В этой статье рассмотрю старт проекта как обычное веб-приложение с минимальным функционалом. Остальные функции будут завязаны на Telegram API и веб-приложение сможет запускаться из Telegram.
Навигация по циклу статей:
Часть 1. Пишем веб-приложение кликер на Kotlin - текущая статья
Часть 2. Пишем кликер для Telegram на Kotlin - в разработке
Часть 2.5. Аутентификация пользователя с DRF - в разработке
Часть 3. Добавляем оплату через Telegram Mini Apps на Kotlin - в разработке
Раскрытые темы в цикле
Web приложение на Kotlin – часть 1
Интеграция приложения с Telegram Mini Apps – часть 2
Работа с элементами интерфейса TMA приложения. Тема,
MainButton
,BackButton
– часть 2Поделиться ссылкой на приложение через Telegram. Передача данных через ссылку – часть 2
Аутентификации через TMA приложение – часть 2 и 2.5
Telegram Payments API– часть 3
Техническое задание. Кратко
Разработать Telegram Mini Apps приложение-кликер с основными механиками:
Тапать на коин и увеличивать счётчик
Сохранять количество тапов для каждого пользователя
Приглашать друзей через ссылку из приложения
Просматривать список друзей.
Оплата премиум статуса через Telegram
В будущем перенести на Android/IOS
Зачем нужен Kotlin в Web. Ещё один .js фреймворк?
Kotlin Multiplaform анонсирован ещё в 2017 с поддержкой JVM, Native и JS таргетов. И именно JS тартет наиболее недооценён как самой JetBrains, так и компаниями, применяющими в разработке язык Kotlin.
Только в середине 2023 года JetBrains заявила о смене аббревиатуры с KMM (Kotlin Multiplatform Mobile) на KMP (Kotlin Multiplatform), что говорит о перспективах развития всех тартетов.
Зачем бизнесу нужен Kotlin Multiplatform, тем более в веб-разработке? В мобильные приложения уже давно интегрируют общий код между платформами, однако JS таргет, хоть и представлен давно, не все разработчики видят в его использовании смысл. Однако причина писать веб-приложения на Kotlin такая же как и для мобильных платформ – это шаринг кода между платформами. Уже имея приложение на KMP под две платформы – Android и iOS – можно третьей добавить браузер и разработать веб приложение, не переписывая бизнес логику, хотя конечно же доступа к системе у веб-приложений меньше, из-за чего придётся уменьшить количество поддерживаемых фичей.
Kotlin/JS тартет способен компилироваться в JavaScript код, вызывать методы из JS модулей или самим быть вызываем, что значительно расширяет возможности приложений на Kotlin/JS и даёт возможность писать на Kotlin с кодовой базовой уже существующих JS приложений.
Главная трудность – это написание UI. Сейчас есть выбор между четыремя реализациями:
Написать UI на HTML и CSS. И работать с DOM деревом как в старые добрые – получать элемент по id и изменять его.
Использовать React in Kotlin ( kotlin-wrappers/kotlin-rea... @GitHub) из модуля kotlin-wrappers. Однако такой подход выглядит неестественным для языка Kotlin. Повсеместное использование external для props, неоднородные стили с CSS in Kotlin
Использовать Compose for Web (пока статус Alpha) из Compose Multiplatform. Можно компилировать под WASM (который использует wasm gc, поддержки которого пока нет в Safari/WebKit) и JS, где уже встречаются баги взаимодействия со скроллом и нестабильной работой.
Наиболее перспективный вариант Compose HTML library.
Выбор на чем писать UI
Подробнее о Compose HTML library. Код компилируется в JS и использует compose runtime и html теги с css in kotlin стилями, по идеологии схож с JSX.
Доступен базовый функционал compose runtime: Composable аннотация, Side-effects, states и д.р. из пакета compose-runtime.
Не доступны другие пакеты, как compose-ui, compose-material, из-за чего нельзя использовать привычные Column
, Row
, Box
, Scaffold
, Button
(composable ui функции), MaterialTheme
и д.р.
Для написания UI используются функции Div
, Button
, Span
, TextArea
и д.р. браузерные теги, только вызываемые как функции с заглавной буквы. Стили применяются через СSS in Kotlin через отдельный StyleSheet
или блок style
в attrs
любого тега.
Старт проекта
Для упрощения старта можно использовать шаблон, однако ещё разберём особенности настройки.
Файловая структура – типичная для проекта для kotlin multiplatform.
В build.gradle.kts
composeApp модуля подключим плагины (также нужно объявить в корневом модуле build.gradle.kts
)
plugins {
id("org.jetbrains.kotlin.multiplatform")
id("org.jetbrains.kotlin.plugin.compose") // компилятор, необходимый для сборки модуля с compose на Kotlin 2.X
id("org.jetbrains.compose") // работа с compose multiplatform
}
Зададим JS таргет и зависимости в блоке kotlin{}
модуля composeApp
kotlin {
js(IR) {
browser()
binaries.executable()
}
sourceSets {
jsMain.dependencies {
implementation(compose.runtime)
implementation(compose.html.core)
}
}
}
Создаём директории для наших исходников commonMain
и jsMain
В resources jsMain
нужно создать index.html
<!DOCTYPE html>
<html lang="en">
<head>
<meta charset="UTF-8">
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1" />
<title>EllowBurgerBot</title>
<script src="https://telegram.org/js/telegram-web-app.js"></script>
</head>
<body id="app" class="app">
<script src="app.js"> </script>
</body>
</html>
Далее определим точку входа в приложение. Создаём main.kt
с функцией main
, которая и будет точкой входа в наше приложение
fun main() {
renderComposable(rootElementId = "app") {
/* Весь интерфейс здесь */
}
}
Напишем простой экран, который будет сообщать, что это веб-приложение, написанное на Kotlin
Важно: UI находится в
jsMain
, поскольку это нативный для браузера способа отображения
@Composable
fun App() {
Div {
H2 {
Text("This is my Kotlin web application")
}
}
}
Вызовем функцию с нашим приложением в блоке renderComposable
renderComposable(rootElementId = "app") {
App()
}
Первоначальная настройка закончена, теперь можно запустить приложение и проверить, что всё работает как надо
./gradlew composeApp:jsRun
Но страница выглядит просто как текст, Compose HTML library может инжектить в браузер свои стили, которые пишутся на Kotlin. Добавим таблицу стилей в наше приложение
object AppStyles: StyleSheet() {
val MainContainer by style {
display(DisplayStyle.Flex)
width(100.vw)
height(100.vh)
textAlign("center")
alignItems(AlignItems.Center)
justifyContent(JustifyContent.Center)
}
}
Важно, что каждый StyleSheet
должен быть явно определён, именно в этот момент он инжектится в браузерную страницу. Применяем таблицу стилей.
renderComposable(rootElementId = "app") {
Style(AppStyles)
App()
}
Далее через поля из AppStyles
применим стиль к нашему Div
.
@Composable
fun App() {
Div(
attrs = {
classes(AppStyles.MainContainer)
}
) {
H2 {
Text("This is my Kotlin web application")
}
}
}
Запускаем ещё раз и наблюдаем, как наши стили применились и приложение выглядит, как нам нужно.
Добавляем ресурсы
Теперь переходим к созданию полноценного веб-приложения. Каждый этап описан не будет, однако основные моменты будут описаны. Некоторые из доступных, хоть и ограниченных, возможностей Compose runtime и Compose HTML library, при работе с KMP
Для этого используем библиотеку moko-resources
. Подключается вместе с gradle плагином в build.gradle.kts
модуля composeApp
plugins {
// ...
id("dev.icerock.mobile.multiplatform-resources")
}
kotlin {
//...
sourceSets {
commonMain.dependencies {
implementation("dev.icerock.moko:resources:0.24.1")
}
//...
}
}
multiplatformResources {
resourcesPackage.set("your.package.name")
resourcesClassName.set("Res")
}
Добавим нашу картинку, по которой будем тапать в commonMain
модуль.
И получим url
до картинки через сгенерированный класс Res
и поле Res.images.click_item
.
@Composable
fun App() {
Div(
attrs = {
classes(AppStyles.MainContainer)
}
) {
Img(
src = Res.images.click_item.fileUrl,
attrs = {
classes(AppStyles.MainImage) // стиль с указанием размера картинки
}
)
}
}
Создаём UI нашего кликера
Поскольку это кликер, обязательно нужно добавить счётчик нажатий на наш «подставить на кого будем кликать».
Создадим состояние, значение которого будем увеличивать по клику на картинку.
@Composable
fun App() {
var score by remember { mutableStateOf(0) }
Div(
attrs = {
classes(AppStyles.MainContainer)
}
) {
H2 {
Text("Score: $score")
}
Img(
src = Res.images.click_item.fileUrl,
attrs = {
classes(AppStyles.ClickImage)
onClick {
score++
}
}
)
}
}
Итоги
В данной статье мы научились разрабатывать веб-приложения на довольно нестандартном стеке.
Список используемых библиотек на данный момент:
Compose Runtime
Moko-resources
Дальше – больше, в следующих статьях это просто веб-приложение с одной кнопкой станет полноценным Telegram-кликером со своей реферальной системой.