Мы продолжаем рассказывать о различных изобретениях. Не могли мы обойти и тему дирижаблей. Как известно, нынешнее название произошло от французского слова dirigeable, то есть «управляемый». Аналогом является воздушное судно (от английского airship).

Русский язык усвоил оба понятия. Однако они не стали синонимами. К настоящему времени их семантика разделилась, воздушное судно приобрело более широкий смысл. О том, где используются дирижабли, есть отличная статья на Хабре. Нас интересует в данном материале именно патентный аспект. О нем и поговорим.

Зарубежные патенты

На портале Google.Patents указано 32 556 документов по состоянию на июль 2024 по dirigeable. На временной шкале имеются два выдающихся всплеска числа мировых патентов: 1902–1917 гг. время «дирижабельного романтизма» и 2000–2020 гг. — «дирижабельного прагматизма». Заметно уменьшение патентов в 2021–2024 гг.. В период 1940–1974 г. патентование почти отсутствовало.

Среди патентообладателей ТОП-10 лидеров составили:

  1. Flying Whales — 1,5%;

  2. Advanced Cardiovascular Systems, Inc. — 0,9%;

  3. Adolphe Clement Bayard — 0,9%;

  4. The Goodyear‑Zeppelin Corporation — 0,9%;

  5. Didier Costes — 0,7%;

  6. Zeppelin Luftschiffbau — 0,7%;

  7. Lockheed Martin Corporation — 0,7%;

  8. Lisowski Adam — 0,5%;

  9. Costes Didier — 0,5%;

  10. 21St Century Airship Technologies Inc. — 0,5%.

Как видим, почти все компании и изобретатели из Европы. Объяснение простое: в этом регионе принято название dirigeable.

ТОП-5 тем патентов в рамках международной патентной классификации выглядят так:

  • летательные аппараты легче воздуха B64B — 37,6%;

  • летательные аппараты тяжелее воздуха B64C — 6,8%;

  • самоходные транспортные средства B62D — 6,7%;

  • оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя B64D — 6,5%;

  • наземные установки или установки на палубах авианосцев, специально предназначенные для использования применительно к летательным аппаратам B64F — 2,7%.

Видно, что в топ тем входят логичные вопросы летательных аппаратов и различных установок применительно к летательным аппаратам.

В англоязычной литературе принят термин airship.

На это ключевое слово Google.patents выдаёт 79 420 документов. На временной шкале имеется только один всплеск числа мировых патентов в 2010–2020 гг.

Среди патентообладателей в англоязычном патентном мире дирижаблей ТОП-10 лидеров составили…совсем другие компании:

  1. Beihang University (北京航空航天大学) — 2,5%;

  2. China Special Flight Qi Institute (中国特种飞行器研究所) — 2,1%;

  3. The Institute of Optics And Electronics, The chinese Academy of Sciences (中国科学院光电研究院) — 1,8%;

  4. Lockheed Martin Corporation — 1,7%;

  5. Tianheng Changying Technology Co., Ltd (北京天恒长鹰科技股份有限公司) — 1,3%;

  6. The Nanjing University of Aeronautics and Astronautics (南京航空航天大学) — 1,2%;

  7. Lta Corporation — 1,1%

  8. Shanghai Jiao Tong University (上海交通大学) — 1%;

  9. The National University of Defense Technology (中国人民解放军国防科学技术大学) — 1%;

  10. Kong Tian Technology (北京空天高科技有限公司) — 1%.

Неизменно в группу лидеров входит знаменитая компания американского ВПК Lockheed Martin. Но в данном рейтинге преобладают вузы и НИИ из КНР с уклоном в военные технологии. Так, китайский The National University of Defense Technology — один из главных военных НИИ в стране. Даже немного странно, почему он вдруг решил запатентовать свои разработки в США. Видимо, Партия так решила.

По тематике англофильские патенты близки франкофилам, но чуть иначе:

  • летательные аппараты легче воздуха B64B — 47,4%;

  • летательные аппараты тяжелее воздуха B64C — 10,2%;

  • оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя B64D — 9,8%;

  • сокращение выбросов парниковых газов Y02E — 7,2%;

  • технологии смягчения последствий для климата, связанные с транспортом Y02T — 6,6%;

  • наземные установки или установки на палубах авианосцев, специально предназначенные для использования применительно к летательным аппаратам B64F — 6,2%;

  • беспилотники B64U — 5,6%;

  • системы управления или регулирования неэлектрических величин G05D — 4,7%;

  • космонавтика; космические корабли и их оборудование B64G — 2,5%;

  • измерение расстояний, горизонтов или азимутов; топография, навигация; гироскопические приборы; фотограмметрия или видеограмметрия G01C — 2,4%.

Изюминкой является космонавтика ( космические корабли и их оборудование). Также любопытны беспилотники и научные приборы.

А что же в России?

Поисковая машина «Яндекс.Патент» на термин «дирижабль» выдала 1064 документа. Видны три пика:

  • небольшой 2023–2033 гг. по 3–7 ед. в год;

  • средний 1989–1995 гг. по 11–34 ед. в год;

  • большой 1999–2020 гг. по 27–55 ед. в год.

При этом за 1938–1980 гг. было всего 1–3 патента в год.

В базе ФИПС на «дирижабль» числится 171 патент РФ на изобретения, из которых 40 действующие.

По разделу «А» числится 5 действующих патента, из них 2 по пожаротушению разгона облаков и инициирования дождя сельхозугодий, степных и лесных массивов (№ 2 666 070 и № 2 814 299) и 3 по регулированию облаков, в частности для их разгона или стимулирования дождя: № 2 467 558; № 2 544 585 и № 2 599 808.

В разделе «В» технологические процессы имеется 29 патентов на изобретения. Они затрагивают конструкции дирижаблей, способы изготовления деталей и сборки, а также применение. Примерами являются дирижабль с солнечными батареями (№ 2 404 903), радиотелескоп‑дирижабль (№ 2 795 836, дирижабль‑кран (№ 2 798 252).

В разделе «С» два патента, например, №2 661 177 «Способ изготовления воздухоплавательного дискового вакуумного дирижабля» от московского изобретателя Вержбицкого Ярослава Владимировича.

По строительству 3 патента, в частности №2 816 641 «Способ строительства дирижабельного моста над ущельем».

патент №2816641 «Способ строительства дирижабельного моста над ущельем».
патент №2816641 «Способ строительства дирижабельного моста над ущельем».

По машинам, раздел «F», 3 патента. Интересны №2 539 411 «Способ опорожнения участка магистрального трубопровода от газа и устройство для его осуществления способ опорожнения участка магистрального трубопровода от газа и устройство для его осуществления» от ООО «Газпром Трансгаз Казань» (осуществляют перекачку газа с помощью дирижабля) и №2 794 371 «Мобильная ветроэлектростанция».

По физике всего один патент №2 453 865 «Способ определения дрейфа морских льдов и система для определения дрейфа морских льдов» (толщину ледового поля определяют зондированием с помощью акустического локатора, установленного на дирижабле).

Несколько действующих патентов РФ на изобретения принадлежат иностранцам, например швейцарской компании «СЕ СА» №2 747 328 «Дирижабль и способ его изготовления».

патент №2747328 «Дирижабль и способ его изготовления».
патент №2747328 «Дирижабль и способ его изготовления».

Программ для ЭВМ по дирижаблям 16 штук. Баз данных 2 штуки.

Заключение 

Россия со времен Николая II шла многие годы в передовых линиях энтузиастов практического применения дирижаблей — в промышленности, науке и военном деле. Однако на данный момент изобретательством занимаются в основном индивидуалы, в то время как в Китае, если верить заявкам, это дело серьезных НИИ и вузов, а на Западе — крупных военно‑промышленных корпораций.

Что ж, время дирижаблей в России ушло, но (не) обещало вернуться.

Розыгрыш регистрации 5 товарных знаков.

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT‑компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram‑канале

Комментарии (6)


  1. Moog_Prodigy
    17.07.2024 12:36

    Да область применения у дирижаблей довольно узкая, по сути они никому и не нужны. Нужна скорость - самолет, нужна точность и зависание в одной точке - вертолет. Когда дирижабли делали все кому не лень, самолеты только-только "вставали на крыло", а нормальных вертолетов вообще не было. И где применять дирижабли - еще тот вопрос. Разве как воздушное заграждение для военных применений, да и пожалуй все.

    Тот же воздушный шар и то - от развлекательных целей до зондирования атмосферы. Это реально применяется всеми и считается как бы самим собой разумеющимся, потому что есть под него задачи. А под дирижабли - похоже, что нет.


    1. exfizik
      17.07.2024 12:36

      В принципе, дирижабли могли бы помочь уменьшить вредные выбросы от авиаперевозок - это же пока нерешённая проблема.

      Люди будут продолжать пользоваться самолётами, а всякие грузы, посылки, товары, которые не обязательно должны быть доставлены в течение одного дня за океан, наверное можно доставлять дирижаблями.


      1. konst90
        17.07.2024 12:36
        +1

        грузы, посылки, товары, которые не обязательно должны быть доставлены в течение одного дня за океан, наверное можно доставлять

        Кораблями. Выбросов будет ещё меньше.


  1. ahabreader
    17.07.2024 12:36

    Дирижабли нужны человеку. Все мы знаем имя этого человека.

    Хабр, 27 окт 2023 - Дирижабль Сергея Брина Pathfinder 1 получил разрешение на полёты в США


  1. vagon333
    17.07.2024 12:36

    Шел 2024 ...
    Ну, рядом с домом летает дерижабль (Pompano Beach) - рекламу показывает, экзотика для туристов, а так, больше ничего.
    Хотя, еще напоминает про фильм Полет Навигатора (1986). Красивая леталка.


  1. NickDoom
    17.07.2024 12:36

    Гибридные дирижабли-тэйлситтеры нужны в качестве дронов доставки, потому что жужжат дурниной дважды — при взлёте и при посадке, а на горизонтальном отрезке подъёмная сила оболочки позволяет убавить тягу и уменьшить шум. Плюс с их размерами можно ставить ОГРОМНЫЕ винты, требующие меньших оборотов.

    Вот такая горбатая рыбка, только надувная и с винтами.