Съемки для стартапа. Зачем они нужны небольшим проектам и малому бизнесу? Что происходит закулисами и с какими сложностями вы точно столкнетесь? Реально ли организовать съемку на 10 человек, без оборудования, профильных людей и с малым бюджетом? Наш опыт.

Недавно мы закончили монтаж с последней съемки, где взяли интервью практически у всех членов нашей команды. Теперь вы можете полноценно узнать поближе каждого, кто создает умные замки. Приятного просмотра.

Да, это далеко не первая наша съемка, но большого бюджета на этот процесс у нас никогда не было. Часто слышим: “Как вы организуете вообще такие съемки со светом, камерами, студией и т.д. без серьезного бюджета?”. На этот вопрос и постараюсь ответить в этой статье, считайте это руководством по съемкам со стороны организации, но сначала разберем: зачем подобные съемки нужны и обо что мы очень сильно обожглись.

Если вам интересно прочитать именно про организацию съемок и сложности с ними, то можете переходить сюда.

Зачем съемки нужны небольшим проектам и малому бизнесу?

Вся команда. Актуальная на май 2024
Вся команда. Актуальная на май 2024
Отдел разработки
Отдел разработки
Отдел медиа и дизайна
Отдел медиа и дизайна

Люди начинают узнавать вас. Прежде всего задача с демонстрацией команды идет от различных СМИ и конкурсов. Всегда выходит здорово, когда можно представить проект, показав его дружную большую команду в красивой локации. Это вызывает доверие у людей подсознательно. Вы даже можете и не подозревать, но именно это станет причиной нахождения важного сотрудника или инвестора.

Часто на конкурсах и грантах просят видео-визитку. По ощущениям это где-то каждый второй-третий конкурс. И, очевидно, если видео-визитка снята качественно и с подготовкой, ваши шансы на победу в любом конкурсе вырастают. А засняв сразу много материала вы сможете не тратить время на запись новой визитки каждый раз под новый конкурс.

Одна качественная длинная съемка – рождение множества коротких форматов. Например, после съемок большого ролика из полученных материалов можно месяцами создавать короткие видео для всех подходящих площадок. Это позволяет за короткий промежуток времени сделать большое количество качественного контента, который будет двигать любой проект. Главное - правильно его сделать, но это уже отдельная тема.

Съемка придает масштабность и престиж проекту. Это часть создания вас, как бренда. Также съемка показывает ваш ответственный подход к работе и развитию в целом. Нужно следить, какой образ вы транслируете в медиапространстве. Важно понимать и то, что у подавляющего большинства проектов на сайте даже команда не вся указана, а съемки команды и подавно не проводятся. А они - именно то, что может качественно выделить проект и привлечь внимание.

Если читая эти преимущества вы понимаете, что это было бы точно не лишним вашему проекту - однозначно стоит это сделать. А вот как это сделать - вы прочитаете дальше.

Что нужно для съемки? Для тех, кто не сталкивался:

  • Вам нужно место с хорошим светом и достаточным пространством.

  • Место должно иметь фон, который подойдет для реализации вашей задумки.

  • Место не должно находиться территориально далеко, иначе люди будут против поездки либо сильно устанут, и организовать все будет значительно сложнее.

  • Нужно оборудование: как для работы со светом, так и с записью видео и звука.

  • Нужен оператор. Человек, который сможет выставить кадр, настроить всю технику и контролировать процесс.

  • Нужно собрать всех в одном месте в одно время. Поверьте, это только кажется простой задачей, но особенно сложной она будет на ранних этапах проекта. Для многих это будет вообще практически невозможным, так как команда живет в разных городах. Здесь можно только посоветовать записаться в разных студиях и смонтировать в общий ролик.

  • Сделать сценарии и организовать порядок. Это первостепенная организационная задача до съемок. Без этого вы просто выбросите все время съемок на ветер, либо деньги на дополнительное время аренды.

  • Если вы организатор, то вам нужно на протяжении всех съёмок быть в фокусе и контролировать людей. Подавляющее большинство участников в съемках не имеют никакого опыта, так что энтузиазма и активности от них не ждите. Желательно даже заранее до съемок дать задачу людям подготовиться к ней.

  • Дресс-код в любом случае необходимо проговорить. Люди не понимают, что необходимо надеть и почему. А также подавляющее большинство не имеют деловой одежды. Это нужно продумать и обозначить сразу - что лучше надеть и в каких тонах. Лучше, если одежда не будет в мелкий рисунок или клетку – так меньше шансов, что вы будете рябить на камере, а зритель не будет отвлекаться с темы беседы на ваш мелкий узор на кофте.

С какими сложностями вы точно столкнетесь?


Проблем, конечно, может быть гораздо больше, чем я опишу, но это то, с чем вы столкнетесь точно. В самом же начале мы обожглись об это, и этого было не избежать. Так что я опишу наш с командой опыт, который даст примерное представление о возможных проблемах.

Начнем с человеческого фактора и банальных ошибок

Самая большая проблема - опоздания. В первый раз из-за них мы потеряли 45 минут: от трех часов съемок это 25%. Во второй раз - 25 минут из двух часов, что равно 20%. То есть четверть времени и денег просто улетело в никуда. Поэтому планируйте время сильно заранее и имейте в виду, что кадр и технику нужно настроить тоже в арендованный промежуток. Также стоит иметь в виду, что кто-то подготовится к съемкам хуже остальных и на него уйдет больше времени. Все это накладывается друг на друга и уже то время, на которое вы рассчитывали, вы не уложитесь. Тот контент-план, на который мы закладывали 3 часа в первый раз и 2 часа во второй, не выполнялся. Это не помешало нашим ключевым задачам, но важно иметь в виду, что нужен большой опыт, чтобы заложенный план выполнялся в поставленное время.

Проблемы с оборудованием

Выстроить свет самим без опыта просто нереально. Даже не пытайтесь. Использовав оборудование студии для того, чтобы это сделать самим, мы чуть не поймали штраф, так как делали все неправильно. Здесь реально нужны знания и браться за это самим практически не имеет смысла. На Ютубе есть видео по тому, как работать со светом. Но действительно важные навыки, конечно, приходят с опытом, на практике.

Микрофоны - отдельная история. Первый раз мы пытались разобраться с этим сами. В итоге имеющийся микрофон просто не подключался к камере. А когда мы вывели запись через ноутбук, оказалось, что студия имела слишком высокие потолки, отчего возникало эхо, которое убивало вообще весь звук. Все это нужно продумать и предусмотреть заранее. Также проверяйте акустику.

Когда оставалось два человека из команды для окончания интервью, выяснилось, что на карте памяти камеры закончилось место. К счастью, у нас был штатив и телефон с хорошей камерой, поэтому удалось доснять оставшиеся интервью. Но качество видео немного пострадало. Также кадр достаточно сильно отличался, что также можно заметить на видео, хотя это и не смертельно. Настоятельно рекомендуем ВСЕГДА проверять оборудование перед съемками, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций.

Монтаж

После трех часов съемок у нас было 20 видеозаписей (с камеры и телефона) и 10 звуковых дорожек с петлички. Теперь все это нужно превратить в одно видео на 15-20 минут, которое будет интересно смотреть, понимая всю суть задуманного. Процесс монтажа трудоемкий и затратный, а в маленьких проектах редко есть профильный монтажер. Обычно это энтузиаст.

Технические проблемы

Для полноценного монтажа требуются программы, которые сильно нагружают процессор. На обычном рабочем ноутбуке программа для монтажа видео будет виснуть, ноутбук нагреваться, а нервные клетки монтажера - безвозвратно погибать. Нужен мощный компьютер для комфортной работы.

Творческое выгорание

Склейка звука и обрезка видео — не самые сложные задачи. Основная проблема — сделать видео интересным и смотрибельным. Нужно решить, добавлять ли музыку, какие картинки и видео вставлять, как нарезать материал так, чтобы он был максимально коротким и понятным. Эти задачи помимо реализации еще и требуют сбора обратной связи. Не хочется выкатывать ролик, который занял много времени и сил большого количества людей, в отвратительном качестве или с явными глупыми ошибками. В итоге это все растягивается на очень долгий процесс, так как это не профессиональный продакшн от наемной студии за 300к рублей. Нужно также и иметь мотивацию и силы пересмотреть собственный ролик несколько раз, чтобы доработать ошибки.

Ошибки съемки, которые сразу не увидишь

Во время монтажа становятся видны ошибки, допущенные во время съемки, и в большинстве случаев они всегда будут, если вы снимаете не командой профессионалов с огромным опытом.

Выглядит, как огромная работа, для которой нужен огромный бюджет на аренду, людей, оборудование и сопутствующие вещи. Но на самом деле все это можно организовать значительно проще. В следующей части поделюсь конкретными инструментами и примерами.

Что делать, если у вас нет огромного бюджета, а съемку провести нужно?

Реально ли самим организовать съемку на 10+ человек без оборудования и профильных людей в команде? - Вполне. Рассказываю, как сделали это мы:

  • Студия, конечно, нужна. Снимать у себя на квартире не вариант, но и платить по 10 000 в час тоже не каждый может позволить. Да и будет ли это вообще в таком случае иметь смысл, ведь мы говорим о стартапах и небольших проектах? Мы пошли путем экономии и брали помещения четко под наши потребности без особых изысков. Такие легко можно найти в разных сетевых студиях. Мы использовали эту. Цены здесь начинаются от 500 рублей в час. Также все места съемок находятся рядом с метро, что сильно облегчает организацию и сборы.

  • На каждые съемки был составлен контент-план. Без него никак.

  • Время и место согласовывалось несколькими итерациями с командой, чтобы потом не возникло ситуации, когда кто-то не может присутствовать, ведь общая съемка должна была пройти со всеми участниками команды.

  • Самая большая проблема - найти оператора. На первых съемках мы пытались справиться сами, и еле-еле за 3 часа получилось сделать фотографии, которые потом долго исправлялись в фотошопе, так как было много брака. На вторые съемки было ясно, что нужен профильный человек. В среднем опытный специалист стоит 7-15к в час, что с арендой студии становятся серьезной суммой. Поэтому нашей задачей было найти человека, который готов был помочь нам бесплатно. Взамен мы могли бы предложить интересный опыт, а также пиар. Таким человеком оказался знакомый другого оператора, который снимал нас на конкурсе. То есть всего благодаря одному контакту можно достаточно легко найти такого человека.

  • Свет и технику привез также оператор. Арендовать самим подобные вещи - практически бессмысленно и намного сложнее, чем найти оператора, который эти проблемы сразу решит. В случае съемки без оператора лучше попробуйте узнать у друзей, нет ли у них хотя бы камеры - это выручило нас на первой съемке. Начиная с 13-го айфона их качество становится равным профессиональной камере, но с их «киноэффектом» тоже нужно уметь работать. Снимать контент лучше в период с 8 до 10 утра – свет будет приятным и возможно, вы даже сможете обойтись без профессионального освещения.

По сути, наши затраты были направлены исключительно на аренду студии. Первая стоила 800 рублей в час, а вторая - 1000. В сумме вышло 4400 рублей. Все остальное благодаря правильной организации и знакомствам мы сделали бесплатно. И да, найти знакомых, которые могут помочь - это тоже организаторская работа, а не везение или случайность.

Насколько вышло качественно - можете оценить сами. Мы результатом довольны, особенно при том, что это был наш первый опыт. Это реально принесло нам те результаты, которых мы ожидали, и дало важный опыт для будущих съемок прототипов, подкастов и других вариантов развития медийной части проекта.

Статья лишь описание нашего опыта, который можно частично или полностью перенять для своих проектов или разработок и использовать в своих целях. Надеюсь, кому-то это поможет. Учиться на чужих ошибках всегда лучше, чем на своих.

Пишите ваш опыт, буду рад обсудить различные сценарии того, как люди подходят к подобному вопросу.

Наши соц. сети.

Сайт

Личный блог.

Комментарии (6)