Сорокачасовая рабочая неделя, родительские обязанности, быт, постоянное обучение и саморазвитие, чтобы тушить синдром самозванца… Можно и дальше расширять персональный список причин, по которым понятие «увлечение, хобби» стирается из жизни современного взрослого. Но в нашей семье было принято волевое решение эту ситуацию исправить, и мы пришли к радиоуправляемым трагги.
Когда наша семья только начала погружаться в тему, мы не понимали то, с чем именно придется столкнуться. Эта история от внимательного наблюдателя про то, к чему нужно быть готовым, прежде чем выбрать в качестве семейного хобби Remote Control-модели. В этой статье в блоге ЛАНИТ я собрала наши советы начинающим и рассказы о моделях, которые были у нас: их характеристики, слабые места и преимущества, разбавленные запавшими в душу мудростями от Бати.
По данным опроса 2023 года, который провели сервис Работа.ру и социальная сеть «Одноклассники» среди 2700 респондентов из всех регионов страны, ТОП-3 увлечений среди мужчин и женщин распределились так:
ТОП-3 увлечений у женщин ― чтение, просмотр кино и сериалов, рукоделие;
ТОП-3 увлечений у мужчин ― чтение, спорт, компьютерные игры.
Деталей проведения опроса нет, но есть довольно скучный набор активностей, больше напоминающих операционную деятельность человека во вне рабочее время. Каждый десятый респондент не имеет хобби, но хочет обзавестись занятием для души. Еще 9% признались, что не могут найти для себя увлечение.
В моей семье, которая состоит из папы (он же Батя ― сотрудник рекламного агентства), мамы (сотрудник IT-компании и автор статьи) и дочки-сорванца 11 лет, с фантазией все хорошо. Однако выбрать хобби ради чистого увлечения показалось непозволительной роскошью. Нужно, чтобы была польза. У каждого из нас был свой набор требований.
Требования Бати:
снова побыть мальчишкой (до сих пор страдает по набору моделек, которые его мама без разрешения отдала в добрые руки),
проводить время с дочкой еще и так, чтобы передача опыта и знаний была наглядной и приятной всем,
шевелить руками и мозгами не по принуждению на работе, а души ради (ремонт и конструкторские модернизации, конечно, на Бате).
Требования дочки-сорванца:
активность на свежем воздухе,
чтобы все смотрели восторженными глазами (особенно мальчики).
Требования мамы:
умиляться отношениям папы и дочки, выступая в роли наблюдателя (пубертат — это жуткая жуть),
развитие у ребенка навыков, которые помогут в выборе профессии.
Есть мнение, что в ближайшем будущем навык дистанционного управления объектами будет востребован в таких профессиях, как инженерия, робототехника, авиация, медицина (например, телемедицина), транспорт (автономные транспортные средства) и даже в сфере городской инфраструктуры. Этот навык позволяет работать с технологиями, управлять роботами, дронами, автономными системами, что становится все более распространенным в различных отраслях.
Тогда мы еще не знали, во что это выльется. Надеюсь, наш опыт поможет быстрее определиться с решением: управление RC (Remote Control) моделями ― это ОНО! Или продолжить поиски своего хобби.
Наш выбор пал на радиоуправляемые трагги ― это тип RC-машин, который занимает промежуточное положение между багги и монстром.
Монстры отличаются большими колесами и высокой проходимостью. Им не нужна особая трасса. Им под силу даже бездорожье. В гонках такие автомобили не участвуют, но зато могут кататься зимой, поскольку дорожный просвет у них достаточно большой.
Багги ― это скоростная спортивная машинка, которой под силу передвижение по грунту и преодоление препятствий. Но ей больше подойдет подготовленная гоночная трасса из-за небольшого дорожного просвета.
Трагги отличается от багги большим диаметром и шириной колес. Он может пройти по неровной дороге, но управляется и прыгает несколько хуже.
Модель трагги победила, потому что вобрала в себя основные преимущества. С одной стороны, трагги с электродвигателем имеет небольшой клиренс и аэродинамический корпус, а значит, может быстро ездить и точно вписываться в повороты. С другой стороны, крепкая подвеска и крупные размеры позволяют совершать прыжки с трамплинов и ездить по бездорожью.
Эти характеристики дают нам возможность не зависеть от выбора местности для покатушек и погодных условий в теплый сезон. Батя смастерил из фанеры трамплин, который помещается в багажник, так что попрыгать можно даже на малолюдных площадках в центре города или просто с лестниц. А вылазки на мотодром на живописном берегу реки – это просто сказка!
Мудрость от Бати №1: Обязательно дай имя любимой вещи, иначе ей жить недолго.
Наши питомцы. Первенец Зверек
Зверька купили в магазине радиоуправляемых игрушек города Пензы. Ничего толком не изучали, эмоциональная покупка. Он нам показался большим, мощным и синим (любимый цвет дочки).
Remo Hobby SMAX — Зверек. Появился в феврале 2021 года.
Цена при покупке: 5 000 ₽
Цена на май 2024: 6 500 ₽
Характеристики: 4WD, масштаб 1:16. Размеры: 285×210×125 мм, коллекторный двигатель.
Скорость «из коробки» — до 30 км/ч.
Слабые места. Частые поломки в ходовой части — рычаги подвески, ломает крепления амортизаторов, гнёт штоки амортизаторов, быстро убиваются привода. Постоянно приходится перебирать дифференциалы, обычно у сателлитов стираются или ломаются зубья и отламывает хвостовики.
Минусы. Маленький, медленный, часто ломается.
Причина замены. Иногда прогулка заканчивалась сверхбыстро из-за поломки, ведь навык управления у дочки пришел не сразу. Батя много нервничал. Зверек быстро наскучил.
Рекс
С покупкой Рекса пришла уже осознанность. Начались поиски и изучение форумов, сообществ, поставщиков. Рекса купили через интернет-магазин с доставкой. Там же был закуплен первый комплект запчастей и дополнительная корка (корпус модели). С завода они идут лексановые (LEXAN): красивые, но быстро трескаются. Нашли и заказали из Самары корку-неубивайку.
Remo Hobby Dinosaurs — Рекс. Появился в ноябре 2021 года.
Цена при покупке: 22 000 ₽
Цена на май 2024 г.: 24 500 ₽
Характеристики: 4WD, масштаб 1:8. Размеры: 560×345×230 мм, бесколлекторный двигатель.
Скорость «из коробки» — до 40 км/ч.
По сути, шасси этой модели ― полная копия американского Traxxas Slash 4x4. Но есть нюансы. Пластик, используемый в китайце, более хрупкий. Американский ― более тягучий и стойкий к излому. То же можно сказать и про металлические элементы. Китайцы и на металле сэкономили. Поэтому многие начинающие моделисты, пожадничав при покупке модели (мы в их числе), в последствии начинают устанавливать запчасти либо от американского прообраза, либо покупают продукцию различных тюнинг-компаний. Среди них американская RPM, которая занимается изготовлением пластиковых запчастей практически для всех моделей, представленных на своем рынке. Китайские GPM и Injora специализируются на металлических изделиях (приводы, чашки, тяги).
В итоге изначально кажущаяся не слишком дорогой модель превращается в монстра, высасывающего финансы и время. Некоторые моделисты, справедливо предположив, что металл всяко крепче пластика, начинают менять пластиковые детали подвески и ходовой части на алюминиевые. С одной стороны, это делает их более крепкими, но с другой – утяжеляет модель. Самая главная ошибка здесь заключается в том, что при авариях пластиковые детали подвески либо гнутся, либо ломаются, что не очень страшно, ведь они не сильно дорогие. Алюминиевые же не гнутся и не ломаются, но ломают собой более сложные и дорогие конструктивы модели. Например, может пострадать дека (платформа основания), бабочка (стойка амортизаторов).
Слабые места Рекса всё те же, что и у Зверька, однако устранение его поломок уже требует значительно бОльших затрат.
Минусы: Частые поломки, маловато скорости, размер хоть и 1:8 заявлен, но мелковат ― ближе к 1:10.
Батя объединился в этом увлечении с напарником по работе. Наш Зверек перешел в добрые руки и к новым детям.
Мастерской по ремонту и ТО стал рабочий цех — отличный вариант, если у вас небольшая квартира. Даже если большая, то тоже отличный.
Причина замены: Хотелось еще быстрее, выше, сильнее!
На самом деле все проще: Remo hobby — китайского производства — это доступная цена, но недостаточный запас прочности под комбинацию тяжесть-скорость.
Мудрость от Бати №2: не джойстик, не пульт управления, а АППАРАТУРА!
Третьим и пока последним стал Крот
Крот приехал к нам из Подмосковья. Это изначально Extreme Bash версия, отличающаяся от обыкновенной BLX усилением всего, что можно сделать из коробки. Разница в прочности моделей действительно есть. Его предыдущий хозяин также внес некоторые улучшения: были установлены все рычаги подвески от американской RPM, родные бабочки (деталь, которая соединяет между собой деку и подвеску) были заменены на кастомные, изготовленные на заказ из титана.
У него сразу была желтая корка-неубивайка, но мы заказали еще одну ― белую, наклейки сделали сами. Откуда такое имя? Кратон, Крот, Krtek ― главный герой чешского мультфильма про крота, его образ красуется на боку модели.
Arrma Kraton 6S — Крот. Появился в июле 2022 года.
Цена при покупке: 40 000 ₽
Цена на май 2024: 60 000–130 000 ₽
Характеристики: 4WD, масштаб 1:8. Размеры: 594×461×195 мм, бесколлекторный двигатель.
Скорость «из коробки»: мы разгоняли до 76 км/ч на 4S аккумуляторе, хотя электроника рассчитана на 6S. Число 4 или 6 означает количество ячеек в батарее, а S ― что они соединены последовательно для получения максимального напряжения.
Слабые места у него практически отсутствуют, если не допускать грубых ошибок при пилотировании.
Надо сказать, что к этому моменту наша дочка и основной пилот (Батя всё-таки больше чинит, чем гоняет, а миссия мамы ― группа поддержки) уже обладала неплохим опытом. Она иногда допускает ошибки, но они уже не так критичны, как ранее. На массовых покатушках с единомышленниками, в пылу борьбы на трассе для кроссовых мотоциклов с трамплинами и резкими поворотами ошибется и бывалый пилот, а ей всего 11. Она единственная девочка-пилот в нашей тусовке. Тут бывают и лобовые столкновения, и удары колесо в колесо (самые противные), и перевороты. Так что поломки есть, они неизбежны. Главное ― иметь определенный комплект запасных деталей. А если его нет, то знать, где быстро достать запчасть.
Мудрость от Бати №3: не надо резко тормозить и не надо резко разгоняться.
Чтобы это понять, надо разобрать тачку, рассмотреть сателлиты дифференциала и спур-пиньон. Когда разберешься, как все работает, тебе сразу станет понятно, какие нагрузки приходятся на эти детали при резком стиле вождения.
Вот что нужно оценить и учесть, если вы рассматриваете радиоуправляемые электрические автомобили в качестве семейного хобби с детьми.
Финансы. Это увлечение не из дешевых. Но поверьте, если заинтересовать ребенка и поставить цель, то он может сильно помочь в накоплении. Например, это можно сделать за зимний сезон. За одно и финансовую грамотность ребенка подтянете.
Цены на модели в наши дни изменчивы. Учитывайте не только покупку модели, но и комплект запасных частей и сменный аккумулятор.
Время и интеллектуальные усилия. Придется разбираться в механике. Искать поставщиков, ориентироваться в материалах, которые они используют, делать что-то руками. И все это, даже если, как и мы, приобретать модели RTR (Ready To Run ― можно ехать без дополнительных настроек и доработок, то есть из коробки и сразу).
ЗИП всегда должен быть! Сезон короткий, надо успеть починить к следующим выходным. За границей, конечно, запчасти дешевле в 3–4 раза, но не продаются в сборе. Например, там невозможно купить сборный дифференциал.
Поиск единомышленников. Поищите в соцсетях местную группу активистов, которые увлекаются RC-моделями. Вместе с детьми посетите гонку или покатушки.
В профессиональных сообществах довольно жесткий понятийный порог входа, новичкам в таких будет сложно.
Когда принимаешь решение о том, нужно ли вообще какое-то совместное увлечение или нет, нужно помнить, что, несмотря на все сложности, взамен вы получаете бесценные эмоции, пережитые вместе. Ведь именно их мы вспоминаем через года. Каждый из нас в итоге получил от этого увлечения то, что хотел. Заражаем теперь им соседей и знакомых.
Я попыталась рассказать об истории нашего семейного увлечения простыми словами мамы-юзера. С техчастью, конечно, помогал муж. Классных вам совместных увлечений!
*Статья написана в рамках ХабраЧелленджа 2.0, который прошел в ЛАНИТ весной 2024 года.
Комментарии (16)
DashBerlin
16.07.2024 08:10+2а где тут DIY?
El_Shmel Автор
16.07.2024 08:10+4Это была наиболее подходящая по смыслу категория для такого рода опыта. Это моя первая статья на Хабре, пока разбираюсь в правилах. Если вы сможете подсказать, что бы лучше подошло, будет здорово
YuryZakharov
16.07.2024 08:10+1А на 3D-принтере запчасти нельзя печатать? Материалов сейчас много разных, наверное, можно что-то подобрать?
А так моделирование и печать сами по себе вполне такое хобби.
soulilya
16.07.2024 08:10Да, можно. Только надо в 3д ее нарисовать сначала.
YuryZakharov
16.07.2024 08:10Нарисовать-то, думаю, наименьшая проблема. Есть open source, наверняка сообщества 3D и RC моделистов пересекаются. Есть параметрические модели, а если нет - можно и интересно самому забацать, ТММ не так сложна, как кажется студентам. Будет, чем заняться долгими зимними вечерами :)
Вопрос, скорее, к доступным материалам.
El_Shmel Автор
16.07.2024 08:10+1Присоединяюсь! Если есть доступ к принтеру и умеешь проектировать в 3D, вообще не проблема. Тут еще материал нужно верно подобрать. В Аррма-чате есть несколько человек, которые делают некоторую номенклатуру на продажу. Спойлеры, держатели спойлера, демпферы бамперов у них получаются отменные и по своим качествам и живучести превосходят даже RPM.
soulilya
16.07.2024 08:10У меня был HPI SAVAGE 5.9, продал. Не хватает времени на это все.
El_Shmel Автор
16.07.2024 08:10У нас тоже был период охлаждения. Тут помогает вопрос "а для чего мне это? чем лучше то, что я делаю сейчас?". Если там альтернатива в виде зависания в телефоне, когда за окном лётная погода, то как-то оно само всплывает.
Didimus
16.07.2024 08:10Все эти модели полный инженерный фэйл. Причём, очень дорогой. Уже две машины оправились в гараж из-за нецелесообразности ремонта, недоступности запчастей и отсутствия информации.
Более разумным выглядит краулер - там нет бешенных ударных нагрузок, а ездить на нём гораздо интереснее: взбираться на горки, форсировать канавы, бревна и тп
Yura_PST
Такие машинки специально спроектированы по принципу: одна покатушка - один ремонт.
Привод фактически открыт, одна песчинка и нужен ремонт (в упомянутом Traxxas Slash вал выведен на дно, хотя это можно было и не делать).
А тюнинг (более дорогим запчастями!) вообщем то бессмысленен - при таких скоростях (более 40 км/ч) все детальки ломаются одинаково хорошо.
gorbln
Даже у самых простых remo hobby шестерня привода, она же спур, сделана из такого прочного порошкового металла, что никакой песок ей не страшен. Он просто крошится в пыль. Главное - шестерню не смазывать, это обычная ошибка начинающих. Спур должен быть сухой.
Та же история и с приводами, но там всё гораздо печальнее - детали делают не из порошка, а из проката, поэтому твёрдость там так себе, и чашки приводов со временем изнашиваются. Тем не менее - привода песка тоже не боятся, и тоже, главное - их не мазать.
Да даже коллекторные моторы песка не очень-то боятся.
У меня есть классная картинка после одной из покатушек по мокрому песку и немного по воде.
Yura_PST
Игрался с Traxxas E-Revo 1/16, один проезд по песку и нужна полная замена привода. Шестерни привода конечно рабочие, но в таком состаянии что машинка начинает шуметь как трактор.
gorbln
Как будто бы расстояние между спуром и пиньоном слишком большое. Вы с помощью бумажки выставляли?
Woffko
в моём МОНСТР-ТРАК HSP 1:18 песок попадает в кожух где спур и пиньон и очень быстро уничтожает пластиковый спур
Yura_PST
Да. Не понял, как такое возможно, что песок попав в шестерни, одна из которых платиковая, вылетает без последствий.
El_Shmel Автор
Продолжу с добавлением нашего опыта по теме хрупкости и песка:
*разница между пластиком RPM и китайским - колоссальная!
*если сравнивать привода и конички Traxxas и Китай, то тут Китай по сути одноразовый
*модели любят заботу: если было сыро - то на самомойку и потом компрессор, если сухо - то только компрессор. Если потрясти и помыть под краном - тоже отлично, главное результат. Просто наш Батя любит вот это вот всё
*статистику мы не ведем, но если не делать на тачке то, для чего она не сделана (например, пытаться прыгать на шорт-корсе), то ходит относительно долго
Песочные трассы у нас самые любимые, пожалуй.