Эрик Бергер — старший космический редактор в Ars Technica, метеоролог и основатель Space City Weather и The Eyewall. Степень магистра журналистики получил в Университете Миссури, а степень по астрономии — в Техасском университете. В своих материалах освещает самые разные вопросы о космосе: от астрономической базы до политики НАСА. И конечно же, пишет о частниках. Собственно, о книге про самую знаменитую частную космическую компанию сегодня и поговорим. Ну, или почти самую знаменитую. Люди, которые не знают, кто такой Илон Маск и с чем его едят, тоже существуют.
Чтение, которое мы рекомендуем на этот раз — не только про запуски ракет как таковых, но и про старт SpaceX вообще. Осенью этого года у Эрика Бергера вышла ещё одна книга — «Reentry: SpaceX, Elon Musk, and the Reusable Rockets that Launched a Second Space Age». Она как раз про Falcon 9 и Dragone. В русском переводе её ещё пока нет. В первой книге автора, безусловно, отражена актуальная на момент написания хроника, просто в последней главе — ключевые события с сентября 2008 по май 2020 года, а в остальных десяти до неё — история от ранних лет компании до успешного запуска Falcon 1 и вывода-таки на орбиту полезной нагрузки от малазийцев. То есть почти вся эта книга — про начало. То самое, когда у Илона Маска ещё не было многомиллиардного контракта с НАСА. Здесь, к слову, можем процитировать старый анекдот, о котором вспомнил и сам Эрик Бергер на страницах книги: «Если вы хотите стать миллионером, для этого достаточно стать миллиардером, а затем основать ракетную компанию». Так-то всё началось после продажи PayPal, поэтому исключить из хронологии тот период, когда Маск совершал запуски на собственные деньги, мы не можем.
Как и заявлено в заголовке, автор расскажет нам о людях, которые подписались идти с основателем SpaceX по одному пути. О личности Илона Маска можно найти много статей и видео в сети — в книге же она раскрывается через воспоминания основных сотрудников. Естественно, есть абзацы и реплики, похожие на оды, но и о не лучших сторонах Эрик Бергер тоже рассказал. Например, о том как после неудачного первого пуска Falcon 1 между Маском и главой отдела разработки двигательных установок Томасом Мюллером на долгое время возникла пропасть. После произошедшего одного из лучших инженеров SpaceX даже исключили из списка приглашенных на корпоративный полет в невесомости — повеселились другие сотрудники, хорошо справившиеся со своими задачами. Но мы же имеем дело не с рядовой компанией, а той, в ДНК которой — побеждать. Поэтому неудивительно, что во время следующего запуска ракеты к Мюллеру и Маску вернулся «командный дух»: когда двигатель второй ступени успешно заработал, они встали со своих мест и обнялись. Повествование книги соткано из таких историй, поэтому чтение может сойти и за книготерапию. По крайней мере, всё описано достаточно популярно, поэтому данная работа либо сразу заинтересует вас, либо нет, если вы жаждете сухой аналитики.
Эрик Бергер уделил особое внимание деталям биографий сотрудников. Если говорить о том же Мюллере — автор рассказал как в юношестве тот занимался лесозаготовкой, по сути, просто потому, что вырос в штате Айдахо, и как после окончания школы продолжал орудовать бензопилой, чтобы накопить на оплату обучения в университете. Кстати, однажды Мюллер сказал учителю, что хочет стать авиамехаником, на что тот ответил, что Томас способен на большее. И задал ему чертовски хороший вопрос: «Ты хочешь быть тем, кто ремонтирует самолеты, или тем, кто их проектирует?». Задайтесь целью подмечать подобные истории о грамотно и вовремя поставленных вопросах и вы заметите, что встретить их получится далеко в не в каждом жизненном сюжете. В этом тоже ценность книги: автор не игнорирует значение личного пути отдельных действующих лиц, карьеры которых как паутинки сплетаются в единое полотно. К слову, Мюллер ушёл из SpaceX в сентябре 2021 года и основал компанию Impulse Space, но это уже другая история для отдельной статьи на Хабре.
Аналогичным образом в книге подмечены мотивы работы с Илоном Маском и других ключевых специалистов. Например, Гвинн Шотвелл, которая ранее работала в Microcosm и навыки которой позволили вырастить эту компанию в десять раз. Не сразу она приняла предложение от Илона Маска зайти на только-только учрежденную должность вице-президента SpaceX, но когда всё же стала частью новой команды, то сбросила бюрократический балласт: «В свой первый рабочий день она приступила к разработке стратегии продажи ракет Falcon 1 как правительству США, так и заказчикам, которые хотят запускать в космос небольшие спутники. Сидя в одной из кабинок в офисе на Ист-Гранд-стрит, Шотвелл составила план действий. Однако, взглянув на него, Маск сказал, что его интересуют не планы, а сами действия». И тогда она подумала: «О’кей, значит, мне больше не нужно составлять эти чертовы планы».
Примечательно, что в приложении к книге есть рецепт турецкого гуляша. Автор писал о том, что в моменты изнурительной работы сотрудники трудились допоздна, прерываясь лишь на то, чтобы подкрепиться стейком или гуляшом. Такую турецкую нотку в рутину SpaceX внес Бюлент Алтан, родившийся в Стамбуле и присоединившийся к компании весной 2004 года. В общем, вообразить рабочую обстановку ранней SpaceX получится довольно красочно. Прям с ароматами мяса, помидоров, йогурта и чеснока.
Если возвращаться к космической сути книги, то любителям космонавтики, конечно же, будет интересно почитать о трудностях, с которыми SpaceX довелось столкнуться, и проследить, как, выйдя из пепла провалов, стартап превратился в организацию, способную запускать в космос ракеты мирового класса. Такие дела.
В заключении отметим, что если говорить об успехе SpaceX, то контракт с НАСА — это он и есть. Впрочем, сотрудничество с госсектором — про основной интерес и победу на рынке для любого частника и в любой стране. Поэтому вряд ли стоит смещать фокус внимания с деталей на что-то уж слишком очевидное. Именно эта книга — про взлёт. К тому же, и у Илона Маска с космическим агентством не всегда всё складывалось гладко, как можно представить. Были и времена, когда гранты получали конкуренты, а SpaceX приходилось сражаться за своё место … в космосе.
Если вам интересна личность Илона Маска — на август этого года анонсирован выход книги о нём и от Уолтера Айзексона. Мы уже предлагали к прочтению на Хабре другую его книгу про Стива Джобса.
Когда на русском языке выйдет вторая книга Эрика Бергера — тоже подмигнём. И будем надеяться, что однажды, всё запланированное Илоном Маском, осуществиться, и о полёте к Марсу космический журналист тоже напишет.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале