Нам, людям, свойственно совершать ошибки, и это ок. Главное — проанализировать, что пошло не так. Чтобы вы извлекали вывод без вреда, вот вам ТОП-5 ситуаций, которых вы можете избежать в своём бизнесе во имя прибыли, а не убытка.

Разработка сайта — это многоэтапный процесс. Концепцию и дизайн согласуй, вдохновение найди, работу фронтенда и бэкенда (что это за слова вообще такие?!) проверь и т. д. И на каждом этапе могут быть допущены ошибки, которые повлияют на итоговый результат.

Чтобы этого не допустить, нужно иметь опыт и внимательно относиться к деталям на протяжении всего процесса разработки. Если опыта недостаточно, то всегда можно подсмотреть, что происходит у других.

Ситуация № 1: некомпетентные спецы

Проблема: исполнители могут просрочить проекты из-за своей некомпетентности и безответственности.

Например, вы наняли программиста, который на бумаге Лев Толстой. На деле же он не может работать с тем, что от него требуют. Не умеет.

А вот как вы можете это избежать:

  • Вспомните о священном правиле: цифре 1 в бизнесе не место.

Это значит, что иметь только одного исполнителя на конкретную задачу — опрометчиво. Подстрахуйте себя и наймите несколько сотрудников. Или держите на аутсорсе своего человека, который в любой момент может подхватить задачу.

  • Тщательно проработайте ТЗ. Обсудите все детали проекта. Уточните требования к навыкам исполнителя и гипотезу конечного результата. 

  • Проведите собеседование с проверкой технических навыков. 

Ситуация № 2: отсутствие ЛПР

Проблема: у вас отсутствует лицо, которое принимает решение.

Вы не назначили ответственное лицо. Ваши подрядчики постоянно дёргают вас или другого человека, который не принимает решение. 

Такая ситуация приводит к неопределённости, а из неё могут вытекать и другие проблемы.

В идеале в компании исполнителя должен быть менеджер проектов, а у вас — тот, кто будет принимать результат. Но если вдруг по каким-то причинам таких людей нет, то:

  • На этапе продажи обозначьте ответственное лицо со своей стороны. К нему клиент сможет обратиться по любым вопросом. 

  • Уточните у подрядчика, к кому вы можете обратиться.

  • Выстройте коммуникацию: регулярно запрашивайте информацию о промежуточном результате, о любых изменениях планов. Это поможет снизить риск недопониманий.

Ситуация № 3: размытое ХЗ, то есть ТЗ

Вы поняли, что вам нужен сайт, потому что он есть у конкурентов. А какой? Для чего? Что там будет? — С этим вы не определились. Отсюда возникает проблема, и вы начинаете кружить вокруг да около.

Если подрядчик попался грамотный, то вам проведут брифинг, зададут миллион вопросов и в итоге выявят потребность. В противном случае проект так и останется ХЗшным.

С этим нужно быть осторожным.

  • Определите цель, из-за которой вы решились на создание сайта. Привлечение лидов? PR кампания? Интернет-магазин?

  • Выберите несколько понравившихся сайтов. Возможно, у вас появятся предпочтения по цветам, стилю и т. д.

  • Изучите техническое задание, которое вы составили совместно с подрядчиком. Всё ли соответствует вашим пожеланиям?

  • Поддерживайте коммуникацию с подрядчиком во время всего процесса разработки. Регулярно запрашивайте обзоры проделанной работы и согласовывайте любые изменения или дополнения к ТЗ.

Ситуация № 4: внеочередные требования и размытые сроки 

Бывает, что вам хочется внести правки или добавить моменты, которые не были прописаны в договоре. Это абсолютно нормальная практика. Подрядчик выставляет вам счёт, вы божественно клянётесь его оплатить и…не оплачиваете в срок. Давайте разбираться.

Ситуация, которую мы описали выше, приводит к нестабильным финансовым потокам и затрудняет планирование ресурсов.

Давайте представим цепочку: ваши деньги — работа специалистов (менеджер проектов, дизайнер, программист, контент-менеджер, тестировщик и т. д.) — ресурсы, которые затрачиваются на проект — сайт — сроки.

Чем дольше заказчик оттягивает момент оплаты, тем сильнее он отодвигает срок сдачи проекта. А это может напрямую сказываться и на прибыли клиента. Например, если вы заказали разработку интернет-магазина, то чем медленнее он будет сделан, тем дольше вы не получите никаких заказов, и денег.

Советы, как это избежать:

  • Пропишите в договоре сроки оплаты. В т. ч. непредвиденные. Это будет вас мотивировать. Бывает, что забыл/замотался/перенес. Чтобы этого не произошло, необходимо чувствовать ответственность.

  • Предупреждайте. Кризис бывает у всех. Если вы понимаете, что на следующей неделе оплатить не сможете, то обозначьте сроки, в которых оплата будет произведена. Так, вы и сами будете спокойны, и подрядчик поймёт, на какую дату ему рассчитывать.

Ситуация № 5: отсутствие тестов

Проблема в том, что исполнитель предоставил вам результат без внутренних тестов. В итоге вы столкнулись с ошибками, багами и т. д.

После запуска вы обнаружили много недоработок, которые можно было выявить и устранить на моменте тестов.

Исполнитель провёл лишь минимальное тестирование. Это привело к ситуации, когда проблемы остались незамеченными до момента выхода продукта в эксплуатацию.

Эти советы помогут этого избежать:

  • Запросите результаты тестирования. Уточните, будут ли тесты в принципе.

  • Убедитесь, что процесс тестирования прописан в договоре.

  • Проверьте, что сайт полноценно функционирует: страницы отображаются корректно, кнопки работают, форма обратной связи синхронизирована, например, с таблицей и т. д.

  • Внедрите процесс контроля качества на каждом этапе разработки.

Давайте подытожим

Если разбить факапы на крупные блоки, то их получится 5:

  1. Некомпетентные сотрудники.

  2. Отсутствие ответственного лица.

  3. Размытое техническое задание.

  4. Размытые сроки или несвоевременная оплата.

  5. Неполноценное тестирование.

Кажется, что некоторые этапы или моменты не так важны. В итоге получается, что срок затянут, сотрудник болеет, действия не приводят к результату или вообще лишние, сайт работает некорректно. Тут всё взаимосвязано.

Поэтому абсолютно на каждом этапе нужно быть внимательными и стараться контролировать работу вашего подрядчика. 

Комментарии (0)