Литиевые батареи имеют много достоинств, но недостатки у них тоже значительные: не самый большой срок службы, невысокая надежность и прочее. Но недавно стало известно о новом проекте, который позволяет решить эти проблемы. Речь о нейронном модуле, встроенном в плату управления элементом. Подробности — под катом.

Что это за разработка?

Команда инженеров компаний Eatron Technologies и Syntiant смогла создать плату управления элементом питания (Battery management System, BMS), которая увеличивает емкость батареи на 10%, а срок службы — примерно на 25%. Добиться этого удалось благодаря новой функции — отслеживанию состояния работоспособности (SoH — State of Health) и состояния заряда (SoC — State of Charge) батареи.

Батареи с обычной платой можно перезаряжать до 1 000 раз, потом начинается деградация элемента питания. А вот BMS с нейронным модулем увеличивает это значение до 625–1 250 циков, что весьма неплохо. Подходит новый контроллер и для батарей других типов. Так, элементы LiFePO4, которые обычно работают в электромобилях и автодомах, выдерживают уже около 5 000 циклов, после чего начинается деградация. А вот новая BMS увеличивает этот показатель до 6 250.

Применяемая технология базируется на разработке Syntiant. Инженеры компании создали специализированный нейропроцессор NDP120 (Neural Decision Processor). Он ведет мониторинг параметров эксплуатации батареи в режиме реального времени. Еще периодически применяется метод предиктивной диагностики — он позволяет выявлять потенциальные проблемы с аккумулятором еще до того, как они превратятся в неразрешимые, вроде деградации. Так что повышается и надежность.

Нейромодуль выбирает один из алгоритмов, которые предотвращают сбой и повышают безопасность. Стоит отметить, что разработка — не просто научное исследование. Ее реализовали представители коммерческих компаний. Понимая необходимость внедрения новинки в существующие решения с минимальными затратами, они создали BMS, которая не требует радикальной переделки схемотехники современных батарей. Минимум модификаций — и аккумулятор становится «умным».

Такие BMS с нейронными модулями планируют использовать не для миниатюрных батарей для смартфонов и ноутбуков, а для аккумуляторов, которые обеспечивают движение электромобилей и электрических летательных аппаратов. Свою разработку авторы представили в Штутгарте (Германия) на специализированной выставке The Battery Show Europe 2024 — она проходила с 18 по 20 июня 2024 г.

Что еще?

Кроме нейронных модулей, различные производители создают новые типы самих аккумуляторов. Так, группа ученых из нескольких университетов, Чалмерса, Линчепигского и Карлстадского, предложила новую технологию, которая базируется на цинке. Не на чистом металле, конечно, а на специфическом полимере, где основа — Zn. Его использование позволяет обеспечить безопасность батарей. Они не взрываются, как некоторые литиевые, не горят и не боятся технологий быстрой зарядки.

Продолжительность работы таких аккумуляторов весьма велика: после 8 000 циклов, по словам авторов проекта, они сохраняют около 80% от изначальной емкости. И это при том, что их можно много тысяч раз заряжать ускоренно. Литиевые элементы такого «не любят», но цинковым все нипочем. Кажется, единственное, что не по нраву новым аккумуляторам — это источники питания с мощностью меньше стандартной.

Но и тут ничего смертельного. Если даже использовать слабый источник питания, то после 2 000 циклов емкость батареи нового типа упадет до 75%. Это не катастрофа — некоторые литиевые аккумуляторы, особенно в ноутбуках, просто не доживают до такого возраста. Плюс ко всему цинковые элементы питания не боятся жары или холода, так что их емкость остается примерно равной в течение долгого срока эксплуатации.

Еще есть натриевые элементы питания, разработкой которых занимается сразу несколько компаний. Натриево-ионные батареи могут иметь меньшую энергетическую плотность по сравнению с другими типами аккумуляторов, но ценовое преимущество и безопасность делают их привлекательными для потребителя. Компания China Southern Power Grid Energy Storage в городе Наньнин на юго-западе Китая ввела в эксплуатацию целую накопительную электростанцию на 10 МВт⋅ч, работающую на натрий-ионных батареях.

У Na-Ion-батарей есть несколько преимуществ по сравнению с Li-Ion. Например, натрий можно добывать из соленой воды, которая есть практически везде. В то время как литий имеет более ограниченное географическое распространение. Кроме того, использование натриевых батарей позволяет не зависеть от таких дорогих материалов, как никель, кобальт, медь и графит, что будет способствовать стабилизации цен и уменьшению общей стоимости батарей.

В целом, индустрии элементов питания нужны новые типы аккумуляторов или технологии, улучшающие характеристики уже существующих. Проблема в том, что литий добывается лишь в нескольких странах. А с ростом спроса на батареи со стороны автомобильной индустрии стоимость этого металла постепенно увеличивается. Элементы питания из более дешевых компонентов значительно снизили бы цену такого продукта.

Комментарии (11)


  1. gnomeby
    28.06.2024 15:15
    +2

    Наверно BMS у них просто неплохая, но применение нейросетей там надо скорее, чтобы выглядеть современным в глазах инвесторов.


    1. randomsimplenumber
      28.06.2024 15:15
      +8

      применение приплетание :)

      Ну, судя по тексту, простое прикладывание к нейросети улучшает срок жизни аккумулятора в 1.5-2 раза.


      1. IvanPetrof
        28.06.2024 15:15
        +7

        для лучшего эффекта, следует приложить ещё блютус и блокчейн))


        1. xSVPx
          28.06.2024 15:15
          +1

          Не хватает чего-нибудь на i

          Не взлетит :(


  1. VT100
    28.06.2024 15:15
    +1

    "Больших семь шапок из овцы - не выкроить никак".

    "Надо не кровати переставлять, а <you_opinion> менять".


  1. KbRadar
    28.06.2024 15:15
    +2

    Ёмкость на 10% повысили добавив постоянно сосущий энергию потребитель? Ню-ню...