Apple одна из самых популярных компаний современности. Ее успеху в том числе способствовал узнаваемый и запоминающийся логотип. Об истории появления надкушенного яблока — в нашей статье. 

История логотипа

В 1976 году Стив Джобс вместе со своими друзьями создал новую фирму, но он не знал, как ее назвать. Предприниматель предложил в качестве временного решения —  «Apple». Это слово в телефонном справочнике находилось выше Atari — названия компании, в которой он уже успел поработать до этого. 

Первый логотип создал Рон Уэйн, который был одним из основателей корпорации. Его вариант напоминал герб: там был изображен Ньютон, сидящий под деревом. Яблоко висело над его головой. Была там и такая надпись: «Разум, вечно путешествующий сквозь странные моря мыслей в одиночестве». 

Через год Уэйн ушел из Apple, прихватив с собой чек на $800. Его бывшие партнеры, Стив Джобс и Стив Возняк, таким образом выкупили его долю. Если бы он остался в бизнесе, то эти деньги могли бы превратиться в $72 млрд! 

Джобс считал лого с Ньютоном сложным, устаревшим и не отражающим философию своего детища. Тогда он решил прибегнуть к услугам рекламного агентства Regis McKenna. Предприниматель хотел, чтобы логотип был простым, современным и узнаваемым.

Новую версию разработал дизайнер Роб Янов (Rob Janoff). Он купил много яблок и начал их рисовать с разных сторон. В итоге он изобразил надкусанный плод. Интересно, что на английском «укус» означает и компьютерный термин «байт».

Вариант очень понравился Джобсу, но он настаивал на цветном исполнении, поскольку Apple производила ПК с цветным монитором. По его мнению, это принесло бы фирме успех. Дизайнер согласился и раскрасил фрукт в цвета радуги, но расположил их не по порядку. Этот логотип использовался до 1998 года. Янов, кстати, так ничего не получил за свою работу. Это было в стиле Джобса, никак не поблагодаривших многих сотрудников, стоявших у истоков будущего техногиганта. 

В начале 2000-ых корпорация начала использовать монохромное яблоко. Его изображали выпуклым и в голубом цвете. Также лого увеличили в размерах. В 2007 году логотип становится похожим на стальное яблоко. Он перекрашивается в серебряный цвет. В 2015 году, уже после смерти основателя, яблоко снова становится черным, объема и текстуры у него больше нет. Такой лого компания использует и в настоящее время.

Товарные знаки 

Apple, логотип Apple, AirDrop, AirPlay, AirPrint, Apple Music, Apple Pencil, Apple TV, Apple Watch, Digital Crown, Face ID, FaceTime, Finder, GarageBand, Handoff, iMovie, iPad, iPadOS, iPad Pro, iPhone, iTunes, iWork, Keychain, Keynote, Launchpad, Mac, MacBook, MacBook Pro, macOS, Magic Mouse, Motion, Numbers, OS X, Pages, QuickTime, Safari, Siri, Soundtrack, Spaces, Spotlight, Touch ID, TrueType и WebObjects являются товарными знаками Apple Inc., зарегистрированными в США и других странах.

В России у корпорации более 200 зарегистрированных товарных знаков и заявок на их регистрацию — Apple, «Яблоко», «айФон», «айПэд», «Ипод», «айПод» и многие другие.

Судебные разбирательства

Apple часто оказывается замешана в спорах по поводу интеллектуальной собственности. Вот некоторые яркие примеры. 

В 2020 году Apple хотела запретить логотип компании Prepear. В иске отмечалось, что зеленая груша якобы похожа на надкусанное яблоко.

Соучредитель Prepear Рассел Монсон запустил петицию «Спасите грушу от Apple!», под которой подписались десятки тысяч людей. В результате долгих разбирательств Apple попросила изменить форму листа, разрешив Prepear использовать грушу.

В 2019 Роспатент отказал Apple в регистрации в России товарного знака для технологии дополненной реальности (AR), поскольку в стране уже были зарегистрированы схожие товарные знаки. 

В 2021 году корпорация высказалась против регистрации товарного знака в форме яблока для нанесения на бутылки с питьевой водой. Компания Georgette LLC хотела зарегистрировать логотип с изображением целого яблока с двумя листьями и с надписью I am Arcus. В Apple настаивали, что логотипы визуально похожи. 

В этом году Apple проиграла спор со швейцарским производителем часов Swatch по поводу использовании фразы «One more thing» («Ещё кое-что»), которую произносил Джобс перед анонсом нового продукта. Суд посчитал, что эти слова могли изначально принадлежать детективу Коломбо из телесериала.

Розыгрыш регистрации 5 товарных знаков.

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?  

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (4)


  1. artptr86
    11.07.2024 11:29
    +1

    Янов, кстати, так ничего не получил за свою работу. Это было в стиле
    Джобса, никак не поблагодаривших многих сотрудников, стоявших у истоков
    будущего техногиганта.

    Но ведь Яноф не был сотрудником Apple. Он был сотрудником Regis McKenna. Разве те не платили ему зарплату?


  1. RalphMirebs
    11.07.2024 11:29

    Непонятно, зачем убрали цвета в 1998. Неужели экономия на изготовлении шильдиков?


  1. k12th
    11.07.2024 11:29

    Байт это byte, а укус это bite. Омонимы, но не омографы.


    1. usrsse2
      11.07.2024 11:29
      +1

      Омографы – совпадают по написанию, но различаются по произношению.
      Омонимы – совпадают по написанию и произношению, но различаются по значению.
      Омофоны – совпадают по произношению, но различаются по написанию.

      Bite и byte – омофоны, а не омонимы.