Продолжаем наш цикл статей про SM Lab в лицах и work/life balance — в этот раз читайте про каргобайки, историю их создания и опыт использования. А также о том, как наш фронтенд-разработчик собрал свой каргобайк.
Всем привет! Меня зовут Сергей Топунов, я работаю фронтенд‑разработчиком в SM Lab на внутреннем проекте по кластеризации магазинов, а в свободное время увлекаюсь ездой и сборкой необычных для нашей страны типов велосипедов — каргобайков или, как их еще называют, грузовелов или грузовых велосипедов. В этой статье я о них и расскажу.
Что такое каргобайк?
Каргобайк — это название любых грузовых велосипедов. Неважно, какая конфигурация у рамы, грузовой площадки или багажника, сколько колес, есть ли мотор или нет. Такие велосипеды популярны в разных странах мира. Самые известные страны — это, конечно же, Дания и Нидерланды, но сейчас такие велосипеды можно встретить и на постсоветском пространстве, например, в Латвии или Эстонии, в Южной Америке, в США, Западной и Восточной Европе и т. д. По всему миру. Возможно, распространение зависит от степени развития велоинфраструктуры.
Каргобайки появились в начале века, активноиспользовались как повседневный транспорт, на них так же, как и сейчас, возили детей, вещи, товары, в мелком бизнесе их использовали как торговые точки.
Так продолжалось до 50-х годов. Потом семьи стали меньше, автомобили стали дешевле, каргобайки стали заменяться фургонами. Они потеряли популярность и стали нишевым транспортом. Проводились какие-то локальные гонки, где-то на них кто-то ездил, но популярность падала. А в последние годы с развитием велосипедизации, появлением моторов и аккумуляторов у грузовелов появилась вторая жизнь Они вернулись на рынок и в некоторых странах вытесняют автомобили, потому что сейчас в городах все больше ограничений, а люди все больше заботятся о своем здоровье.
В мире каргобайки используются в качестве личного транспорта, средства доставки, даже спортснаряда.
На грузовом велосипеде можно отвезти детей в школу или детский сад, на детские площадки или кружки, съездить в магазин за продуктами. В целом это очень удобный транспорт для семьи с двумя-тремя детьми.
В европейских странах, например, в Германии, каргобайки можно взять напрокат. Для большого города такая модель может быть удобнее — подходит прокатный велосипед. Не нужно думать о парковке, обслуживании. И не каждый день нужно возить что-то большое от условной Икеи к себе домой.
Каргобайки можно использовать для доставки и микрологистики. Сначала грузы отправляются в логистические центры на микроавтобусах, а дальше на велосипедах. Это позволяет более рационально использовать место в фургонах (микроавтобусы не ездят полупустыми, а так загрузка более рациональна), а также доставлять грузы ближе к месту доставки. Велосипед может проехать по пробкам и там, где не проедет микроавтобус. Это особенно актуально для центров городов с высокой плотностью различных объектов и точек притяжения. Понятно, что расстояния должны быть небольшими.
Грузовел — отличный транспорт для сельской местности. Относительно легкий и компактный, он может составить конкуренцию квадроциклу или прицепу. На нем проще проехать по узкой дорожке, плохому асфальту, полю и прочему. Благодаря грузовой платформе размер груза практически не ограничен.
Каргобайки могут использоваться разными социальными службами
Грузовой велосипед может быть интересен предпринимателям и творческим людям. Он может использоваться как прилавок, как часть попап-магазина, как переносной гриль, операторский кран и во множестве других качеств. Кроме этого, функция может меняться очень быстро, в зависимости от задач. Например, утром — транспорт, вечером — декорация к уличному перформансу.
В Европе каргобайки можно взять напрокат, причем не только для себя, но и для бизнеса. Некоторые торговые сети даже предоставляют их для доставки грузов от магазина до пункта назначения.
Типы каргобайков
Можно выделить несколько типов:
Утилитарные велосипеды типа Azor или Amsterdammer с мощными трубами. При обычном форм-факторе городского велосипеда на нем можно возить тяжелые грузы или нескольких детей.
Микрогрузовички с передними багажникиками или карговилками (специальная вилка, которая подходит для любого велосипеда с интегрированным багажником для тяжелых грузов и низким центром тяжести за счет установки маленького колеса 20’)
Лонгтейлы — велосипеды с длинными багажниками.
Лонгджоны — двухколесные велосипеды с большой передней платформой.
Бакфитс — трайк с двумя колесами впереди и грузовой платформой между ними.
Трайк с двумя колесами сзади и грузовой платформой между ними.
Еще есть всякие фургончики, тягачи и прочий мелкий коммерческий транспорт.
Мне всегда больше всех нравились лонгджоны. Они едут как обычные велосипеды, а грузоподъемность у них при этом феноменальная. Трайки, при кажущейся устойчивости, в эксплуатации неудобны, так как они едут по трем колеям и склонны к переворачиванию.
Сейчас в мире есть много небольших производителей подобных велосипедов — Bullitt, GinkGo, Omnium, ReiseMuller, и несколько крупных фирм, которые производят модели Cube Gargo, Kona Ute и другие. Даже наш Stels делает трайки.
Можно выделить премиум-сегмент, который в странах с активно развитой инфраструктурой заменяет автомобили. Как пример, Carqon, Cluuv, Butchers and Bicycles. Они всегда с моторами и очень часто с вариаторами для максимального удобства.
Есть и более универсальные типа Bullitt или Urban Arrow..
Крупные спортивные сети типа «Декатлона» тоже предлагают свои модели.
Если посмотреть, открытую статистику, то в Европе продажи каргобайков, особенно электрифицированных, растут каждый год. А в велосипедных странах возникают даже небольшие проблемы в виде пробок и запрета перевозок на поездах или парковок грузовых велосипедов в некоторых местах города. Появляется специализированная инфраструктура.
История знакомства
Впервые я захотел себе каргобайк более десяти лет назад, это была модель Kona Ute — классический лонгтейл. Хотелось удобный велосипед для хозяйственных нужд, чтобы не ездить с рюкзаком и можно было сложить много вещей в большой багажник. Про другие типы каргобайков я на тот момент еще не знал. Чуть позже я увидел на картинках в различных велопабликах трайки и лонгджоны, а потом и познакомился с ними вживую в Европе.
На дорогах можно было встретить все типы велосипедов, их очень активно использовали. Больше всего меня впечатлили велосипеды марки Urban Arrow, тогда она только появилась. Такие велосипеды выглядели футуристично на фоне классических лонгджонов с фанерным боксом. Сам сегмент электро-карго начал только формироваться.
Потом я забыл про эти велосипеды на несколько лет. Где-то через год или два на старой работе зашел разговор про людей, которые делали киоски для мороженого. Они хотели сделать велосипед-киоск, и тогда я вспомнил про велосипеды из Амстердама. С киосками ничего не получилось, но я собрал мудборд в пинтересте.
С этого все и началось. Я начал погружаться в тему. Пока только поверхностно узнал производителей и типы и начал мечтать своем. Думал даже съездить за подержанным в Амстердам. Тогда я не знал, что их поштучно возят в Москву.
Пандемия, изготовление своего
Прошло ещё несколько лет, началась пандемия, все ушли на удаленку, я переехал на дачу. Так совпало, что моей племяннице исполнилось два года. Хотелось ездить в небольшие путешествия и банально быстрее добираться до «дальних» детских площадок, кафе и прочий местных точек притяжения. Это стало мотивацией для изготовления карго. Особого опыта сварки сложных конструкций у меня не было, только для сада что‑то делал. Посмотрел несколько видео на ютубе, уточнил модельку, заказал трубы, сделал деревянный стапель и достаточно быстро собрал первый карго. Остальные детали нашел в сарае на даче. Для прототипа этого было достаточно. Осенью 2020 г ода был готов.
Опыт эксплуатации
Я тут же начал активно на нем ездить. После первой зимы поставил кареточный мотор, как принято в индустрии. С грузом, зимой и на рельефе без него тяжело. Последняя модернизация была связана с тормозами. Я думал, что роллерные тормоза очень удобны и не требуют обслуживания, несмотря на вес. Но это оказалось не так. Заменил на дисковые. Специальные шины для е-карго заказал из Нидерландов. Сейчас такие можно и у нас найти.
На велосипеде я езжу круглый год. Сейчас у меня личных два каргобайка. Один без мотора для дальних поездок, а второй с мотором для классического использования — на несколько поездок в радиусе 15-20 км от дома с грузом. Я ездил с мотором и дальше, но там уже возникают нюансы. Нужно понимать, что заряда может не хватить.
Использовать каргобайк как альтернативу автомобилю вполне реально. Плюс возникают невозможные для автомобиля маршруты — электричка, поле или парк. В электричку влезает вполне нормально. В тамбур последнего вагона или на веломесто в «Иволге» или в «Ласточке».
Каргобайк очень нравится детям, это полный восторг! Можно ездить в путешествия, магазин или школу — очень удобно.
На сегодняшний день я изготовил несколько карго и прицеп, два раза они стояли на одном московском фестивале. Были для детей и большой.
Проблемы и неудобства
Основные проблемы — это подземные переходы и парковка. Нужно планировать маршрут. Но мотор позволяет проехать лишние сотни метров, чтобы избежать спуска по пандусу. Но если избежать нельзя, то спустить вполне можно.
Основной вопрос, возникающий у людей — где парковать. Это и есть основная проблема. Я храню на даче в гараже или на подземной парковке. В подъезд никогда его не ставил, поэтому проблем с лифтом у меня не было.
В России
В России самый популярный каргобайк — это трайк Стелс с маленькой грузовой платформой. Такие ездят, например, в парке Горького. Других типов очень мало. Есть энтузиасты, которые привозят и делают. Но пока это капля в море, если сравнивать с общим количеством велосипедов.
Я думаю, что перспективы у такого транспорта есть. И как личного, например, чтобы утром не стоять в пробке у школы, и как транспорта последней мили при каких‑то доставках по району.
Комментарии (16)
drWhy
12.07.2024 13:57Да, не перевелись ещё Кулибины. Спасибо за подборку. Свежих идей и удачи в конструировании.
Африканским коллегам некогда изобретать велосипеды, они используют их as is.
Грузят легко по 200 кг, при этом ещё умудряются ехать вгору - прицепляются к автомобилям как бабка за дедку, одно авто может буксировать полдюжины велосипедов. Зарабатывают каргонавты при этом за день чисто на еду себе и семье, часто не имея собственного каргобайка, а беря его напрокат.
plnttr1003
12.07.2024 13:57+2В Африке, в Конго по-моему есть еще огромные деревянные самокаты. Они тоже на них все возят.
adeshere
Спасибо за интересный рассказ! 20 лет назад я тоже возил двоих детей, но на обычном "Туристе". Одного сажал на еще советское детское седло, которое стояло на верхней трубе рамы, а маленького вез на спине в рюкзачке. Но это возможно только в диапазоне возрастов от 2+4 до 3+6.
А как едется с двумя детьми, сидящими впереди? Особенно если они чуть постарше и потяжелее? Управляемость сохраняется?
И второй вопрос - можно ли все-таки хранить такой вел в малогабаритной квартире? Предусмотрены ли там в более-менее стандартных моделях какие-то варианты быстрой разборки, чтобы сложить его до приемлемых габаритов обычного лифта? Или такое применение - это какая-то экзотика, и в массовом сегменте практически не встречается?
agalakhov
Складные-разборные есть прицепы на обычный велосипед. Грузовые обычно стоят просто в гараже. В Европе не хранят велосипеды в квартирах, проблема воровства не такая острая.
plnttr1003
Тут дело скорее не в воровстве, а в отношении и в привычке.
n43jl
Ну карго-байк сложновато хранить в квартире, но обычные велосипеды многие немцы хранят в квартире, особенно если велосипед стоит больше 1к€, даже если в доме есть специальные закрывающиеся велосипедные комнаты или келлеры, именно потому что воруют дорогие велосипеды на ура, даже из закрытых помещений типа велосипедная комната. Ну а велосипедов до 1к€ на улице так много пристегнуто, что такой уже не целесобразно прятать дома, хотя с улицы их тоже часто воруют особенно если велосипед выглядит как новенький.
Старые велосипеды стоимостью 50-100€ я иногда видел люди не пристегивают оставляя на улице.
plnttr1003
Ездить на таких практически также как и на обычных. Надо немного привыкнуть к габаритам. Мне даже длинная база кажется более комфортной. А вес, благодаря низкому центру тяжести практически не ощущается. Понятное дело, что на подъемах или на длинных дистанциях вес имеет значение. Но тут поможет электромотор. Я возил и взрослого человека с ребенком 6-ти лет на достаточно большое расстояние. И двоих детей. В дальних путешествиях нужно обязательно пристегивать, пожалуй и все.
Парковка. Надо просто поменять отношение. Вы же не будете мотоцикл поднимать на этаж. Так и каргобайк не нужно. Я сшил для него чехол и сначала на уличной парковке ставил, а потом машиноместо снял подземное.
Ну а если хотите маленький. Есть складные. Есть миникарго. Мне очень нравится ReiseMuller Carrie, например.
RusikR2D2
Мне кажется, не самые большие вертикально в лифт должны влезать. Возможно, со снятым колесом. А вообще, при наличии спроса, мог бы быть тот самый малый бизнес по сборке и продаже таких "машинок", с учетом Российских реалий.
DrZlodberg
Не знаю, что там с прочностью, но самая гениальная конструкция, imho, вот эта https://youtu.be/kvjrO65kViA?t=1072
Сложенный практически не отличается от обычного велика.
plnttr1003
Convercycle он называется. Технически они интересные, но слишком сложные. Там одних натяжителей цепи несколько штук, куча шарниров. А в разложенном состоянии они длиннее любого лонгтейла. И мне кажется, что у большинства пользователей он будет постоянно в сложенном или разложенном состоянии, лишь изредка они будут менять конфигурацию.
DrZlodberg
О, благодарю. Не смог найти о них другой информации. Конструкция сложновата, согасен. Но это обычная плата за универсальность. Если тебе надо таскать большой груз только изредка - то эта штука выглядит вполне неплохим выбором.
plnttr1003
Да не знаю. Он стоит без мотора почти 3 000 евро, а с мотором больше 4 тысяч. Можно карго за 2000 купить и какой-нибудь велосипед для города. А эта универсальность нужна только, чтобы друзьям показывать как интересно он раскладывается. Ну мне так кажется.