Уже не первая рекомендация с авторством Уолтера Айзексона в нашей рубрике. На этот раз — одна из недавно нашумевших новинок. Всё уже и так понятно из заголовка, поэтому лишь отметим, что в русском переводе работа Уолтера вышла в самом конце августа этого года, а в 2023-м оригинал был признан книгой года по версиям Time, The Financial Times, Apple и Amazon. Несложно догадаться, что это ещё и бестселлер The New York Times. Под звуки этих фанфар перейдем к краткому описанию содержания и предложим несколько поводов, чтобы занять этим чтением ближайшее свободное время.
Итак, на данный момент это единственная наиболее полная и свежая биография Илона Маска. Чтобы написать её, Уолтер Айзексон провел рядом с техномагнатом два года, исследуя не только детали его личности, но и хронику развития компаний миллиардера. Соответственно, на выходе мы имеем труд, который даёт и психологический портрет Илона Маска, и представление о том, чем и как он занимается долгие годы. Автор уже давно заслужил репутацию беспристрастного биографа и его читают буквально во всём мире. О том какие в закулисье личной и рабочей жизни Илона Маска происходили драмы, можно по порядку почитать в этой книге.
Конечно, о том, что известный миллиардер заслужил славу человека противоречивого, мы знаем и без всякой бизнес‑литературы. Но в книге Уолтер Айзексон позволяет проследить взаимосвязь каждой из всех сторон личности Илона. Он не превозносит его и честно пишет и о скандалах с работниками производств, и об успехах. Впрочем, как и о счастливой личной жизни, и о семейных трагедиях и склоках, которые, увы, сопровождают биографию бизнесмена. О дружбе, бизнесе и опыте — обо всём этом на страницах есть. Автору удалось собрать всё в единое полотно, буквально пересказав самое важное. Для сравнения, недавно мы рекомендовали на Хабре книгу о SpaceX, в которой собраны ключевые события компании с 2008 по 2020 год. А здесь в одном «томе» и про сложные взаимоотношения с отцом, и про конкуренцию и романы, и про Zip2, PayPal и X.com, Tesla, OpenAI, Neuralink, Cybertruck из ракетной стали, Twitter и снова «Х», SolarCity с её солнечной энергетикой и, само собой, «фэлконы», Starship, Starlink и планах о Марсе.
Нашим читателям будут интересны и пара (в буквальном смысле) упоминаний о патентах. Особенно, учитывая, что Маск — тот ещё патентофоб. Описывая вручение Илону президентской награды на ужине «Клуба первооткрывателей» в Нью‑Йорке в 2014 году, на котором присутствовал и Джефф Безос (ему досталась другая награда), автор рассказывает и о патентных перипетиях. «Безос аплодировал ему, но в тот момент тайком готовил неожиданную атаку на SpaceX. Вместе с Blue Origin он подал заявку на патент „Посадка космических летательных аппаратов на море“ и через несколько недель после ужина получил его. На десяти страницах заявки описывались „методы посадки и возврата стартовой ступени и/или других фрагментов на установленную в море платформу“. Маск взбесился. Идея о посадке на морские суда „обсуждается уже с полвека, — сказал он. — Ее обыгрывают в кино, ее используют во множестве проектов, к ней подводится столько технических решений, что голова идет кругом! Совершенно очевидно, что попытка запатентовать идею, которую обсуждают уже полвека, выглядит предельно нелепо“. В следующем году, после судебного иска SpaceX, Безос согласился отозвать патент. Но этот спор обострил соперничество двух ракетных предпринимателей», — пишет он. Также в книге есть пара слов о патенте Илона времен Zip2 (на «интерактивную сетевую справочную службу») и принадлежащем Tesla патенте на сплав, разработанный Чарльзом Кёйманом для кузова Cybertruck.
Если говорить о товарных знаках, то из книги можно почерпнуть историю брендов Илона Маска и даже детали нейминга. Например, проследить историю названия X.com, придуманном для платформы ещё 90-х. Напомним, тогда Илон Маск основал её как универсальную площадку, к которой можно было бы прикрутить разнообразные финансовые опции вроде цифровых покупок. «Некоторые из его друзей сомневались, что открытый им онлайн‑банк будет пользоваться доверием клиентов, учитывая, что назывался он почти как порносайт Но Маску нравилось название X.com. Оно было не хитрым, как Zip2, а простым и запоминающимся, и его легко было вводить в адресную строку. Кроме того, оно позволило ему обзавестись одним из самых крутых по тем временам электронных адресов. Впоследствии буква „X“ стала главной в названиях его компаний и даже в именах, которые он давал своим детям», — объясняет Айзексон. Что было с X.com после и как она «превратилась» в социальную сеть, тоже читайте в книге.
Поговорить о подробностях каждой из жизненных линий Илона Маска в рамках одного материала мы не сможем, поэтому по традиции поделились тем, что может вызывать интерес и заинтриговать. В заключении, хотим сказать, что на время написании книги Уолтер Айзексон имел доступ практически во все шкафы Илона: от воспоминаний до личного присутствия на встречах и доступа к оригинальным текстовым сообщениям и имейлам. Соперников и бывших жен Илон Маск тоже учтиво просил не уходить от разговоров с биографом.
Уверены, на ближайшие годы, а то и десятилетия, книга Уолтера Айзексона станет ценным чтением для всех, кому интересно следить за развитием масковских событий. И напомним, что в нашем журнале вы можете найти и рекомендации на другие книги автора: про Стива Джобса и про «инноваторов, совершивших цифровую революцию».
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале