На Хабре есть чудесная статья, пошагово описывающая процедуру удаленной (или электронной) регистрации СПД в Украине (за что отдельное спасибо astlock), но, к сожалению, она частично утратила актуальность, в связи со сменой ПО у Гос. Регистратора. Т.к. я сам только что прошел процедуру регистрации, то хотел бы поделиться новой версией процесса с сообществом. Сразу хочу отметить, что я использовал официальные государственные сервисы, избегая посредников и коммерческих предложений.

Шаг 1:
Получить ключи цифровой подписи. Оформлять можно сразу сертификат физ.лица — предпринимателя. Бесплатно и быстро это можно сделать в АЦСКД ИДД Миндоходов. Формы документов, адреса и режим работы. Ключи можно записать как на флешку так и на CD. Процедура занимает ~5 минут.

Шаг 2:
Зарегистрироваться на Регистрационном Портале. Для удачного прохождения есть 2 условия: использовать Windows, и добавить rp.irc.gov.ua в “Trusted Sites”. Работает на 7 и 8 версиях Windows точно.

Шаг 3:
Оплатить гос.пошлину за регистрацию (Реєстраційний збір за проведення державної реєстрації юридичних осіб та фізичних осіб-підприємців, 34 грн.). Реквизиты следует искать на сайтах районных администраций или через сайт Гос. Казначейства. Оплатить можно через любой e-Banking, который подтверждение оплаты. Платежку сохраните как TIFF. Это важно.

Шаг 4:
Подготовьте копию карточки с ИНН в формате TIFF. Учтите, что номер бланка карточки и дата его выдачи, это то, что написано под подписью инспектора.

Шаг 5:
Заполнить Заявку на регистрацию, указав все необходимые данные. Добавить 2 подготовленных ранее файла (платежку и ИНН) и подписать их своей цифровой подписью Подать заявление.

Шаг 6:
Ждать и проверять статус. Кстати, проверять статус можно через сайт ИРЦ указывая свой ИНН. Как только в вашей записи появится номер и дата выписки — заходите в регистрационный портал, ищите свою заявку (Поданные) и выбирайте «Просмотреть документы» — Портал выдаст вам текст выписки из гос.реесра (в формате RTF). Формально, с этого момента вы предприниматель.

Выписка уже содержит данные о вашей регистрации в налоговой инспекции, пенсионном фонде и органах статистики. Выбирайте систему налогообложения, заключайте договора на признание электронной подписи и вперед.

Напомню, что для перехода на единый налог, подать заявление необходимо в 10-ти дневный срок с даты регистрации, а не получения выписки, но в одном календарном месяце.

Шаг 7:
Позвоните вашему регистратору по телефону и попросите прислать вам оригинал выписки почтой (высылают на адрес вашей регистрации), или зайдите за ним лично.

Комментарии (14)


  1. valeriyvan
    21.12.2015 19:00

    По шагу 1: вас не смущает, что ключи вам генерируют на компьютере (которому, вы естественно, не доверяете) и потом их вам копируют на флешку? Если долго допрашивать ответственных лиц в центрах сертификации ключей, оказывается, что ключи можно сгенерировать и самому на своем компьютере. Но программа для генерации ключей неизвестного происхождения, исходных текстов нет, и только под Windows. Тупик.

    Все полученные таким образом ключи следует считать скомпрометированными с момента генерации. Разве нет?


    1. tangro
      21.12.2015 20:03
      -1

      Ключи сгенерить самому достаточно просто, я так и делал. Налоговая их принимает (нужно отнести им только публичный, приватный оставить себе). Какого происхождения программа не очень важно — ну, запустите её на компе без интернета, чтоб никуда ничего не отослала, если волнуетесь. А полученные файлы уже используйте как хотите (есть различные сторонние программы для их проверки и использования, в том числе и открытые).


      1. valeriyvan
        21.12.2015 20:58
        -1

        >Какого происхождения программа не очень важно
        ну если так, то можно не париться и брать ключи сгенерированные в центре сертификации.


        1. valeriyvan
          21.12.2015 21:02

          комментарий удален


      1. valeriyvan
        21.12.2015 21:03

        >есть различные сторонние программы для их проверки и использования
        С использованием все более-менее ясно.
        А что вы имели в виду под сторонними программами для проверки? Это такие же программы неясного происхождения?


  1. valeriyvan
    21.12.2015 21:16

    Еще раз возвращаюсь к Шагу 1 и к тому что ключи нужно либо получить в центре сертификации (что сразу делает ключи скомпрометированными), либо сгенерировать самому на своем компьютере под Windows при помощи программы неизвестного происхождения (что тоже поднимает вопросы в стойкости ключей).

    Формат самих ключей, принимаемых/генерируемых в центре сертификации хорошо описан (внизу есть заголовок «ВИМОГИ», при клике на который скачивается word-файл). Но не писать же самому? Почти уверен, что здесь использован какой-то распространенный формат. Вот бы кто-то разобрался, что это за стандарт и как/чем сгенерировать эти ключи при помощи опенсорсного софта — вот это было бы темой для стоящей статьи!


    1. tangro
      22.12.2015 00:00
      +1

      Так 200 лет назад же уже статью писали об этом — habrahabr.ru/post/107060. Там и ссылка на репозиторий есть.
      Мне непонятно недоверие, поскольку стандарт хорошо описан, а на рынке уже десятки продуктов, работающих с украинской ЭЦП — и десктопные программы, и сайты, и плагины к браузерам.


  1. FeNUMe
    22.12.2015 04:51

    Кстати, проверять статус можно через сайт ИРЦ указывая свой ИНН.

    Уже нельзя, теперь только платно на сайте минюста


  1. valeriyvan
    21.12.2015 19:00

    По шагу 1: вас не смущает, что ключи вам генерируют на компьютере (которому, вы естественно, не доверяете) и потом их вам копируют на флешку? Если долго допрашивать ответственных лиц в центрах сертификации ключей, оказывается, что ключи можно сгенерировать и самому на своем компьютере. Но программа для генерации ключей неизвестного происхождения, исходных текстов нет, и только под Windows. Тупик.

    Все полученные таким образом ключи следует считать скомпрометированными с момента генерации. Разве нет?


    1. tangro
      21.12.2015 20:03
      -1

      Ключи сгенерить самому достаточно просто, я так и делал. Налоговая их принимает (нужно отнести им только публичный, приватный оставить себе). Какого происхождения программа не очень важно — ну, запустите её на компе без интернета, чтоб никуда ничего не отослала, если волнуетесь. А полученные файлы уже используйте как хотите (есть различные сторонние программы для их проверки и использования, в том числе и открытые).


      1. valeriyvan
        21.12.2015 20:58

        >Какого происхождения программа не очень важно
        ну если так, то можно не париться и брать ключи сгенерированные в центре сертификации.


        1. valeriyvan
          21.12.2015 21:02

          комментарий удален


      1. valeriyvan
        21.12.2015 21:03

        >есть различные сторонние программы для их проверки и использования
        С использованием все более-менее ясно.
        А что вы имели в виду под сторонними программами для проверки? Это такие же программы неясного происхождения?


    1. conturov
      22.12.2015 18:21
      -1

      Весь крупный и средний бизнес работает с ЭЦП, у них отчеты без ЭЦП не примут, я думаю с безопасностью все хорошо.
      Ключ сохраняется сразу на флешку или CD, пароль для ключа вписывается в одиночестве. Компьютер в отдельной комнате. Компьютер не подключен к локальной сети и Интернет.


      1. Scrooge2
        23.12.2015 12:23

        Как писали выше, никто не запрещает сгенерировать самому.


  1. valeriyvan
    21.12.2015 21:16

    Еще раз возвращаюсь к Шагу 1 и к тому что ключи нужно либо получить в центре сертификации (что сразу делает ключи скомпрометированными), либо сгенерировать самому на своем компьютере под Windows при помощи программы неизвестного происхождения (что тоже поднимает вопросы в стойкости ключей).

    Формат самих ключей, принимаемых/генерируемых в центре сертификации хорошо описан (внизу есть заголовок «ВИМОГИ», при клике на который скачивается word-файл). Но не писать же самому? Почти уверен, что здесь использован какой-то распространенный формат. Вот бы кто-то разобрался, что это за стандарт и как/чем сгенерировать эти ключи при помощи опенсорсного софта — вот это было бы темой для стоящей статьи!


    1. tangro
      22.12.2015 00:00
      +1

      Так 200 лет назад же уже статью писали об этом — habrahabr.ru/post/107060. Там и ссылка на репозиторий есть.
      Мне непонятно недоверие, поскольку стандарт хорошо описан, а на рынке уже десятки продуктов, работающих с украинской ЭЦП — и десктопные программы, и сайты, и плагины к браузерам.


    1. rude
      22.12.2015 14:46

      ключи генерируются при вас сразу на флешку, которую вы принесли. пароль вы тоже вводите сами в одиночестве.
      можно и дальше разводить конспирологию про то что ключи кешируются в памяти и куда-то передаются а пароли считываются кей-логгером, но это уже смахивает на паранойю.


  1. FeNUMe
    22.12.2015 04:51

    Кстати, проверять статус можно через сайт ИРЦ указывая свой ИНН.

    Уже нельзя, теперь только платно на сайте минюста


  1. LongeryatKO
    22.12.2015 23:29

    А что на счёт Шаг 8: закрыть ФОП? Весной прошли двухмесячный бреиншторм во всех инстанциях с конечным результатом в виде штрафа как бонус за несложившиеся бизнес-начинания.


    1. porutchik
      23.12.2015 13:50

      Весной прошли двухмесячный бреиншторм

      Вы к себе (ФОП) на «вы» обращаетесь?


  1. LongeryatKO
    23.12.2015 15:06

    Вы к себе (ФОП) на «вы» обращаетесь?

    Пришлось сопереживать за партнера, кот. этот ФОП закрывал.