Привет! Меня зовут Анастасия Захарова, я ведущий дизайнер продукта и эксперт курса «Дизайнер интерфейсов» в Практикуме. В этой статье я расскажу, чем отличается работа дизайнера в продукте от работы в студии, какие задачи поручают джунам в продуктовых командах и как успешно пройти испытательный срок.
Студия vs продуктовая компания
У дизайнера, который только закончил курс или вышел из университета, есть два пути: он может пойти в продуктовую компанию или в студию. Фриланс оставим за скобками.
В продуктовой компании от дизайнера ожидают глубоких знаний о продукте и бизнес-процессах. В продукте каждый шаг стоит денег, поэтому пространства для экспериментов немного: дизайнеры работают в рамках дизайн-системы и следуют гайдлайнам. При этом развиваться вы будете под присмотром опытных наставников, поэтому бояться совершить ошибку не стоит. Для начинающего специалиста попасть в продуктовую команду — это отличный вариант, потому что здесь сразу начинают «огранять алмаз», учить и развивать джуна.
Если вы планируете устроиться в продуктовую компанию, важно ответить себе на вопрос: «Чем конкретно я хочу заниматься?». Без чёткого ответа будет сложно пройти даже этап скрининга. Если вы пока не определились со специализацией, лучше пойти в студию и попробовать себя в разных направлениях.
Студии, как правило, ищут многогранных дизайнеров, которые готовы делать, например, и 3D, и обычную графику, и анимацию; умеют работать в режиме многозадачности и самостоятельно искать решения новых для себя задач. В студии у джуна будет возможность поработать с клиентами из разных индустрий, поэкспериментировать с инструментами и уже за год понять, какая сфера ему интересна.
Особенности работы в продуктовых компаниях
В разных компаниях задачи дизайнеров могут значительно различаться. Рекомендую ещё на собеседовании уточнить, какие конкретно задачи предстоит решать вам и кто входит в команду. Это поможет понять, хватит ли ваших навыков для этой работы и какая нагрузка вас ждёт.
В небольших компаниях дизайнеры часто совмещают несколько ролей: например, UI/UX-дизайнер самостоятельно проводит исследования и пишет тексты. В крупных компаниях, таких как Яндекс, роли в команде чётко распределены, и каждый специалист выполняет свою функцию.
В любой продуктовой компании дизайнеры создают решения, которые должны учитывать интересы бизнеса, потребности пользователей и технические ограничения. В такой ситуации много времени уходит на общение со стейкхолдерами, изучение продукта и аудитории — всё это часть рабочей рутины дизайнера.
Коммуникаций будет много, поэтому продуктовые компании ищут специалистов, которые умеют эффективно работать в команде и взаимодействовать с разными людьми. Например, дизайнерам приходится обсуждать решения с разработчиками, проводить интервью с пользователями, отстаивать свои решения перед заказчиками.
Расскажу о работе в продуктовой команде на примере одного из своих прошлых проектов. Перед моей командой стояла задача — сделать B2B-продукт, который заменит ушедшее с рынка зарубежное решение.
Мы начали работу с выявления потребностей пользователей и пожеланий бизнеса: выяснили, какой функционал нужен людям, что должно быть в продукте. Затем мы с аналитиком и продакт-оунером детально прорабатали сценарии использования, после этого я создала прототипы. Следующий этап — разработка интерфейса.
За каждым из этапов скрывается множество промежуточных шагов. Прежде чем добавить в интерфейс новую фичу, дизайнер анализирует, как это решение будет выглядеть и работать в продукте, насколько оно удобно и понятно для конечного пользователя.
Хороший дизайнер отвечает не только за визуальную часть. Он активно участвует во всех этапах создания продукта, чтобы говорить с командой на одном языке и предлагать уместные решения. В противном случае дизайнер рискует превратиться в оператора Figma, который рисует картинки по заказу менеджера.
Чем занимаются джуны в продукте
Ситуация такая же, как и в других сферах: джунов нанимают, чтобы разгрузить старших специалистов. Новичкам поручают небольшие, но всё-таки важные задачи, которые косвенно ускоряют процесс разработки. Вот некоторые из них:
Организация макетов. Джуны проверяют и приводят в порядок макеты, чтобы все элементы были правильно разложены по сценариям. Следят за организацией слоёв в файлах и актуальностью ссылок.
Сборка компонентов. На одном из проектов я разрабатывала дизайн-систему, и все атомарные компоненты были собраны мной, оставалось собрать на их основе «молекулы», то есть более сложные элементы интерфейса по типу карточек товаров. Процесс напоминает работу в конструкторе. Эту задачу я делегировала джуну.
Внесение правок. Сюда входит корректировка ошибок в интерфейсе, обновление текстов и переводов в соответствии с требованиями.
Разработка мелких элементов интерфейса. Джуну могут поручить подготовить баннер, иконку, кнопку и придумать, где её разместить.
Работа в продукте всегда связана с ресурсными ограничениями: финансовыми, временными, техническими. Предлагать изменения в продукте, не разобравшись в контексте, — типичная ошибка новичка.
Для начала нужно узнать, на какой стадии находится продукт, какие цели у бизнеса, как выстроены продуктовые процессы. Только в этом случае вам станет понятно, почему не используются те или иные решения
Джуны также принимают участие в командных встречах. Их приглашают как на общие собрания, так и на встречи по мелким фичам, чтобы они могли погружаться в продукт, слушать и учиться. Первое время джуны работают под руководством наставников, которые ставят им задачи, помогают адаптироваться, подсказывают, как приоритизировать задачи и к кому обращаться с вопросами.
Первые дни в компании: как новичку влиться в работу
Вот четыре шага, которые помогут успешно пройти испытательный срок и освоиться на новом месте:
Начните изучать продукт, но не ждите быстрых результатов. Нужно помнить, что погружение в продукт — это процесс, который занимает время, обычно не меньше полугода. Не стоит давить на себя, если сразу что-то не получается. Постепенно изучайте продукт, его функциональность, цели, аудиторию.
Разберитесь с иерархией в команде. Узнайте, кто за что отвечает к кому и с какими вопросами можно обращаться кроме наставника. Это пригодится в будущем и снизит уровень стресса, так как вокруг будет меньше неопределённости.
Обговорите список задач на время испытательного срока. Узнайте, какие ожидания есть у вашего руководителя. Лучше качественно выполнить этот минимум, чем самостоятельно ставить себе задачи и пытаться выделиться — так вы рискуете потратить время, в итоге не добившись желаемого результата.
Активно выстраивайте отношения с командой. Компании ждут, что джуниор оправдает вложенные в него ресурсы своей активностью: будет задавать вопросы, помогать команде, проявлять заинтересованность и адекватно реагировать на обратную связь. Ваше умение работать в команде важно для успешного прохождения испытательного срока.
Быть дизайнером в продуктовой команде — вызов для новичка. Вам придётся освоить большой объём знаний: разобраться в бизнес-процессах, изучить продукт, научиться проводить исследования. Но усилия стоят того: вы сможете напрямую влиять на дизайн и функциональность конечного продукта, который приносит пользу реальным людям.
Ivnika
Может настроение не то, но показалось что в каждом предложении сквозит этакое снисходительно пренебрежительное - джун то, джун се, принеси, унеси..
А если заменить джун на "понаехавшие", вполне будет еще одна статья - храните свои метлы в чистоте, подметайте аккуратно...