Если вас пригласили на собеседование, значит, ваше портфолио произвело впечатление и теперь работодатель хочет убедиться, что вы точно подойдёте на вакансию. Один из вариантов для следующего этапа — это Whiteboard Challenge.

Меня зовут Богдан Игнатьев, я Lead Product Designer в британской компании и дизайн-ревьюер на курсах «Дизайнер интерфейсов» и «Веб-дизайнер» в Яндекс Практикуме. Я проходил Whiteboard Challenge сам и был по другую сторону в роли нанимающего дизайнера. В этой статье я расскажу о своём опыте прохождения челленджа и о том, что от вас ожидает увидеть работодатель.

Что такое Whiteboard Challenge

Whiteboard Design Challenge — это упражнение, в котором кандидатам предлагают решить дизайнерскую задачу «с чистого листа» (отсюда и название) в ограниченное время. Цель этого упражнения — оценить способности кандидата к креативному мышлению, решению проблем, коммуникации и презентации идей в режиме реального времени. Оно позволяет работодателям увидеть, как кандидаты подходят к задачам и как они взаимодействуют с командой, а также оценить их навыки работы с ограничениями и неопределённостью.

Работодателю важно понять, насколько вы гибко мыслите и как подходите к решению большой задачи в стрессовых условиях: среди незнакомых людей, на важном собеседовании и с жёстким ограничением по времени.

Вкратце, челлендж проходит следующим образом:

  • вы показываете свой экран с пустым файлом в программе, которую используют в компании. Обычно это Miro, Figma или Sketch;

  • вам дают UX-задачу;

  • вы в режиме реального времени её решаете.

На это у вас есть час.

Почему Whiteboard Challenge, а не тестовое задание

Западные компании часто дают пройти Whiteboard Challenge, а не обычное тестовое задание. Это становится трендом и в компаниях в СНГ. На это есть несколько веских причин.

Дизайнеры часто отказываются от неоплачиваемых тестовых. Если мы говорим про дизайнера с грейдом мидл-плюс, то оценить его подход можно только с помощью достаточно комплексной задачи. На её решение требуется большое количество времени, и поэтому специалисты часто отказываются.

Тестовое отнимает много времени. На выполнение нужно несколько дней (по факту чаще 5–8 часов, но далеко не все могут выделить столько времени подряд). После этого нужно снова согласовать время созвона, на котором заинтересованные стороны смогут оценить решение.

Тестовое не показывает ход мыслей. По готовому решению не всегда можно понять, как человек к нему пришёл, какой проводил ресёрч и точно ли не перерисовал уже готовое решение с какого-нибудь Behance (такое я тоже встречал в реальной жизни).

Нет гарантий, что тестовое выполнил сам кандидат. По результату непонятно, выполнил ли дизайнер задание сам или с помощью более опытных коллег. Такой обман случается нечасто и обычно вскрывается во время презентации, но всё равно отнимает много времени.

Whiteboard Challenge лишён всех этих недостатков и позволяет сразу понять, как человек подходит к решению поставленной задачи.

Как пройти Whiteboard Challenge

Далее я расскажу подробнее о каждом этапе работы над Whiteboard Challenge на примере своего собеседования в британскую компанию.

Все челленджи в моей практике проходили онлайн, но всё, что написано далее, справедливо и для прохождения офлайн-собеседований — разница заключается лишь в том, что при очной встрече вы находитесь непосредственно перед нанимающими. В остальном процесс ничем не отличается.

Первый этап. Постановка задачи (10 минут)

Моя задача выглядела следующим образом: есть сеть клиник, в каждой работает от 15 до 25 врачей разных направлений. Врачи принимают как онлайн, так и офлайн. Сейчас запись пациентов на приём происходит по телефону. Нужна система, которая позволит пациентам записываться к врачу через сайт, а клиника будет видеть эти запросы и подтверждать их, а также рассылать напоминалки пациенту и врачу выбранным способом. Также нужно учесть, что пациент не всегда знает, к какому врачу ему нужно.

Не бойтесь записывать какие-то вещи на лист бумаги или в открытый файл. Этим вы покажете, что вы активно слушаете и уделяете внимание деталям. Вам же это поможет не забыть какие-то важные данные, которые могут оказаться критичными для решения поставленной задачи.

Второй этап. Видение результата (5 минут)

На втором этапе вам важно кратко пересказать то, что вы услышали, для того, чтобы и нанимающая сторона, и вы были уверены в том, что вы всё правильно поняли. Также здесь нужно постараться определить, что именно мы хотим получить на выходе. Например, нам нужен интерфейс, который пациенты будут использовать для записи, а клиника — для подтверждения запросов.

Третий этап. Уточняющие вопросы (20 минут)

Теперь наступает один из важнейших этапов — вопросы и подход к решению задачи. На этом этапе нанимающая сторона хочет узнать о вас несколько вещей.

  • Какие вопросы вы бы задавали вашим юзерам на этапе ресёрча и почему?

Здесь очень полезно не просто сыпать вопросами, а аргументировать свой выбор. То есть формула звучит примерно так: «Мне нужно знать А, чтобы я мог спроектировать Б для решения задачи С». Например: «Мне нужно знать, в какие дни работает клиника, чтобы спроектировать интерфейс записи, с помощью которого пациенты смогут записываться на приём». Вопрос, который мы описали выше, гораздо информативнее, чем «А в какие дни работает клиника?».

  • Как вы будете разбивать задачу на части? Как вы выделяете главное?

Здесь очень полезно выделить MVP-функционал, то есть тот минимум интерфейса, который даст максимум пользы. Важно аргументировать, почему вы считаете, что те или иные фичи нужны абсолютно точно, а без каких-то можно прожить на первом этапе.

  • Как вы расставляете приоритеты в решении такой задачи?

Очевидно, что сделать готовый интерфейс для такой комплексной задачи за час просто невозможно. В предыдущем этапе вы могли выделить несколько must-have-фич, на которые вам просто не хватит времени. Скажите об этом и объясните, почему вы считаете, что реализовывать функции нужно именно в таком порядке.

Третий этап. Идеи (20 минут)

Работодатель хочет увидеть, как вы справитесь с задачей. Чем больше идей и чем глубже будет проработан вопрос, тем лучше.

Помните, что никто не ожидает, что вы найдёте единственный существующий ответ, потому что его нет. Обычно работодатель хочет посмотреть на ваш подход к поиску решения.

Только на этом этапе начинается работа в Figma (или другой программе). О том, что вы должны владеть инструментом, даже нет смысла говорить — вы должны знать основные горячие клавиши, легко и быстро ориентироваться в интерфейсе. На это тоже смотрят.

«Мы никогда бы не платили дизайнерам за то время, что они водят курсором по экрану»

Арт-директор одного из чешских дизайн-агентств

Забудьте о красоте на этом этапе. Помните, что в первую очередь оценивается UX и подход к решению. Не тратьте время на подбор шрифтов или цветов. И не забывайте, что на этот этап у вас есть не больше 20 минут. Важно как можно быстрее предложить идею решения задачи и набросать его в виде вайрфрейма. Очень полезно сразу рассказывать, что вы делаете и для чего. Это позволит не тратить время на последующую презентацию вашего решения. Например, мой результат выглядел вот так.

Как видите, UI здесь отсутствует, но интерфейс задачу решал. И этого было достаточно.

Завершающий этап. Обратная связь (5–10 минут)

Работодатель проверил, как размышляет человек «под напряжением». И теперь наступил этап обратной связи. Очень хорошо, если вам сразу расскажут, что прошло хорошо, что могло бы быть лучше и можно ли считать, что задача решена. Если этого не происходит, спросите сами. Возможно, вам отправят обратную связь позднее, когда команда сможет обсудить уже без вас, как прошло собеседование. Тут всё зависит от конкретного случая.

Самое важное

Несколько советов, которые помогут пройти Whiteboard Challenge.

До собеседования:

  • практикуйтесь в решении задач. Прежде чем участвовать в Whiteboard Challenge, полезно потренироваться в других челленджах. Так вы привыкнете к процессу и сократите время на поиск решений в будущем. Делайте это с ограничением по времени, чтобы лучше распределять свои силы и генерировать идеи в реальных условиях. Вы можете найти примеры таких задач, например, на UX Challenge или UX Tools.

  • упражняйтесь в визуализации идей. Научитесь быстро и эффективно визуализировать идеи на белой доске. Чёткое и понятное представление концепций поможет вам донести свои мысли до аудитории.

Во время челленджа:

  • фокусируйтесь на процессе и говорите вслух. Показывайте, как вы подходите к решению проблемы, разбивайте задачу на этапы и объясняйте свой ход мыслей. Работодатели оценивают не только конечный результат, но и ваш процесс мышления и подход к решению задачи.

  • задавайте вопросы. Не бойтесь уточнять детали задачи. Это показывает, что вы хотите во всём разобраться, чтобы найти лучшее решение.

  • рассматривайте альтернативные подходы. Если время позволяет, упомяните другие возможные подходы к решению проблемы и объясните, почему вы выбрали именно тот, который демонстрируете.

Комментарии (0)