кадр из сериала «Во все тяжкие»/Sony Pictures Television

Все инвесторы заинтересованы в одном — в получении с проекта прибыли. Поэтому стоит сразу доходчиво расписать, как именно будет зарабатывать ваш продукт — это банальный тейк, но многие почему‑то про это забывают.

Есть несколько способов по привлечению инвестиций в стартап.

Друзья и знакомые — нередко инвесторов находят среди близкого окружения. Не стесняйтесь рассказать о своей бизнес‑идее родственникам и друзьям. Но тут необходимо разделить личное и профессиональное — родственники или близкие с деньгами должны знать обо всех возможных рисках.

Бизнес‑ангелы могут выделить проекту не только деньги, но привести анализ его потенциала. Нередко бизнес‑ангелы берут на себя роль кураторов стартапов, а в обмен они требуют долю в проекте. Их контакты обычно находят на тематических порталах. Если вы знаете имена, то смело пишите им в личные сообщения.

Бизнес‑инкубаторы и акселераторы — это специальные организации, созданные специально для поддержки малого и среднего бизнеса. Они могут помочь найти инвестора, а также могут обеспечить оборудованием и даже офисными помещениями. Главное заинтересовать их продуктом.

Краудфандинг тоже хороший способ привлечь инвестиции. На многих краудфандинговых площадках стартаперы находят свою заинтересованную аудиторию, которая поддерживает проект из‑за личного интереса. Главное правильно подать продукт — описать его пользу и предоставить публике возможность убедиться в его потенциале.

Гранты и различные конкурсы — тоже рабочая схема для получения инвестиций. В России немало частных и государственных фондов, которые могут вложиться в привлекательный стартап.

В сообществах стартаперов в соцсетях можно найти базы данных инвесторова и инвестиционных компаний. Не забывайте их мониторить. И помните — ищите инвесторов, которые вкладывают деньги в сферу, в которой вы работаете. Не надо просить денег у тех, кто инвестирует в строительство, если вы, например, разрабатываете диджитал‑проект.

Кадр из комикса «Утиные истории»/Disney
Кадр из комикса «Утиные истории»/Disney

И да — банки вряд ли захотят выдать кредит на свежий стартап. Они боятся рисков.

Правовая сторона вопроса

Проект не должен нарушать чьих‑то прав и не противоречить нормам закона. Особенно, если речь идёт о финтех проектах, криптовалютах, шифровании.

Сегодня для российских стартапов также важно понимать юридическую жизнеспособность продуктов за пределами страны. Убедитесь, что продукт и связанный с ним бизнес защищен с правовой точки зрения. Сразу определите юрисдикцию, форму регистрации бизнеса, защиту интеллектуальной собственности, договора и правовые аспекты инвестирования и т. д. На более поздних стадиях будет крайне важен бухгалтерский учёт и соблюдение налоговых обязательств, особенно, когда речь идёт о России. Чем прозрачнее будет бизнес, тем легче будет его развивать.

Важно понимать, куда стартап будет получать деньги. Для этого нужно определиться, как регистрировать бизнес. Можно оформить ИП, самозанятость или вообще ООО. Для начала стоит изучить все плюсы и минусы каждого формата оформления стартапа.

Важный факт: ИП может заниматься IT. Но на него не распространяются льготы IT‑компаний, которые начали вводить в России в 2020 году. Для IT‑деятельности гораздо выгоднее оформлять бизнес в формате ООО.

Как открыть ООО, можно погуглить в сети или обратиться за консультацией в Минцифры.

Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»/Sony Pictures Television
Кадр из сериала «Лучше звоните Солу»/Sony Pictures Television

Маркетинг, брендинг и PR — наше всё

Грамотный маркетинг, брендинг и PR — это то, что позволяет продавать идею. Маркетинг должен работать на целевую аудиторию и стимулировать продажи того, на чём зарабатывает продукт.

Хорошую идею с отличной командой, наличие уникального бренда с эффективной, превосходной бизнес‑моделью может похоронить плохой маркетинг, неправильное позиционирование и слабый бренд.

Сильный бренд помогает выделиться, а хорошо продуманная маркетинговая стратегия позволяет завоевать пользовательскую аудиторию, каналы коммуникации — наш источник продаж.

Маркетинг должен работать вместе с PR, особенно важно, чтобы о проекте постоянно писали и говорили. Любой стартап, имеющий сильную PR‑составляющую, имеет больше шансов на получение инвестиции, а значит на успех в целом. Когда проект получает первую прибыль, PR становится залогом создания лояльного комьюнити. Просто шуметь о проекте недостаточно, должна быть стратегия работы с каналами коммуникации, чтобы понимать, где лучше размещать ту или иную информацию и оценивать результаты размещений.

Инновационность — значимый фактор, он практически всегда влияет на капитализацию компании и помогает в оценке стоимости. Однако пока стартап не превратился в бизнес и клиентов нет — инновационность саму по себе невозможно продать, именно поэтому маркетинг и PR имеют особенно высокое значение на старте. Этот тезис хорошо демонстрирует геймдев. Существует множество движков, но продаются только те, о которых знают, например, Unreal Engine, Source и т. п.

В современном маркетинге невозможно выехать без бюджетов. Ваш контент может иметь высокую ценность и пользу. Но чтобы аудитория нашла его в массе инфошума, нужны денежные вложения для его экспорта.

Все и так знают, что маркетинг необходим. Но в его рамках нужно прежде всего рассказывать живые, настоящие истории. Истории в том числе и о маркетинге.

В рамках маркетинга я также понял, чего компании‑подрядчики в спортивной сфере не могут предложить, а я могу.

Я начал изучать новые тренды, которые работают. Начал писать об этом и делиться этой инфой с потенциальными клиентами. Исследования дали мне массу возможностей, и меня благодаря им в спортивной сфере знают как крутого специалиста.

Крутые аналитические компании часто сами проводят исследования в самых разных нишах. Например, компания Fantasy давно занимается исследованиями в самых разных нишах и помогает брендам создавать более эффективные продукты в сфере спорттеха, диджитала и во многих других.

Я исследовал и продолжаю изучать лучшие практики в спортивной сфере. И делюсь с партнёрами ценной информацией.

Перед заключением немного статистики    

По данным на 2020 год, во всей России было открыто около 700 технологических стартапов. Для сравнения — в США в это же время подобных стартапов насчитывалось примерно 48 тысяч.

42% российских стартаперов уверены, что их продукт инновационный и уникальный. 19% считают, что аналогов нет и в России, и на международном рынке.

В России на собственные деньги запускают 63% от общей массы технологических стартапов. В остальном мире этот показатель составляет 77%.

Заключение

Если вы готовы поставить собственную шкуру на кон — то фундамент заложен. Если нет, то не занимайтесь самообманом.

Ключ к успеху — понимание принципов, по которым проект зарабатывает, профессионализм, сплочённость и наличие необходимой экспертизы у команды, а также способность быстро адаптироваться к изменениям потребностей будущих пользователей.

Комментарии (3)


  1. grumbler70
    30.11.2023 11:45

    Мне интересно, как долго ещё конвейерное мошеничество, в которое превратилась идея стартапов, будет ещё легально и непорицаемо обществом?


  1. AnatolyEmelin
    30.11.2023 11:45

    Автор, вы взялись сравнивать рынки стартапов «на Западе» и «а у нас». Вы сравните абсолютные, выраженные в долларах или рублях, объёмы инвестиций. Тогда будет понятно, что и где со стартапами происходит.


    1. zarubin_v Автор
      30.11.2023 11:45

      Мы не сравнивали цифры, потому что очевидно, что рынок США в абсолютных величинах выше. В статье мы даже пишем про коэф x60 не просто так.