Привет, Хабр! Мы – Екатерина Ильиных и Юлия Найденова – UX-исследователи Контура. Мы пишем гайды, в которых описываем принципы работы, делимся накопленным опытом в исследованиях и проектировании. 

В этой статье расскажем, почему и как мы пишем гайды, чем они отличаются от статей и какую пользу приносят.

Почему и зачем мы этим занимаемся

Мы поговорили с авторами гайдов и выделили причины, почему стоит вкладываться в их создание, помимо выполнения своих привычных исследовательских задач. 

Гайды помогают новичкам-исследователям

  • Получить минимально необходимый набор знаний, структурировать информацию по теме UX-исследований;

  • Составить свое представление о работе исследователя в Контуре. В гайдах мы описываем принципы своей работы, поэтому новички могут соотнести свой опыт с тем, что описано в гайдах, и понять, интересны им наши задачи или нет.

Гайды помогают другим ролям*

  • Погрузиться в тему исследований и сформировать верное представление об исследовательском процессе;

  • Понять, нужно ли проводить исследование и какой метод использовать, сформулировать аргументы в пользу того или иного решения. 

*Обычно в задачах участвуют другие роли — продакты, аналитики, дизайнеры.

Гайды помогают отделу и компании

  • Делиться экспертизой в онлайне (например, в профессиональных каналах и чатах исследователей), заводить обсуждения среди коллег, в ходе обсуждения рождать новое знание;

  • Быть узнаваемыми в профессиональной среде. Коллеги из других компаний зачастую позитивно отзываются о наших гайдах;

  • Формировать портрет исследователя Контура и транслировать принципы работы в компании.

Гайды помогают нам — исследователям

  • Синхронизировать свое видение исследований с видением коллег;

  • Структурировать собственный опыт, знания;

  • Прокачать навык работы в команде. Гайды пишет группа людей, не всегда один и тот же вопрос есть общее мнение, важно уметь договариваться;

  • Прокачать навык написания профессиональных текстов, умение проанализировать большой объем информации, выделить из него суть;

  • Покреативить и испытать удовольствие от получения профессиональных инсайтов;

  • Поработать над масштабной, значимой задачей и искренне радоваться публикациям в разных источниках и обратной связи;

  • Транслировать UX-культуру внутри компании.


Чем отличается гайд от статьи

Статьи могут выражать мнение только одного человека, которое не всегда подкреплено фактами или искажено специфичным опытом. Содержание гайдов же валидируется группой опытных исследователей, каждое утверждение аргументировано. В них, как в энциклопедии, принципы исследований описаны без воды и лирических отступлений.


Как мы создаем гайды

В отделе есть группа, которая занимается созданием гайдов. За время работы сложился особый процесс, о котором хотим рассказать подробнее. 

Шаг 1. Подготовительная работа

Мы рассказали о запуске нового цикла работы над гайдами коллегам и собрали желающих включиться в рабочую группу. 

Затем обсудили прошлый опыт, выделили моменты, которые хотим учесть:

  • Процесс. По опыту знаем: над одним гайдом комфортно работать в группе не более 4-5 человек. При этом важно обмениваться друг с другом материалами, чтобы обогатить содержание и не зайти в тупик;

  • Атмосфера. Написание гайда — творческий процесс. Безоценочное отношение к идеям друг друга, честность в тексте и между нами, шутки и юмор помогают продолжать творить;

  • Мотивация. Если понимаем, что теряем мотивацию, поддерживаем друг друга и меняем форматы.

Далее поштурмили темы, на которые хотим написать. Проголосовали за них, выбрали две и разделились на группы.

В процессе работы состав групп менялся — кто-то ушел в декрет, кто-то перешел в продакты, кто-то наоборот присоединился к работе над гайдом.

Шаг 2. Выделение смыслов и построение структуры

Групповую работу начали с написания смыслов — тезисов, которые хотим донести до читателей. В процессе работы группы ревьюили друг друга. Это позволило подискутировать и добавить новые смыслы, которые легли в основу гайда.

Затем выделили смысловые блоки и продумали структуру будущего гайда. 

Шаг 3. Написание текста

Это самый длинный, сложный и волшебный этап, здесь тезисы превращаются в осмысленный текст.

В группах мы поделили между собой смысловые блоки, каждый участник писал свой кусочек текста. На встречах ревьюили текст друг друга, писали комментарии, обсуждали их, вычеркивали, переписывали текст и следили, чтобы сохранялись те смыслы, которые планировали донести.

Каждая группа встречалась в своем ритме, у каждой из них есть своя история про торг и принятие. Были моменты, когда заходили в тупик — вроде текст написан, но он не передает нужный смысл. Приходилось возвращаться к тезисам, снова писать и переписывать. 

В сложные периоды, когда надо было найти силы и мотивацию продолжать, помогала поддержка участников группы и драйвера. Драйвер назначал встречи, по необходимости менял формат встреч, подбадривал участников, напоминал где мы, кто мы и зачем все это.

Когда кусочки текста были написаны, один человек из группы собирал итоговый вариант и вычитывал его. Так более явно видны нестыковки и смысловые повторы, над которыми еще стоит поработать. Блоки текста, написанные разными людьми, обрели единый стиль и стали целостным текстом.

Далее вычитывали текст всей группой: убирали повторы, докручивали смыслы, вычеркивали лишнее, иногда меняли логику и переписывали снова.

Шаг 4. Финальное ревью и публикация

Когда участники группы уверены, что текст хорош и передает нужные смыслы, наступает этап ревью — он помогает увидеть спорные моменты и довести содержание до итогового варианта.

Есть несколько стадий ревью. Текст отдаем:

  1. Другой группе по гайдам

  2. Продуктовым дизайнерам

  3. Копирайтерам

После работаем с комментариями, правим текст. Тут снова возникает история про торг и принятие: править и снова переписывать или оставить как есть. Группе кажется, что текст готов, но коллеги задают вопросы и подмечают шероховатости. 

Когда внесены последние правки, наступает самый приятный и ответственный момент — публикация гайда. Текст еще разок проверяем на тестовой и… ура! Делимся новостью о релизе нового гайда с отделом и исследовательским сообществом.

Нюанс

Описанный выше процесс релевантен для гайдов:

Но в этом году случился новый опыт — гайд UX-ревью интерфейса появился не в группе по написанию гайдов, а благодаря желанию наших коллег разобраться в принципах проектирования интерфейсов.

Изначально эта работа не должна была стать гайдом, но ее итог удачно ложился в эту структуру. Собранная информация оказалась важной и полезной — ее начали активно использовать исследователи отдела, поэтому мы приняли решение вынести тему в отдельный гайд.


Вот такой путь проходят гайды от набора тезисов до финального текста. Слаженная групповая работа, упорство и желание причинять пользу помогают нам не сдаваться, структурировать собственный опыт и делиться им внутри и вовне!

Приходите читать наши гайды и подписывайтесь на телеграм-канал про исследования с вкусным названием «Сдоба».

Комментарии (1)


  1. Dddn
    08.08.2024 10:09

    Хороший пиар. Пищите.