Когда компьютеры были большими, а сверстники — маленькими, вместо работы каждый день нужно было ходить в школу, а программировать приходилось не в Visual Studio Code, а на калькуляторе МК-54, электронные, да и просто электромеханические игры считались чем-то особенным. Автомобили на радиоуправлении и изделия под лейблом «Электроника» вроде «Ну, погоди» и «Тайны океана» стоили дорого и относились, скорее, к предметам роскоши. Но существовала ещё одна игра, о которой мечтал, наверное, каждый советский школьник — она называлась «За рулём». Именно её мне подарили однажды на день рождения, и это был один из самых счастливых дней рождения в моей жизни.
▍ Skill Drive
Как и упомянутые мною «Ну, погоди», «Тайны океана» и «Весёлый повар», содранные прогрессивной советской промышленностью с продукции японской компании Nintendo, настольный «гоночный симулятор» под названием «За рулём» тоже имеет зарубежные корни. Ещё в начале 60-х в США завоевала популярность игра Skill Drive, которую можно с некоторой долей условности назвать прообразом нашей популярной игрушки. Принцип был похож, но механика немного отличалась.
В основе конструкции Skill Drive лежала соединённая в кольцо широкая лента из материала, напоминавшего советскую кухонную клеёнку, на которой была напечатана извилистая дорога с прилегающим пейзажем. Лента натягивалась между двумя валиками, один из которых приводился в движение электродвигателем. Поперёк «дороги» размещалось ещё одно кольцо из резинового жгута, связанное с рулевым колесом: нижняя его часть располагалась внутри корпуса игры, а на верхней, растянутой над трассой, был закреплён пластмассовый автомобильчик. Лента начинала движение по нажатию ногой на педаль, оборудованную самым обыкновенным выключателем. Машинка во время игры могла перемещаться на резиновой растяжке только в двух направлениях, следуя за поворотом рулевого колеса, в то время как под ней двигалась дорога с фиксированной скоростью 20 полных оборотов в минуту.
В более поздних версиях игры в педаль добавили переменный резистор, позволявший управлять скоростью движения трассы, дозируя силу нажатия. При этом все препятствия на треке были нарисованными, и их объезд целиком и полностью оставался на совести водителя. При желании можно было ехать «по полям», прямо как синий трактор из известной песенки — хотя на приборной панели имелась специальная лампочка, горевшая только тогда, когда автомобильчик находился в пределах дорожного полотна.
Нарисованными, вернее, напечатанными на клейкой бумаге были и стрелки приборов, украшавших пластмассовый корпус игрушки. В более поздней, усовершенствованной версии Skill Drive оборудовали электромеханическим счётчиком пройденных кругов и секундомером, по которому можно было отслеживать продолжительность заезда.
Игра была детищем американской компании Emenee, семейного предприятия, основанного ещё в начале века, и специализировавшегося на производстве игрушек и детских музыкальных инструментов, в том числе синтезаторов и электроорганов. Несмотря на некоторую примитивность конструкции, в первой половине 60-х годов игра Skill Drive стала самым настоящим хитом в американских магазинах детских товаров.
В общем-то, эта игра не появилась из ниоткуда: её принцип Emenee позаимствовала у аркадных автоматов, получивших распространение в Европе и США ещё в довоенные годы. Первым электромеханическим игровым автоматом, в котором игрок должен был управлять транспортным средством, огибающим препятствия на своём пути — в данном случае яхтой — был Yacht Racer: аркадный автомат, построенный лондонской компанией Automatic Sports Company ещё в 1900 году. В 1941-м американская компания International Mutoscope Reel Company адаптировала этот британский игровой автомат, выпустив собственную версию под названием Drive Mobile.
Заокеанское изделие представляло собой большой шкаф, похожий на те, что позже использовались в аркадных видеоиграх. Автомат был оборудован рулём, использовавшимся для управления моделью автомобиля. Под ней двигалась дорога, нарисованная на металлическом барабане. Целью игры было удержать автомобиль в пределах дорожного полотна, в то время как дорога смещалась влево и вправо.
Drive Mobile стала настолько популярной, что её начали копировать не только американские, но и зарубежные компании: в 1954-м игра покорила Японию под названием Mini Drive, а позже в США появились работающие на схожем принципе, но более сложные автоматы. Их устанавливали в автошколах для тренировки начинающих водителей и подготовки к экзаменам на получение прав. Компания Emenee, не мудрствуя лукаво, просто превратила популярный аркадный автомат в настольную электромеханическую игру. В общем, у Skill Drive были достойные предки.
▍ Ты рулишь: U-Drive-It
Прямой наследницей Skill Drive стала появившаяся в 1974 году игра U-Drive-It от компании Schaper, уже более похожая на знакомое всем и каждому изделие советской промышленности.
Принцип, правда, тут тоже был другой: игровое поле в U-Drive-It оставалось неподвижным, двигалась по кругу сама модель автомобиля, которой можно было управлять движением руля. Помимо руля, игра имела педаль газа, замок зажигания и переключатель скоростей. Модель автомобиля в комплекте прилагалась только одна, а вот сменных ландшафтов было два: игровую карту можно было снять и перевернуть. На одной её стороне изображались просёлочные дороги, а на другой — городские, кроме того, в комплекте поставки имелся набор пластмассовых препятствий, которые можно было установить на карту: мост и несколько оранжевых конусов. Вот видео, показывающее эту игру в действии.
Игра появилась очень вовремя: именно на 60-е и 70-е годы в Америке пришёлся расцвет автомобильной культуры, и U-Drive-It стала настоящим хитом. Игра понравилась и детям, и взрослым. Американцы целыми семьями соревновались в том, кто быстрее пройдёт сложную трассу, что делало игру одновременно и «однопользовательской», и социальной. U-Drive-It стала своего рода мостом между поколениями — она оказалась достаточно простой для освоения детьми, но при этом в меру сложной, чтобы развлечь и взрослых.
▍ Советский ответ
Что ни говори, а внутреннее устройство U-Drive-It от Schaper было всё-таки сложноватым. Под игровым полем располагалась вращающаяся конструкция с подвижной лентой, на которой был закреплён удерживавший машинку магнит: нажатие на педаль газа вращало весь этот механизм, как виниловую пластинку, перемещая автомобиль по игровому полю, а поворот руля управлял лентой с магнитом, позволяя машинке объезжать препятствия.
Достоинством такой схемы была возможность использовать практически любое игровое поле, хоть нарисованное самостоятельно, главное, чтобы дорога на нём была замкнута в кольцо. Но это достоинство оказалось, пожалуй, единственным: сложность конструкции делала её капризной и чрезвычайно «ломучей».
В 1977 году советские инженеры упростили U-Drive-It не то чтобы до предела, а вовсе до беспредела, оставив прежним только общий вид игрушки. Игровое поле сделали круглым, несъёмным и вращающимся — на нём была нарисована закольцованная дорога с одним боковым ответвлением. Над полем располагались «мосты», выполнявшие заодно функцию рёбер жёсткости: два с двумя тоннелями, как раз там, где трасса разделялась на два параллельных участка, и один — с одним. Наружный край круглой рамки сделали ребристым, к нему прижимался резиновый валик подпружиненного электродвигателя, вращавшего трек.
Здесь, к слову, использовался стандартный электромоторчик для игрушек «МДП Ф1» — самый массовый, дешёвый, универсальный и неубиваемый советский электродвигатель, которым оснащались тысячи разнообразных игрушек и моделей с электрическим приводом.
Под «дорогой» прятался постоянный магнит, который можно было перемещать вправо-влево движением руля, а сверху на трек устанавливался пластиковый автомобильчик с другим магнитом, развёрнутым противоположным полюсом. То есть, несмотря на внешний вид от U-Drive-It, принцип действия в игре «За рулём» конструкторы позаимствовали из более ранней Skill Drive — вращалась сама дорога, а машинка оставалась на месте. Вместе с тем, трек был оборудован физическими препятствиями: при неудачном стечении обстоятельств игрок имел все шансы врезаться в опору «моста» или пластиковые «рельсы безопасности», расставленные тут и там вдоль трассы.
Из других органов у игры был «ключ зажигания», вместо которого можно было использовать любую канцелярскую скрепку, и рычаг «коробки передач», задававший скорость вращения диска — всего скоростей было три.
Питалась конструкция от трёх цилиндрических батареек типа 373, которые довольно быстро высаживались, после чего приходилось либо переходить на «ручной привод», вращая игровое поле с друзьями по очереди, либо колхозить внешний источник питания, подключив игру, например, к сетевому адаптеру от бытового магнитофона или радиоприёмника.
Как и её заокеанский предок, в Союзе «За рулём» стала общепризнанным хитом: как только игра появлялась на прилавках магазинов, её тут же сметали покупатели, притом, что стоила она по советским меркам недёшево — 10 рублей. Игру выпускали в Томске, но один завод не мог обеспечить потребности всего огромного Советского Союза: «За рулём» стала дефицитным товаром, и за этой игрой часто шла почти настоящая охота.
Со временем промышленность освоила выпуск нескольких версий этой игры, отличавшихся, в основном, деталями экстерьера. Самой любопытной можно назвать пятую, появившуюся уже в перестроечную эпоху: здесь ключ зажигания сменила модная кнопка Start/Stop, «рычаг переключения передач» стал больше похож на модный селектор АКПП, но главное — к органам управления добавился проводной модуль с педалями газа и тормоза.
Самое интересное, что именно в таком виде эта игра выпускается до сих пор — даже в эпоху смартфонов, планшетов и мощных игровых компьютеров старый советский «Need For Speed» не теряет своей популярности. Хотя, возможно, «За рулём» покупают своим детям повзрослевшие октябрята из 70-х, с ностальгией вспоминающие собственное счастливое детство.
▍ Патчи и моды
«За рулём» не предполагала большого игрового разнообразия: в распоряжении водителя имелись три скорости и одна трасса с двумя возможными траекториями, хотя мы добавляли к ним новые, например, «проскакивая» между тоннелем моста и «островком безопасности» или бортиком и пластиковым заборчиком. Проделать это на третьей скорости было совсем непросто. Но пытливый ум советского ребёнка требовал приключений, поэтому игру старались усовершенствовать и модифицировать.
Во-первых, руль был съёмным, и в разных версиях «За рулём» он немного отличался. Детям ничего не мешало оплетать его цветной проволокой «как у взрослых», или украшать логотипами иностранных автомобильных брендов. Чаще всего моддингу подвергалась машинка: магнит в штатном автомобильчике был подвижным, без этого машинка вела себя на трассе неустойчиво, но дети умудрялись использовать в игре и самодельные транспортные средства, благо, небольшие постоянные магниты в Союзе не были дефицитом — их добывали, например, из пластмассовых шашек или туристических шахмат.
Часто на лицевую панель наклевали другую «панель приборов» — она в «За рулём» была напечатана на бумаге. Одарённые «самоделкины» оснащали «торпеду» дополнительными лампочками, например, цветными от ёлочной гирлянды: одна загоралась при повороте ключа зажигания, вторая — при включении «передачи». Если поменять полярность питания, диск с игровым полем начинал крутиться в обратную сторону, позволяя практиковаться в езде задним ходом.
Но самым «писком» считалась модификация игровой трассы. Поскольку диск был несъёмным, а «мосты» имели стандартные проёмы, изменить саму дорогу не представлялось возможным, зато на неё можно было приклеить пластилином дополнительные препятствия: дорожные знаки или светофоры. Самыми крутыми считались детали миниатюр от ГДР-овской железной дороги фирмы Piko, но многие мастерили такие объекты самостоятельно из подручных материалов. Некоторые «геймеры» разбирали трек, расширяли арки с помощью ножовки и напильника, после чего прокладывали под ними новые проезды, усложняя трассу.
Кто бы что ни говорил, а игра «За рулём» воспитала не одного советского школьника, по крайней мере, это была моя любимая игра до того момента, когда я обзавёлся первым «Спектрумом». В то время как U-Drive-It стала воплощением американской автоцентричной культуры 70-х, «За рулём» стала символом советской мечты о личном автомобиле, недоступном большинству простых граждан.
Для тех, кто вырос на этой игре, она обладает ностальгическим очарованием, напоминая о простых радостях тех времён, когда ещё не существовало персоналок и интернета. Пусть «За рулём» не может похвастаться таким же технологическим совершенством, как современные гоночные симуляторы, но она по-прежнему остаётся реликвией советского прошлого. Не знаю, помогла ли мне эта игра освоить базовые навыки вождения, но когда в студенческие годы я приобрёл свой первый «Москвич 2140», я неоднократно вспоминал «За рулём» добрым словом.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (47)
rinace
16.09.2024 09:24Самое необычное использование игры, которое я видел - генерация номеров для "Спортлото"
Holmogorov Автор
16.09.2024 09:24+3Это как?
rinace
16.09.2024 09:24+4По ободу пишутся номера. Затем старт и остановка.
Псевдогенератор случайных чисел ;-)
Vlad-sl
16.09.2024 09:24+2Такая игрушка валяется в подвале одного дома. И судя по ее запыленности она там валяется давно.
Увидел эту статью и вспомнил. Сходить забрать что ли?
vesowoma
16.09.2024 09:24+4У соседа была такая, судя по всему, то первых годов выпуска, и там кажется питание было не от 3х373, а от одной 3336, что еще ограничивало время работы. Отец соседа был электронщиком, и они доработали игру, добавив гнездо для подключения 6В БП от калькулятора (скорее всего). Вместо переключателя скоростей поставили цепочку из постоянного и мощного проволочного переменного резистора, и максимальной скорости теперь даже получалось достигать больше, чем на оригинале. Но моторчик грелся с характерным запахом. В приборку воткнули несколько светодиодов. Вот и весь моддинг. Я еще предлагал поставить спидометр (из стрелочного вольтметра), но к тому моменту интерес к игре угас, да и миниатюрные вольтметры тогда так просто не достать было.
Holmogorov Автор
16.09.2024 09:24+7Ох, этот запах перегревшегося моторчкика...
uhf
16.09.2024 09:24+5Сам моторчик не особо грелся, но щетки сильно искрили и воняли специфически, а еще этот моторчик создавал адские радиопомехи.
leshabirukov
16.09.2024 09:24+1Знакомый сделал светофоры из цветных светодиодов и установил над некоторыми из проемов. Переключались автоматически, автоматического контроля нарушений не было.
gruzoveek
16.09.2024 09:24+3У нас такая же есть, современная с педалью, купили для сына и сами иногда гоняли. Руки-то помнят!
Stiger_slan
16.09.2024 09:24+5Была такая. Отец добавил тумблер меняющий полярность на двигатель - "заднюю скорость". Но так как в машинке магнит был расположен со смещением (видно на фото), то при "заднем ходе" машинка ехала боком, градусов под 45. Хвост регулярно бился об края проездов. Хотя это и не сильно мешало выписывать "чудеса на виражах", но запомнилось.
rinace
16.09.2024 09:24+2Если руль сильно дернуть , то машинка разворачивалась и дальше задним ходом можно было пытаться ехать.
Типа как бы полицейский разворот ;-)
pes_loxmaty
16.09.2024 09:24+15Так же на водителя возлагалась обязанность воспроизводить звук мотора, тормозов и прочее ))
unC0Rr
16.09.2024 09:24Ребристый край диска был призван имитировать звук двигателя. Как по мне, просто раздражал громким звуком и дополнительно высаживал батарейку.
Green__Hat
16.09.2024 09:24+7Игра классная.
Одна проблема - батарейки. Девайс есть, батареек нет.
Печаль.
Играли вдвоем. Приводной ролик отжимается и друг крутит платформу перебирая пальцами по ободу, а ты рулишь. Потом наоборот. Можно и в одиночку, развивает ловкость рук необычайно.
А батареек не было, да :(MountainGoat
16.09.2024 09:24У меня в детстве была куча радиоуправляемых машинок без батареек. Куча - потому что у всех детей есть, значит и мне мама купит, мы ж не нищие. А без батареек - потому что мама панически боялась любого электричества.
shiru8bit
16.09.2024 09:24+3Я в детстве изобретал способ интеграции светодиода в качестве мигалки на крышу машинки, с беспроводной передачей электричества катушкой (начинался Юного техника или приложения, где-то было про такой способ передачи электричества). Не заработало, но зато куда привело меня это техническое творчество (до сих пор делаю всякую подобную ерунду).
cppdigger
16.09.2024 09:24В 1977 году советские инженеры упростили U-Drive-It ... оставив прежним только общий вид игрушки ... принцип действия в игре «За рулём» конструкторы позаимствовали из более ранней Skill Drive.
Это вам сами инженеры рассказали? Может быть они в глаза не видели этих американских игрушек. Похоже на очередную попытку убедить нас в том, что сами ничего придумать не могли, только идеи воровали.
welcme-to-semicndctr-hell
16.09.2024 09:24Все идеи человечества лишь компиляции всего существующего...
Джейсон Стетхэм
vvovas
16.09.2024 09:24+1Была в 90х с ключом, но, кажется, без педалей - одна из самых любимых игрушек детства. Несколько лет назад покупал такую сыну, когда жили в Петербурге, уже с кнопкой и педалями.
Mishootk
16.09.2024 09:24+2В своей игрушке разобрал блок педалей и под акселератор вместо простого замыкания поставил что-то скрученное из нескольких железок и проволки с высоким сопротивлением из детского электронного конструктора. Получил несколько уровней нажатия педали газа.
В дальнейшем педаль от игры использовалась подключенной к компьютерной клавиатуре, ногой листал фидошную почту в голдеде.
leremin
16.09.2024 09:24+4Как ребенок 90-х, видел игру несколько раз, но ни разу в рабочем состоянии. Как впрочем и все остальное советское электрическое вроде программируемого лунохода.
DMGarikk
16.09.2024 09:24вы както в негативном ключе это описали, типа "все советское электрическое такое"
на самом деле эта игра настолько простая с технической точки зрения, что основная её неисправность в том что дети провода отрывают снизу. там тупо нечему ломаться кроме механики (если руль со всей дури свернуть)
а вот луноход слишком сложная игрушка (и вообще прямой клон bigtrak) для тех лет и ей простительно не прожить столько
leremin
16.09.2024 09:24+2Если от меня и был негатив, то только к детям до меня, которые все поломали. До меня доходило треснутое побитое с вырванными моторами и т.д.
А скорее и такого негатива не было, просто константация фактов.
Advisory
16.09.2024 09:24+2«За рулём» стала общепризнанным хитом: как только игра появлялась на прилавках магазинов, её тут же сметали покупатели, притом, что стоила она по советским меркам недёшево — 10 рублей.
У соседа была такая. Завидовали всем двором. Когда приходили в гости, то он только показывал, а играть не разрешал — батарейки было трудно доставать.
А потом мне подарили на ДР такую. Да еще переделанную для работы от розетки!
Три дня никого не подпускал.
В конце третьего дня, уже вместо машинки, скрепкой рулил под бортиками забора.
После не смог придумать как еще разнообразить игру и великодушно отдал на «растерзание» друзьям. Не помню сколько времени они из квартиры не вылезали...
p.s.: почему-то помнится, что у меня было два диска с разными дорогами
Gizzam
16.09.2024 09:24+2Через неделю, наигравшись, поменяли полярность и стали ездить только в обратную сторону. Почему-то больше нравилось.
NutsUnderline
16.09.2024 09:24каждый советский школьник
вобще ни разу такую не видел до сего дня, даже на картинках. а вот яйцелов был
Javian
16.09.2024 09:24В году 98-99 переделывал эту игрушку в джойстик для ПК, чтобы играть в NFS III. Схему джойстика он нашел на BBS.
Dark_Purple
16.09.2024 09:24Быстро надоедала, своим однообразием, но первичные навыки вождения я получил именно с этой игрушкой. Батарейки можно было заменить блоком питания от железной дороги, а та же это позволяло отработать движение «задним ходом» ))
axion-1
16.09.2024 09:24Была другая модификация, со сплошной дорогой без ответвлений, но при этом препятствия под мостами были настраиваемыми, передвигались. В остальном такая же, с ключом, ручкой переключения скоростей и красным корпусом. Хватило на пару дней, потом приелась. Возможно дома ещё валяется где-то.
SomeDD
16.09.2024 09:24+1О-о-о да!!
Была в детстве такая. Отец переделал питание, и вместо батареек она подключалась к выходам блока выжигателя (кто такие девайсы помнит?)
При подключении к разъемам "максимальной температуры" скорость была в разы выше штатной. Это был реальный драйв!DMGarikk
16.09.2024 09:24+1(кто такие девайсы помнит?)
они до сих пор продаются, дочке купил неделю назад
czz
16.09.2024 09:24Да, тоже мечтал о такой. Ведь на безрыбье и рак — рыба. Когда получил, мечты хватило на несколько дней, потом надоело.
tagirb
16.09.2024 09:24+2Спасибо, что напомнили, про эту игрушку, у меня была такая в детстве. Батарейки переделал с хилых Орион-М на 9В Крону и игра стала заметно поживее. Вместо стандартной машинки я гонял со скрепкой для большей маневренности. Самая фишка была проезжать по травке между мостом и отбойником и в дырках заборчиков.
khan-alex
16.09.2024 09:24+1Ох, да - была такая! Как раз вместо батареек использовали БП от Piko с регулировкой от неё же - на 3 скорости вращение было запредельное, примерно раза в 3 (по воспоминаниям и ощущениям) больше чем max стандартное. Моторчик выдерживал и такие нагрузки. Кстати, спасибо, только от Вас узнал, что он МДП Ф1 назывался ))). На такой скорости 3х уже не получалось проскакивать в ограждения на "тротуарах", но круто проходили все арки. Время шло родная игра канула в лету в пожаре в сарае вместе с 3-мя ж/д дорогами от piko, но время шло и ... купили сыну что называется аналог - хватило часа на 3-4 (скорее даже меньше): поле в игре было плоское, отсутствовали ограждения где можно было проскочить. ускорение ребёнка не заинтересовало. Спасибо за статью и воспоминания!
Mordovorot
16.09.2024 09:24+1Когда на 3 передаче вождение уже не представляло сложности, повышали скорость увеличивая диаметр приводного ролика, надевая на него обрезки резиновых шлангов.
MountainGoat
16.09.2024 09:24хотя на приборной панели имелась специальная лампочка, горевшая только тогда, когда автомобильчик находился в пределах дорожного полотна.
Как это было реализовано?
Apoll0
16.09.2024 09:24У меня такая была в детстве. Какая-то промежуточная версия, еще были ключи, а не кнопка, пара, и уже были педали, как на картинке. Немало часов за ней провел когд-то)
trawen
16.09.2024 09:24Непосредственно про историю разработки отечественной версии ни одного слова в статье нет.
Moog_Prodigy
16.09.2024 09:24Могу чуть дополнить статью, выпускалась эта игра на Томском Приборном заводе, лично видел тот термопласт на котором основной корпус печатался. Где-то даже видео сохранилось...
sirmax123
16.09.2024 09:24+2Скучная игра, мне было не интересно совсем, хватило на пару дней.
То ли дело железные дороги, сначала от донецкой фабрики игрушек (синий паровоз в одной из них и желтый тепловоз другой, вроде они называются Уголек и Ветерок, красные пластиковые рельсы, которые подошли к какой-то немецкой дороге ( не Пико, та уже не игрушка). Подозреваю что обе, и наша и немецкая имели стандарт ширины рельс садовых моделей типоразмер О или G?
Ну а пико со мной до сих пор, ho
Кстати может кто декодер на малинке или контроллере делал? Я забросил с наступившим сво, не до того
onets
16.09.2024 09:24+3Соглашусь, было скучно.
А вот ГДРовские игрушечные железные дороги с настоящими металлическими рельсами и сцепками вагонов - вот это была бомба
modestguy
Олдскулы позводило
degistration
не у всех была такая шняга - смотря картинки подумал что можно было бы проигрыватель пластинок переделать в такую игрульку и всеgoto надо руль пределать к управлению тонарм (рычаг к которому крепится картридж с иглой) тк остальное уже на устройстве есть ... но не у всех была и такая шняга