В наше время программирование стало у детей популярным занятием. Они сами решают, что хотят заниматься веб-дизайном, изучать 3D-моделирование, разрабатывать игры и писать скрипты для чат-ботов на Python. Это подтверждает и статистика. Так, по данным исследования, более 25% детей хотят учиться на курсах программирования, тогда как изучение иностранных языков выбирают 23% детей. Разница, конечно, небольшая, но тем не менее она есть, ведь еще не так давно ситуация была обратной.

Сегодня же цифровая индустрия становится все более привлекательной для подрастающего поколения. И на это есть объективные причины:

1.     Развитие логики и аналитических способностей. Программирование – это способ мыслить логически, структурировать информацию и разбивать сложные задачи на более простые шаги. Эта способность пригодится детям не только в IT-сфере, но и в любой другой области.

2.     Воплощение идей и развитие творческого потенциала. Дети могут создавать собственные игры, приложения, сайты и даже программировать роботов. Программирование позволяет им воплощать свои идеи в жизнь и развивать креативность, так как им не нужно ограничивать себя шаблонами и готовыми решениями.

3.     Открытие перспективной профессии. ИТ-мир стремительно развивается, и спрос на программистов постоянно растет. Дети, которые поступают на курсы программирования для подростков в школьном возрасте, получают преимущество на рынке труда в будущем и могут стать высокооплачиваемыми специалистами.

4.     Увлекательный мир технологий. Современные методы обучения, которые есть на онлайн-платформах, делают уроки максимально интересным. Дети могут создавать игры, анимацию, управлять роботами, что делает процесс познания увлекательным и мотивирующим.

5.     Развитие командной работы и коммуникации. Учеба в школе программирования для подростков и детей часто предполагает совместные проекты, что позволяет ребятам учиться взаимодействовать с другими детьми, делиться идеями, находить компромиссы и работать в команде.

6.     Повышение самооценки и уверенности. Успех в программировании дает детям чувство собственной значимости, повышает их самооценку и стимулирует их стремление к знаниям.

Но самый яркий и объективный пример для ребенка — это его семья. На профориентацию школьника сильно влияют родители, родные братья и сестры, по большей части своим примером. И когда школьник с детства видит, например, что его папа работает ИТ-специалистом в крупной компании или главным ИТ-инженером в сфере тяжелой промышленности, конечно же ему хочется равняться на него. Успех родителя в данном случае для ребенка определяет все: и собственный интерес, и выбор дополнительных занятий и увлечений.

Ниже расскажем вам четыре вдохновляющие истории об ИТ-поколениях, где детей на цифровые свершения вдохновляют взрослые.

История №1: хочешь научить рыбака рыбачить — купи ему удочку, или как ИТ-маркетолог вдохновила сына на курсы по созданию игр

Ольга Коровина работает маркетологом в школе программирования. Это направление она выбрала осознанно. С программированием девушка познакомилась ещё в школе, учась в физико-математическом классе. Далее в университете МГТУ им Н.Э. Баумана навыки программирования Ольга освоила более глубоко. Однако, она отмечает, что этого было недостаточно и отсутствие дополнительных специальных курсов программирования в школьном возрасте сказались на её профессиональном стеке в будущем.

«Мое понимание того, как важно программирование в нашей жизни, основано на собственном примере. В своё время, когда я училась в школе, мне очень не хватало таких курсов программирования для детей, которые сейчас есть. Это упростило бы мое обучение и понимание при работе с разными системами» — Ольга Коровина, маркетолог.

Сейчас Ольга воспитывает сына.  Девушка сразу поняла, что обязательно познакомит мальчика с миром цифровых технологий. И вот, когда молодому человеку исполнилось пять лет, он озвучил свое первое серьезное желание: купить себе в будущем дорогую машину. У мамы же он спросил совета, какую выбрать профессию, чтобы была возможность позволить себе такую покупку.

«Наш разговор сошёлся к тому, что уже сейчас можно начать изучать популярную профессию в школе программирования для детей, создавая свои собственные игры. Конечно, радости не было предела, потому что он большой любитель компьютерных игр» — комментирует Ольга.

История №2: мой старший брат — компьютерный доктор!

Александру Щукину 13 лет, и он уже точно знает, что свою будущую профессию свяжет с ИТ-технологиями. Для него примером стал старший брат. Саша с детства наблюдал, как брат возится с компьютерами. Это тот самый человек, которого знакомые и друзья звали «переустановить винду», почистить память, посмотреть, что не так с техникой. Брат Александра сочетал в себе не только навыки системного администратора и техника, но и разработчика: в его портфолио есть и мобильные приложения. Сейчас Владимир работает связистом. А Саша, глядя на то, с каким удовольствием и рвением брат работает с цифровыми технологиями, готовится тоже встать на путь ИТ. Для себя он выбрал профессию разработчика и сейчас уже учится на специальном курсе программирования для школьников и в ИТ-классе с упором на технические предметы. 

История №3: собираем ИТ-поколение

Историю Данилы Александрова лучше начать сразу с его главного вдохновителя — дяди. Он начинал нелегкий путь программиста в то время, когда многие не верили в будущее технологий, а именно в конце 90х — начале 2000х.  В то время программирование развивалось не так стремительно. Более того, мало кто понимал, зачем вообще нужны Basic, Pascal, C, Lisp или MS SQL. А Георгий Алексеевич — дядя Данилы — старался получить как можно больше знаний. Обучался сам, как мог, и не на детских курсах программирования: где-то по книгам, где-то на стажировках, что-то искал в интернете, который по объему информации был несоизмеримо меньше того, что мы имеем сейчас.

Но все усилия себя оправдали: вскоре успех пришел и мужчина быстро развивался как программист и как ИТ-специалист-фрилансер: работал с проектами по всей стране, ездил в командировки и в другие страны. Затем, уже ближе к нашему времени, с 2010х, он стал работать и удаленно со многими компаниями.

Так что Данил с детства видел, как упорством и трудом добиваются успеха. Свой путь в сфере ИТ он тоже искал постепенно. Увлекаясь с детства техникой и базовыми проектами в кодинге, Данил сперва работал сервисным инженером, обслуживал компьютерную технику. Но пять лет назад решил поднять свои навыки и устроился в крупную ИТ-компанию уже разработчиком. Сейчас он успешно продвигается по карьерной лестнице, обеспечивает высокий уровень жизни своей семье.

«Я с детства видел, как дядя работает в непонятной для меня тогда отрасли. Да и вообще мы с братьями мало что понимали в языках программирования. Но его успехи сильно вдохновили нас. Эта профессия позволяет работать из любой точки мира, путешествовать. И, что для меня самое важное, обеспечивать свою семью и помогать родным» — Данил Александров, разработчик.

Сейчас у Данила волнительный период: он ждет появления на свет долгожданного сына. Мальчик вырастет в настоящей «айти»-семье, ведь жена Данилы — Катя — тоже работает в этой сфере. Данил поддержал супругу в смене профессии, и теперь девушка работает не бухгалтером, а ведущим специалистом технической поддержки.

История №4: я начал заниматься программированием раньше, чем научился читать

Когда мы спросили Егора, как давно он начал интересоваться программированием, он и правда не смог ответить, так как это было еще в дошкольном возрасте. Интерес к коду ребенку привил отец, поощряя сына заниматься логическими задачками, головоломками, математикой, алгоритмами. В начале 2000х, когда Егор рос, не было ни специальных курсов обучения программированию для детей, ни подготовительных кружков при школах по программированию. Поэтому информацию мальчик собирал из книг, в компьютерных клубах, которые были тогда популярны, и немного в интернете. Так Егор с детства усвоил, что самообразование — это важнейший навык для успеха и им нужно заниматься всю жизнь.

Егору повезло не только с семьей, в которой поощряли занятие ИТ-науками. Юноша очень рано проявил и свой талант предпринимателя. Будучи студентом-первокурсником, он уже разработал свою первую информационную систему для вуза и смог её продать. А дальше — больше: запуск регионального сервиса бронирования, кураторство в образовательной ИТ-школе для взрослых, запуск множества успешных ИТ-стартапов. Сейчас Егор работает в сегменте кибербезопасности, где его собственная компания набирает обороты с каждым годом.

Самое главное, что Егор не останавливается на достигнутом. «Чтобы быть востребованным специалистом на рынке, программисту надо учиться всю жизнь. Тренды меняются очень быстро. И если вы хотите быть «на плаву» — всегда учитесь, расширяйте кругозор и никогда не бойтесь новых знаний. Так вы будете успешны и добьетесь своих целей» — Егор, директор ИТ-компании.

Егор с женой воспитывают двух сыновей. Они уже вдохновляются примером папы, который на собственном примере показывает, чего можно добиться, будучи жадным до знаний.

Сейчас возможности дополнительного образования в ИТ несравнимы с тем, что было 10, 20 лет назад. Ребенок сегодня может выбрать любой курс программирования для детей и подростков по своему интересу: геймдев, трехмерное моделирование, создание 3D-персонажей для игр, визуальный кодинг, программирование на С++, веб-разработка и JS. Список можно продолжать и продолжать. Это будет отличной помощью для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок попробовал себя в ИТ-направлении. В конце концов, если он не станет разработчиком, то навыки пригодятся ему в любой другой профессии и позволят добиться больших успехов.

Если у вас есть свои вдохновляющие истории о детях и родителях, о ваших родственниках в ИТ — поделитесь с нами в комментариях!

***

Материал подготовлен школой программирования для детей Pixel.

Комментарии (5)


  1. ramil_trinion
    09.09.2024 00:43
    +1

    Почему у родителей программистов должны быть какие то особенные отношения с детьми ? Ответ - родители программисты ничем не отличаются от родителей других профессий.

    Ваша статья неверна, как бы вы не пытались обосновать свое мнение влажными фантазиями на тему.


    1. select26
      09.09.2024 00:43

      Согласен.

      влияют ли родители-программисты на выбор профессии детей?

      Точно так же как и любые другие родители. Родители-программисты - это не уроды и не гении. Просто люди.


      1. Markscheider
        09.09.2024 00:43
        +1

        Родители могу успешно поощрять и развивать задатки детей. Либо задавливать их своим мнением / нереализованными мечтами. От этого и зависит - станет ребенок успешным (айтишником и вообще кем угодно - кем захочет). А вовсе не от профессии родителей.

        К слову: увидеть, что ребенку интересно, куда он хочет развиваться - пц как сложно. Иногда лет до 15 приходится подсовывать чаду разные идеи, курсы, кружки, пока он не найдет "то самое". А может, найдет без помощи родителей :)

        Адепты "пусть дети сами разбираются, не будем им навязывать": а как ребенок узнает, что есть профессия, к примеру, зоотехника, если его не свозить на экскурсию на ферму? Так что долг родителей - не давить на выбор, но предлагать много вариантов.


    1. AniPishet
      09.09.2024 00:43

      Каждый родитель влияет на выбор профессии детей, здесь рассмотрели программистов — а почему статья-то неверна?


      1. Markscheider
        09.09.2024 00:43

        Из статьи можно подумать, что дети, у которых родственники - программисты, не имеют шансов на иную карьеру :)

        Я понимаю, что статья - от IT-школы, в рекламе как таковой я ничего дурного не вижу. А минусуют именно за этот "цеховой перекос".